ДОКЛАД: «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

 

 

Докладчик:

 

 

В.И. Нефедова,

 

 

проректор по

информационно-

диагностической

деятельности ООИПКРО

 

1. Прогностическая концепция и модели дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования.

Сегодня работнику системы образования важно иметь доступ к тем знаниям, которые необходимы ему, с одной стороны, для его духовного роста и изменения мировоззренческих позиций в  информационном обществе, а с другой стороны, для практической реализации в решении проблемы повышения качества образования. Постдипломное образование становится неотъемлемой частью жизненного процесса как для учителя, так и для руководителя современной школы, оно переходит в непрерывную стадию на основе современных технологий и эффективных форм обучения.

В связи с указанными потребностями учителей и директоров школ необходимо сделать образование в регионе максимально открытым и доступным через единую информационно-образовательную систему. Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса является обучение на основе современных информационных технологий. Информационные технологии позволят быстро и гибко координировать потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры, через открытые системы образования.

 

В настоящее время в условиях модернизации школьного образования бурно развивается дистанционное образование. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Принципиальным отличием дистанционного образования является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся». Использование методов дистанционного образования позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить командировочные расходы для получающих образование и т.д. Использование современных средств электронных коммуникаций позволяет обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между обучаемым и преподавателем, удаленными друг от друга.

Характерными чертами дистанционного обучения являются:

1.      Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

2.      Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3.      Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

4.      Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного образования (СДО) предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

5.      Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного образования, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы образования. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов дистанционного образования, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

6.      Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного курса и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

7.      Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

8.      необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

9.      обратной связью между преподавателем и обучаемым

10.    обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного образования;

11.    выходом в международные информационные сети.

 

Существующая в мировой практике сеть дистанционного обучения базируется на шести известных моделях[1], на основе которых мы выделим характерные отличия дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования:

 

Модели

Характерные отличия

 

Для школьной и студенческой среды

Для системы повышения квалификации работников образования

Модель 1

 

Обучение по типу экстерната: Ориентировано на школьные и вузовские требования. Предназначено для обучающихся, которые по каким-либо причинам не могут посещать очные учебные заведения. Эта модель является фактически заочной формой обучения экстернатом.

Повышение квалификации в форме экстерната. В основе должны лежать требования к постдипломному образованию как основному этапу непрерывного образования взрослого человека. Обучение предназначено для работников образования, которые по производственным или по личностным причинам не имеют возможности включиться в очную форму обучения.

Модель 2

Университетское обучение . Система обучения базируется на ресурсах одного образовательного учреждения и организована на расстоянии с использованием информационных технологий. Учебный материал передается на печатных носителях информации, аудио- и видеокассетах, СD-дисках или через телекоммуникационные технологии.

Повышение квалификации на базе одного из учреждений постдипломного образования. Обучение построено на основе образовательных ресурсов, разработанных в отдельном учреждении. Образовательные ресурсы доступны на страницах сайта (образовательного портала) этого учреждения  или передаются в учебно-методических комплексах, видеокассетах, СD-дисках.

Модель 3

Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Его предназначение в предоставлении возможности получить образование по выбранному направлению на базе любого образовательного учреждения. В любом учреждении обучение ведется по единой образовательной программе, разработанной в результате сотрудничества нескольких образовательных организаций.

Обучение взрослых на основе региональных (федеральных) ресурсов. В рамках развития единой информационной образовательной среды формируется банк образовательных ресурсов, доступный обучающемуся через образовательный портал. В процессе обучения взрослый человек осознано выбирает не только уровень образовательных ресурсов, но и кадры, управляющие их реализацией.

Модель 4

Обучение в специализированных образовательных учреждениях. В компетенцию образовательного учреждения входит не только разработка мультимедийных образовательных курсов, но и оценка знаний обучаемых по определенным специализированным профилям (например, инженерные специальности). Головной университет объединяет телекоммуникационной сетью несколько образовательных учреждений (колледжей) и осуществляет координацию учебного процесса.

Постдипломное образование в ИПКРО и других учреждениях ведется под общим руководством академии. Формирование образовательных ресурсов с контролирующими функциями для дистанционных форм обучения ведется на основе единых требований, разработанных головным образовательным учреждением. Образовательные ресурсы предназначены для разных уровней обучения по актуальным проблемам и направлениям, ориентированным на все категории работников системы образования: от учителя и руководителя ОУ до организаторов постдипломного образования.

Модель 5

Автономные обучающие системы. Обучение предполагает основу на централизованные телевизионные или радиопрограммы, CD-диски и дополнительные печатные пособия по определенному предмету образования. Образовательные программы основаны на самообразовательной подготовке.

Автономное образование взрослых имеет сетевой подход к распространению образовательных ресурсов через доступные каналы средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, сборники и журналы). Предполагает основу на самообразование.

Модель 6

Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Программы ориентированы на самообразование взрослых людей, не получивших школьного образования в свое время.

Неформальное обучение взрослых как гибкая и разнообразная по организации и формам система обучения, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых.

 

Все эти модели предполагают совокупность традиционных средств и средств информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные учебно-методические комплексы (пособия), компьютерные телекоммуникации и пр.

 

В качестве основополагающего критерия взрослого человека в дистанционных формах обучения мы выделяем уровень информационной культуры.

2. Особенности формирования информационной культуры взрослых

По словам американского футуролога О.Тоффлера человечество находится сейчас на «третьей волне» – фазе информационно-технологического общества, - когда основным его ресурсом являются уже не капитал, а информация и технология. Поиск нужной информации для решения важных проблем и выбор эффективных технологий для организации самообразовательного процесса необходимы взрослому человеку в любой из сфер деятельности. Работники системы образования относятся к категории работников, остро нуждающихся в этих ресурсах в процессе повышения уровня профессиональной компетентности. Управленческие, научные и методические структуры постдипломного образования стремятся создать условия для комфортной работы современной школы. Под условиями понимается не только создание материально-технической и коммуникационной базы, единого регионального информационного образовательного пространства, но и подготовка кадров к использованию предоставляемых ресурсов.

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования на протяжении ряда лет работает над  методологическими, концептуальными и технологическими подходами функционирования единого информационного образовательного пространства в регионе, формирует информационную культуру работников образовательных учреждений, предлагает подходы по эффективному использованию информационных технологий в образовательной деятельности.

Указанные проблемы требуют от работников постдипломного образования и от наших коллег из образовательных учреждений региона благоприятных условий для творческой направленности деятельности  социально-профессиональных личностей. Необходимым условием успешного развития системы образования является информатизация регионального образования, а важным фактором достижения ее главных целей – повышение уровня образованности и воспитанности людей, формирование у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать уровню и развитию общества в двадцать первом веке. Под информатизацией мы понимаем процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования в условиях информационного общества[2].

По плану Института информатизации образования Российской академии образования разрабатывается Проект «Системотехнические аспекты информатизации образования», который имеет перспективу стать основой для концептуального развития среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества. Сегодня одним из приоритетных направлений в образовательной политике считается построение информационной школы. Информационная школа – это такой тип образовательного учреждения, в котором на основе виртуальных моделей действуют учебные программы, обеспеченные знаниями фундаментальных наук и реализованные средствами мультимедиа в педагогической системе «преподаватель – средства новых информационных технологий – обучающийся»[3].

В информационной школе эффективно используются методы самообучения на основе информационной модели организации учебного процесса и дидактических принципов когнитивности коммуникации. Под информационной культурой такого учебного заведения понимают школу, «работающую в условиях полной информационной среды обеспечения ее функционирования, в которой администрация, преподаватели и учащиеся квалифицированно подготовлены и  активно работают с использованием НИТ в своей профессионально-учебной деятельности» [4].

Формирование информационной культуры взрослых требует учета особенностей этой категории людей. Обратим внимание на отличие взрослых людей и на специфику взрослых, работающих в системе образования или включенных в постдипломное образование. Согласно научным исследованиям взрослость не обязательно определена возрастными границами. Рассматривая взрослого человека как субъекта и объекта постдипломного образования, ученые всего мира определяют его с разных сторон и глубин. Человек считается взрослым, если он ведет себя в жизни осознанно и ответственно, а также профессионально занимается определенным делом. Одно из самых широких определений взрослого человека дано в 1976 году на Генеральной сессии ЮНЕСКО в Найроби – взрослый – это всякий человек, призванный взрослым в том обществе, к которому он принадлежит[5].

У взрослого сформированы физиологические и психологические функции (особенно мышление и эмоционально-волевая сфера), он отличается высоким уровнем самосознания, независимостью в материальном, юридическом, морально-нравственном отношениях. Взрослый человек отличается тем, что у него накоплен большой объем жизненного опыта (бытовой, профессиональный и социальный)[6]. Каждому взрослому человеку в жизни приходилось неоднократно переживать состояние, именуемое в теории «кризисом профессиональной самоидентификации»[7]. И только образование действительно является фактором профессиональной социализации. Однако необходимо уточнить, что движущим фактором профессиональной социализации может быть образование, «инициированное самой личностью, осознанное как жизненная потребность»[8].

Рассматривая проблемы, связанные с образованием взрослых, следует учитывать «видение образования как общественного явления». Такой подход продиктован «самой позицией взрослых»[9]. Для взрослых образование по своей сути «…эклектично, а образовательные проекты разнообразны и не сводимы к строго очерченным дисциплинам»[10], поэтому образовательные потребности  строятся относительно интересов каждого взрослого. В поиске подхода, адекватного особенностям позиции взрослых людей в системе образования, ученые связывают с определением прежде всего социализации.

Следующим понятием, которое важно уточнить, является «образование взрослых». Нельзя не учитывать тот факт, что образование «носит достаточно условный характер»[11] и, в принципе, неважно какая структура была в основе полученного образования взрослого (формальная, неформальная или информальная), но обязательным условием является то, что приобретенные знания и умения должны обеспечивать высокий уровень компетентности обучаемого и быть признанными документально.

Необходимым условием организации обучения взрослых становится андрагогический подход. Одним из них является формирование учебных групп, в которых обучаемый будет комфортно и продуктивно заниматься. Например, в ходе совместной мобилизации членов группы при решении единой проблемы, поставленной перед всеми обучаемыми, налаживаются взаимоотношения, а также намечаются компаньоны для профессионального сотрудничества в будущем. Взрослый человек должен иметь доступ как к открытым формам занятий, на которых присутствие не контролируется преподавателем, так и к закрытым формам занятий, в рамках которых обучение проходит в стабильных группах.

Для усиления потенциала социализации образования взрослого человека необходимо переходить к качественному анализу образования: уточнить цели с учетом изменений в мире, рассмотреть ожидаемые от образования результаты, определить и дать характеристику приемлемым в современной ситуации образовательным технологиям. У взрослого человека должно быть сформировано позитивное мировосприятие быстро меняющейся социальной среды, восприятие ее «как пространства созидания и творческой самореализации»[12]. Он должен быть готов к «моделированию и проектированию вариантов своего личностного, профессионального развития в логике согласования с потребностями и перспективами непрерывно развивающегося мира»[13].

Заметим, что успех работников умственного труда зависит в первую очередь от того, насколько успешно существующие в обществе средства коммуникации обеспечивают их информационную деятельность (деятельность, неразрывно связанную с переработкой знаний). Педагогическое сообщество нашего региона продуктивно использует в процессе образования ресурсы  библиотеки, регионального банка педагогической информации, глобальной Сети. Руководящие работники любого ранга изучают такие образовательные дисциплины, как философия, педагогика, психология, менеджмент, экономика, информатика и пр. При этом они выбирают продуктивные технологии образования и управления, используют эффективные средства поиска необходимой информации для решения конкретных задач, определяют место современных технических средств, информационных технологий и коммуникаций в профессиональной деятельности коллектива и перспективного развития своих образовательных учреждений.

Региональная система постдипломного образования ориентирует обучающихся на формирование качеств, способствующих профессиональному росту работников образования в современном  информационном обществе. Организаторы постдипломного образования учитывают, что работник образовательного учреждения – это взрослый человек, владеющий навыками работы с доступной ему информацией. Они делают аспект на то, как важно понимать, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношения человека с миром.

В результате таких подходов к образовательной деятельности у взрослого человека появляется совокупность устойчивых навыков эффективного использования достижений цивилизации, а именно воспитание мотивации и навыков применения современных информационных технологий. Потребность в знаниях закономерностей документальных потоков в своей области деятельности и использование возможностей различных систем поиска информации, а также умение работать с различными источниками информации и владение основными способами переработки информации расцениваются как качества взрослого человека, обладающего информационной культурой.

Дистанционное образование и информатизация общества тесно связаны с развитием и ресурсным наполнением сети электронных телекоммуникаций, необходимым для профессионального роста работников образовательных учреждений. Культура человечества стремится к овладению основ культуры «информационных компьютерных коммуникаций»[14] как одной из важнейших составляющих постдипломного образования взрослых, позволяющих учитывать неотъемлемые черты информационного общества - новизну, быстротечность и ускорение.

 

 

3. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

3.1. ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Обозначенная проблема имеет стратегическое направление, она обсуждается на международном, федеральном и региональном уровнях. Значимый вклад в развитие деятельности по реализации дистанционного повышения квалификации работников образования вносит Московский центр Интернет-образования[15].

С марта 2002 года в Федерации Интернет Образования (ФИО) проводится сертифицированное дистанционное обучение педагогов школ и других работников образования использованию Интернет-технологий в их профессиональной деятельности (http://center.fio.ru/do). Обучающие курсы направлены как на освоение собственно Интернет-технологий, так и на формирование профессионального опыта их внедрения в педагогический процесс. К настоящему времени успешно апробированы и внедрены следующие курсы:

1.      Базовая (инвариантная) подготовка пользователя

1.1. Создание педагогически эффективных презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint 2002

Курс предназначен для изучения особенностей подготовки педагогически эффективных презентаций в соответствии с методикой и рекомендациями, основанными на опыте их применения в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях. Планирование презентации рассматривается, как многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и педагогически целесообразной логики подачи материала. Разработка презентации описывает особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации, оптимальной с позиции восприятия учащимися. Характерной особенностью настоящего курса является его ориентация на возможности и особенности индивидуальной работы педагога с PowerPoint 2002.

1.2. Основы работы в Интернет

Курс направлен на ознакомление с основными понятиями и формирование общесистемного представления о принципах и технологиях передачи данных в сети Интернет. Курс состоит из семи тем, в рамках которых рассматриваются такие комплексные понятия, как "Компьютерная сеть", "Модель OSI", "Сетевая технология", "Стек протоколов TCP/IP", "Сервисы (службы) сети Интернет" и пр. Практическая часть курса направлена на формирование у слушателей умений эффективно находить и использовать в педагогическом процессе необходимую им информацию, пользоваться электронной почтой как основным коммуникационным средством. В ходе освоения курса слушатели приобретают опыт работы с программными продуктами Microsoft Internet Explorer и Microsoft Outlook Express.

1.3. Начала сайтостроения и WEB-дизайна

Курс позволяет слушателю получить общее представление о многообразии средств, которые используются при разработке WEB-документов, познакомиться с языком HTML и средствами автоматизированной подготовки WEB-страниц, приобрести первоначальные умения подготовки и представления в сети образовательных информационных ресурсов. Значительное внимание уделено вопросам дизайна сайтов образовательного назначения и способам репрезентации в сети образовательной информации различного назначения. Практические задания ориентированы, прежде всего, на оформление в виде сайта и размещение в сети информации о педагогических находках самих слушателей, которые могут быть использованы другими учителями в их педагогической деятельности.

2. Предметно ориентированная (вариативная) подготовка

2.1. Общие проблемы использования интернет-ресурсов в гуманитарном образовании

В курсе рассматриваются общие проблемы, с которыми сталкивается каждый учитель-предметник вне зависимости от особенностей как технического описания Интернет-технологий, так и специфики конкретных предметов гуманитарного цикла. Основная цель курса состоит в описании классификации содержания образовательных ресурсов, имеющихся в Интернет, с точки зрения их дидактических свойств и функций. Курс состоит из трех узловых тем: услуги, свойства и ресурсы. Рассматриваются базовые проблемы использования Интернет-ресурсов в совокупности с необходимыми информационными технологиями для достижения педагогических целей при преподавании предметов гуманитарного цикла.

2.2. Интернет в преподавании истории

Курс посвящен изучению возможности использования сети Интернет для преподавания истории. В курсе содержится аннотированный обзор информации сайтов и Web-страниц, которые уже сейчас содержатся на образовательных серверах Интернета, предлагаются рекомендации по использованию материалов размещенных в сети на уроках и во внеурочное время, проектированию вариантов применения ресурсов сети, примеры Интернет-уроков.

2.3. Интернет в преподавании иностранных языков

Курс знакомит с возможностями использования сервисов и информационных ресурсов Интернет при обучении иностранным языкам. Он включает в себя четыре учебных темы:

1.      Дидактические свойства и функции Интернет в обучении иностранным языкам.

2.      Использование ресурсов Интернет на уроках иностранного языка.

3.      Разбор типовых образцов уроков иностранного языка с использованием ресурсов Интернет.

4.      Использование ресурсов Интернет во внеклассной работе по иностранному языку.

Каждое занятие состоит из базовой лекции, вопросов для самопроверки и творческого задания, предлагаемого для выполнения в группе слушателей. В процессе ознакомления с материалом курса учителя работают над проектом "Специфика учебного предмета "Иностранный язык" и возможности Интернет". Результаты работы над проектом обсуждаются в ходе телеконференции.

В перспективе планируется разработка курсов по использованию Интернет-технологий в преподавании других школьных учебных дисциплин, как гуманитарного, так и естественно-математического цикла.

 

3. Углублённая подготовка по применению в образовательной деятельности информационных технологий

3.1. Создание и использование динамических Flash-демонстраций

В курсе рассматриваются основы Flash-технологии как среды создания динамических демонстраций и вопросы педагогически целесообразного их использования. В процессе обучения слушатели пошагово овладевают основными инструментами программного продукта Flash MX и языком программирования Active Script. Практические задания направлены на создание анимированных моделей, способствующих восприятию учащихся наиболее сложных тем школьного предмета, преподаваемого слушателем. Большое внимание уделено вопросам использования анимированных моделей на уроке.

3.2. Системный администратор Интернет-площадки среднего общеобразо-вательного учреждения

Этот курс был разработан совместно с Московским Представительством Microsoft. Основной задачей курса является обучение основным методам и приемам развертывания интернет-площадки образовательного учреждения на базе сетевой операционной системы Microsoft Windows 2000. В рамках курса рассматриваются особенности различных конфигураций интернет-площадок: как простейшей на базе одноранговой сети одного компьютерного класса, так и более сложной, с выделенным сервером, объединяющей несколько компьютерных классов и отдельно стоящих компьютеров преподавателей и администрации. Материал курса содержит большое число графических иллюстраций и несколько видеороликов, объясняющих суть важнейших технологии и наглядно демонстрирующих значимые практические приемы. Описания основных этапов развертывания и администрирования интернет-площадок сопровождены контрольными листами, содержащими перечень основных решаемых задач и призванными упростить практическую работу школьного системного администратора.

Результаты входного тестирования позволяют для каждого слушателя выстроить свою траекторию обучения. После зачисления на курс слушатели получают доступ к его учебно-методическим материалам. Процесс обучения строится на изучении материалов мультимедийных электронных учебников, консультаций с преподавателями, выполнении тестовых заданий и разработке выпускной работы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную или групповую консультацию к преподавателю. В режиме on-line консультации проводятся с использованием стандартных процедур Chat или Whiteboard, либо в виде телеконференций. В процессе обучения слушатели могут обменяться мнениями в режиме off-line на форуме. После изучения материала курса слушатели в соответствии с учебным планом выполняют тестовые задания и разрабатывают выпускную работу.

В разработанной системе дистанционного обучения реализованы следующие возможности.

С точки зрения слушателя:

1.      Регистрация на обучение;

2.      осознанный выбор курса обучения;

3.      инструкции по прохождению курса (логика прохождения, особенности, расписание и т.п.);

4.      доступ к содержанию материала в логике курса: основной материал, дополнительный материал, материал для углубленного изучения, тренировочные упражнения и тестовые задания;

5.      возможность выполнения творческих заданий (учебно-методический пакет, проект и т.п.) с неформализованной оценкой;

6.      форум для обучающейся группы;

7.      возможность организации тематического чата;

8.      органайзер слушателя (on-line доступ к своей строке в БД и общей справочной информации: изменение расписаний и т.п.).

С точки зрения преподавателя-координатора курса:

1.      Смоделировать реальный курс под конкретную группу (с помощью планировщика из некоторой базы по шапке атрибутов (паспорт ресурса) отобрать нужные разделы в нужной комплектации в связи с уровнем слушателей;

2.      права на ведение форума;

3.      консультации по электронной почте;

4.      управление доской объявлений (управление обучением);

5.      доступ к протоколу обучения;

6.      контроль заданий, которые не формализованы;

7.      подведение итогов работы группы.

С точки зрения разработчика курса:

1.      Возможность атрибутирования материалов, представленных в различных форматах и расположенных в различных местах сети;

2.      создание БД атрибутированных материалов курса;

3.      из готового конструктора составить тестовые задания и заложить их в БД курса;

4.      предоставить преподавателю инструкцию работы с БД материалов курса.

С точки зрения администратора системы ДО:

1.      Консультирование разработчиков и преподавателей;

2.      мониторинг движения групп (контроль процесса обучения);

3.      мониторинг качества процесса обучения (подготовка аналитических данных);

4.      управление персоналом (преподаватели, методисты и т.п.);

5.      генерация отчетов;

6.      управление доступом, безопасностью, архивами.

Таким образом, система дистанционного обучения ФИО представляет собой комплекс программно-методических средств обучения, переподготовки и тестирования слушателей, основанный на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.

Педагоги нашего региона считают дистанционное обучение весьма приемлемым способом повышения квалификации. В каждой территории региона есть опорные школы – пункты информационного доступа, оснащенные современными компьютерами и коммуникационными системами. Оренбургская область планирует реализовать региональную часть федеральных проектов: «Подключение школ (учреждения основного общего образования) 20 субъектов Российской Федерации к сети Интернет», «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации», «Компьютеризация сельских школ Российской Федерации- 2004». Уже сегодня учителю открыты возможности по изучению любого выбранного им образовательного курса, не выезжая из села, не отрываясь от работы. На данный момент в сети Интернет предлагается множество курсов, предназначенных именно для педагогических работников.

 

Представим краткую характеристику наиболее популярным в сети ресурсам, которые указывают учителя нашего региона в качестве приемлемых для повышения своей квалификации[16]:

 

I. www.dlmsk.fio.ru - Центр дистанционного обучения при Федерации Интернет-образования. Все курсы здесь бесплатны, группы формируются по мере поступления заявок. Тематика курсов определена профилем организации – использование Интернет-технологий в образовательной деятельности. Курсы направлены как на освоение Интернет-технологий, так и на внедрение их в образовательный процесс.

Можно выбрать следующие курсы:

1.      «Основы работы в Интернет. Сетевые технологии». Курс имеет теоретическую направленность и ориентирован на людей с опытом работы с компьютером.

2.      «Интернет в преподавании истории». В курсе содержится аннотированый обзор информации сайтов и Web-страниц,которые уже сейчас содержатся на образовательных серверах Интернета,предложены некоторые рекомендации по использованию материалов размещенных в сети на уроках и во внеурочное время.

3.      «Интернет в преподавании английского языка». Предлагаемый курс знакомит с возможностями использования услуг и информационных ресурсов Интернет в обучении английскому языку.

4.      «Основы Flash-технологий». В курсе рассматриваются основы Flash-технологии как среды создания динамических демонстраций и вопросы педагогически целесообразного их использования.

5.      «Основы работы в PowerPoint 2002». Курс «Основы PowerPoint 2002» предназначен для ознакомления с возможностями системы подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2002, входящей в состав пакета Office XP.

6.      «Создание эффективных презентаций». Курс предназначен для изучения особенностей подготовки современных педагогически эффективных презентаций на опыте их применения в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях. Разработка презентации описывает особенности подготовки слайдов , включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации, оптимальной с позиции восприятия учащимися.

 

Практический опыт реализации учитель представляет по курсу: «Общие проблемы использования Интернет-ресурсов в образовании». Авторы курса глубоко убеждены, что для того, чтобы не дискредитировать идеи применения Интернет в педагогике, надо идти от общего к частному, что в первую очередь нужен общий курс по теории и практике такого применения. Конкретный опыт работы в Интернет должен обобщаться по специальностям учителей, видам педагогической деятельности и в итоге становиться составной частью частных методик преподавания. В рамках курса рассказывается о дидактических свойствах Интернет, о наиболее важных из них.

Курс содержит 10 занятий и к каждому из них предлагаются определенные заранее задания.

После каждого занятия необходимо выполнить:

1.            стандартное тестовое задание и (или)

2.            вопросы и (или)

3.            групповые творческие задания.

Стандартное тестовое задание во всех занятиях данного курса состоит в следующем:

1.      Вы формулируете 3-5 вопросов по материалам занятия, отражающих, на Ваш взгляд, самые важные его идеи.

2.      К каждому вопросу Вы даете 4 варианта ответа, пометив единственный правильный вариант знаком + впереди.

3.      Пишете пояснения: почему верен правильный ответ и почему неверны неправильные.

4.      Посылаете сформулированные Вами вопросы вместе с ответами и пояснениями на форум.

 

От слушателей не требуется подготовка полноценной системы тестов, позволяющей надежно выставить оценку, речь идет просто о выполнении задания «в форме теста». После некоторых занятий задаётся вопрос и ответ на него предполагается оформить в виде свободного письма на форум. Интересен курс ещё и тем, что на форуме присутствует общение с коллегами, которые не всегда являются единомышленниками. Таким образом стимулируется дискуссия по самым разнообразным вопросам.

В качестве примера учитель[17] приводит свой ответ к одному из занятий:

 

Ответы на занятие 7. Типы информационных ресурсов Интернет.

Тест.

1. Аутентичность информации – что это?

1.      +Избежание недостатка полноты или точности информации при ее санкционированных изменениях;

2.      Свойство информации оставаться постоянной, не меняться;

3.      Изолированность информации от учебного процесса;

4.      Невозможность внести изменения в данные.

Вариант 1 – это определение аутентичности информации, взятое из глоссария Яндекса.

Также мне показалось интересным и такое определение: аутентичность - в обработке данных - свойство данных быть подлинными, означающее, что
- данные были созданы законными участниками информационного процесса; и
- данные не подвергались случайным или преднамеренным искажениям.

 

2. Какие свойства мультимедиа-ресурсов дают возможность использовать их при обучении?

1.      Большинство мультимедиа-ресурсов представлено в виде гипертекстовых сред;

2.      +Ресурсы мультимедиа одновременно используют несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, средства гипертекста;

3.      Эти ресурсы обладают свойством интерактивности;

4.      При использовании средств мультимедиа обучаемый встаёт в активную позицию.

 

Наиболее общий ответ – вариант 2. Остальные являются как бы более узкими свойствами мультимедиа при использовании в обучении.

 

3. Выберите вариант, в котором указана неподходящая причина для использования  мультимедийных средств учителем.

1.      Для повышения творческой активности учащихся.

2.      Для того, чтобы иметь возможность воздействовать одновременно на все органы чувств учеников и тем самым дать им возможность глубже усвоить учебную информацию;

3.      Для повышения мотивации учения;

4.      +Для облегчения работы.

 

При использовании готовых мультимедийных сред и при создании учениками собственных проектов на основе мультимедийных средств активизируется творческий потенциал обучаемых, повышается мотивация, учебная информация усваивается глубже. Последний вариант является для меня очень личным, о котором не принято говорить на серьёзных форумах по использованию Интернет в гуманитарном образовании (так как лень нужно искоренить).

 

II. www.eidos.ru - центр дистанционного образования «Эйдос» вызывают неизменный интерес для тех, кто: 
а) хотел бы практически освоить ту или иную тему курса,
б) хотел бы сам научиться проводить дистанционные курсы.

В дистанционных курсах и семинарах Центра "Эйдос" участвуют учителя и администраторы школ, лицеев, гимназий, методисты Институтов повышения квалификации, вузовские педагоги, студенты, аспиранты, школьники и их родители, научные сотрудники. 

Кроме курсов, предлагаются также дистанционные Мастер-классы для учителей и Профиль-курсы для школьников, которые ведут педагоги-практики. Координатором дистанционного мастер-класса может стать любой из слушателей школы, показавший творческую активность в процессе прохождения курсов.

Темы предлагаемых курсов:

Блок 1. «Личностная и творческая ориентация в очном обучении»

 

1.      «Индивидуальная образовательная траектория»

Цель - изучить технологию личностно-ориентированного обучения, позволяющую ученикам выстраивать индивидуальные траектории в общеобразовательных предметах.
В программе занятий:
- Как одновременно обучать всех по-разному. Методика проведения уроков с ориентацией на индивидуальные образовательные результаты учеников.
- Образовательная диагностика. Индивидуальная образовательная программа ученика.
- Методы постановки учениками целей и осознания деятельности.
- Контроль и оценка. Основной критерий - личностное приращение. Формы оценки результатов личностно-ориентированного обучения. 

 

2.      «Развитие одарённости школьников»

Цель - рассмотреть и освоить способы выявления и развития одарённости детей в очном обучении средствами базовых учебных предметов.
В программе занятий:
- Ученик как источник знаний. Эвристические качества личности.
- Способы диагностики творческих образовательных результатов.
- Как разработать творческий урок. Открытые задания.
- Методы эвристического обучения. Виды творческих работ, формы их защиты и оценки. 
- Система учебных занятий по развитию одарённости детей. Эвристические олимпиады, «погружения» и другие формы творческих занятий.

 

3.      «Организация экспериментальной работы в школе»

Цель - выработать и сформулировать основные направления инновационной деятельности школы (лицея, гимназии, частной школы).
В программе занятий:

- Основы экспериментальной деятельности в школе.
- Методы диагностики деятельности школы для уточнения особенностей педагогического эксперимента. Уточнение стратегии развития школы на основе имеющихся условий.
- Выбор типа эксперимента и формирование его программы.
- Способы формирования «критической массы» педагогов и управленцев, обеспечивающей экспериментальную деятельность школы.

 

4.      «Система творческих и научных недель в школе»

Цель - рассмотреть особенности организации в рамках общеобразовательного  процесса особой системы занятий, направленной на существенное повышение его креативности обучения по всем учебным дисциплинам.
В программе занятий:
- Основные элементы системы организации творческих работ учащихся с позиций администратора и учителя (с 1 по 11 классы).
- Знакомство с реальным опытом действия рассматриваемой системы.
- Конструирование системы творческих занятий с учетом реальных условий каждого участника курса.

 

5.      «Методологические основы продуктивного образования»

Цель - познакомиться с методологическими и методическими основами образования продуктивного (творческого, эвристического) типа. 
В программе занятий:
- Концепция и принципы продуктивного образования.
- Новые педагогические технологии, направленные не на изучение, а на создание учениками знаний.
- Сочетание продуктивного образования и образовательных стандартов.
- Предпосылки и попытки организации продуктивного образования участниками курса в своём учебном предмете, классе, школе.

 

6.      «Инновационные педагогические системы (обзорный курс)»

Цель - сопоставить технологические основы различных инновационных педагогических систем с действующей; разработать фрагменты занятий, базирующихся на различных педагогических системах.
В программе занятий:
- Система Сократа.
- Вальдорфская педагогика.
- Методика "погружений".
- Школа свободного развития.
- Школа диалога культур.

 

7.      «Педагогические изюминки»

Цель - познакомиться с методам выявления и оформления авторских педагогических находок, использовать эти методы применительно к опыту участников курса.
Подготовленные участниками семинара материалы с обобщением своего опыта (или опыта коллег) могут быть опубликованы. Курс полезен для подготовки к аттестации на  повышение разряда.

 

8.      «Профильное обучение в старшей школе»

Цель - рассмотреть педагогические основы построения профильного обучения в старших классах (10-11 классы в действующей нумерации); разработать и обсудить элементы содержания и организации профильного обучения по курсам и профилям, выбранным участниками курса применительно к их условиям.
В программе занятий:
- Что такое профильное обучение? Какова его связь с индивидуализацией и дифференциацией обучения?
- Каковы принципы профилизации? Что влияет на отбор содержания и технологий обучения в профильной школе?
- Какие профили следует реализовать в школе? Роль ученика, его родителей, школы, региона и общества в определении целей, структуры и содержания профильного обучения.
- Учебный план и программы профильного обучения.
- Ученик в профильной школе. Как разработать индивидуальную образовательную программу его занятий?
- Урок в профильной школе. Особенности методики обучения

 

9.      «Как организовать рефлексию учащихся»

Цель - научиться организовывать осознание учениками своей деятельности. А для этого нужно, чтобы рефлексия стала личным средством работы самого педагога. Чтобы освоить смысл рефлексии, требуется систематическая целенаправленная деятельность, но научиться использовать определённые приемы и методы можно уже за время наших занятий.
В программе занятий:
- Педагогические и мировоззренческие смыслы рефлексии.
- Понятия, необходимые для овладения рефлексией в деятельности учителя.
- Анализ и сравнение смыслов, символики, мотивов и стимулов организации рефлексии в деятельности учителя и ученика.
- Технология организации рефлексии и её формы.
- Методика организации рефлексии. Проблемы применимости.
- Схема анализа своих ощущений, трудностей и проблем, возникающих в ходе рефлексии.

 

Блок 2.

10.    Дистанционные курсы по тематике «Дистанционное обучение»

11.    «Введение в дистанционное обучение»

12.    «Дневник дистанционного педагога»

13.    «Образовательный сайт»

14.    «Методика разработки дистанционных олимпиад»

15.    «Методика разработки дистанционных курсов»

16.    «Методика разработки дистанционных проектов»

17.    «Электронный учебник»

18.    «Веб-дизайн. Photoshop»

19.    «Microsoft Word для классных руководителей»

20.    «Формы телекоммуникаций в сети Интернет»

 

Блок 3. «Дистанционные семинары». Сроки проведения: 1-3 дня.

Дистанционные педагогические семинары отличаются от курсов рассмотрением одного небольшого вопроса в течение 1-3 дней. Особенно интересны для творчески работающих учителей, использующих традиционные и инновационные методики.

21.    «Как составить план творческого урока»

22.    «Методы работы с одарёнными детьми»

23.    «Методы творческого обучения английскому языку»

24.    «Целеполагание и рефлексия учащихся в обучении»

25.    «Эвристическая образовательная ситуация»

26.    «Личностно-ориентированная система оценки»

27.    «Как подготовиться к эвристическим олимпиадам»

28.    «Как разработать и провести чат-занятие»

29.    «Как разработать и провести дистанционную образовательную телеконференцию»

 

Блок 4. Мастер-класс проводится дистанционно в оргдеятельностной форме. Каждый зарегистрированный участник получает по электронной почте материалы по рассматриваемой теме, участвует в их обсуждении, разрабатывает вместе с коллегами актуальные вопросы и проблемы. 

Занятия проводятся с помощью электронной почты. Участники, которые имеют полный доступ в Интернет, могут использовать веб-форум и чат-дискуссии с коллегами по Мастер-классу.

 

Мастер-классы проводятся по учебным предметам, кроме этого есть мастер-классы по отдельным направлениям:

30.    дошкольное образование;

31.    обновление начальной школы;

32.    экспериментальная деятельность школы;

33.    проектирование воспитательных пространств;

34.    методика «погружения» в обучении;

35.    метод обратного диалога в обучении;

36.    организация групповой формы обучения в Интернет;

37.    формы телекоммуникаций в сети Интернет;

38.    дизайн образовательного сайта;

39.    информационная среда и пространство обучения.

 

III. Третий ресурс, на который стоит обратить внимание, предназначен для учителей информатики, а также для групп учащихся, работающих вместе над одной проблемой. Это сайт Роботландского университета www.botik.ru/~robot

Предприятие "Роботландия" многие годы занимается проектированием, разработкой и внедрением программно-методических систем для общеобразовательной (в первую очередь, начальной) школы. Несколько последних лет усилия "Роботландии" направляются на отработку различных форм дистанционного обучения школьников и учителей. 1997 год - Дистанционная Роботландская олимпиада для младших школьников. 1997-1998 учебный год - двухсеместровые дистанционные Роботландские курсы.

 

В 1998-1999 учебном году начал свою деятельность Роботландский сетевой университет с шестью курсами для коллективных студентов (групп школьников, возглавляемых учителями) и индивидуальных студентов: - Введение в информатику (Ранее обучение информатике); Программное конструирование; Программирование для новичков; Программирование для продолжающих; Введение в Интернет; Английский с компьютером.

 

Роботландская школа устроена следующим образом: учитель и курируемый им детский коллектив образуют в рамках курсов активный сетевой узел — команду, которая связана с куратором Университета и другими командами в едином учебном информационном пространстве. Эта связь крепится активной совместной деятельностью.

 

IV. Дистанционные курсы для самых разных категорий населения предлагает и ЕШКО  Европейская школа корреспондентского обучения http://escc.narod.ru.

Материалы высылаются по обычной почте. Курсы рассчитаны в среднем на 7-8 месяцев и оплату $ 7-15 в месяц. Тематика курсов – языки (английский, немецкий, французский, испанский), компьютер (делопроизводство, дизайн), хобби-курсы (кройка и шитьё, вязание, астрология и т.п).

 

V. Многие учебные заведения предлагают дистанционное обучение и повышение квалификации. Подробнее об этом можно узнать по адресу http://teacher.fio.ru   - проект Учитель.ru/ Справочная служба / каталог ссылок / дистанционное образование.

 

 

3.2. Особенности организации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Сегодня в регионе складываются благоприятные условия для организации дистанционного обучения педагогических кадров. К условиям мы относим, прежде всего, доступность к ресурсам Интернет.  Организация системы повышения квалификации в дистанционной форме на базе телекоммуникаций в дополнение к основной очной системе или как самостоятельная система обучения по определенным проблемам педагогической теории и практики предполагает несколько направлений:

1.      разработку курсов (важно четкое определение их специфики и назначения);

2.      системы консультационной помощи (консалтинговой службы);

3.      разных форм обучения: самообучения либо обучения под руководством тьютора (преподавателя).

 

Выделим несколько типологизирующих признаков, существенно влияющих на эффективность в организации системы повышения квалификации в дистанционной форме[18]:

1. По характеру управления учебным процессом:

1.1. Для самостоятельного индивидуального обучения

Эти курсы предназначены для самообразования. Под самообразованием в нашем случае понимаем самостоятельную индивидуальную работу при организации консультаций преподавателем. Слушатель курсов работает по утвержденному индивидуальному плану, он не получает постоянной методической поддержки со стороны преподавателя (тьютора курса). Предусмотрено систематическое консультирование по мере необходимости. Обучение должно быть построено по этапам, предусмотрена возможность сдачи рубежных и итоговых диагностик в форме экстерната.

1.2. Для работы под руководством преподавателя (тьютора)

Все этапы деятельности – под контролем преподавателя (тьютора), который ведет постоянную методическую поддержку. Он проводит регулярные консультации по содержательной части курса, руководит совместными творческими проектами. Для связи используется электронная почта, форумы и чаты. В качестве основы содержательной части выступают электронные ресурсы, в том числе и Интернет-ресурсы.

1.3. Смешанные

Сочетают в себе дистанционное обучение и самообразование. Преподаватель (тьютор) и слушатель курсов на основе входной диагностики и собеседования определяют проблемы, которые могут быть изучены в самообразовательном режиме или под руководством преподавателя (тьютора).

2. По дидактической цели

2.1. Базовый уровень

Обеспечивает базовую подготовку по предмету преподавания. Включают в себя содержание обучения, методики преподавания, психологические основы преподавания, современные средства обучения на основе информационных технологий и т.д.

2.2. Продвинутый уровень

Предлагает новые методики преподавания, осуществляется основа на опыт учителей-новаторов,.

2.3. Углубленный уровень

Предполагает содержательную часть курсов углубленного уровня. Предусмотрены методологические подходы к организации самостоятельного исследования слушателями.

2.4. Профессионально-профильный уровень

Содержательная часть курсов и методы организации учебной деятельности построены на специфике предмета специализации. Предназначены для учителей, работающих в профильных классах.

3. По охвату темы

3.1. Целевые тематические

Содержание курсов сориентировано на изучение одной темы в рамках школьного предмета и методики его преподавания.

3.2. Интегрированные

Обучение построено на изучении интегрированных тем в одном предмете или предусмотрена межпредметная связь. Имеют сложную структуру. Содержание разрабатывает группа единомышленников.

4. По структуре

4.1. Модульные

Дают возможность изучения отдельных тем по модулям, порядок изучения которых устанавливается обучаемым. Модульный курс наиболее распространен. Его достоинством является оперативное обновление содержательной части.

4.2. Однородные

Структура содержания однородная и предполагает изучение по строго заданному учебному плану в жесткой последовательности изучения тем.

5. По уровню интерактивности

5.1. Интерактивные

Предусмотрено активное взаимодействие всех участников обучения, оперативная обратная связь с преподавателем и обучаемыми, использование интерактивных средств обучения (CD-диски, сетевые информационные системы, образовательные порталы).

5.2. Неинтерактивные

Используется односторонний канал передачи информации от преподавателя к обучаемым.

6. По технологической основе преимущественного использования

6.1. По электронной почте

Используется одностороннее или двустороннее общение по электронной почте.

6.2. Телеконференции, электронная почта и ресурсы Интернет

Для изучения дисциплины предусмотрен оптимальный способ общения.

6.3. СD – диски, телеконференции, электронная почта и ресурсы Интернет

В случае проблем в организации коммуникационного общения предусмотрено использование образовательных ресурсов на магнитных носителях.

6.4. Гипермедийные и гипермультимедийные системы Интернет

Для изучения некоторых тем необходимы интерактивные подходы к построению образовательного курса.

6.5. Комплексное использование различных технологий

Сочетание нескольких технологий дает возможность выбрать оптимально эффективный подход к организации обучения как со стороны слушателей, так и со стороны преподавателя (тьютора).

 

В качестве основного параметра при оценке эффективности дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров выделяем уровень мотивации учителей на разных этапах обучения и уровень овладения педагогическими технологиями. Уровень мотивации можно определить с помощью разнообразных форм диагностических процедур, а также анализа самооценки учителей, их письменных отчетов, материалов дискуссий в рамках телеконференций, дистанционных семинаров и форумов.

Для организации дистанционного обучения системы повышения квалификации необходима содержательная (ресурсная) часть, направленная на потребителя образовательных услуг.

 

3.3. Содержательная (ресурсная) часть, предназначенная для дистанционных форм обучения: принципиальные подходы к ее реализации.

Дистанционное обучение в системе повышения квалификации предполагает основу на образовательные ресурсы мирового масштаба. Электронные и виртуальные библиотеки и музеи расширяют возможность взрослого человека на этапе его социально-профессиональной зрелости.

Особое место в дистанционном обучении взрослых отведено ресурсам, доступным педагогическому сообществу через информационно-образовательные порталы (сайты). Предлагаем сравнительную характеристику двух информационно-образовательных порталов (сайтов), созданных как интернет-проекты:

 

Информационно-образовательный портал

Направление

Федеральный портал

Региональный портал

Название интернет-проекта

Auditorium.ru — новый интернет-проект Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) — Россия.

orenipk.ru — интернет-проект Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования (ООИПКРО), реализованный при поддержке Фонда Сороса.

Главная цель проекта[19]

Создание в российском Интернете массива бесплатных, качественных, общедоступных, комплексных информационных ресурсов, сопровождающих учебный процесс и научную работу в области общественных и гуманитарных наук.

Создание регионального банка педагогической информации, основными ресурсами которого являются бесплатные, качественные, общедоступные информационные и образовательные ресурсы, необходимые взрослому человеку в ходе повышения квалификации.

Основная задача

Содействие становлению и консолидации профессиональных сообществ в общественных и гуманитарных науках.

Содействие становлению опыта у педагогического сообщества в получении информационных и образовательных услуг на основе информационных технологий.

Основные пользователи портала

Преподаватели и научные сотрудники, аспиранты, студенты и абитуриенты российских вузов, а также абитуриенты, школьники и учителя.

Педагогические и руководящие кадры учреждений общего и начального профессионального образования, специалисты органов управления, методические работники, педагоги дополнительного образования, родители.

Информационное наполнение портала (контент)

Строится по дисциплинарному принципу. Тематика портала включает следующие общественные и гуманитарные дисциплины: история, культурология, международные отношения, политология, право, психология, педагогика, социология, страноведение, филология, философия, экономика.

Строится, с одной стороны, по дисциплинарному принципу (биология, иностранный язык, математика, география, философия, педагогика, психология, экономика и пр.), а с другой стороны, по принципу социально-профессиональной значимости проблем от концептуальных подходов до нормативной базы.  Используется динамический принцип управления контентом.

Уровни информационного наполнения

Три уровня:

1.      базовый уровень (материалы, отобранные экспертами портала);

2.      региональный уровень (материалы, подготовленные в регионах и представленные региональными партнерами проекта);

3.      свободный уровень (материалы, предоставленные различными пользователями портала и соответствующие содержательным принципам наполнения портала).

