Вы стали руководителем
(методические рекомендации по организации деятельности начинающего заместителя директора школы по воспитательной работе)

Представила: Букина И.И.

Дата: июнь 2005 г

 

Настоящие методические рекомендации адресованы начинающим заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, старшим вожатым школ, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Предлагаемые нами материалы носят сугубо рекомендательный характер. Начинающий заместитель директора школы по воспитательной работе вправе, опираясь на них, выстроить свою деятельность, исходя из собственного опыта, возрастных и психологических особенностей детей, уровня их развития и подготовки, уровня сформированности методического объединения классных руководителей.

Практикум поможет тем, кто только вступает в должность руководителя, самостоятельно определить содержание и технологию руководства. Он адресован всем, кто желает организовать «деятельностное пространство» нетрадиционным способом, кто хочет стать хорошим руководителем.

ПРАКТИКУМ 1. С чего начну работу?

Задание: Выберите свой вариант начала работы.

1.Познакомлюсь со своими административными обязанностями, правами:

а) почитаю в литературе;

б) побеседую с директором;

в) побеседую с заместителями, имеющими стаж работы.

2. Составлю свою собственную модель деятельности заместителя директора.

3. Познакомлюсь с документацией, оставленной моими предшественниками.

4. Познакомлюсь с коллегами, побеседую с ними об их представлениях о содержании моей деятельности.

5.Сразу начну готовить интересное, необычное дело в школе.

6. Проведу общее собрание школьников, поинтересуюсь, что они хотят сделать интересного в школе.

7. Соберу родителей и узнаю их проблемы в воспитании детей.

8. Изучу литературу по проблемам воспитания, организации деятельности вне уроков.

9. Побываю на обучающих семинарах по проблемам воспитания, внеурочной деятельности.

10. Изучу досконально работу своей школы.

11. Побываю в различных школах; изучу опыт коллег.

12. Проведу социологическое исследование проблем воспитания в своей школе.

13. Начну создавать группу единомышленников.

14. Включусь в работу школы по намеченному до меня плану.

15. Ваш вариант, если он не назван.

Итак, если вы выбрали первый вариант ответа и хотите узнать, что входит в ваши официальные обязанности, предлагаем вам это сделать. Знакомство с вашими обязанностями будет полезно уже потому, что позволит самостоятельно определить «содержательное пространство» вашей деятельности и узнать, чего же от вас ждут. Целесообразно при чтении попытаться конкретизировать свое представление о предстоящей работе, так как именно оно будет первым шагом на пути к самостоятельности и творчеству.

ПРАКТИКУМ 2. Должностные обязанности

Задание: познакомившись с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.

Должностная инструкция заместителя директора школы по воспитательной работе

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Феде­рации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или воспитателя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.4. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. Заместителю директора школы по воспитательной работе непосредственно подчиняются: __________

1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации (указать: Конституцией или Уставом и законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по месту нахождения школы)________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, ______(указать высший орган (органы) исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

2.1. организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися;

2.2. методическое руководство воспитательным процессом;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;

2.4.

2.5. ______________________________________________________________

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе

выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и ее проведение;

3.2. координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных работников;

3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;

3.4. осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;

3.5. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса;

3.6. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;

3.7. совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности; обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов;

3.8. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными воспитателями, старшим вожатым, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации;

3.9. оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;

3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т.п.;

3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;

3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методобъединений, повышают свою квалификацию;

3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;

3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы, добровольный общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;

3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися;

3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т.п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;

3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;

3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;

3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных

происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;

организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;

3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями

дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;

3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;

3.26_______________________________________________________

4. Права

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;

4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т.п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;

4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;

4.5._______._________-

4.6.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора школы по воспитательной работе:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;

6.8.

_(подпись)

С инструкцией ознакомлен(а):

(расшифровка подписи)

ПРАКТИКУМ 3. Документация

В каждой работе, в том числе и педагогической, существует необходимость планировать деятельность, фиксировать результаты, анализировать достигнутое. Руководителю тем более необходимо это делать. Так возникает необходимость ведения разнообразной документации. Документ от латинского (documentum) доказательство, свидетельство, то есть любой акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер.

Какая документация необходима в деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе?

Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две составляющие: обязательная и желательная.

Предлагаем примерный перечень такой документации.

Задание: Пронумеруйте в порядке значимости, какая документация необходима в Вашей работе в первую, во вторую очередь, а от чего, по Вашему мнению, вообще можно отказаться.

Критерием результативности работы станет практическая необходимость и целесообразность.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Распоряжения по воспитательной работе (приказы, постановления).

Учет правонарушений учащихся.

Протоколы микропедсоветов.

Тетрадь посещения классных часов и других воспитывающих мероприятий.

Книга учета индивидуальных бесед с учащимися и их родителями.

Книга учета бесед с классными руководителями. План-дневник ежедневной работы.

Перспективный план работы на учебный год.

Текущий план на месяц. Календарный план-сетка мероприятий.

Материалы о детях особой заботы.

Учет неблагополучных семей, работа с ними.

Альбом мероприятий по школе.

Учет выдачи методической литературы.

Папка приказов, распоряжений (общешкольных).

Работа учащихся летом.

Работа с родителями (педагогический всеобуч).

Работа с классными руководителями.

Папки «К плану на следующий год».

Kapтотека новинок психолого-педагогической литературы.

Картотека методических материалов «Технология внеурочной деятельности».

Информация к методическим семинарам классных руководителей, педагогическим советам.

График индивидуальных консультаций педагогов.

Адреса, телефоны организаций, с которыми установлено сотрудничество.

«Мысли, вычитанные из книг».

Идеи, инновации, находки.

Анкеты, опросы, мнения.

Справки, отчеты, итоги.

ПРАКТИКУМ 4. Правила деятельности руководителя

Итак, Вы определили с чего целесообразнее начать работу, установили круг своих обязанностей, выяснили, какая документация необходима в работе. О чем же еще стоит не забыть, чтобы успешно выполнять обязанности руководителя? Скорее всего, стоит подумать о правилах организации своей деятельности. Таких правил существует немало, об этом написано много умных книг. Какие же из правил станут Вашими, т. е. теми, которыми Вы будете руководствоваться в работе?

Задание: Познакомившись с приведенными ниже высказываниями, попробуйте определить, какие из них показались Вам очень точными и Вы, скорее всего, будете придерживаться в своей работе изложенных в них положений, какие являются, по Вашему мнению, спорными, а к каким у Вас вообще возникло негативное отношение.

Работа Вашей мысли, естественно, закончится выработкой своих правил, которые на первых порах могут быть заимствованы у дру­гих, а возможно, кто-то и сам станет автором неповторимых мудрых правил руководителя.

В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху - доверие.

Доверяй, но проверяй.

Управлять — это значит:

а) предвидеть - изучать будущее и устанавливать программу действий;

б) организовывать - строить двойной организм предприятия:

материальный и социальный;

в) распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать - связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать - наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям (Анри Файаль).

· Храни порядок и порядок сохранит тебя (Латинская формула).

· Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей (Ли Якокка - знаменитый американский менеджер).

· Кто хочет работать - ищет «средства», кто не хочет - «причины» (С.П.Королев).

· Кто кричит, того плохо слышно.

· Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).

· Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо (Плутарх).

· Управлять поведением работников – это, прежде всего, управлять своим поведением.

· Руководители делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков (Народная мудрость).

ПРАКТИКУМ 5. Способы планирования работы

Хорошо спланировано - наполовину сделано.

Задания:

· выберите из предложенных вариантов планирования тот, который вам показался наиболее целесообразным;

· определите, какой способ планирования Вы уже используете в работе;

· предложите вариант плана, который не предоставлен в нижеприведенном перечне.

ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· Объективное - ищу объект (определяем объекты внеурочной деятельности, на освоение которых будут направлены усилия).

· Проблемное - определяем ведущие проблемы и виды деятельности, которые помогут решить существующие проблемы.

· По формам - в план включаем разнообразные формы деятельности.

· По интересам - определяем ведущие интересы педагогов и школьников и на их основе планируем деятельность.

· По направлениям - определяем приоритетные направления деятельности и составляем план конкретных дел.

Возможно синтезировать все перечисленные варианты и планировать деятельность, учитывая каждый из вариантов.

НАГЛЯДНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА

Табличное, графическое, рисунчатое, текстовое.

ВРЕМЕННАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПЛАНА

Годовой, полугодовой, декадный, месячный, четвертной, недельный, ежедневный.

 

ПРАКТИКУМ 6. Книга на твоем столе

Успех деятельности руководителя во многом зависит от умения работать с информацией. Чтобы проверить наличие у вас такого умения, предлагаем вам выполнить несколько практических заданий.

Задание 1. Назовите пять книг, коюрые Вы хотели бы прочитать в первую очередь.

Задание 2. Составьте картотеку литературы на любую заинтересовавшую Вас тему.

Задание 3.Назовите книги, которые в работе для Вас являются «настольными» (в предоставленном перечне литературы эти книги могут отсутствовать, пусть это Вас не смущает).

Задание 4. Напишите, о чем бы Вы хотели прочитать в книге, которая помогла бы Вам в совершенствовании руководства внеурочной деятельности школьников.

Задание 5. Перечислите источники, которыми можно пользоваться, пополняя свои педагогические знания. Дайте их краткую характеристику.

Задание 6. Моя домашняя библиотека. Какая литература в ней преобладает? Какой, по Вашему мнению, недостает?

Задание 7. Составьте список литературы, которая должна быть прочитана каждым, кто хочет стать руководителем.

Задание 8. Предложите список литературы, которую можно про­читать школьникам, желающим заняться самовоспитанием.

Задание 9. Назовите не менее пяти способов, которые можно ис­пользовать в школе для пропаганды новинок литера­туры.

Задание 10. Перечислите не менее пяти способов систематизации методических материалов.

ПРАКТИКУМ 7. Анализируем деятельность

Результативность деятельности повышается тогда, когда мы можем эти результаты зафиксировать в своем сознании, воспринимать реально.

Задания:

· выберите из приведенных ниже предпочтительные для Вас способы анализа труда руководителя;

· систематизируйте известные Вам варианты анализа результатов деятельности;

· составьте картотеку литературы, посвященной анализу воспитательной работы.

 

Самоанализ.

«КАКОЙ Я руководитель?»

Вопросы самоанализа

1. Уважают ли меня? Чувствуют ли себя другие спокойно в моем обществе, или я вызываю раздражение своей бестактностью, критикой, чрезмерным выпячиванием самого себя, иными непродуманными поступками?

2. Сработался ли я с другими руководителями или я склонен к работе в одиночку?

3. Овладел ли я своей работой или же меня заела текучка? (Уделяю ли достаточное время вопросам организации или занимаюсь только повседневными делами?).

4. Умею ли организовывать труд своей группы?

5. Соответствует ли мое умение способности отчитываться о сделанном?

6. Произвожу ли я в целом хорошее впечатление?

7. Обладаю ли качествами, необходимыми для хорошего руководителя и, в частности, воображением?

8. Умею ли поддерживать дисциплину?

9. Много ли времени уделяю отдыху?

10. Имею ли склонность к пониманию людей и отношусь ли с симпатией и интересом к ним, к их нуждам и проблемам?

11. Способен ли создать дружескую обстановку, необходимую для искреннего сотрудничества?

12. Выдержан ли, справедлив?

13. Отешусь ли ко всем сотрудникам одинаково требовательно или склонен выделять любимчиков?

14. Могу ли говорить. четко и спокойно?

15. Способен ли изыскивать новые возможности, средства, методы? Или же придерживаюсь рутинных способов?

16. Умею ли принимать решения, даже не располагая достаточными данными, и обладаю ли уверенностью, необходимой для того, чтобы действовать на основании одних предположений?

Если Вы на большую часть вопросов ответили утвердительно, то можете считать, что как руководитель состоялись.

Успехов Вам в дальнейшем совершенствовании своих управленческих достоинств!


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации