Доклад проректора по НР Э.Р.Саитбаевой 

на заседании Ученого совета

от 8 июня 2004 г. № 59

«Проектирование системы управления качеством дополнительного педагогического образования в ООИПКРО»

 

План:

 

1.                      Введение (обоснование актуальности проблемы проектирования и оценки системы менеджмента качества (СМК) в ООИПКРО).

2.                      Зарубежный и отечественный опыт в области создания моделей СМК организаций.

3.                      Основные подходы к разработке модели СМК образовательных учреждений и методики оценки (самооценки) уровней совершенства основных критериев, определяющих наличие и эффективность СМК образовательных учреждений.

4.                      Оценка наличия и эффективности СМК образования в ООИПКРО.

 

1.                      Введение (обоснование актуальности проблемы проектирования и оценки системы менеджмента качества (СМК) в ООИПКРО).

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.

Успешная реализация этой задачи зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является эффективный менеджмент.

Наиболее эффективным средством совершенствования системы управления является внедрение универсальных принципов менеджмента качества как важнейших составляющих менеджмента организации.

Анализируя проблематику создания СМК в образовательных учреждениях (ОУ) высшего и дополнительного профессионального образования (ВПО и ДПО), следует отметить, что в российском образовании оно происходит на фоне тесно связанных между собой процессов:

-   широкого распространения в вузах страны работы по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских СМК в соответствии с требованиями международных стандартов (ИСО серии 9000 версии 2000 г.) и других моделей МК. На сегодняшний день в мире сертифицировано более 2000 СМК ОУ, однако в РФ не создано ни одной сертифицированной СМК вуза, находящегося в подчинении МО РФ;

-   перехода к комплексной оценке деятельности вузов и ОУ ДПО, совмещающей процедуры повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказы Минобразования России от 31.05.2001 г.  № 2215 «О комплексной оценке деятельности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, находящегося в ведении федеральных органов исполнительной власти» и от 12.11.99 г. № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения»). Следует отметить, что перечень показателей деятельности вузов включает показатель (1.2.4), отражающий наличие и эффективность внутривузовской системы контроля качества образования. А в отчет о результатах самообследования ОУ ДПО предлагается включать оценку эффективности системы управления содержанием и качеством обучения слушателей. По существу, речь идет об анализе СМК, однако сами критерии наличия и эффективности СМК отсутствуют, что затрудняет объективную экспертизу выполнения аккредитационных показателей;

-   проведения с 2000 г. конкурса МО РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», в котором уже приняли участие более 50 вузов России.

Развитие этих процессов определяется следующими причинами:

-   деятельностью МО РФ по повышению качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов;

-   усилением конкуренции между ОУ высшего и дополнительного профессионального образования, что приводит к необходимости ориентации на потребителя и повышения качества предоставляемых образовательных услуг;

-   интернационализацией образования, необходимостью гармонизации российского образования с другими системами образования в рамках Болонской декларации, в том числе по критериям качества.

Указанные обстоятельства делают актуальной задачу создания, внедрения, поддержания в рабочем состоянии СМК ООИПКРО, постоянного улучшения ее результативности и эффективности.

Под системой менеджмента качества ОУ ДПО мы, вслед за С.А.Степановым (4, с. 31), будем понимать систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, то есть совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков, документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Приступая к созданию СМК ООИПКРО, необходимо выбрать модель СМК и методику оценки (самооценки) СМК.

Под моделью СМК понимают определенную совокупность критериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности ОУ с позиций МК, а также описание уровней совершенства всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству (4, с. 31).

В следующем разделе будет представлен перечень моделей СМК и характеристика некоторых из них.

 

2.                      Зарубежный и отечественный опыт в области создания моделей СМК организаций.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области разработки моделей систем менеджмента качества позволяет выделить следующие модели:

-   международные стандарты на разработку СМК ИСО серии 9000 (1; 2; 3);

-   модель премии Правительства РФ в области качества (7);

-   модель Европейского фонда по менеджменту качества;

-   модель премии МО РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (9);

-   модель национальной американской премии по качеству в области образования

-   показатели аттестационной экспертизы и государственной аккредитации ОУ и др.

Раскроем содержание двух первых моделей, информация о которых нам доступна.

Международные стандарты на разработку СМК ИСО серии 9000.

Международные стандарты на разработку систем менеджмента качества (так называемые стандарты ИСО серии 9000) были разработаны в конце 80-х гг. ХХ века в производственной сфере. Речь идет не о стандартах на производимую продукцию, а о стандартах на системы управления качеством производства продукции. Стандарты ИСО представляют собой руководящие указания по организации производства продукции наилучшего качества.

Последняя версия стандартов (2000 г.) имеет в виду, помимо производства продукции, также и производство услуг. Это создает возможность ее использования и в сфере образования.

Введение стандартов на СМК было обусловлено требованиями рынка.

Конкурентоспособность товаров/услуг обусловливает ряд факторов (качество продукции, цена, условия поставки, стоимость эксплуатации, удобство обслуживания, имидж производителя, известность торговой марки и др.). Именно на эти факторы и воздействуют положения международных стандартов на СМК 9001 и 9004.

В названии стандартов использована аббревиатура международной организации по стандартизации. Она состоит из технических комитетов и включает технический комитет по качеству – ИСО/ТК 176. Именно он в 1987 г. впервые предложил 5 международных стандартов на СМК.

Слайд («Стандарты ИСО серии 9000»)

5 международных стандартов на СМК: 9000, 9001, 9002, 9003, 9004. Это номера, закрепленные за комитетом (9000 – 9020). Каждый последующий стандарт отражает более сложную модель МК.

На основе международных стандартов на СМК созданы национальные стандарты. На сегодняшний день мы имеем следующие национальные стандарты на СМК: ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 («Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»); ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 («Системы менеджмента качества. Требования.»); ГОСТ Р ИСО 9004: 2001 («Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.»)

Слайд («Стандарты семейства ИСО 9000 версии 2000 г.»)

Разработаны также принципы МК, на которых мы специально остановимся.

Слайд («Модель процесса МК по ИСО 9001 версии 2000 г.»)

Модель процесса МК рассматривается как процесс, на входе которого – требования потребителей, а на выходе – продукция или услуга, предоставляемая потребителю. В процессы МК включены:

-                          процессы ответственности руководства;

-                          процессы менеджмента ресурсов;

-                          процессы жизненного цикла продукции;

-                          процессы измерения, анализа и улучшения.

Слайд «Принципы МК»

Принципы МК:

 

1. Ориентация на потребителя. 2. Лидерство руководителя. 3. Вовлечение работников. 4. Процессный подход. 5. Системный подход к менеджменту. 6. Постоянное улучшение. 7. Принятие решений, основанное на фактах. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Разработаны 8 принципов менеджмента качества, которые могут быть использованы вышестоящим руководством для управления организациями с целью улучшения их деятельности.