Три уровня:

1.      внутрифирменный уровень (материалы, планируемые заранее специалистами различных структур ООИПКРО);

2.      базовый уровень (материалы, отобранные экспертами портала);

3.      территориальный уровень (материалы, подготовленные в территориях и представленные территориальными партнерами проекта).

 

 

Типы информации, на которых построены основные части портала

Электронная библиотека, блок виртуальных коммуникаций (виртуальные конференции, форумы, интернет-гостиные), справочный раздел (базы данных по персоналиям, организациям, интернет-ресурсам), лента новостей из мира образования и науки.

Концептуальные доклады, виртуальные коммуникации (форумы, дистанционные семинары), нормативно-правовая база, справочный раздел (план курсовой подготовки, тезаурусы), научно-методический раздел, учебные материалы, аналитические и статистические справки, дайджесты по актуальным проблемам, электронная библиотека, информационно-педагогические модули из опыта работы и пр.

Принцип построения портала

Как регионально-распределенная система, в которой наряду с центральной информационной системой, в университетах-парнерах, являющихся участниками Ассоциации развития информационных технологий в образовании "Интернет-социум", предусматривается создание региональных сегментов портала, которые будут аккумулировать образовательные и научные ресурсы соответствующих регионов. На базе Университетских центров Интернет планируется также поддержка "зеркал" центрального сервера портала.

Как территориально-распределительная  система, в которой наряду с региональной информационной системой начата работа по созданию сегментов территориальных порталов, построенных на практических материалах учителей.

 

Материалы, подготовленные специалистами нашего ИПКРО для использования в дистанционных формах повышения квалификации педагогических и руководящих работников, представлены на образовательном портале (сайте) института (http://www.orenipk.ru). Кроме отдельных модулей, включающих в себя лекции или ориентиры к лекциям по отдельным проблемам, информационно-справочные и терминологические материалы, научные статьи, методические разработки и др., подготовлены комплексные образовательные ресурсы по отдельным блокам образовательных программ. Остановимся для примера на некоторых  подходах к их реализации и проблемах по использованию наработанных ресурсов:

 

Ссылка на ресурсы и их разработчиков

Роль разработчиков

1.      http://www.orenipk.ru/Bank_HTML/Text/t27_458.htm

Разработчик – Савинова Н.Б.

Образовательный курс для учителей иностранного языка по проблеме: 
«Управление качеством обучения иностранному языку»

Ресурс предназначен для учителей иностранных языков

1.      Даны рекомендации слушателям по использованию разработанного курса.

2.      Предоставлены адреса ссылок на Интернет-ресурс.

3.      Разработано научно-методическое обеспечение программы.

4.      Проведены консультации для учителей и специалистов из филиалов по назначению ресурсов. 

5.      Делается акцент на ресурсы в ходе обсуждения проблем.

6.      Созданы мотивационные условия для копирования образовательных ресурсов на бумажные и электронные носители.

 

1.      http://www.orenipk.ru/Bank_HTML/Text/t29_7.htm

Разработчик – Скрынникова О.Н.

Учебная программа по дисциплине «Математика»

Ресурс предназначен для учителей математики.

 

1.      http://www.orenipk.ru/Bank_HTML/Text/t20_143.htm

Разработчик – Мишакова В.Н.

Об использовании средств ТРИЗ-технологии в процессе обучения биологии (к курсам базового повышения квалификации)

Ресурс предназначен для учителей биологии.

 

2.      http://www.orenipk.ru/Bank_HTML/Text/t13_5.htm

Курс «Философия образования»

Разработчик – Мухамеджанова Н.М.

Предназначен для учителей на курсах базового повышения квалификации.

 

3.      http://www.orenipk.ru/Bank_HTML/Text/t12_1.htm

Курс «Принятие решений в организациях».

Разработчик – Зотова Н.К. (на основании учебного пособия О.А. Кулагина)

Ресурс предназначен для руководителей ОУ

 

 

4.      http://www.orenipk.ru/Bank_HTML/Text/t15_1.htm

Лекция «Концепция современного естествознания»

Разработчик – Воронина Ю.В.

Ресурс предназначен для руководителей ОУ

 

 

 

Общие проблемы реализации образовательных ресурсов:

№ п/п

Название проблемы

Предложения для реализации

1.

Отсутствие потребности у слушателей курсов в ознакомлении с содержанием курсов до начала изучения дисциплины.

Должны быть разработаны требования к слушателю курсов и в качестве основного выделить самостоятельную работу с определенными Интернет-ресурсами или презентациями на CD- дисках до начала курсов.

2

Отсутствие мотивации у слушателей курсов для самообразовательного изучения ресурсов  во время курсовой подготовки.

Выделить время для самостоятельного изучения определенных проблем, являющихся ключевыми.

3

Отсутствие мотивации у преподавателей выступать в роли тьюторов.

Всем преподавателям апробировать изучение отдельных тем на основе заранее подготовленных образовательных ресурсов.

4

Отсутствие в ООИПКРО нормативно-правовой базы по организации дистанционного обучения в системе повышения квалификации.

Разработать нормативно-правовую базу по организации дистанционного обучения (после окончания курсов по организации ДО в центре дистанционного обучения «Эйдос»).

5.

Не предусмотрена координация деятельности опорных школ (пунктов информационного доступа) по использованию образовательных ресурсов в процессе самообразования на предкурсовом этапе повышения квалификации (в межкурсовой и межсессионный период).

Наладить канал связи с пунктами информационного доступа, руководителям курсов готовить  информационные рассылки со ссылками на образовательные ресурсы, знакомство с которыми необходимо до начала курсов.

6.

Не используются территориальные кадровые и материально-технические ресурсы для дистанционных форм обучения.

Необходимо определить пункты создать сеть территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации постдипломного образования, что позволит педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений системно повышать квалификацию и иметь доступ к актуальной информации.

 

Для реализации стратегической цели института – достижение качества дополнительного образования в условиях модернизации образования  выделена подцель на период 2003/2004 учебного года: формирование условий для организации дистанционных форм повышения квалификации работников региональной системы постдипломного образования

 

3.4. Формирование условий для организации дистанционного обучения слушателей курсов повышения квалификации работников образования Оренбургской области.

В рамках Ученого Совета ООИПКРО от 12 сентября 2003 года обсуждались результаты по направлениям деятельности Центра диагностических и информационных технологий, среди которых выделим стратегические в организации дистанционных форм обучения:

1. Формирование информационно-образовательной платформы курсов повышения квалификации работников образования.

Сегодня в регионе создана действующая система пунктов информационного доступа  к ресурсам образовательного портала ООИПКРО и к образовательным ресурсам других образовательных учреждений. С позитивной стороны можно отметить, что у специалистов ООИПКРО появился  опыт работы по созданию:

1) концептуальных, информационных, методических и справочных модулей для использования в дистанционных формах обучения.

2) учебных комплексов для отдельных образовательных модулей, доступных на сайте ООИПКРО по таким дисциплинам, как философия образования; принятие управленческих решений; информационные технологии управления образования.

Настало время, когда нам, специалистам ИПКРО, с одной стороны, необходимо продолжать на более высоком профессиональном уровне заниматься разработкой учебных комплексов на электронных носителях по изучаемым дисциплинам, а с другой - эффективно использовать наработанные образовательные ресурсы слушателей курсов в учебном процессе и в межкурсовой период.

Результат, к которому следует стремиться сегодня – создание мотивационных условий для систематического использование образовательных ресурсов в самообразовательной деятельности слушателей курсов до начала изучения дисциплины в качестве платформы, требуемой для обучения. Для успешной организации образовательной деятельности нужна информационная база, которая должна быть основана, с одной стороны на теоретических подходах к решению проблем образования, а с другой стороны, должна быть подпитана практическими наработками школьных коллективов.

Координирующую роль в распространении в регионе наработанных материалов должны взять на себя областной информационно-прокатный центр (ИПЦ) и ООИПКРО, выполняющие функции регионального ресурсного центра для общеобразовательных учреждений и территориальных органов управления образованием.

Для этого следут:

1.      Определить в качестве структуры образовательных ресурсов образовательные программы по определенным дисциплинам.

2.      Содержательную часть готовит разработчик образовательной программы или коллектив единомышленников.

3.      Структуру конструирования и содержательное наполнение отдельных модулей образовательного ресурса представляет в техническую службу разработчик образовательной программы по дисциплине.

4.      Техническая служба осуществляет построение образовательного ресурса и размещение на образовательном портале в локальной версии и в качестве Интернет-ресурса.

5.      Использовать банк данных по образовательным учреждениям в качестве информационного источника об имеющихся наработанных образовательных курсах и модулях. Обновлять банк с периодичностью в полгода и готовить аналитические справки по итогам обновления.

6.      Размещать на образовательном портале ООИПКРО практические разработки и методические находки учителей.

7.      Оформить на CD-диске рекомендованные к использованию на региональном уровне образовательные программы с указанием авторства разработчиков для использования в качестве образовательного ресурса ООИПКРО.

8.      Распространять CD-диски на региональном уровне через территориальные органы управления, ИПЦ, пункты информационного доступа, районные ресурсные центры.

9.      Каждые две недели (с 27 ноября 2003 года) отслеживать образовательные ресурсы, рекомендованные для использования Минобразованием РФ, направляемые в 86 пунктов информационного доступа, оборудованных спутниковыми тарелками – оборудованием системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам. Использовать эти ресурсы в процессе повышения квалификации работников образования. 

 

2. Выполнение координационной роли в обновлении содержательной части образовательного портала практическими наработками образовательных учреждений из опыта их работы.

1.      Выявлять через школьные и территориальные методические объединения уникальный опыт работы как отдельных педагогических работников, так и образовательных учреждений.

2.      Делать экспертное заключение по качеству разработанных проектов и модулей из опыта работы педагогических и руководящих работников региона.

3.      Размещать на образовательном портале ООИПКРО практические разработки и методические находки учителей.

 

3. Развитие единой образовательной информационной среды. Одним из приоритетных направлений развития единой образовательной информационной среды является наполнение ее качественным содержанием. Это направление влечет за собой объединение кадровых ресурсов всего ООИПКРО, а также педагогических, методических и управленческих работников образовательных учреждений, являющихся модераторами в реализации концептуальных подходов модернизации школьного образования. При разработке содержательной части информационных модулей специалисты руководствуются едиными  принципами подготовки электронных версий информационных модулей к образовательным программам курсов повышения квалификации. Информационные модули уложены по структурам ИПКРО на основе гипертекстовой технологии, что позволяет им быть интерактивными в использовании и доступными через сайт ООИПКРО в любое время, удобное для потребителя информации.

 

4. Построение надежных коммуникационных сетей на региональном уровне и создание ресурсных центров. Эта проблема решается специалистами ООИПКРО совместно с ГУО. Однако говорить об эффективном использовании коммуникационных сетей на региональном уровне следует после того, как в нашем ИПКРО будет налажена и апробирована локальная сеть.

 

5. Определение подходов к организации внутрифирменных информационных систем. Проблему можно решить при совместной деятельности специалистов ИПКРО, специалистов органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений. Планируем в течение учебного года апробацию программного комплекса NET-школа (Самарская область) с опорными образовательными учреждениями. Основные принципы эксплуатации данного продукта должны быть выработаны в совместной деятельности специалистов ИПКРО и руководителей ОУ (ориентировочно из группы Менеджеры – 2 курс обучения).

 

6. Подготовка кадрового ресурса для организации эксплуатации единой региональной информационной образовательной среды. Сегодня необходимо создавать учебные комплексы (информационные модули) к образовательным программам целого курса. Для этого необходимо объединение кадрового потенциала и выработка единых стратегических подходов к формированию единого образовательного комплекса, ориентированного на определенную категорию слушателей курсов. Считаем, что необходимо всем коллективом ООИПКРО работать над образовательной программой для руководителей образовательных учреждений и для учителей информатики. Эти две категории работников образования должны стать модераторами в своих школах и работать над проблемой организации обучения педагогов в дистанционных формах обучения.

 

Отталкиваясь от определенных на сентябрьском Ученом Совете средств для достижения стратегической цели ООИПКРО, обозначим приоритетные мероприятия этого учебного года и выделим мероприятия стратегического уровня в деятельности ООИПКРО:

 

№ п/п

Направление деятельности

Срок исполнения

1

Определение путей реализации дистанционного обучения на основе теории и практики, полученной в ходе  дистанционного обучения группой лидеров ООИПКРО, состоящей из 10 человек

2003/2004 учебный год

2

Организация подготовки 1000 педагогических работников по программе «Обучение для будущего».

2004, 2005 годы

3

Формирование опыта по организации современных форм общения специалистов ИПКРО со слушателями курсов и друг с другом (электронная почта, форум, чат, дистанционные семинары и пр.).

2003/2004 учебный год

4

Освоение технологии и культуры обсуждения актуальных внутрифирменных проблем (проектов) в дистанционной форме.

 

2003/2004 учебный год

5

Определение структуры и методических подходов к подготовке образовательных комплексов, предназначенных для дистанционных форм обучения.

 

2003/2004 учебный год

6

Освоение принципов обучения взрослых группой преподавателей и методистов ООИПКРО на базе Академии постдипломного образования педагогических работников (Санкт-Петербург)

 

2003/2004 учебный год

7

Определение роли и места ресурсов регионального проекта «Информационная образовательная среда учреждений северо-западной зоны Оренбургской области» в организации дистанционных форм обучения взрослых.

 

2003/2004 учебный год

8

Освоение нормативно-правовой базы организации дистанционного обучения взрослых и опыта других учреждений постдипломного образования проектной группой ООИПКРО.

2003/2004 учебный год

 

 



[1] Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998, с. 19-21.

[2] Уваров А.Ю. Сельская школа и Интернет. // Педагогическая информатика. М: – 2001. - № 2. – с. 20.

[3] Румянцев И.А., Степанов С.А. Концепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества. //Информатика и образование. М: – 2001. - №8. – с.3-4.

[4] Румянцев И.А., Степанов С.А. Концепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества. //Информатика и образование. М: – 2001. - №8. – с. 4.

[5] Unesco. The General Conference Adopts a Recommendation on Adult Education // Adult Education  Information Notes/ - Paris, 1977. - №1. – P.2.

[6] Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 1999. с. –67-68.

[7] Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 2000. – с. 132.

[8] Там же.

[9] Там же, с. 5.

[10] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. – СПб.: Тускарора, 1998. – с. 49.

[11] Рабочая книга андрагога // Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: Знание, 1998. с. – 24.

[12] Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 2000. – с. 185-200.

[13]Там же.

[14] Пигичка Ю.Л. Формирование информационной культуры – неотъемлемая составляющая процесса повышения квалификации педагога. // Педагогическая информатика. М: – 2001. - №1. – с.43-44.

[15] XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть VI. – М.: МИФИ. 2002.,  с. 5-9.

[16] Куркина Елена Викторовна, Михайловская средняя школа, Бугурусланский район, учитель информатики, региональный тьютор – выпускница центра Федерации Интернет Образования.

[17] Куркина Елена Викторовна, Михайловская средняя школа, Бугурусланский район, учитель информатики, региональный тьютор – выпускница центра Федерации Интернет Образования

[18] Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – с. 147-152.

[19] http://www.ito.su/2002/P/P-0-1134.html