Сообщение

Ученому совету  Оренбургского областного института повышения

квалификации работников образования

 

Ю.В.Ворониной, ст.преподавателя. кафедры гуманитарных  и естественно-математических дисциплин  ООИПКРО

 

О  результатах работы  по обеспечению эксперимента, связанного с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Введение на старшей ступени общеобразовательной школы системы специализированной подготовки - профильного обучения – предусматривается Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 и является одним из её крупнейших направлений.

Экспериментальная отработка введения системы профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области осуществляется на основании Постановления правительства РФ от 9 июня 2003г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования», Рекомендаций об организации предпрофильной подготовке учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (письмо Минобразования России от 20.08.2003 №03-51-157ин/13-03), Приказа Департамента общего и профессионального образования Оренбургской области от 12.11.2004 №01/05-528 «Об организации эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся». 

Система профильного обучения ориентирована на создание условий для максимально полного удовлетворения индивидуальных склонностей, способностей, профессиональных намерений учащихся,  обеспечение общедоступности и современного качества образования.

Под качеством образования необходимо понимать достижение таких образовательных результатов, которые соответствовали бы современной социальной ситуации и потребностям развития личности учащегося.  В настоящее время речь идет не о повышении «старого» качества, а о новом понимании качества образования.

В докладе «Модернизация российского образования: достижения и уроки», подготовленным Всемирным банком в России, обозначены основные направления «качественных изменений»:

-                            высококачественная система образования направлена на достижение долгосрочных эффектов (результатов),  отражающих не только сегодняшние, сколько прогнозируемые потребности меняющегося общества;

-                            для достижения нового качества организация образования и структура управления образованием должны сами по себе отражать основные характеристики новой экономики и общества, основанного на знаниях;

-                            в осуществлении стратегии модернизации нужно переходить от «лозунгов» о политике обеспечения качества к действиям по реализации этой политики.

Масштаб планируемых модернизационных процессов обязывает максимально вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы в Оренбургской области.

Успех в реализации данных перемен во многом зависит от профессионализма субъектов образовательной деятельности.

Однако, как показывает анализ образовательной ситуации в регионе, общественность, работники образования (в т.ч. управленческий корпус)  недостаточно четко представляют суть предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Особенно остро встает вопрос о необходимости повышения квалификации работников образования  различных категорий в системе дополнительного профессионального образования, т.к. педагогические вузы достаточно консервативны: в их учебных программах редко прослеживается связь с современными процессами в образовании.

Осмысление важности развития человеческого потенциала как одного из факторов успешного введения инноваций позволил определить в качестве стратегической цели ООИПКРО создание ресурсов для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, реализующих профильное обучение.

Результатом деятельности института в данном направлении должен стать управленческий и педагогический корпус, подготовленный к работе в системе профильного обучения, полноценно понимающий все содержательные и процессуальные аспекты введения данной инновации.

Повышение квалификации педагога можно рассматривать как процесс формирования и развития основ (предпосылок) профессиональной компетентности.

Повышению эффективности процесса повышения квалификации педагогов в условиях введения профильного обучения  способствует создание следующих ресурсов:

-               создание образовательных программ повышения квалификации для организации курсовой подготовки различных категорий слушателей;

-               научно-методическое сопровождение нововведений (обновления содержания образования, новых форм аттестации девятиклассников, портфолио, организации сетевого взаимодействия, профильной ориентации и информационной работы);

-               информационное обеспечение введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В ходе работы по созданию названных ресурсов были получены следующие основные результаты.

Создание пакета образовательных программ повышения квалификации для организации курсовой подготовки различных категорий слушателей

В первом полугодии 2004-2005 учебного года были  разработаны программы проблемных курсов, семинаров, элективных курсов (в рамках КБПК руководящих и педагогических кадров).

Для организации повышения квалификации педагогов использовались различные формы:

-   проблемные курсы для различных категорий педагогических работников (выездные  проблемные курсы для учителей химии Илекского района по проблеме «Профильное обучение химии», «Подготовка учителя математики к работе в профильной школе» (проблемные курсы для учителей математики), «Преподавание естествознания на старшей ступени общего (среднего) образования» (проблемные курсы для учителей физики);

-   семинары для руководящих кадров региональной системы образования: заведующих РОО/ГОО, руководителей ОУ;

-   семинар для учителей русского языка и литературы «Разработка программ элективных курсов для профильного обучения и курсов по выбору для предпрофильной подготовки»;

-    заседания общественных советов учебно-методических кабинетов по вопросам профильного обучения;

-   мастер-классы по проблемам профильного обучения: «Развитие личности ученика средствами современных педагогических технологий: презентация предмета с использованием компьютерных технологий» (лицей 1, учитель Гурина О.А.) - в рамках стажировки для учителей биологии, «Преподавание курса  "Общая биология" в профильных классах» (гимн.1, учитель Горина В.И.) - в рамках КБПК, совмещенных с аттестацией на 2 и высшую категорию учителей биологии;

-   групповые и индивидуальные консультации по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения (основной тематикой являлись требования к разработке и оформлению программ курсов, отбор содержания курсов и т.д).

Вопросы перехода на профильное обучение в учреждениях начального профессионального образования были рассмотрены на заседании УМО начального профессионального образования Приволжского федерального округа (грск, октябрь 2004г.), в котором активно участвовали сотрудники ООИПКРО Т.И.Аносова, В.М.Дрофа, С.Н.Полькина, Л.А.Тимченко.

Итогом работы стало то, что в целом у руководителей и педагогов, прошедших обучение на базе института, сформировалось в целом понимание целей и конкретных задач предпрофильной подготовки и профильного обучения, их значения и основных компонентов; разработаны первые варианты планов действий по организации и реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Для определения качества курсовой подготовки было проведено анкетирование, анализ которого показал, что примерно 20% респондентов уже начали введение и 19% - готовы ввести профильное обучение, т.е. положительно относятся к вводимым в его рамках инновационным идеям. Около 36% педагогов сомневаются в необходимости введения данной инновации,  и только 6% негативно относятся к введению данного новшества.

Анализ основных мотивов, побуждающих принимать участие во введении системы профильного обучения,  показал, что примерно 41% педагогов уверены, что это поможет более полно учитывать индивидуальные особенности учеников (54% - среди тех учителей, кто уже имеет опыт реализации профильного обучения), 18% - удовлетворит запросы общества (29% - среди тех учителей, кто уже имеет опыт реализации профильного обучения), 9% считают, что это сможет повысить их престиж в педагогическом коллективе, административное давление – 4%.

Основными препятствиями в создании системы профильного обучения, по мнению педагогов, являются: отсутствие благоприятных материально-технических условий в образовательном учреждении – 62% (среди тех учителей, кто уже имеет опыт реализации профильного обучения этот показатель несколько иной - 25%); отсутствие научно-методического обеспечения профильного обучения – 34,1% (13% - среди педагогов уже начавших вводить профильное обучение); низкая профессиональная подготовленность педагогов - 11%; отсутствие организованной системы подготовки и информирования о данной инновации – 16,5%.

На вопрос об источниках получения информации об инновациях, вводимых в рамках профильного обучения, большинство учителей (54%) пришли к выводу, что это должны быть специально организованные формы повышения квалификации специальная и педагогическая литература – 45%.

Следовательно, организация повышения квалификаций в системе дополнительного профессионального образования оценивается как наиболее достоверный источник информации о содержании и технологии введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Проблемы: недостаточное использование возможных форм организации повышения квалификации, неполный охват субъектов образовательного процесса (классные руководители, родительская общественность, представители системы дополнительного образования).

Пути решения проблем:

-         организация повышения квалификации на базе опытно-экспериментальных площадок;

-         разработка программ повышения квалификации следующих категорий слушателей: классные руководители, родительская общественность, представители системы дополнительного образования;

-         более полное использование дистанционных форм организации обучения взрослых по проблемам профилизации.

 

Для повышения эффективности работы по подготовке кадров стало создание и анализ базы данных педагогов, которые будут работать в старшей профильной школе.

В настоящее время запрашиваемая информация о педагогических кадрах из территорий пришла практически полностью (отсутствуют  данные из некоторых отделов образования -  говотроицка, Кваркенского, Александровского, Пономаревского, Тюльганского и Октябрьского р-нов). Следующим этапом должна работа по обобщению полученных данных и формированию банка.

Уже начат анализ банка данных по педагогическим кадрам, способным осуществлять профильное обучение в учреждениях среднего и начального профессионального образования Оренбургской области.

Данная работа сталкивается с таким ограничением, как недостаточно достоверные и отчасти устаревшие данные в банке педагогических кадров по учреждениям начального и - особенно - среднего профессионального образования Оренбургской области.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:

-         провести анализ данных о педагогических кадрах, полученных из территорий (выявить недостоверные данные, соотнести с теми учителями, кто уже прошел или предполагает пройти обучение на проблемных курсах, семинарах, КБПК  и т.д.);

-         разработать механизм взаимодействия ООИПКРО и районных и городских методических служб в целях уточнения полученных данных  о педагогических кадрах;

-         внести дополнение  в формы социального заказа ООИПКРО для указания сведений об учителях на предмет включения их в региональный банк данных педагогических кадров профильной школы.

 

Научно-методическое сопровождение нововведений

Обновление содержания образования

В рамках введения профильного обучения предполагается формирование нового содержания образования, обеспечение его вариативности. Данные изменения достигаются за счет разработки профильных и элективных курсов.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основных функции.

(а) Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится  в полной мере углубленным.

 (б) Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

(в) Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Работа по созданию банка элективных курсов является одной из приоритетных по данному направлению:

- разработаны региональные требования к содержанию и структуре курсов по выбору (элективных курсов);

- начата работа по экспертизе и инвентаризации  учебных программ профильных и элективных курсов, разработанных в  ОУ области.

По нашему мнению, несмотря на новизну проблемы, в образовательных учреждениях области основное внимание было уделено разработке  курсов по выбору для предпрофильной подготовки и элективных курсов для профильного обучения.

Члены экспертных советов (предметных) по профильному обучению проводили экспертизу учебных программ элективных курсов, разработанных педагогами ОУ области.

С.Н. Полькина выполнила экспертизу проекта по введению предпрофильной подготовки в Сорочинском районе.

Всего проведена экспертиза около сотни учебных программ. Наибольшее кол-во элективных курсов (в части предметных курсов) избрано по следующим областям знаний (по убывающей):

1.     Естествознание

2.     Филология

3.     Математика

4.     Обществознание

5.     Информатика

По результатам экспертизы 11 учебных программ признаны соответствующими требованиям; 77 – рекомендованы к доработке; 13  - признаны не соответствующими требованиям.

Проблемы:

-               преобладание среди программ, представленных на экспертизу, программ, направленных на углубление и расширение предметного содержания, недостаточное количество программ элективных курсов надпредметного и межпредметного характера;

-               отсутствие программ элективных курсов, поддерживающих ряд профилей (социально-экономический, оборонно-спортивный, художественно-эстетический и т.д.);

-               недостаточная регламентация деятельности областного экспертного совета (ЭС);

-               отсутствие специальной подготовки у  экспертов программ элективных курсов.

Так,  нормативно не определены и не документированы следующие моменты: число экспертов, проверяющих одну учебную программу; условия приема (например, обязательность электронной версии) и возврата программ; условия сотрудничества с отделами образования по финансовому обеспечению деятельности экспертных советов; порядок учета, инвентаризации учебных программ, помещения их в банк педагогической информации и др. Организацию деятельности экспертных советов затрудняет отсутствие некого «головного» (назовем его координационным) совета, в который бы входили управленцы (администраторы ООИПКРО, представители ДОПО и др.) и представители (руководители) предметных советов. «Головной» совет должен периодически (раз в месяц или с другой периодичностью) собираться для решения вопросов (в том числе организационных и нормативно-правовых). Кроме того, в состав ЭС не входят представители отдельных профилей (технологического, социально-экономического, оборонно-спортивного, художественно-эстетического)

Пути решения проблем:  

-               разработка программ элективных курсов «Методика создания программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения» для реализации на КБПК педагогов, работающих в социально-экономическом, оборонно-спортивном, художественно-эстетическом профилях;

-               корректировка состава ЭК;

-               разработка Положения о деятельности регионального ЭК;

-               обучение экспертов с использованием различных форм повышения квалификации.

Новые формы аттестации девятиклассников

Одним из важных направлений эксперимента является разработка и апробация новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений. Основная  идея обновления связана с введением открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников,  результаты которой могли бы стать основой для зачисления учащихся в профильные классы старшей ступени, а также в учреждения НПО и СПО без проведения дополнительных испытаний. Экзамены в новой форме планируется проводить по двум предметам – алгебре и русскому языку.

В 2003/2004 учебном году в регионе новая форма аттестации выпускников 9-х классов не апробировалась. В текущем учебном году планируется проведение экзамена в новой форме.

Материалы анализа ситуации  на федеральных экспериментальных площадках позволяет выявить вероятные риски введения новой формы аттестации:

-               возможное совпадение сроков проведения «малого ЕГЭ» и ЕГЭ может привести к необходимости совмещения работы экспертов в нескольких  предметных комиссиях одновременно;

-               отсутствие специальных компьютерных программ  организационного обеспечения «малого ЕГЭ»  может привести  к длительной обработке большого количества сопутствующей документации;

-               недостаточная разработка механизма проведения экзаменов (ограниченное количество вариантов, несовершенный критериальный аппарат, необходимость тиражирования большого числа бланков отчетности) может привести к снижению объективности в определении уровня знаний учащихся, к определенным материальным затратам.

Пути решения проблем:

-                     проведение обучающих семинаров для представителей экспериментальных площадок на различных уровнях – от региональных руководителей эксперимента до непосредственно учителей, участвующих в проведении экзамена, проверке работ и анализе результатов;

-                     формирование пакета инструктивных материалов по организации и проведению экзаменов;

-                     использование специальных компьютерных программ  организационного обеспечения «малого ЕГЭ».

 

Портфолио

Портфолио является рабочим инструментом (документом) при оценивании индивидуальных учебных достижений и комплектовании профильных классов. В рамках проводимого эксперимента по введению профильного обучения при построении модели папки (портфеля) личных достижений были предложены три раздела «портфолио» и рекомендации по их применению, которые могут использоваться в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио).

В регионе накоплен некоторый опыт по формированию содержания и структуры портфолио (например, в СШ№52 грска, гимназии г.Бугуруслана и др.).

Проблемы:

-         портфолио, представленные отдельными ОУ, имеют различную структуру;

-         не разработаны адекватные критерии оценивания материалов портфолио;

-         нововведение по созданию портфолио недостаточно активно реализуется в процессе организации предпрофильной подготовки в регионе.

Пути решения:

-         отработка содержания и структуры портфолио на экспериментальных образовательных площадках;

-         разработка инструментария для обобщения опыта по созданию портфолио в области;

-          создание единой региональной структуры портфолио выпускника основной школы.

Организация образовательной сети

Требование более полного удовлетворения образовательных запросов при эффективном использовании имеющихся ресурсов приводит к необходимости объединения усилий отдельных образовательных учреждений, создания образовательных сетей. Потребность в разработке оптимальных моделей с учетом всех конкретных местных условий актуализировала необходимость проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на построение и апробацию моделей сетевого взаимодействия в сельских школах, школах больших и малых городов Оренбуржья.

В институте была создана программа опытно-экспериментальной работы «Разработка моделей  муниципальных образовательных сетей разного типа в Оренбургской области как компонент реализации предпрофильного и профильного обучения».

Цель опытно-экспериментальной работы:  разработка теоретических основ и технологии моделирования образовательных муниципальных сетей, направленных на введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в Оренбургской области.

Задачи опытно-экспериментальной работы:   

-                     обоснование методологических подходов и принципов моделирования и построения эффективных образовательных муниципальных сетей введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-                     создание технологии моделирования образовательных муниципальных сетей, направленных на введение предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-                     определение критериев и показателей эффективности процесса реализации разработанных моделей;

-                     формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;

-                     экспериментальная проверка эффективности моделей  образовательных муниципальных сетей разного типа;

-                     диссеминация опыта по реализации моделей  образовательных муниципальных сетей разного типа.

В рамках реализации программы ОЭР творческим коллективом ООИПКРО была проведена методологическая проработка данной проблемы по направлению проектирования моделей организации предпрофильного и профильного обучения в условиях мегаполиса, малого города и села. Результатом работы стало создание проекта «Модель сетевого ресурсного центра общего образования на базе гимназии малого города», основные принципы которого могут  использоваться как ядро для создания других моделей организации ПП и ПО.

На сегодняшний день институт готов предложить дополнительные платные образовательные услуги по проблеме введения системы предпрофильного и профильного обучения в регионе. Уже заключен договор с голь-Илецком по проектировании первого (подготовительного) этапа в построении муниципальной образовательной сети, которая будет решать задачи предпрофильной подготовки девятиклассников.

ОЭР по проблеме организации профильного обучения ведется и  в 9-ти ОУ, являющихся федеральными экспериментальными площадками в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Институт выполняет при этом функции: информирования участников эксперимента  о новых подходах к пониманию проблемы профильного обучения и предпрофильной подготовки; консультирования ОУ; обобщения и осмысления аналитических материалов, предоставленных участниками эксперимента.

Для педагогов и руководителей экспериментальных ОУ с 9-11 ноября 2004г. прошел первый семинар по проблеме: «Основные направления реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». В ходе курсов по вышеназванной проблеме  прорабатывались основные вопросы профильного обучения.

Обсуждение каждой темы проходило в соответствии с основной целью семинара – построение и корректировка программ перехода на профильное обучение на муниципальном и школьном уровнях в конкретной территории, а также обобщение имеющегося опыта экспериментальной работы по данному направлению. Для этого педагогам экспериментальных ОУ было рекомендовано представить результаты экспериментальной деятельности по проблемам введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в форме проекта.

Следующие семинары, которые планируются проводится для экспериментальных площадок, будут направлены на подготовку учителей и руководителей к обобщению и представлению имеющегося опыта по данной проблеме:

-         семинар "Разработка, реализация и представление результатов проекта в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" (январь 2005г.);

-         семинар "Презентация результатов реализации проектов в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (апрель 2005г.).

По представленным материалам  будет подготовлен  сборник проектов в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Особо следует отметить совместную работу структур ООИПКРО с МОУ “Средняя общеобразовательная школа №81” гренбурга. Она осуществляется по специальному плану и предполагает руководство опытно-экспериментальной работой по проблеме организации профильной дифференциации обучения и предпрофильной подготовки учащихся II и III ступеней общего образования.

Координаторами работы по выполнению данного плана является заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ООИПКРО к.п.н. Дрофа В.М. и старший преподаватель этой же кафедры Ф.Г.Арсланов, научным консультантом - проректор ООИПКРО по научной работе д.п.н. Саитбаева Э.Р.

По итогам 2003/2004 учебного года был подготовлен отчет управлению образования городской администрации (которая курирует данный вопрос) об эксперименте. Эксперимент признан успешно завершенным, школа перешла на работу по учебным планам профильного обучения, построенным во многом по модели нового базисного учебного плана 2004г.

Поскольку из всех предполагаемых в “Концепции профильного обучения…” профилей технологический профиль является наименее проясненным и менее разработанным в научных и методических публикациях, значение данной научно-исследовательской работы имеет, на наш взгляд, масштаб эксперимента областного уровня.

На данный момент школа готовит свои предложения для перехода в ранг областной экспериментальной площадки (по организации ресурсного центра профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся II и III ступеней общего образования в своем микрорайоне).

Подводя итоги по данному направлению, необходимо отметить, что в ОУ области снизилась активность работы по разработке и внедрению моделей предпрофильной подготовки и профильного обучения. В этой ситуации необходима активизация ОУ со стороны ДОПО. Для решения данной проблемы проректорами  и руководителем направления С.Н.Полькиной был разработан Проект приказа ДОПО о присвоении ряду территорий области статуса экспериментальных (гренбург, г.Орск, г.Бугуруслан, Ташлинский р-н, Соль-Илецкий р-н).

Проблемы:

-         нововведение по созданию муниципальной образовательной сети не получило массового введения в регионе в связи со сложностью его реализации;

-         недостаточная востребованность проекта, разработанного в ООИПКРО, со стороны муниципальных отделов образования.

Пути решения проблем:

-               презентация проекта на различных курсах повышения квалификации работников образования;

-               апробация разработанных моделей муниципальных образовательных сетей на опытно-экспериментальных площадках;

-               разработка инструментария для обобщения опыта, имеющегося в регионе по организации сетевого взаимодействия между партнерами, участвующими в реализации профильного обучения;

-               диссеминация опыта по реализации моделей  образовательных муниципальных сетей разного типа.

 Профильная ориентация и информационная работа

Профильная ориентация направлена на успешное самоопределение учеников по окончании основной школы.

В рамках семинаров, проблемных курсов, Круглого стола, проведенных на базе ООИПКРО, были представлены основные возможные формы организации и содержательные аспекты профильной ориентации.

Как показывает анализ ситуации,  в регионе уделяется внимание вопросам профильной ориентации учащихся 9 класса. К данной работе  привлечены все категории специалистов, связанные с системой образования - управленцы, учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психологи.

Однако данная работа пока еще не приобрела системного характера в регионе.

Проблемы:

-         не в полной мере реализуются составляющие профильной ориентации (затруднение вызывает разработка информационно-образовательной карты,  являющейся ядром информационной работы; среди программ элективных курсов, разрабатываемых в регионе, незначительное место занимают программы ориентационных курсов);

-         не предложен потребителю пакет диагностических материалов, направленных на выявление образовательных потребностей, способностей учащихся, заказа родительского сообщества и общественности;

-         не проводится системный мониторинг введения предпрофильной  подготовки и профильного обучения;

-         отсутствуют данные социологических исследований по выявлению потребностей общества в определенных профессиях.

Пути решения проблем:

-         разработка формы для создания базы данных школьников;

-         разработка пакета психолого-педагогического инструментария, позволяющего выявить образовательные потребности и профессиональные намерения старшеклассников;

-         создание механизма продвижения образовательных услуг института по обучению педагогов работе по программе ориентационного курса «Мой выбор»;

-         получение данных социологических исследований по выявлению потребностей общества в подготовке специалистов определенных направлений.

Информационное обеспечение эксперимента

В рамках реализации указанного направления деятельности были обновлены и дополнены информационные ресурсы по проблемам профильного обучения, доступные педагогическому сообществу через информационно-образовательный портал ООИПКРО в следующих разделах:

-         справочный раздел (план курсовой подготовки, тезаурусы);

-         дайджесты по актуальным проблемам профильного обучения;

-         научно-методический раздел: программы курсов по выбору "Флора родного края", "Школа здоровья": из опыта работы учителя биологии Бугурусланского  района Коркиной Н.Е., программа элективного курса "В мире профессий": из опыта работы учителя биологии лицея 1 г. Оренбурга  Гуриной О.А. (ЗавМК биологии), дистантная лекция «Курс химии в школах и классах гуманитарного профиля» (Зав.УМК химии);

-         информационно-педагогические модули из опыта работы: ИПМ Брылевой Л.А., учителя высшей категории сш. с углубленным изучением химии говотроицка «Профильное обучение химии как направление модернизации школьного химического образования», ИПМ опыта учителей химии гимназии №1 областного центра «Специфика обучения химии в естественнонаучном, физико-математическом и гуманитарном профилях» (Зав.УМК химии);

-         электронная библиотека (создан специальный раздел, посвященный проблемам профильного обучения).

Продолжена разработка материалов по проблемам профильного обучения в изданиях ООИПКРО, в т.ч. в НИБ “Человек и образование”.

Опубликованы в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование дополнительного педагогического образования в условиях модернизации регионального образования» (4 – 5 ноября 2004 г.) по проблемам профильного обучения следующие статьи:

«Краеведческий принцип и экологизация географического образования» (Ю.В.Ветштейн);

«Основные подходы к повышению квалификации педагогов в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения» (Ю.В.Воронина);

Изданы методические рекомендации «Курсы по выбору как основной компонент предпрофильной подготовки девятиклассников» (авт.-сост. Ю.В.Воронина), в которых рассматриваются основные вопросы разработки программ курсов по выбору.

Подготовлено к печати методическое пособие «Элективные курсы по биологии: из опыта работы учителей Оренбургской области» (сост. ЗавМК биологии).

Пополнена видеотека института видеофильмом «Химия в профильном медицинском классе» (ЗавМК химии).

Анализ проделанной работы по данному направлению позволяет отметить в целом большой объем и разнообразие форм информационной деятельности. При этом выявлены проблемы:

-                                 проявление разной степени активности сотрудников института в работе по информационному обеспечению перехода на профильное обучение;

-                                 отсутствие систематичности в работе по презентации и рекламированию информационных материалов, что зачастую приводит к их невостребованности;

-                                 фрагментарность созданного информационного массива;

-                                 отсутствие целенаправленной работы со средствами массовой информации  по популяризации идей введения профильного обучения.

Пути решения проблем:

-                                 усилить ответственность научных руководителей направлений (С.Н.Полькина, Ю.В.Воронина, О.Н.Скрынникова, Б.К.Кучкин, Д.В.Бочков, В.М.Дрофа.) за результаты выполнения индивидуальных планов сотрудников по реализации Региональной программы перехода на профильное обучение на старшей ступени общего образования;

-                                 разработать формы презентации и рекламы имеющихся информационных материалов на КБПК, проблемных курсах, семинарах;

-                                 организовать работу со средствами массовой информации (выступления на радио и телевидении, публикации в массовых изданиях и др.).