Слайд «Принцип 1. Ориентация на потребителя»

Организации зависят от своих потребителе, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Этот принцип раскрывается в разных разделах стандарта, например, в разделе 5. Ответственность руководства (5.2. Ориентация на потребителя); в разделе 7. Процессы жизненного цикла продукции (7.2. Процессы, связанные с потребителями); в разделе 8.

Слайд «Принцип 2 – Лидерство руководителя»

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Добавим к этому положения стандарта ИСО 9004: 2000 (п. 5.1.1), где сказано, что лидерство высшего руководства, его активное участие являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной СМК для достижения выгоды всех заинтересованных сторон. Применение принципа ведет к созданию атмосферы доверия и работы без страха, к воодушевлению, поощрению и признанию вклада работников. Этот принцип распространяется на все высшее руководство: на руководителя, его заместителя и руководителей подразделений.

Слайд «Принцип 3 – Вовлечение работников»

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Слайд «Принцип 4 – Процессный подход»

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Согласно определению (ИСО 9000: 2000, п. 3.4.1), «процесс – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая входы в выходы».

В качестве входов и выходов могут выступать материальные потоки (сырье, продукция), информация, услуги. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Как правило, можно определить, измерить и проконтролировать характеристики входа, параметры процесса и характеристики выхода.

В процессном подходе особое внимание уделяется стыкам между процессами – там бывает больше всего потерь.

Слайд  (Процессный подход)

Преимущество процессного подхода перед функциональным состоит именно в непрерывности управления на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии. Другими преимуществами процессного подхода являются:

-                          повышение эффективности горизонтальных связей в организационной структуре, являющихся наиболее слабыми в отличие от традиционно отлаженных вертикальных;

-                          оптимизация обмена информацией между функциональными подразделениями;

-                          нацеленность организации и каждого процесса ни интересы потребителей;

-                          ориентация на конечный результат;

-                          встраивание контроля качества в процесс;

-                          наделение исполнителей полномочиями и, как следствие, освобождение руководителей от решения оперативных вопросов, сосредоточение на стратегических вопросах.

Слайд  (Сеть процессов)

Сеть процессов организации образуют множество процессов, входы и выходы которых относятся к внешним или внутренним потребителям. Когда мы смотрим на сеть процессов, мы должны смотреть на нее в целом, на стыки между процессами. Из этого вытекает следующий принцип.

Слайд «Принцип 5 – Системный подход»

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Результативность - это достижение цели (запланированного результата). Результативность интересует потребителя. Организацию, помимо этого, интересует, какими усилиями достигнут результат, то есть эффективность. От нее будет зависеть наличие средств на заработную плату, на перевооружение производства и др.

Как свидетельствует следующий принцип, можно постоянно улучшать как результативность, так и эффективность.

Слайд «Принцип 6 – Постоянное улучшение»

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Принцип постоянного улучшения ведет к разработке целей для того, чтобы направлять и отслеживать улучшения; к превращению постоянного улучшения продукции и процессов в задачу каждого работника; к поощрению за улучшения.

Слайд «Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах»

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Чтобы основываться на фактах, надо основываться на информации. Для этого в ИСО 9001: 2000 существует раздел 4.2. Требования к документации, согласно которому руководству организации для разработки и поддержания СМК, а также для результативного и эффективного выполнения процессов необходимо определить необходимую документацию, управлять документацией, а также управлять записями. Степень документированности СМК зависит от размера организации и вида деятельности; сложности процессов; компетентности персонала. Документация может быть в любой форме и на любом носителе. И она должна быть доступна работникам и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

Слайд «Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками»

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Основная выгода, получаемая при реализации данного принципа, – это гибкость и быстрота совместных ответов на изменения рынка и ожиданий потребителей.

Стандарт ИСО 9001: 2000 г. включает 8 разделов. 3 первых раздела включают общие положения, нормативные ссылки и определения. Остальные разделы: 4. Системы менеджмента качества; 5. Ответственность руководства; 6. Менеджмент ресурсов; 7. Процессы жизненного цикла продукции; 8. Измерение, анализ и улучшение.

Особое внимание мы уделим следующим элементам СМК по ИСО 9001 и 9004 версии 2000 г.: 1) процессам, связанным с потребителями; 2) внутреннему аудиту; 3) анализу со стороны руководства; 4) самооценке; 5) мониторингу и измерению удовлетворенности потребителей. Именно эти элементы являются механизмами, делающими СМК самонастраивающейся системой.

 В разделе 4 «Система менеджмента качества» содержится требование разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать результативность СМК. Пункт 4.2. содержит требования к документации.

Стандарт ИСО 9001: 2000 в п. 4.2.1 устанавливает необходимость следующей документации:

1.     Документированная политика в области качества.

2.     Документированные цели в области качества.

3.     Руководство по качеству.

4.     6 документированных процедур: управление документацией; управление записями о качестве; внутренние аудиты; управление несоответствующей продукцией; корректирующие действия; предупреждающие действия.

5.     Документы, необходимые организации.

Итак, документированные процедуры включают политику и цели в области качества. Собственно менеджмент качества и начинается с разработки политики и целей в области качества. Их формулировка – прерогатива высшего руководства. Поэтому здесь логичен переход к следующему разделу стандарта ИСО 9001 – 5. «Ответственность руководства».

Менеджмент качества является частью общего менеджмента организации и включает: разработку политики в области качества; разработку целей в области качества; планирование качества; управление качеством; обеспечение качества; улучшение качества.

Требования к политике в области качества включают п. 5.3.г: «политика должна быть доведена до сведения персонала организации и быть понятна ему». Это означает, что каждое подразделение должно осмыслить, что означают те или иные положения политики именно для данного подразделения на ближайший год.

Механизм доведения политики до каждого подразделения раскрывается в разделе 5.4 «Планирование»: в соответствующих подразделениях в соответствии с политикой предприятия должны быть установлены цели в области качества.

П. 5.5.2: высший руководитель должен назначить представителя руководства, ответственного за: разработку процессов СМК, предоставление отчетов о ее функционировании и необходимости улучшения, содействие распространению понимания требований потребителей у персонала. П. 5.5.3 называется «Внутренний обмен информацией». Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией о результативности СМК. В нашем институте это - совещания о СМК (заседания Ученого совета). Каждому работнику ИПК доступны результаты социологических исследований качества ДПО; предоставлена возможность обсуждения этих вопросов в рамках форума на сайте института и др.). П. 5.6 «Анализ со стороны руководства».

Проанализировано должно быть все: вход, процесс и выход.

Какие входные данные для анализа (п. 5.6.2) необходимы руководителю:

А) результаты аудитов;

Б) обратная связь от потребителей;

В) функционирование процессов и соответствие продукции;

Г) статус предупреждающих и корректирующих действий;

Д) действия, вытекающие из предыдущего анализа;

Е) изменения, которые могли бы повлиять на СМК;

Ж) рекомендации по улучшению.

На выходе (п.5.6.3) должны быть решения по:

А) повышению результативности СМК;

Б) улучшению продукции согласно требованиям потребителей;

В) потребности в ресурсах.

Рассмотрим кратко раздел 6 стандарта ИСО 9001 «Менеджмент ресурсов».

В разделе 6 содержатся требования к человеческим ресурсам (работникам), инфраструктуре и производственной среде.

 В п. 6.2 «Человеческие ресурсы» содержится требование определять и обеспечивать компетентность, осведомленность и подготовку персонала, выполняющего работу, влияющую на качество продукции, а также оценивать результативность мер, предпринятых по подготовке персонала. Стандарт 9004 вовлечение и развитие работников рекомендует осуществлять через:

Планирование их подготовки и карьеры;

Определение ответственности и полномочий;

Разработку индивидуальных и групповых целей;

Признание и вознаграждение;

Анализ потребностей работников;

Обеспечение групповой работы;

Измерение степени удовлетворенности работников;

Выяснение причин их прихода в организацию и увольнения.

В разделе 7. «Процессы жизненного цикла продукции» рассмотрим только п. 7.2. «Процессы, связанные с потребителями», - который имеет отношение и к ОУ.

Слайд «Принципы МК»

Все принципы МК прямо или опосредованно связаны с потребителем:

№ 1 – полностью;

№ 2 – обязывает рассматривать потребности всех заинтересованных сторон, включая потребителей;

№ 3 – работники должны ориентироваться на удовлетворение невысказанных требований потребителя, на то, что вызовет у него восхищение;

№ 4 – процессный подход содействует улучшению видов деятельности организации для удовлетворения потребностей потребителей;

№ 5 – системный подход необходим для удовлетворения требований потребителей наиболее результативным и эффективным способом;

№ 6 – полностью;

№ 7 – при анализе удовлетворенности потребителей надо основываться на фактах + опыт и интуиция;

№ 8 – важна совместная работа с поставщиками для более полного понимания запросов потребителей.

В различных разделах стандарта раскрываются процессы, связанные с потребителями.

Раздел 5. «Ответственность руководства». П. 5.1. «Обязательства руководства» - высшее руководство должно доводить до сведения организации важность выполнения требований потребителей. П. 5.2. «Ориентация на потребителя». П. 5.5.2 «Представитель руководства» - должен содействовать распространению понимания требований потребителей по всей организации.

Раздел 6. «Менеджмент ресурсов». П. 6.1. – организация должна обеспечивать ресурсы, необходимые для повышения удовлетворенности потребителей.

Раздел 7. «Процессы жизненного цикла продукции». П. 7.2. «Процессы, связанные с потребителями» - определение и анализ требований, относящихся к продукции; связь с потребителями.

Раздел 8. «Измерение, анализ и улучшение». П. 8.2.1. «Мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей». П. 8.4. «Анализ данных» - по удовлетворенности потребителей.

Стандарт ИСО 9004 содержит рекомендацию полностью понять требования потребителей или других заинтересованных сторон до инициирования мероприятий по обеспечению соответствия этим требованиям.

Стандарт ИСО 9001 (п. 7.2.) требует: определить требования, относящиеся к продукции; проанализировать их; исправить соответствующие документы, если требования были изменены. Требования стандарта к организации работы по выявлению требований потребителей мы раскроем одновременно с требованиями к организации работы по выявлению их удовлетворенности, так как здесь используются одинаковые технологии.

П. 8.2. Мониторинг удовлетворенности потребителей.

Выявление требований и удовлетворенности потребителей осуществляется на основе внешней и внутренней маркетинговой информации. Внешняя маркетинговая информация включает: маркетинговую разведку, маркетинговые исследования, независимые обращения (отзывы). Внутренняя маркетинговая деятельность включает анализ требований потребителей в процессе договорной работы и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности, то есть продаж.

Для ОУ  наиболее значимую информацию дают маркетинговые исследования – сбор, обработка и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям на основе использования специальных методов (опроса, наблюдения, эксперимента).

Для проведения мониторинга удовлетворенности потребителей необходимо:

1.     Определить продукцию (услуги) и процессы, удовлетворенность которыми оценивается.

2.     Определить категории потребителей.

3.     Определить соответствующие показатели продукции, процессов, репутации организации.

4.     На основе данных показателей разработать вопросники.

5.     Выбрать метод исследования (например, опрос в форме анкетирования), утвердить форму анкеты, определить анкетеров и др.

6.     Выбрать методику обработки данных.

7.     Определить, в каких направлениях деятельности и как будет использоваться информация об удовлетворенности потребителей.

Раздел 8 «Измерение, анализ и улучшение».

В стандарте ИСО 9004 (с. 29) указывается, что измерение данных важно для принятия решений, основанных на фактах (принцип МК № 7).

Какие показатели деятельности организации подлежат измерениям? Это:

-         продукция;

-         процессы (в том числе процессы МК).

При измерении, анализе и улучшении необходимо учитывать следующие рекомендации ИСО 9004:

-   данные измерений следует преобразовывать в информацию, которая пойдет на пользу организации;

-   измерение, анализ и улучшение использовать для расстановки приоритетов организации;

-   применяемые методы измерения периодически анализировать, а данные верифицировать на точность и полноту;

-   необходимо использовать сравнение с лучшими достижениями;

-   использование измерений и доведение информации до заинтересованных сторон составляют основу улучшения деятельности организации, поэтому такая информация должна быть актуальной и иметь четко определенное назначение и т.д.

Методами измерения и мониторинга работы системы (согласно п. 8.2.1.1 ИСО 9004) являются:

-   отслеживание удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

-   внутренние аудиты;

-   измерение финансовых показателей;

-         самооценка.

Внутренним аудитам посвящен пункт 8.2.2 ИСО 9001 (с. 9). В стандарте ИСО 9004 появляются два новых пункта: 8.2.1.4 «Финансовые меры» и 8.2.1.5 «Самооценка».

Главные цели внутреннего аудита сформулированы в ИСО 9001 (с. 9) - установить, что СМК: 1) соответствует требованиям стандарта ИСО 9001 и требованиям, разработанным организацией; 2) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Рассмотрим блок-схему процесса внутренних проверок, согласованную с требованиями стандарта ИСО 9001.

Слайд  (Блок-схема процесса внутренних проверок)

1)                     Процесс внутренних проверок начинается с определения ответственности и полномочий как аудиторов, так и тех, кого проверяют (под это должен быть соответствующий документ).

2)                     Инициирование проверок включает: а) планирование внутренних проверок на год (отдельный план или строчка в общем плане); б) инициирование специальных проверок (приказом гендиректора).

3)                     Проведение проверки включает: ее подготовку; проведение; подготовку, утверждение и рассылку отчета. Главное на этом этапе – выявление несоответствий (проблем).

4)                     Задачей руководителей подразделений является проведение коррекции, корректирующих и предупреждающих действий по устранению несоответствий или их причин (в том числе потенциальных).

5)                     Далее идет анализ самой внутренней проверки – для того, чтобы понять, что удачно и что плохо в процессе внутренней проверки.

6)                     Действия по улучшению внутренних проверок. Они могут включать подготовку аудиторов, переделку процедуры планирования внутренних проверок и т.д.

В стандарте ИСО 9004 (п. 8.2.1.5 ) появляются требования к проведению самооценки организации. Различие между внутренним аудитом и самооценкой заключается в том, что аудит направлен на получение объективных свидетельств о том, что требования стандартов на СМК выполнены, а самооценка используется для сравнения деятельности организации с лучшими достижениями других организаций и показателями мирового уровня по данному виду деятельности; при оценивании возможностей улучшения деятельности организации.

Самооценка как метод измерения и мониторинга работы системы – и идеологически, и технологически более высокого уровня, чем внутренние аудиты. Она появилась только в новых версиях стандарта (2000 г.).

Самооценка всегда проводится на соответствие какой-либо модели: 1) модели менеджмента (ИСО 9004) или 2) модели национальных премий по качеству.

Тип самооценки (связанный с выбором модели) и масштаб самооценки выбираются самой организацией.

Самооценка на соответствие стандарту ИСО 9004 может применяться:

-         ко всей СМК или ее части, или любому процессу;

-         к организации в целом или ее части;

-         может  быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником при поддержке высшего руководства.

Данный тип самооценки предназначен для оценивания уровней развития СМК организации по каждому основному разделу стандарта ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 до 5.

Слайд  (Уровни развития деятельности)

Баллом 1 оценивается низший уровень, характеризующийся отсутствием систематического подхода к проблемам, отсутствием результатов или слабыми результатами. Баллом же 5 оцениваются лучшие в классе результаты.

Для проведения самооценки на соответствие стандарту ИСО 9004 используется методика составления вопросов. Кратко остановлюсь на ней. Вспомним, что модель процесса МК по ИСО 9004 включает следующие основные блоки: 1) менеджмент систем и процессов (п. 4.1); 2) ответственность руководства (раздел 5); 3) менеджмент ресурсов (раздел 6); 4) процессы жизненного цикла продукции (раздел 7); 5) измерение, анализ и улучшение (раздел 8). Эти блоки, или разделы, можно считать критериями. Подпункты данных разделов являются составляющими критериев. А вопросы, которые разработываются для оценки уровня развития СМК по каждому разделу и пункту, будут называться областями оценки. Каждая организация формирует и утверждает свой перечень вопросов. В качестве подспорья для этой работы в Приложении А к стандарту 9004 (с. 41-42) дан примерный перечень вопросов.

Существует много способов формализации результатов самооценки, определения рейтингов развития СМК организации и регистрации возможных действий по улучшению. Один из них приведен на слайде.

Слайд  (Пример записи результатов самооценки)

Другой тип самооценки ориентирован на модель национальных премий по качеству.

Хронология национальных премий по качеству такова:

1)                     Впервые модель национальной премии по качеству (премия Деминга) была разработана в Японии в 1951 г.

2)                     В 1987 г. была учреждена премия Малкольма Болдриджа в США.

3)                     В 1991 г. учреждена Европейская премия в области качества. Ее модель создавали общественные организации: Европейский фонд управления качеством и Европейская организация по качеству.

4)                     На основе Европейской премии по качеству создана модель отечественной премии по качеству. Реально конкурс проходит с 12 апреля 1996 г., когда Постановлением Правительства РФ № 423 были учреждены Премии Правительства РФ в области качества.

Модель премии Правительства РФ в области качества включает в себя две группы критериев.

Слайд  (Модель премии Правительства РФ в области качества)

Первая группа критериев называется «критерии-возможности». Она характеризует то, как организация добивается результатов, что для этого делается:

1)     лидирующая роль руководства;

2)     политика и стратегия организации в области качества;

3)     персонал;

4)     партнерство и ресурсы;

5)     процессы, осуществляемые организацией.

Вторая группа критериев называется «критерии-результаты» и характеризует то, что достигнуто:

6)     удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг;

7)     удовлетворенность персонала;

8)     влияние организации на общество;

9)     результаты работы организации.

Каждый критерий имеет вес, выраженный в процентах и в баллах. Наибольший вес у критерия «удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг».

Самооценка на основе модели премии по качеству во многом схожа с самооценкой на основе модели СМК.

Слайд  (Критерии самооценки по двум разным моделям)

К каждому критерию предлагаются составляющие, которые раскрываются через области оценки (или показатели).

Методы (способы) проведения самооценки могут быть выбраны любые.

Слайд  (Методы проведения самооценки)

1.     Наиболее сложный и трудоемкий метод самооценки – метод имитации участия в конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества. Метод почти полностью имитирует процедуру участия в конкурсе, включая подготовку отчета в соответствии с установленными требованиями, но в отличие от конкурсной процедуры экспертиза материалов осуществляется не внешними экспертами, а экспертами организации. Другие методы более простые:

2.     Специальный бланк (проформа). Этот метод значительно сокращает время на оформление отчета благодаря наличию специальной формы для регистрации данных по самооценке. Проформа разрабатывается для каждой составляющей критерия, а собранные воедино бланки проформы представляют собой отчет по самооценке, характерный для данного метода.

3.     Матрица (таблица). Таблица разрабатывается самой организацией и включает в себя ряд заявлений о достижениях организации (по критериям премии в области качества), представленных в порядке их возрастания (или убывания) по значимости по выбранной шкале (от 1 до 10). Составлению таблицы предшествует проведение самооценки. Таблицу составляют специалисты, хорошо знакомые с моделью премии и реальным состоянием дел в организации.

4.     Рабочее совещание. Руководители подразделений на основе предварительного анализа данных выявляют и формулируют сильные стороны и области, где можно ввести улучшения.

5.     Метод привлечения экспертов. Самооценку проводят внешние эксперты или же специалисты, не занятые в работе данного подразделения на основе представленных материалов. Способ оформления данных по самооценке может быть выбран любой.

6.     Анкеты. Метод заключается в составлении анкет, их распространении и обработке результатов анкетирования. Анкеты разрабатываются на основе составляющих критериев модели премии и областей их оценки.

И, наконец, несколько слов по использованию результатов самооценки.

Первым этапом процесса использования результатов самооценки является определение тех важнейших областей, в которых необходимо ввести улучшения. При этом необходимо: 1) сконцентрировать усилия на нескольких наиболее важных направлениях, а не решать одновременно большое количество проблем; 2) применять специальные методы анализа для выявления этих областей (проблемно-ориентированный анализ; SWOT-анализ и др.).

После определения приоритетности мероприятий следует не создавать отдельный план их выполнения, а включить их в традиционно разрабатываемые планы мероприятий по совершенствованию организации.

 

3.                      Основные подходы к разработке модели СМК образовательных учреждений и методики оценки (самооценки) уровней совершенства основных критериев, определяющих наличие и эффективность СМК образовательных учреждений.

Анализ приведенных в разделе 2 моделей систем менеджмента качества позволяет сформулировать основные подходы к разработке модели СМК ОУ и методики ее самооценки:

1)                      такая модель должна вписываться в существующие схемы и показатели аттестационной экспертизы, государственной аккредитации и самообследования вузов. В то же время она должна быть дополнена критериями, позволяющими оценить наличие и степень развитости СМК. Такими критериями являются требования стандарта ИСО 9001 версии 2000 г., в том числе: лидирующая роль руководства вуза в вопросах качества и постоянного улучшения; формулирование миссии, цели и политики вуза в области качества, планирование и следование поставленным целям; внедрение процессного подхода; управление документацией; построение организационной структуры СМК; построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга (в том числе – механизмы регулярного сбора и анализа информации для принятия решений; оценка качества содержания образовательных программ и др.); планирование рабочих процессов вуза; организация общего менеджмента в вузе, включая управление персоналом, инфраструктурой, материальными и информационными ресурсами, технологиями и т.п.; организация финансово-экономической деятельности; внутренние аудиты и самооценка вуза и его структурных подразделений;

2)                      оценка эффективности внутривузовской СМК может производиться на основе оценки уровней совершенства всех критериев и подкритериев (составляющих критериев) модели СМК на основе специально разработанных квалиметрических шкал уровней совершенства критериев модели или «лучших практик» ведущих вузов или ОУ ДПО. Желательно также, чтобы базовая модель и методика самооценки (оценки) СМК содержала указания граничных (допустимых) значений и зон наличия и эффективности интегральных оценок критериев модели. Установка граничных (допустимых) значений зон наличия и эффективности СМК может быть проведена на основе среднестатистического распределения уровней совершенства критериев и их составляющих модели СМК по представительной выборке вузов и ОУ ДПО России путем пилотной апробации методики самооценки.

На сегодняшний день можно говорить о разработке общей методологии оценки наличия и эффективности внутривузовской СМК; о наличии различных моделей СМК вузов. В то же время отсутствует регламентированная процедура организации самооценки (оценки) СМК вузов на основе  той или иной модели. Не установлены граничные (допустимые) значения зон наличия и эффективности СМК вузов. В этой ситуации использование той или иной модели не позволяет с точностью оценить эффективность СМК, но тем не менее стимулирует ОУ к применению принципов всеобщего менеджмента качества и поиску областей улучшения качества предоставляемых образовательных и научно-исследовательских услуг.

Учитывая названные ограничения и в то же время руководствуясь благой целью внедрения единых общеевропейских принципов, которые используются для оценки систем управления, построенных в соответствии с теорией качества, попробуем с возможной в названных условиях степенью точности установить факт наличия в ООИПКРО СМК и уровень ее эффективности. Для этого воспользуемся в качестве базовой модели моделью и критериями эффективности внутривузовской СМК, разработанной в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» коллективом авторов под руководством С.А.Степанова (4 , с. 30 – 37).

Общий вид модели и перечень критериев, представленные на рис. 1 и в таблице 1 (Приложения 1, 2),  полностью совпадают с моделями, взятыми авторами в качестве прототипов (бельгийско-нидерланская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества, и модель конкурса МО РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»).  Модель включает в себя две группы критериев. Первая группа критериев называется «критерии-возможности». Она характеризует то, как организация добивается результатов, что для этого делается:

1) лидирующая роль руководства;

2) политика и стратегия организации в области качества;

3) менеджмент персонала;

4) ресурсы и партнеры;

5) менеджмент процессов, осуществляемых организацией.

Вторая группа критериев называется «критерии-результаты» и характеризует то, что достигнуто:

6) удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг;

7) удовлетворенность персонала;

8) влияние вуза на общество;

9) результаты работы вуза.

К каждому критерию предлагаются подкритерии (составляющие критериев).

Предлагаемая авторами методика самооценки уровней совершенства основных критериев, определяющих наличие и эффективность СМК ОУ ВПО, основана на применении метода матрицы (таблицы), которая включает в себя ряд заявлений о достижениях организации (по каждому подкритерию), представленных в порядке их возрастания по значимости по выбранной шкале (от 1 до 5). Эти пять уровней совершенства указывают направление для совершенствования, причем вуз проходит (в идеале) все пять уровней по порядку, начиная с первого и заканчивая последним, наивысшим уровнем совершенства. Пример матрицы (таблицы) оценки уровней совершенства СМК вуза по одному из подкритериев приведен в таблице 2 (Приложение 3). Серьезно затрудняет нашу аналитическую работу то, что нам недоступны специальные квалиметрические шкалы, которые вербально описывают уровни совершенства всех критериев и их составляющих (аналогично приведенному в Приложении 3 описанию уровней совершенства СМК по одному из подкритериев). Наличие таких шкал позволило бы нам перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев к их количественной оценке, соответствующей тому или иному уровню от 1 до 5. В данной ситуации (которая характеризуется отсутствием регламентированной процедуры организации самооценки СМК, фрагментарной информацией об авторских методиках самооценки уровней совершенства СМК) нам, по-видимому, придется ограничиться качественной оценкой критериев группы «Возможности» и группы «Результаты» в соответствии со следующими общими принципами, сформулированными в (4).

В основу оценки уровня совершенства подкритериев группы «Возможности» могут быть положены следующие основания:

1)                      степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения требованиям ГОС ВПО и ДПО до полного учета интересов всех заинтересованных сторон);

2)                      степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии);

3)                      степень распространенности в ОУ применяемого подхода по уровням управления, различным подразделениям и процесса;

4)                      степень вовлеченности персонала ОУ в соответствующие процессы;

5)                      степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам);

6)                      степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем.

В основу оценки уровня совершенства подкритериев группы «Результаты» могут быть положены следующие принципы:

1)                      учет трех основных аспектов: а) совершенство механизмов сбора и анализа информации относительно удовлетворенности потребителей, персонала и общества; б) степень удовлетворенности потребителей, персонала и общества различными аспектами работы ОУ (на основании их реального анкетирования) и в) косвенные свидетельства удовлетворенности заинтересованных сторон.

 

4. Оценка наличия и эффективности СМК образования в ООИПКРО.

Как было указано выше, менеджмент качества включает: разработку политики в области качества; разработку целей в области качества; планирование качества; управление качеством; обеспечение качества; улучшение качества. Собственно менеджмент качества и начинается с разработки политики и целей в области качества. Их формулировка – прерогатива высшего руководства (под высшим руководством понимается лицо или группа работников: руководитель, заместители и руководители подразделений).

Действительно, политика и цели ООИПКРО в области качества сформулированы ректором института в статье «Критериальные основы качества дополнительного педагогического образования». (Н.К.Зотова. Критериальные основы качества ДПО // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной науч.-практ. конф. - М. – Оренбург, 2003. – С. 330 – 333).

Политика и цели в области качества формулируются на основе миссии. Нашу миссию выражает следующая формулировка: «ООИПКРО – ресурсный центр региональной системы образования; источник и транслятор актуальной информации, которая обращена к потребителям услуг ДПО: руководителям ОУО и ОУ, педагогам, родителям, деловым партнерам (власть, религиозные конфессии, общественные организации, социальные структуры и т.д.)». Нашей глобальной целью является достижение качества ДПО в условиях модернизации регионального образования. В такой формулировке цель недостаточно диагностична, поэтому надо уточнить, что такое качество образования. Это – соответствие установленным стандартам и/или – удовлетворение запросов потребителей. Государственные образовательные стандарты ДПО отсутствуют (за исключением стандартов переподготовки слушателей). Следовательно, главным критерием качества является удовлетворение образовательных потребностей работников образования области в повышении квалификации и переподготовке. И в соответствии с этим политика института включает: 1) разработку программы изучения спроса и предложений потребителей образовательных услуг ИПК (с использованием механизма социального заказа); 2) разработку образовательных программ (в том числе дистанционного обучения) и вариативных модулей к ним для удовлетворения индивидуальных запросов слушателей; 3) разработку программы изучения качества образовательных услуг ООИПКРО.

Попробуем оценить СМК института по двум из «критериев-возможностей»: «лидирующая роль руководства» и «политика и стратегия в области качества». Как следует из вышесказанного, руководство института (в лице руководителя) имеет собственное видение на качество содержания и организации образовательного процесса. Это видение основано на анализе общих тенденций развития общества. Руководство распространяет свое видение качества и рассматривает другие мнения. Вопросы миссии, политики, целей и задач в области качества обсуждаются с персоналом института на разных уровнях (главным образом – с заместителями и руководителями подразделений). Уделяется внимание различным аспектам в области качества и их влиянию на деятельность ИПК и ее результаты. Руководство является инициатором формулировки миссии, политики и целей в области качества, однако они не документированы (не утверждены в качестве внутренних документов института). Выборочный экспресс-опрос методистов, заведующих УМК, заведующих кафедрами выявил следующую картину: сотрудники института способны воспроизвести ключевое понятие в миссии института – «ресурсный центр»; с помощью наводящих вопросов – реконструировать в первом приближении цель и политику института в области качества. Это свидетельствует о недостаточном участии персонала в разработке и совершенствовании политики и стратегии в области качества; несовершенстве механизмов проекции и внедрения политики и стратегии на все уровни управления и структурные подразделения института. На наш взгляд, существует возможность (резерв) совершенствования политики и стратегии ИПК в области качества с учетом мнений всех заинтересованных сторон: персонала института, потребителей, партнеров, представителей общественности.

В группе «критериев-возможностей» мы можем также оценить некоторые составляющие критерия «менеджмент процессов», а именно основные рабочие процессы института, включающие:

маркетинговые исследования;

разработку учебного плана и учебно-методического обеспечения дисциплин учебного плана;

процесс обучения;

контроль и оценку качества образовательного процесса;

контроль полученных знаний и навыков и др.

Эти вопросы раскрываются в сообщении проректора по УМР А.Р.Селивановой. Проанализируем это сообщение и произведем самооценку некоторых составляющих критерия.

Выявление требований потребителей образовательных услуг института осуществляется на основе маркетинговых исследований – социального заказа на образовательные услуги от территорий и отдельных работников образования. Алгоритм формирования социального заказа в общем виде включает: формирование научными и методическими структурами пакета документов с предлагаемыми образовательными услугами; рассылку пакета заведующим РМК / ГМК; проведение в территориях самодиагностики работниками образования; сбор информации от территорий; работа структур института (не только научной и методической, но и финансовой, технической и т.д.) с полученной информацией, на основе которой формируются: поименный список слушателей; перечень вариативных курсов; тематика групповых и индивидуальных консультаций; предполагаемые индивидуальные образовательные маршруты; график курсовой подготовки и др.

При оценке уровня совершенства данной составляющей («маркетинговые исследования») критерия («менеджмент процессов») отметим позитивные моменты: ориентированность социального заказа на потребителей; системность применяемого подхода; распространенность данного подхода по уровням управления и различным подразделениям; достаточную вовлеченность персонала в процесс изучения спроса и предложений потребителей образовательных услуг ИПКРО; документированность процедуры.

В то же время применение механизма социального заказа выявляет следующие проблемы:

около половины слушателей не проходят в территориях этап самодиагностики, следствием чего является неадекватность притязаний на ту или иную квалификационную категорию; снижение «адресного характера» курсовой подготовки;

существует настоятельная потребность в уточнении и расширении параметров изучения объектов маркетингового исследования (например, важен такой параметр, как год предыдущего повышения квалификации – для «вычисления» тех, кто 7 – 12 – 15 – 20 лет не повышал квалификацию) и совершенствование базы данных – для более полного учета интересов потребителей (Кого - учить на курсах? Кого – стажировать? Кого – консультировать? Кому предлагать хозрасчетные курсы? Кому – дистанционное обучение? и т.д.);

имеют место случаи нарушения социального заказа территориями, хотя количество таких случаев снизилось с 20% до 9%.

Анализ неэффективного выполнения социального заказа выявляет в качестве основных причин – недостатки ресурсообеспечивающих процессов, а именно – кадры: с 2000 г. наполовину изменился состав заведующих РМК. Многие из них не готовы сегодня профессионально работать с социальным заказом.

Таким образом, механизм социального заказа нуждается в совершенствовании.

Другие важные составляющие критерия «менеджмент процессов» - разработка образовательных программ (в том числе дистанционного обучения) и вариативных модулей к ним для удовлетворения индивидуальных запросов слушателей; контроль и оценка качества образовательного процесса; контроль полученных знаний и навыков.

В институте разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы третьего поколения, прошедшие аттестацию на региональном уровне. Программы соответствуют квалификационным требованиям к профессиям и должностям; преемственны по отношению к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования; ориентируются на современные образовательные технологии; учитывают «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» и т.д.

При этом при формировании вариативного компонента образовательных программ не выполняются требования избыточности курсов по отношению к ожиданиям слушателей, их привлекательности и практической ориентированности. Тем самым не обеспечивается реальный учет запросов и интересов потребителей образовательных услуг. 

Контроль и оценка качества образовательного процесса; контроль полученных знаний и навыков осуществляются с использованием входной, промежуточной и итоговой диагностики, в процессе проведения зачетов, экзаменов, процедур итоговой аттестации слушателей. При этом в вопросе форм проведения контрольно-измерительных процедур в 2003-2004 учебном году сделан значительный рывок вперед: научными структурами разработаны и  апробированы такие контрольно-измерительные процедуры, как: практико-ориентированный проект; итоговый семинар с элементами регламентированной дискуссии; тестирование; педагогическая мастерская и др. Готовится к изданию учебно-методическое пособие «Контрольно-измерительные процедуры в СПКРО». На наш взгляд, в будущем году следует сосредоточиться уже не на формах проведения контрольно-измерительных процедур, а на критериях качества, а именно -  на проблеме профессиональной компетентности как качестве результата образовательного процесса.

Наиболее разработанным аспектом в СМК ООИПКРО является процедура измерения удовлетворенности потребителей образовательных услуг института (социологическое исследование качества образовательных услуг ООИПКРО). Этот вопрос раскрывается в сообщении проректора по ИДР В.И.Нефедовой. Мы остановимся на самооценке «критерия-результата» «удовлетворенность потребителей» и двух его составляющих: «механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности потребителей» и «степень удовлетворенности потребителей различными аспектами работы вуза».

Следует отметить совершенство механизмов сбора и анализа информации относительно удовлетворенности потребителей. Программа социологического исследования разработана социологом О.К.Садчиковой по инициативе и под руководством ректора ООИПКРО Н.К.Зотовой. В разработке критериев качества образовательных услуг института принимали участие научные структуры института под руководством проректора по НР Э.Р.Саитбаевой. Выборка построена специалистами УМК социолого-диагностической службы  (зав. УМК – Е.Н.Тырсина).

Анализ результатов социологического исследования выявляет в целом высокую степень удовлетворенности потребителей различными аспектами работы ИПКРО. Проанализируем результаты исследования по критериям качества образовательных услуг ООИПКРО.

1.     Информационная база.

Данные исследования указывают на очень высокий уровень информированности  слушателей  о наличии информационной базы и ее сетевых вариантов в  ООИПКРО - о ее существовании знают 89,6 % учителей и 96,3 % директоров. Уровень умений пользования ею среди учителей и руководителей образовательных учреждений значительно ниже показателя информированности о ее существовании - более половины  респондентов-учителей и 1/3 директоров не умеют пользоваться информационной базой.

Опыт пользования информационной базой данных, согласно данным анкетирования невелик -  среди рядовых слушателей только 44,6 % отметили, что им приходилось пользоваться, а среди директоров - 61,3%.

Уровень полезности информации в базе данных оценен как высокий (при максимальной оценке «очень высокий уровень»): директора - 0,76 балла, а начальники территориальных органов управления образованием - 0,78 балла.

Данные исследования выявили, что 80%  респондетов-учителей нуждаются в дополнительном консультировании по порядку пользования информационной базой ООИПКРО, что означает очень высокий уровень потребности.

 

2.Качество учебного процесса.

Оценка качества учебного процесса в целом, с точки зрения респондентов -учителей, составляет 0,70 балла, что соответствуют высокой оценке (при максимальной оценке «очень высоко»).

Средний арифметический показатель дифференцированных оценок понятий, входящих в «качество преподавания» еще выше - 0,76 балла, т.е. значительно ближе к «очень высокой оценке»:

Ранговый ряд понятий, составляющих « качество преподавания» (в баллах)

Таблица 12

Ранговый ряд

Составляющие понятия «качество преподавания»

Показатель в баллах

1.

Возможность почерпнуть новое  в преподавании

0,843

2.

Уровень культуры речи учителя

0,78

3.

Уровень владения своим предметом

0,77

4-5.

Уровень общей культуры преподавания

0,73

4-5.

Уровень умения владеть аудиторией

0,73

6.

Уровень умения учителя создать благоприятный климат в группе

0,72

 

Средний арифметический показатель качества содержания  обучения составил 0,70 балла (высокий показатель). Он сложился из оценок: актуальности темы - 0,75 балла; новизны содержания - 0,69 балла; полноты содержания - 0,65 балла.

Наиболее интересными по содержанию предметами, с точки зрения респондентов-учителей, которым было предложено выбрать пять предметов с наиболее интересным содержанием, оказались: свой предмет и методика его преподавания -75,3%, педагогическая психология - 43,8%, философия образования - 41,8% и возрастная психология - 39,4%. Наименее интересными на их взгляд  оказались: основы медицинских знаний - 6,4% и основы экономики системы образования - 7,2%.

 

2.     Качество учебно-методической  работы.

Наличие в обучении андрагогических подходов по данным исследования присутствовало, но недостаточно: ответы на вопрос о наличии в обучении различных форм с учетом взрослой аудитории распределились следующим образом: «Да, использовались» - 59,8%, «Нет, не использовались» - 41,0%.

Общая оценка всей работы над образовательной программой, т.е. над сочетанием дисциплин и их содержанием в целом, высокая и составляет 0,64 балла.

Качество методической  работы в ООИПКРО, изучавшееся  по Анкетам 2 и 3, основывалось на оценке качества методического обеспечения «пилотно»-экспериментальных площадок в регионе, и получило достаточно высокую оценку:  директора образовательных учреждений и  руководители территориальных УО  оценили методическое обеспечение в  0,63балла. Т.е., общая среднеарифметическая оценка экспертов в целом по учебно-методической работе составляет 0,64 балла, что соответствует уровню «высоко».

 

3.   Научно методическое обеспечение образовательных программ.

Среднеарифметический показатель научно-методического обеспечения  образовательных программ соответствует уровню «удовлетворительно» - 0,52 балла.

Ранговый ряд научно-методического обеспечения образовательных программ

 Таблица 13

№ п/п

Виды обеспечения

Баллы

1.

Информационные материалы

0,61

2.

Разнообразие методических форм

0,57

3.

Наличие проблемно-аналитических материалов

0,54

4.

Наличие учебно-методических пособий

0,51

5.

Наличие аналитических материалов с «пилотных» площадок

0,48

6.

Наличие дидактических материалов

0,43

 

 Среднеарифметическая  оценка

0,52

 

В исследовании было выявлено неполноценное использование контрольно-измерительной входной и выходной  диагностики – 1/4 респондентов-учителей  отметили ее отсутствие.  

 

  1. Качество научно-методической работы.

По данным опроса непосредственных участников учебного процесса - учителей образовательных учреждений (Анкета 1), - использование материалов опытно-экспериментальных площадок в учебной, консультативной и экспериментальной работы проводилось, но недостаточно - 1/3 респондентов отметили ее отсутствие («нет, не использовалось» - 29,2%).

Но, по мнению директоров, - Анкета 2, - представление учителей в результате  обучения в ООИПКРО о фактическом содержании опытно-экспериментальной работы соответствует 0,863 балла, т.е. находится на очень высоком уровне.   И уровень использования директорами этих знаний учителей в практической работе в школе  соответствует 0,838 баллов.

 Данные Анкеты 3 - мнения экспертов – начальников территориальных органов управления образованием, - свидетельствуют тоже о высокой оценке, как работы института, так и  влияния качества этой работы на дальнейшую деятельность на местах в отношении работы опытно-экспериментальных площадок - уровень представлений учителей о фактическом содержании работы «пилотно»-экспериментальных площадок после обучения в ООИПКРО, отражен в следующих данных: учителя - 0,93 балла; директора - 1 балл.

Обращает на себя внимание значительный рост показателей оценок при росте статуса респондентов и степени причастности  к фактическому  обучению в ООИПКРО:

·        1/3 учителей прошедших обучение отрицают наличие в учебном процессе научно методического обеспечения на материале «пилотных» площадок;

·        эксперты оценивают методическое обеспечение «пилотных» площадок на территориях в 0,63балла (обе группы экспертов);

·        использование знаний по экспериментальным площадкам на практике оценивается экспертами в +1 балл!

Эти данные можно толковать  и как отдаленный положительный результат образования, что достаточно часто происходит после повышения квалификации, и, как нарастание оценки при добавлении своего личного вклада самого эксперта в ту деятельность, которая подвергается его оценке.

 

4.     Качество результатов работы ООИПКРО.

На уровне получения новой информации  результаты обучения в ООИПКРО соответствуют 0,72 балла по оценкам учителей и 0,81 балла по экспертным оценкам директоров («высокий» и «очень высокий уровень»).

    Уровень практичности информации, выражающейся в использовании ее в своей деятельности, составляет 0,80 баллов по оценкам учителей и 0,86 баллов по экспертным оценкам  директоров («очень высокий уровень»).

  Уровень наличия новых идей, полезных для развития школы, появившихся у учителей после обучения в ООИПКРО, оценено в 0,7 баллов учителями и в 0,78 баллов директорами («высокий уровень»).

На вопрос о том, пополнился ли профессиональный багаж учителей новыми технологиями после обучения в ООИПКРО, 85,1% учителей  и 96,3 % экспертов- директоров ответили положительно («очень высокий показатель»).

Уровень использования новых технологий в практической деятельности оценен в 0,73 балла учителями и 0,79 балла экспертами-директорами («высокие показатели»).

Влияние ИПК на повышение качества воспитательной работы оценено респондентами - учителями в 0,67 балла («высокий показатель»), директорами в 0,74 балла («высокий показатель») и начальниками территориальных органов образования в 0,57 балла (показатель «удовлетворительно»).

Положительное  воздействие новых идей в работе с родителями составляет по ответам учителей 0,66 балла («высокий показатель»), по ответам директоров в - 0,78 балла («высокий показатель»), по данным Анкеты 3 – начальников территориальных органов управления образованием -0,61 балла («нижняя граница высокого показателя»).

Директора оценивают повышение социальной активности своих учителей после прохождения курсов повышения квалификации, в целом,  в 0,76 балла («высокий показатель»).

 

  1. Аттестация.

Вопрос о наиболее сильных впечатлениях после аттестации выявил по Анкете 1 и 2 (т.е. по личным и по экспертным оценкам) преимущество в показателях  положительных впечатлений над отрицательными - положительные впечатления - 66% по Анкете 1 и   67,75% по Анкете 2, и отрицательные впечатления - 34% по Анкете1 и 29,6 % по Анкете2 (расчет велся от числа ответов на вопрос). Некоторая часть директоров затруднилась ответить на вопрос.

Значительные расхождения в оценках одних и тех же аспектов  экспертами различного уровня могут свидетельствовать об отсутствии методик, инструментов замера, методов оценок или о слабом умении ими пользоваться. А это означает, что повышение квалификации руководящих работников непременно должно претерпеть изменения в разделах «Управление кадрами» и « Управление качеством».

 

6.Авторитет ООИПКРО.

Средняя арифметическая оценка наличия авторитета, складывающаяся из личной оценки и экспертной оценки, составляет 0,72 балла («высокий уровень авторитета»). Таким образом, средний арифметический показатель уровня авторитета ООИПКРО в целом, составляет - 0,80 балла («очень высокий уровень»).

Показатель уровня желания выбрать  и в следующий раз ООИПКРО - 0,78 балла, еще раз подтверждает высокий уровень авторитета ООИПКРО. Уровень профессионализма работников ООИПКРО оказал решающее  влияние на этот  выбор  -76,8% учителей отметили именно этот вариант ответа.

Оценка всей работы ООИПКРО, в целом,  со стороны учителей составляет 0,73 балла (высокий уровень).

Оценка авторитета ООИПКРО директорами и начальниками территориальных органов управления образованием проводилась по одному алгоритму и включала: информированность о профессиональном развитии работников ООИПКРО, подтвержденном научными степенями; об участии в крупных Российских научно-практических проектах; об исследованиях, проводящихся на базе ООИПКРО. В среднем,  информированность в целом по вышеуказанным вопросам на уровне директоров  и начальников территориальных органов управления образованием соответствует следующим показателям - осведомлены об этом, соответственно,  63,5%  и 90,5%. Таким образом, ООИПКРО следует усилить информационную работу по своему имиджу.

Исследование показало, что эксперты связывают имеющиеся тенденции в процессах развития регионального образования с качеством   работы ООИПКРО: директора  видят эту связь на уровне 0,73 балла, и начальники территориальных органов управления образованием – на уровне 0,83 балла.

Конкретный вопрос о наличии авторитета ООИПКРО в регионе получил высокую оценку среди директоров -0,77 балла и очень высокую среди начальников территориальными органами управления образования –0,86 балла.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о наличии в ООИПКРО СМК и разной степени развитости (совершенства) ее составляющих. Анализ выявляет позитивные моменты (среди которых – высокая удовлетворенность качеством образовательных услуг ООИПКРО – самый весомый из всех критериев в модели СМК), проблемные зоны и резервы  совершенствования СМК. Предлагаемый проект решения Ученого совета нацеливает сотрудников института на совершенствование СМК.