Автор – Пудовкина Ольга Леонидовна, воспитатель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2 IV вида г.Новотроицка.

          Сущность опыта. Суть данного опыта заключается в том, что автор  исследовала проблему «Коммуникативное  общение  детей  как  один  из  аспектов  формирования  системы  толерантных  взглядов  и  поступков  подростков  школы-интерната».

      По мнению автора, основная задача воспитателя интерната заключается в формировании навыков  толерантного поведения у воспитанников, которых необходимо подготовить к успешной социализации в современном обществе.

Группа  6  класса, которой руководит автор опыта,   состоит  из  16  человек,  из  них  6  человек  постоянно проживают  и  в  интернате – это  дети  сироты, дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей, из семей  социального  риска. В  течение  недели  проживают  в  интернате  10  человек.  Состав  группы  постоянно изменяется.  Дети  из  семей,  разных  по  социальному  уровню, поэтому  в  группе  существует  ряд  проблем:

-низкая  учебная  мотивация;

-несформированность  санитарно-гигиенической  культуры;

-озлобленность  и  агрессивность  отдельных  подростков;

-низкая  общая  культура  детей.

       Основные  причины  этих  проблем:

-  не  были  сформированы  учебные  навыки  при  поступлении  в  школу;

-        семейное  воспитание, вернее  его  отсутствие ;

-        наблюдаются отклонения  в  физическом  и  психическом  развитии.

Поэтому основные  задачи, на  реализацию  которых  направлена  воспитательная  работа  в  группе, - это:

1.    Развитие  познавательного  интереса, повышение  интеллектуального  уровня  учащихся через  организацию  разнообразных  форм  внеклассной  работы.

2.    Повышение  эффективности  работы  по  гражданско-патриотическому  воспитанию через  реализацию  программы, разработанной  в  рамках  подготовки  к  празднованию  60-летия  Победы  в  Великой Отечественной  войне,  70-летия  Оренбургской  области  и  60-летия  г.Новотроицка.

3.    Воспитание  активности, самостоятельности, дисциплинированности  через  дальнейшее  развитие  ученического  самоуправления  в  группе.

4.    Воспитание  у  учащихся  качеств  толерантной  личности  через  приобретение  ими  навыков  коммуникативного  общения  и  участия  в  коллективных  творческих  делах.

5.    Формирование  санитарно-гигиенических  навыков  и  навыков  самообслуживающего  труда.

6.    Привлечение  родителей  к  участию  в  учебно-воспитательном  процессе  класса.

Для  выполнения  поставленных  задач  разработан  план  воспитательной  работы. Работа  ведется  по  направлениям:

1.Интеллектуально-познавательная  деятельность;

2.Патриотизм  и  гражданственность;

3.Нравственно-духовная  деятельность;

4.Профессиональная  ориентация  и  трудовая  деятельность;

5.Спортивно-оздоровительная  работа;

6.Досуг;

7.Развитие  классного  коллектива;

8.Работа  над  вкладом  в  Банк  Добрых  Дел;

9.Работа  по  выполнению  заданий  в  честь  знаменательных  дат;

10.Работа  со  слабоуспевающими  детьми.

По  направлениям  воспитательной  работы  подобран  материал. Формы  проведения  воспитательных  мероприятий  используются  разнообразные:  КТД,   тренинги  общения ,  индивидуальная  работа  с  учащимися.

    Особое  внимание  уделяется  формированию  учебной  мотивации  каждого  ребенка, для  этого  в  группе:

-   проводятся  интеллектуально-развлекательные  игры: «Поле  чудес», «Счастливый  случай», конкурсы «Грамотеев» -  вызывают  не  только  интерес  учащихся  к  определенной  теме, но  и развивают  логическое  мышление, память, внимание;

-   «Полезные  советы»  для  учащихся  формируют  культуру  учебного  труда;

-   на  самоподготовке  практикуются  формы  работы  учащихся  в  парах, работа  консультантов;

-   с  учителями  и  родителями  поддерживается  связь  через  тетради  для  записи  домашнего  задания, дневники, индивидуальные  собеседования;

-   организована  индивидуальная  работа  со  слабоуспевающими  ребятами  через  систему  дополнительных  занятий  и  консультации. Мониторинг  успеваемости  6  класса  показывает, что  в  группе  есть  определенные  успехи. Дети  обладают  достаточно  высокой  техникой  чтения.

Низкий  процент  качества  по  русскому  языку  во  многом  зависит  от  того, что  учебный  материал  дети  в  основном  воспринимают  на  слух. Анализируя  посещаемость  школьной  библиотеки  и  тематику  прочитанной  литературы,  можно  сделать  вывод, что  дети  не  любят  читать, читают  только  программный  материал, просматривают  журналы,  увлекаются  чтением  современной  литературы  для  детей, которая  не  содержит  ничего  ценного, а качество  исполнения  печати  желает  лучшего.

     Воспитательная  работа  в  группе  по  формированию  трудовых  навыков, навыков  самообслуживающего  труда  направлена  на  то, чтобы  подготовить  детей  к  самостоятельной  жизни. Часто  проводятся  практические  занятия  и  конкурсы: «Как  создать  уют?», «Стираю и  глажу  сам», «Самая  красивая  причёска»  и  т.д.

Практически  все  дети  знают  и  выполняют  правила  личной  гигиены, обладают  навыками  самообслуживания, но  надо  добиться, чтобы  эти  навыки  вошли  в  привычку,  т.е.  необходимо  воспитывать  культуру  труда.

     В  группе  ведется  работа  по  воспитанию  нравственных  качеств, личности, сплочению  коллектива, формированию  отношений  взаимопомощи  и  дружбы. Этой  теме  посвящаются  классные  часы, тренинги  общения.

Анализ  результатов  анкетирования  уровня  развития  коллектива  и  воспитанности  учащихся  говорит  о  том, что  ребята  в  группе  доброжелательные, готовы  прийти  на  помощь  друг  другу, стремятся  к  общению  в  свободное  время, у них развито  чувство  сострадания. Группа  6  класса  шефствует  над  приютом  «Журавушка». Подростки  с  удовольствием  готовят  для  детей  спектакли, играют  с  ними, мастерят  игрушки. Но  в  то же  время  им  присущи  взрывы  агрессивности. Подростки  часто  лгут, не  ценят  дружбу.

Увлечения  помогают  детям  быть  более  организованными, уметь  распределять  свободное  время  и  раскрывать   таланты.

   Большое  внимание  уделяется  и  учёбе  актива. Организована  «Школа  лидера», где  с  активом  класса  проводятся  деловые  игры: «Я-лидер», «Мозговой  штурм».

По  уровню  развития  коллектив  стоит  на  стадии  «Мерцающий  маяк», но по  некоторым  показателям (творческое  самовыражение  личности,  стремление  к  общению  в  свободное  время,  общественные  связи  и  общественное  мнение) - на  стадии  «Горящий  факел». Уровень  воспитанности  учащихся  средний. Из  16  человек  хороший  уровень  воспитанности  имеют 10 человек, средний - 6 человек. Адекватно  себя  оценили  7  учащихся,  завысили  самооценку 7 человек  и  занизил 1.

В  смотре-конкурсе  «Лучшая  группа» детско-юношеской  организации  «Маленькая  страна»  6  класс  занял  третье  место. Дети  в  основном  удовлетворены  школьной  жизнью, степень  удовлетворенности  составляет   98  %.

    На  следующий  учебный  год  планируется  внести  коррективы  как  в  задачи  воспитательной  работы, так  и  в  формы  и  методы  организации  педагогического  процесса с учетом   нерешенных  проблем, возрастных  особенностей детей.  Особое  внимание необходимо обратить  на  решение  следующих  задач:

-формирование  учебных  мотивов;

-формирование  волевой  сферы;

-формирование  жизненного  самоопределения  подростка;

-создавать  максимальные  условия  для  освоения  учащимися  духовных  и  культурных  ценностей, уважения  к  истории  и  культуре  своего  и  других  народов;

-формирование  нравственных  качеств  творческой  социальной  личности.

               Интеллектуальное  развитие  учащихся – неотъемлемая  часть  воспитательной  работы, которая  складывается  из  организации  самоподготовки  и  мероприятий  по  развитию  интеллектуальных  умений, формированию  общеучебных  навыков. Участвуя  в  педагогическом  процессе  не  один  год  и  наблюдая  за  учебной  деятельностью  учащихся, невольно  задаёшься  вопросом: «Почему  многие  школьники  плохо  учатся?  Почему  для  них  учебный  труд  превращается  в  непосильно  тяжёлый, малопродуктивный, безрадостный?»

  Одной  из  главных  причин, порождающих  низкую  успеваемость, является  неумение  учащихся  учиться. Для  того, чтобы  помочь  справиться  с  данной  проблемой,  был  разработан  курс «Учись  учиться»,  рассчитанный  на  16  часов.

Цели  и  задачи

Прогнозируемые  результаты

1.

Формирование  общеучебных  навыков

Обучение  учащихся  умению  организовывать  свой  труд:

- поставить  цель,

- выделить  главное,

- рассчитать  свои  силы,

- составить  план,

- выполнить  намеченное.

 Ликвидация  перегрузки  учащихся, выработка  трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности.

2.

Интенсивное  развитие  основных  психических  процессов:

 памяти, внимания, мышления.

 Улучшение  усвоения  основ  изучаемого  материала, повышение  интереса  к  учёбе,  её  социально- значимых  мотивов.

3.

Индивидуальная  работа  с  учащимися

Дифференцированный  подход  в  оказании  помощи  неуспевающим  учащимся:

- создание  атмосферы  доброжелательности, ситуации    успеха;

- распределение  детей  по  группам  сложностей, «подтягивание»  их  до  более  высокого  уровня;

- работа  с  учащимися, имеющими  по  одной, две  тройки, использование  их  творческого  потенциала.

 Повышение  качества  знаний, овладение  навыками  учебно-познавательной  деятельности; повышение  работоспособности.

 Овладение  учащимися интеллектуальными  умениями  буде  способствовать  самообразованию, успешному  вхождению  в  социум  после  окончания  школы

Тематический  план  занятий  «Учись  учиться»

 

Т Е М А

Кол-во

часов

1

Вводное  занятие  «Что  такое  НОТ  ученика?»

1

2

Гигиена  учебного  труда  школьника

1

3

НОТ  на  уроке  и  дома.

1)   Роль  и  место  ученика  на  уроке

2)   Выполнение  домашних  заданий. Основные  требования  к  самоподготовке.

3)   Как  научиться  беречь  время.

4)   Общие  приёмы  учебной  работы.

5)   Работа  с  книгой, дополнительной  литературой (обработка  памяток).

6)   Как  написать  конспект, подготовиться  к  зачёту.

7)   Как  подготовиться  к  экзаменам.

8)   «Первое  впечатление» (способность  к  саморекламе)

8

1

 

 

1

 

1

 

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

4

Психофизилогические  основы  учебного  труда  школьника

1)   Внимание. Виды  внимания. Основы  внимания. Свойства  внимания. Развитие  внимания. (психологический  тренинг).

2)   Память. Развитие  памяти. Тренировка  памяти. (психологический  тренинг)

3)   Мышление. Основные  типы  мышления. Приёмы  развития  мышления (психологический  тренинг).

4)   Диагностика  основных  психических  процессов.

4

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

5

Организация  свободного  времени

1)   Мир  моих  увлечений.

2)   Итоговое  занятие.

2

1

1

 

Занятия  строятся  с  учётом  психофизических  особенностей  учащихся, учитываются  недостатки  воспитанности  личности, такие  как: слабое  развитие  воли, отсутствие  мотивации, трудовой  воспитанности. В  процессе  усвоения  программы  «Учись  учиться», школьники  не  только  овладевают  навыками  организации  учебного  труда, но  и  корригируют  основные  психические  процессы, воспитываются  личностные  качества.

 Занятие 1.

Тема: «Внимание. Виды  внимания. Основы  внимания. Развитие  внимания».

Задачи: 1.Изучить  некоторые  особенности  внимания  школьников.

2.Показать  возможности  развития  и  зависимость  качества  учебной      деятельности  от  свойств  внимания.

3. Определить  уровень  сплочённости  и  взаимопонимания  в  группе.

Форма  проведения:  Беседа  и  психологический  тренинг.

План  проведения:

1.    Знакомство  с  темой, сообщение  цели  «Для  чего?», задач  занятия.

2.    Конкретизация  знаний  о  внимании  как  психологическом  процессе.

а) Виды  внимания: непроизвольное; произвольное;  послепроизвольное.

б) Основы  внимания: сосредоточенность; понимание; интерес.

в) Свойства  внимания: концентрированное; распределённое; объёмное.

3.    Психологический  тренинг.

- Психологический  настрой:

а) на  усиление  концентрации  устойчивости  внимания (20)

б) на  распределения  внимания (19)

в) на  переключение  внимания (27), сборник «Коррекционные  упражнения» А. Ануфриев, С. Костромина.

- Решение  задач: 1) индивидуально,

 2) коллективная  работа,

 3) выполнение  тестов.

Игры  на  взаимопонимание.

4.    Обсуждение  результатов.

5.    Домашние  задание: упражнение №  28, карточки.

Занятие  2.

Тема: « Память. Развитие  памяти. Тренировка  памяти»

Задачи:  1. Формирование  представления  о  памяти  как  психическом

    процессе.

2.  Выявить  особенности  памяти.

3.  Научить  основным  упражнениям  по  тренировке  памяти.

4.   Воспитание  культуры  общения  при  проведении   психологических  игр.

Форма  проведения: Практикум, игровая  деятельность.

План  проведения:

1.    Вспоминаем  тему  предыдущего  занятия (беседа).

2.    Конкретизация  понятия  о  памяти  как  психического  процесса.

Особенности  памяти: зрительная, слуховая, деятельная.

3.  Задания  для  проверки  особенностей  памяти.

Задание 1.  Разминка. Психологический  настрой.

Прочитать  список  слов, перевернуть  страницу  и  записать  по  памяти  слова, которые  только  что  прочли. Норма  для  учащихся  15-17  лет –10  слов.

Задание 2.  Проверка  слуховой  памяти.

Читаются  10  слов  вместе  с  порядковыми  номерами. Затем  учащиеся  записывают  слова  вместе  с  номерами. Каждое  правильное  слово  оценивается  в  10  баллов, 5 баллов – если  слово  не  совпадает  с  порядковым  номером. Сумма  баллов – оценка  эффективности.

Задание 3.  Проверка  зрительной  памяти.

Занятие  дублирует  второе, только  слова  с  порядковыми  номерами  записаны  на  доске (для  слабовидящих  детей  подготовлены  карточки). Время  чтения  10  секунд. Затем  доска (карточки)  переворачиваются, запомнившиеся  слова  записываются. Оценивается  задание  так  же  как  задание 2.

Задание 4. Проверка  эффективности  памяти  с  пространственными 

                             сочетаниями.

Задание 5.  Установление  ассоциативных  связей.

 Предлагается  12  выражений,  произносимых  вслух. Учащиеся  делают  рисунок  на  каждое  выражение, затем  к  каждому  выражению  пишутся  сами  выражения  на  память.

4. Правила  тренировки  памяти ( памятка).

5. Домашнее  задание: 1) упражнения  на  осознанное  восприятие (№№ 37,

     38,41 (2,4));

 2) упражнения  на  способность  устанавливать  связи  между  элементами  материала (упр. 44,46,48)

Литература: А. Ануфриев «Как  преодолеть  трудности  в  обучении  детей».

 

Занятие 3.

Тема:  «Особенности  мышления»

Задачи:  1. Формирование  представления  о  мышлении  как  психическом 

 процессе.

2.  Показать  учащимся  действия  различных  механизмов  мыслительных  операций.

3.  Вооружить  основными  приёмами  развития  мышления.

4.  Изучить  в  процессе  игровой  деятельности  положение  в  группе  каждого  ученика.

Форма  проведения:  Беседа. Практическая  работа. Тренинг.

План  проведения:

1.    Вспоминаем  тему  предыдущего  занятия: что  узнали  нового, чему  научились.

2.    Беседа  с  учащимися: - Что  такое  мышление?

                                           -  Приёмы  развития  мышления.

                                           - Представление  о  таких  мыслительных

                                             операциях, как  анализ, синтез, конкретизация,

                                             обобщение.

3.  Коррекционные  упражнения,  направленные  на  развитие:

1) Образного  мышления:

 а) « на  что  это  похоже?»;

 б) найти  закономерность;

 в) « классификация»;

2) Словесно- логического  мышления:

 а) систематизация;

                б) «найди  общее  слово»;

 в) логические  задачи,

3) Абстрактно- логического мышления:

а) формирование  искусственных  понятий;

б) формирование  умения  устанавливать  связи  между  понятиями.

4. Игры  на  взаимопонимание.

После  игры  проводится  рефлексия  и  самооценка  включённости  в  групповой  процесс. Рефлексия  предполагает  анализ  каждым  участником  своего  отношения  к  той  роли, которая  ему  отведена.

5.  Домашнее  задание.

Результаты  домашних  заданий  анализируются, даётся  оценка  полученным  результатам, подбираются  новые  задания.

Цель:  преодолеть  негативные  эмоции  ребёнка  по  отношению  к  самому  себе (работа  ведётся  индивидуально).

 

ТРУДНЫЕ  ВОПРОСЫ  СОДЕРЖАНИЯ  ТЕМЫ

ПРИЧИНЫ  ЗАТРУДНЕНИЙ  ПРИ  УСВОЕНИИ  ЭТИХ  ВОПРОСОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЁМЫ  ПРЕОДОЛЕНИЯ  ЗАТРУДНЕНИЙ

При  изучении  темы  «Мышление»  выявлено, что  дети  не  способны  к  синтезированию, обобщению; не  владеют  процессом  абстракции; многим  трудно  провести  аналогию  между  явлениями, а  главное  между  понятиями.

1. Слабовидение.

 У  слабовидящих  детей  все  психические  процессы  замедленны, особенно  страдает  мышление.

 2. Дети – сироты.

 Как  правило, страдают  нарушением  эмоциональной  сферы, которая является  причиной  снижения всех  познавательных  процессов, особенно  мышления  и  воображения.

 3. Слабая  мотивация.

 Нет  заинтересованности  в  чтении  дополнительной   литературы, учителя  приносят  готовые  материалы.

 4. Мало  делают  усилий  на  получение  результатов  сами.

 5. Работая  больше  над  развитием  творческого  мышления, я  пришла  к  выводу, что  необходимо  развивать  каждый  вид  мышления  с  помощью  специально  составленных  упражнений

1. Диагностика  уровня  развития  каждого  мыслительного  процесса:     (  КОТ, ШТУР).

 2. Беседа  о  культуре  умственного  труда.

 3. Индивидуальная, дифференцированная  работа.

 4. Работа  по  выработке  мотивации  развития  мышления.

 5. Коррекционно-развивающие  упражнения  на:

- обобщение  и  ограничение  понятий;

- нахождение  обобщающего  и  ограничивающего  понятия;

- расположение  понятий  от  более  частых  к  более  общим;

- выделение  существенных  и  несущественных  признаков  понятий;

- нахождение  разных   логических  отношений   между  понятиями.

 

           Доступность опыта. Опыт О.Л.Пудовкиной может быть использован в работе воспитателей интернатных учреждений  в качестве примера деятельности, направленной на формирование у обучающихся коммуникативных навыков, способствующих воспитанию у них толерантности, удовлетворению духовных потребностей человека, в том числе потребности жить в обстановке взаимопонимания и сотрудничества  с другими  представителями сообщества.

          Главное в опыте то, что педагог рассматривает  коммуникативное  общение  детей  как  один  из  аспектов  формирования  системы  толерантных  взглядов  и  поступков  подростков  школы-интерната как важную педагогическую проблему и предлагает  свое видение проблемы, свои материалы, осмысление  которых поможет представителям педагогической общественности найти собственные пути формирования толерантной личности, готовой к успешной социализации в обществе.

 Актуальность  и  перспективность   опыта, его  практическая  значимость обусловлены тем, что   характерной  особенностью  воспитанников  интернатных  учреждений  является  повышенная  конфликтность. Нередко  встречаются  формы  насильственного  поведения, определяемого  в  таких  терминах, как «озлобленность», «драчливость», «задиристость», «жестокость», соответствующих  интолерантности.

      Для  повышения  качества  учебно-воспитательного  процесса необходимо формировать систему  толерантных  взглядов  и  поступков  личности, что  является  основой  мирных  путей  решения  конфликтов  между  учащимися  в  школе  и  между  людьми  в  обществе.

 Теоретическая  база  опыта.

 Проблемой  толерантности  занимались  такие  авторы, как                А.Г Асмолов. «На  пути  к  толерантному  сознанию»,М,Смысл,2000; Гуров В.Н. «Формирование  толерантной  личности  в  полиэтнической  образовательной  среде», Педагогическое  общество  России, М, 2004; Мубинова З.Ф. «Педагогика  этничности  и  толерантности: теория, практика, проблемы»,Уфа,2000; Степанов П.В. «Воспитание  детей  в  духе  толерантности», «Как  воспитывать  толерантность», Народное  образование,2001, № 9-10   и  др.

 Новизна  опыта заключается в том, что  автор рассматривает воспитательный  процесс,  основанный  на  коммуникативном  общении  в  коллективной  творческой  деятельности, как средство, способствующее  формированию  системы  толерантных  взглядов  и  поступков  у  подростков.

 Технология  опыта

 Психологические  тренинги  коммуникативного  общения, коллективная  творческая  деятельность.

Результативностью деятельности педагога (устойчивыми  положительными  результатами деятельности) являются:

·                        позитивное  отношение  воспитанников к  собственной  личности;

·                        стремление  к  самосовершенствованию  и  саморазвитию;

·                        приобщение  к  общечеловеческим  ценностям;

·                         проявление  толерантных  взглядов  и  поступков (доброта, милосердие,  альтруизм) в  общении;

·                        бесконфликтное  разрешение  проблем;

·                        формирование  устойчивых  положительных  взглядов  и  позиций по  неприятию  негативных  явлений  в  обществе.

Данный опыт может быть использован в системе деятельности педагогов-воспитателей интернатных учреждений и дать устойчивые положительные  результаты при соблюдении следующих условий:

·       создания  психологического  климата  взаимного  уважения  и  доверия;

·       соблюдения  принципов «педагогики  сотрудничества» и «педагогики  поддержки»;

·       организации совместной  деятельности  всех  субъектов  воспитательного  процесса.

 

 

Ст. методист УМК

воспитательных  систем                                     И.И.Букина