И.И. Букина, старший методист УМК воспитательных систем ООИПКРО

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

 

29-30 октября 2005 года в Москве состоялась Межрегиональная конференция «Управляющие советы общеобразовательных учреждений: расширение общественного участия в управлении школой», в которой приняли участие представители 33 регионов России.


На конференции был представлен к осмыслению опыт образовательных учреждений, включившихся в эксперимент, связанный созданием и апробированием Школьных общественных советов как одной из форм общественно-государственного управления  в сфере образования.

 

 

Предлагаем вам к осмыслению некоторые материалы конференции с целью решения вопроса о необходимости и возможности создания в образовательных учреждениях, представляемым вами, Школьных управляющих советов.

 

 

 

Школьный управляющий совет:

смысл и структура  

                                                  

Общецивилизационный тренд

«Что такое школа гражданского общества?»

 

 

Школа гражданского общества =

= гражданская школа =

= школа граждан

 

(Ф.-Р.Ях, ФРГ)

Парадигма участия

Not privatization but participation

(не приватизация – но участие)

 

 

 

Соответствующий институциональное нововведение для школ:

 

Управляющие советы

Фонд «Общественное мнение» (опрос от 16.08.2003)

«Министерство образования планирует создать общественные советы, которые будут управлять школой наравне с директором. Будет ли школе лучше или хуже от такого нововведения?»

 

n51% считают, что будет лучше;

nтолько 14% респондентов опасаются, что будет хуже.

 

(информированность: знают или «что-то слышали» об этом замысле только 19% опрошенных)

 

Голосование на радио «Эхо Москвы» (25.04.2004)

Должны ли в управлении финансами школы участвовать:

 

nобщественные Управляющие советы или

nэто должен по-прежнему делать только директор?

 

85% - за 1-й в-т

15% - за 2-й в-т

 

 

Cовещание министров образования
стран СЕ 23.10.1995,  Люксембург

 

Общая тенденция:

 

n«От консультирования и содействия – к принятию решений»

n«От содействующих (попечительских) советов – к управляющим»

 (Комиссия ЕС, «Эвридика», 1996).

 

Управляющий совет школы – коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий зафиксированные в Уставе управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы.

 

Конкретный объем этих полномочий может быть различен

Правовая основа

nВ инициативном порядке УС с предусмотренными полномочиями могут создаваться в рамках действующего законодательства.

nПри этом центральным документом, через который модель УС может быть введена в конкретном общеобразовательном учреждении, является Устав данного учреждения.

 

Примерная базовая структура

(1) Избранные члены:

-От родителей (1/3 – 1/2)

-От педагогов и работников школы (не более 1/4)

-От старшеклассников

 

(2) Члены по должности и назначению:

-Директор школы

-Представитель учредителя

 

(3) Кооптированные члены

Численность и структура УС

(примерная; на небольшой состав в 11 членов)

 

nДиректор – 1

nПредставитель учредителя – 1

nОт старшеклассников – 2

nОт родителей – 3

nОт учителей – 1

nОт выпускников, спонсоров (кооптированные) - 3

Примерный состав на 20 членов

 

nДиректор – 1

nПредставитель учредителя – 1

nОт старшеклассников – 2

nОт родителей – 8

nОт работников – 4 (в том числе 3 учителя)

nОт выпускников, спонсоров (кооптированные) – 4

 

Председатель УС

 

Не могут быть председателем Совета:

nПредставитель учредителя

nОбучающиеся

nРаботники (в том числе директор)

 

Полномочия: Педагогические вопросы

nсогласование «школьного компонента» образовательного стандарта;

nсогласование вводимых профилей обучения (для старшей ступени);

nутверждение программы развития школы;

nсогласование образовательной программы

 

Полномочия: Экономические вопросы

nсогласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и утверждение сметы расходования внебюджетных средств

nработа по  привлечению  внебюджетных средств для школы;

nобеспечение прозрачности хозяйственно-экономической деятельности школы;

nв отдельных случаях: согласование  сдачи школой в аренду   закрепленных за ней  объектов  собственности.

Полномочия: Организационно-педагогические вопросы

nутверждение режима работы школы (продолжительность учебной недели, пятидневная или шестидневная; время начала и окончания занятий; годовой календарный учебный график);

nпринятие решения о введении (отмене) школьной формы;

n……

Апрель 2004: Переход к практической апробации УС в регионах России

6 регионов (Республика Карелия, Красноярский кр., Московская, Тамбовская, Ярославская обл., г. Москва )

                     

                               «План»: 12 муниципалитетов

                                         ~ min. 24 базовые школы

 

Январь 2005 – создание УС в первом эшелоне пилотных школ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо МИНИСТРА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

27 апреля  2004г     АФ-144

 

   «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации модели управляющих советов общеобразовательных учреждений»

 

Письмо ДЕПАРТАМЕНТА
ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

 

№ 14-51-131/ от14.05.2004

  

   «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений»

 

А. Фурсенко
Институты гражданского общества и управление образованием
                                                Вестник образования, № 4, 2005

 

Нет сомнений, что общество должно принимать активное участие в управлении системой образования. <…>

Осуществление контроля гражданского общества за работой средней школы возможно в первую очередь через школьные управляющие советы.

Национальный образовательный проект

Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии Президента Российской Федерации

 

3. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений

<…> Обязательные критерии:

n<…>  в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления;

 

Состояние на окт. 2005

 

n~ 70 Упр. советов – создано

n~ 80 – готовится к открытию (кон. 2005 – нач. 2006)

Неоправдавшиеся риски

 

n«Двоевластие» (директор – Совет)

nПротиводействие директоров

nАпатия и бездействие общественных управляющих

Заключение

n «Доклад Госсовету» (авг. 2001), «Концепция модернизации российского образования» (дек. 2001): «возвращение государства в образование».

По отношению к школе, главный момент  «филипповского» этапа реформы - закон №123 (июнь 2003 г.).

nНовый тезис: «возвращение общества в образование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРЯДОК   СОЗДАНИЯ   ШКОЛЬНОГО  

УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА:

 

1

Обсуждение в школьном сообществе идеи создания Управляющего совета (УС): цели, объем управленческих полномочий, состав, выборы, кооптация

2

Формирование школьной рабочей группы по созданию УС

3

Переговоры с учредителем:        

- согласие учредителя на создание в школе УС;

- приказ о рабочей группе по созданию УС, о ее целях и работе

(учредитель или директор)

                                                                                        

Учредитель может принять типовое Положение об УС, Положение о выборах и формировании УС в школах муниципальной территории либо соглашается принимать к рассмотрению новые редакции школьного Устава и школьные Положения об УС, о выборах УС в обычном порядке

4

 

      

 

Рабочая группа разрабатывает проекты новой редакции школьного Устава, школьного Положения об УС, Положения о выборах и формировании УС и согласовывает их внутри школьного сообщества и

новая редакция Устава и Положения утверждаются школьным органом, уполномоченным на то действующим Уставом школы

5

Утверждение учредителем новой редакции школьного Устава, Положения об УС, Положения о выборах и формировании УС

6

Процедура государственной регистрации новой редакции школьного Устава

     

 

и

7

Выборы школьного УС на основании утвержденного учредителем Положения о выборах УС

8

Утверждение учредителем результатов выборов в школьный УС (приказ)

9

Назначение учредителем своего представителя в УС (приказ)

10

Кооптация в члены школьного УС представителей сообщества (протокол УС)

11

Утверждение учредителем полного состава сформированного УС (приказ, регистрация в едином муниципальном реестре, выдача удостоверений)

 

Новая редакция школьного Устава прошла государственную регистрацию

 

Легитимный и правомочный УС школы создан

 

 

НЕОБХОДИМЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

 

Если представители школьного сообщества и директор школы пришли к согласию по вопросу о создании своего Управляющего совета, необходимо обратиться к учредителю и получить от него принципиальное согласие на создание в Вашей школе Управляющего совета.

         

Возможно, учредитель примет решение об издании типового положения об Управляющих советах в школах на подведомственной муниципальной территории (такой опыт у некоторых муниципалитетов уже есть). Или ограничится согласием на создание Управляющего совета в Вашей отдельно взятой школе. И только после получения согласия учредителя в той или иной форме имеет смысл планировать и осуществлять работу по созданию школьного Управляющего совета.

 

Полезно создать и легализовать школьную рабочую группу по созданию Управляющего совета. Сделать это возможно, утвердив состав группы приказом директора школы или начальника муниципального органа управления образованием. Такой акт придаст рабочей группе необходимый статус, уполномочит ее получать и обобщать индивидуальные и групповые предложения от школьного сообщества, собирать и вести собрания общественности для их обсуждения и выработки наиболее приемлемых для всех решений. Это также уполномочит группу на ведение рабочих переговоров с учредителем в ходе проектирования и создания Управляющего совета.

 

Рабочей группе следует помнить, что Управляющий совет школы станет вполне легитимным, только в том случае, когда факт его существования предусмотрен Уставом школы и в Уставе школы определены его управленческие полномочия и порядок их реализации, состав Управляющего совета, срок его полномочий, периодичность и порядок его работы и выборов, а также другие существенные его признаки и свойства. Остальные подробности полезно вынести в специальные приложения к Уставу – в Положение о формировании УС, в Положение о школьном УС.

 

Формируя в проекте нового Устава перечень управленческих полномочий Управляющего совета, необходимо внести соответствующие изменения также и в перечни полномочий других органов управления и самоуправления школы – директора, педагогического совета, попечительского совета, родительского комитета и т.д. Важно также в списке школьных локальных нормативных актов, предусмотренных новой редакцией Устава, указать также и «решения Управляющего совета». Только в этом случае они станут обязательными для исполнения всеми участниками образовательного процесса в школе, включая директора школы.

 

Избранный и дополненный назначенными и кооптированными членами Управляющий совет становится правомочным коллегиальным органом школьного управления только после того, как учредитель признает выборы состоявшимися в соответствии с утвержденным Положением и новым Уставом, назначит в Управляющий совет своего представителя и утвердит полный состав избранных, назначенных и кооптированных членов Совета;

 

Приступать к исполнению своих управленческих полномочий созданный Управляющий совет вправе не раньше даты государственной регистрации новой редакции школьного Устава.