Организация жизни классного коллектива

( методические рекомендации для классных руководителей)

Представила: Букина И.И.

Дата: июнь 2005 г

Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь классным руководителям при планировании и организации жизни классного коллектива.

Воспитательные системы в современной школе.

Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Мы взяли за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира. Именно потому мы сегодня имеем то, что имеем.

Произошла деформация в области гражданственно-патриотического сознания, обесценились нравственные идеалы, принижена роль патриотического воспитания детей и подростков. Следствием этого стали рост детской преступности, агрессии, беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.

В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания. Наконец-то общество пришло к осознанию того, что приоритет в образовании должен быть отдан именно воспитанию, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития».

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

Стратегия развития воспитания подрастающих поколений определена в Федеральной программе развития воспитания в системе образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы).

В Концепции модернизации российского образования обозначены общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования, в число которых входит и возрастание человеческого капитала, составляющего в развитых странах 70-80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В этом же документе прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Безусловно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны, переживающей трудное время. Мы должны учить наших воспитанников воспринимать проблемы страны как свои собственные. Само время ставит жизненно важную задачу – формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в людях настоящих гражданских качеств.

Воспитание нового поколения представляет отдельную, особо сложную проблему, становящуюся национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектируя дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность педагога-воспитателя.

В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников ( детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон - город- регион.

Модернизация системы образования предполагает формирование нового образовательного пространства, в котором и будет происходить становление представителей нового поколения граждан как в духовно-нравственном плане, так и в смысле подготовки к жизненному самоопределению, основанному на сознательном выборе гуманистических идеалов.

Говоря сегодня о модернизации образования, об обновлении целей и методов воспитания, о продуманной организации воспитывающей среды, мы ориентируемся на гуманистическую идеологию, которая предполагает, во-первых, реализацию на практике принципа свободы. Существенно, что учащиеся не только должны получить возможность самостоятельного выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности, но и ориентироваться на то, чтобы нести ответственность за ее результаты.

Модернизация образования предполагает реализацию воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла, что определяется приоритетами государственной политики в области образования на современном этапе. Министерство образования России настоятельно рекомендует педагогическим коллективам в целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования. Реализация воспитательного потенциала содержания современных учебных программ во многом зависит от того, насколько продумана организация воспитывающей среды, как выстроено взаимодействие педагогов и воспитанников как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

Правительством Российской Федерации планируется осуществление комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе предполагается следующее:

– создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

– создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

– рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

– расширение подготовки специальных кадров – социальных педагогов и психологов – по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

– подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

– введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

Одной из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, является нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.

В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира и общественной нравственности.

Изменение социальных условий в конце 80-х – начале 90-х годов привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потерям цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельность пионерской и комсомольской организаций). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Педагоги-реформаторы и демократическая пресса заговорили о кризисе воспитания, а затем и о судьбе самого термина.

Мы привыкли воспринимать воспитание как обработку коммунистической идеологией подрастающего поколения. И действительно, система коммунистического воспитания ставила перед собой цель формировать у личности политическую убежденность, верность социалистическим идеалам, готовность действовать в интересах однопартийной системы социализма.

Не только вожатые, но и педагоги долгое время работали по программам пионерской и комсомольской организаций. Когда эти организации прекратили свою деятельность, возник вопрос: «Чем заполнить образовавшийся вакуум?» Это не праздный вопрос, так как система коммунистического воспитания строилась на ценностях социализма, пронизывавших нашу педагогику. Когда же эти идеалы оказались опрокинутыми, традиционная практика воспитания была повсеместно свернута, а точнее сказать, - разрушена.

Сегодня сложились благоприятные условия для «возвращения» воспитания. Осознание обществом того, что духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие дальнейшего развития России, стало предпосылкой определенных действий системы образования.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества?

Педагоги-воспитатели призваны помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – вот цель воспитательной работы современной школы.

Изучение опыта педагогов Оренбургской области свидетельствует о направленности их работы на развитие воспитательных систем и создание единого воспитательного пространства региона.

Совершенствуется, обновляется воспитательная деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений Оренбургской области, повышается внимание органов законодательной и исполнительной власти всех уровней к вопросам воспитания и гражданского становления детей и молодежи.

Продолжается работа по созданию и развитию воспитательных систем в образовательных учреждениях. Это имеет социальное значение в современных условиях, так как в большинстве территорий единственными центрами образовательной, культурной, а нередко и производственной деятельности для всего населения становятся школы.

Выстраиваются системы воспитания, основанные на взаимодействии, сотрудничестве педагогов, детей, родителей, общественности, где стремятся к созданию «школы детской радости», школьного «дома», подобно родительскому, но только с большими возможностями и выбором, где интересно и уютно каждому, как в хорошей семье.

Особое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания юных оренбуржцев (в том числе военно-патриотического).

Большое внимание уделяется усилению воспитательной деятельности, направленной на снижение преступности среди подростков Оренбургской области. Один из путей решения этой проблемы – максимальная занятость школьников во внеурочное время.

Руководители образовательных учреждений, педагогические коллективы ориентируются на создание условий для организации работы школ полного дня, на использование социально-педагогических возможностей системы дополнительного образования детей в развитии воспитательных функций, построении воспитательных систем общеобразовательных учреждений.

Повышается статус воспитания в образовательных учреждениях, что способствует определению целостного подхода к воспитанию, его практико-ориентированной направленности в современных условиях непрерывного образования в Оренбургской области.

Проблемы воспитания необходимо решать в комплексе. Воспитание перестает быть уделом системы образования и на уровне региона превращается в сферу, объединяющую интересы всех субъектов социальной активности.

Именно воспитание может и должно стать одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования региональной культуры, поэтому оно требует повышенного внимания.

Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной самореализации в обществе путем личностного роста.

В течение многих лет закладывалась основа создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях Оренбургского региона через

- обновление нормативно-правовой базы по вопросам воспитания;

- научно-методическое обеспечение развития воспитания с учетом специфики образовательных учреждений разных типов;

- информационно-методическое обеспечение;

- обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров системы образования области к решению современных задач воспитания детей и молодежи;

- разработку и реализацию конкретных программ развития воспитания на региональном и муниципальном уровнях в конкретных образовательных учреждениях всех типов.

В Оренбургской области создана сеть базовых школ с развитыми воспитательными системами гуманистического типа, охватывающая все типы школ и виды системообразующей деятельности. Опыт этих образовательных учреждений широко изучается и обобщается Проводимые в области олимпиады, конкурсы, смотры, викторины, соревнования, фестивали являются формами диалога воспитательных систем образовательных учреждений региона.

 

Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в классе.

Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе - вот лишь часть того, что приобретает педагог как классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Именно в этом, а не в мизерной доплате, привлекательность дела классного наставничества для многих учителей. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что “спектакль одного актера” хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом.

Воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю - освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

Потенциал команды педагогов класса складывается из следующих составляющих:

Согласия педагогов относительно:

значения воспитания и его места в структуре педагогической деятельности вообще;

целей, ценностей, содержания воспитания в современных условиях;

принимаемых образов «идеального педагога» и «идеального воспитанника»;

социально-психологического портрета всего класса и каждого учащегося в отдельности;

использования тех или иных форм, методов, средств учебно-воспитательного процесса;

Характера и уровня развития профессиональных отношений членов педагогической команды класса;

партнерского взаимодействия в решении проблем обучения и воспитания;

профессионального самообразования и саморазвития;

формирования и реализации корпоративной (внутрипедагогической команды) системы прав и обязанностей, поощрений и санкций;

характера и уровня развития межличностных отношений педагогов как субъектов педагогической команды класса;

способности классного руководителя “приобрести” лидерскую позицию в педагогической команде (которая, как известно, не фиксируется, а присваивается сообществом неформальным образом).

Возрастание потенциала педагогической команды класса и эффективность его реализации, как показывает практика, определяются развитием не какой-то отдельной, а всех составляющих параллельно. Однако для конкретной команды педагогов та или иная составляющая может играть системообразующую роль в развертывании профессионального сотрудничества. В соответствии с этим можно выделить несколько типов педагогических команд.

Для первого типа команды (назовем его условно вербальным) характерна сосредоточенность педагогов на совместном обсуждении проблем профессиональной деятельности, обмене информацией о состоянии дел в классе, психологическом микроклимате, возникших проблемных ситуациях и конфликтах. Основной формой педагогического взаимодействия здесь выступают малые педсоветы, педагогические консилиумы, “круглые столы”, а содержанием – ситуативное реагирование. Классный руководитель в такой команде занимает, как правило, позицию руководителя-координатора, обеспечивающего “встречу” всех педагогов класса. Серьезным недостатком педагогических команд «вербального» типа является сосредоточенность на оперативных мерах в ущерб превентивным, проектировочным действиям.

Отличительной особенностью второго – деятельностного - типа педагогической команды является высокий уровень самоуправления учителей в процессе сотрудничества. Педагоги здесь стремятся к включенным в повседневную деятельность формам партнерского взаимодействия (уроки межпредметного диалога, совместные консультации для родителей и т.п.), самообразованию и обмену практическим опытом. Позиция классного руководителя в такой команде – позиция равноправного участника педагогического самоуправления, а также педагога-психолога, более других осведомленного о психологическом микроклимате в классе и поставляющего соответствующую информацию для своих коллег.

Для третьего – отношенческого - типа педагогической команды характерен акцент на поддержании и развитии определенных межличностных отношений. Совпадение личностных целей, ценностей, установок, тяготение к неформальному общению приводят педагогов к таким формам сотрудничества, как “педсовет за чашкой чая”, “педагогический театр” (творческие выступления учителей перед родителями и учениками), а также выходящим за рамки школьной среды совместным экскурсиям, турпоходам, посещениям лекций и т.д. В процессе взаимодействия учителей волнует не только профессиональное, но и собственное личностное развитие, поэтому в арсенале педагогической команды - тренинги общения и личностного роста, психотехнические практикумы, различные игровые процедуры. Следует заметить, что классный руководитель в «отношенческой» команде является, как правило, признанным лидером, и именно его отношения с коллегами кардинально определяют эффективность их совместной деятельности.

Приведенная типология не является строгой, а сами типы педагогических команд (вербальный, деятельностный, отношенческий) могут существовать как в чистом, так и в смешанном виде. Однако, опираясь на типологию, классный руководитель получает возможность объединения своей команды вокруг наиболее приемлемого для нее системообразующего фактора.

Что может явиться первым шагом по формированию педагогической команды? Пожалуй, несколько вопросов классного руководителя к своим коллегам:

· Хорошо ли Вы знаете класс, в котором преподаете? Определите главные, на Ваш взгляд, проблемы класса.

· Хотели бы Вы в своей работе с классом опираться на поддержку коллег и классного руководителя? Каковы содержание и формы подобной поддержки?

· Определите стили деятельности других педагогов класса, их педагогические умения, сильные стороны как личностей и профессионалов.

· Кто из педагогов класса ближе Вам по духу, по “педагогической философии”?

· Сколько времени необходимо, чтобы возникла команда педагогов? Это естественный или управляемый процесс? Почему Вы так считаете?

· Возможно ли, что не слишком успешный педагог состоится все-таки как профессионал благодаря совместной деятельности учительской команды? Что для этого должна предпринять команда, а что - он сам?

· Команда педагогов - это сумма качеств ее участников или что-то еще? (дополните ответ своими рассуждениями)

Анализ классным руководителем полученных ответов, их проблематизация в совместном обсуждении педагогами должны послужить основанием развертывания самоопределения педагогической команды класса в решении стоящих перед нею проблем и задач.

В свою очередь общешкольный уровень реализации проекта «Классный руководитель - лидер команды педагогов класса» предполагает, с одной стороны, открытость для школьного сообщества практической деятельности сложившихся классных педагогических команд, продукты которой могут ежегодно предъявляться на конкурсе “Классный и его команда”, с другой стороны,- специальную подготовку (обучение) тех классных воспитателей, кто еще не собрал, но потенциально способен собрать вокруг себя педагогов своего класса.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации