Коллективные творческие дела в группе продленного дня как средство этического воспитания.
Автор – Наталия Ивановна Дубей,
воспитатель группы продленного дня школы №33 г. Оренбурга
Сущность опыта. Суть данного опыта заключается в том, что автор рассматривает коллективные творческие дела в группе продленного дня как средство этического воспитания.

По мнению автора, в современной начальной школе происходят серьезные изменения. На передний план выдвинута развивающая функция обучения и воспитания, обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытия его индивидуальных способностей.

В связи с этим, как считает Н.И.Дубей, цель начального образования на современном этапе – развитие личности младшего школьника на основе коллективных творческих дел.

Исследовательскую работу с младшими школьниками педагог начала в 1999 году. За период своей педагогической деятельности изучила, осмыслила методические статьи, пособия, книги педагогов-новаторов. Отобрала самые оптимальные методы и формы работы с младшими школьниками по нравственно-этическому воспитанию.

Доступность опыта. Опыт Дубей Н.И. может быть использован в работе специалистов сферы воспитания: педагогов-воспитателей, т.д. в качестве примера деятельности, направленной на этическое воспитание школьников.

Главное в опыте то, что педагог рассматривает этическую культуру как педагогическую проблему.

Исторический прогресс общечеловеческой культуры – в постепенно возрастающей роли гуманизма в обществе, расширении сферы действия нравственности в жизни людей. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые мы наблюдаем сегодня, чрезвычайно актуальна проблема этического воспитания подрастающего поколения. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и эстетическое воспитание, по мнению автора исследования, должно стать его органичной составной частью.

Назрела необходимость в целостной системе этического воспитания учащихся с 1-го по 4-ый класс, в логике которой ученик мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Сегодня особенно нужна специальная работа разума школьника и его души, нужно особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс осмысления нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным.

Основа этической культуры – гуманистическая система воспитания. Она вбирает в себя благотворные источники этического знания о человеке, которые мы черпаем:

- в трудах выдающихся мыслителей, выразивших и отразивших процесс формирования и развития этики как науки;

- в народной педагогике, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций, праздников, фольклорного наследия;

- в нравственном потенциале религиозных учений и проповедей, на протяжении тысячелетий игравших существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей;

- в духовном богатстве произведений искусства, в которых художник воплотил своё представление о должном, об идеале.

Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетного подхода к ребёнку как субъекту воспитания.

Ключевые понятия данной программы – личность, этика, мораль, нравственность, этическая культура, нравственная культура, общечеловеческие ценности, образ жизни. Эти понятия рассматриваются в следующем контексте:

Личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий своё Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры поколений, особенности этических традиций, народной педагогики.

Мораль – отточенный жизненным опытом поколений нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающийся личностью не как догма. а как осознанная необходимость.

Нравственность – выработанное и осознанное личностью убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу.

Нравственная культура – осознанно выработанный и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности.

Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности её поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на нравственные ценности.

Таким образом, мораль как сущностная основа жизни общества и нравственность как личностное образование являются предметом этики, этического воспитания, а нравственная культура отношений человека – основой этической культуры.

Нравственная культура является составной частью этической культуры личности, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры её самосовершенствования.

Здесь основой являются позиции А. Швейцера, исходный принцип которых – благоговение перед жизнью как таковой. Всё, что способствует сохранению жизни, её развитию, прогрессу, представляется добром, а уничтожающее жизнь, причиняющее ей вред – злом. Путь к возрождению культуры, которую А.Швейцер толковал как прогресс, он усматривал в нравственном совершенствовании индивида, в творчестве, происходящем в сфере духа.

Данные позиции стали ведущими в разработанной модели системы воспитания основ этической культуры школьников, содержание и технология которой создают психолого-педагогические условия для личностного роста ребёнка, становления и развития его этической культуры.

При этом нужно исходить из концепции воспитания, которая во главу ставит личность и именно личности отводит значимую роль в нравственном совершенствовании общества.

Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение людей, выражать направленность повседневного человеческого общения, ориентировать человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Они против лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости.

В педагогической науке известна тенденция учёных к выделению этических категорий в нравственном просвещении школьников, к расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решении проблемы общения и отношений учащихся (О.С.Богданова, Б.В.Бушмелёва, Е.В.Бондаревская, К.В.Гавриловец, Д.М.Гришин, И.Ф.Харламова, Н.Е.Щуркова).

В то же время несоблюдение педагогической меры в методике этической информации. Что, к сожалению, имело место в педагогических материалах, нарушает гармонию перевода этических знаний в эмоциональную сферу ученика, в нравственную практику поступка. Это проявляется в разрыве знания и поведения, что противоречит самой природе нравственного воспитания.

Предпосылки для решения этого противоречия создают методические материалы, ориентирующие педагогов на культорологические корни национальной духовности, использование глубинных истоков народной педагогики с её богатой палитрой форм эмоционального включения ребёнка в процесс практического освоения нравственных норм жизнедеятельности через коллективные праздники, игры, народные традиции, фольклор, своеобразную школу народного календаря.

Задача программы заключена в построении, теоретическом обосновании и методическом обеспечении целостной системы этического воспитания школьников, выявлении её гуманистического воспитательного потенциала в условиях обновления школы и социальных перемен в обществе.

Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении этики как феномена воспитания, целью которого является актуализация нравственного потенциала личности, что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни.

Описание опыта

Автор проводит исследование по теме: ”Коллективные творческие дела в группе продленного дня как средство этического воспитания”

Цель: Теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности методов по нравственно-этическому воспитанию.

Гипотеза: Использование разнообразных методов и форм воспитательной работы обеспечат успешность воспитательного процесса.

Задачи:

1. Изучить теорию процесса нравственно-этического воспитания младших школьников

2. Определить теоретические и методические приемы, подходы к решению данной проблемы.

3. Проверить опытно – экспериментальным путем эффективность совокупности методов нравственно-этического воспитания младших школьников.

Объект исследования: Нравственно-этическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: Воспитательный процесс через коллективные творческие дела в условиях группы продленного дня.

 

Автор опыта, рассматривает этику как феномен воспитания, акцентирует внимание на ее воспитательных функциях

Прописывает психолого-педагогические условия системного подхода к воспитанию основ этической культуры у детей.

Выделяет структурные компоненты системы воспитания основ этической культуры школьников.

Обосновывает принципы реализации системного подхода к воспитанию основ этической культуры школьников.

Существенный результат нравственного развития детей – их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Он обусловлен актуализацией субъектной позиции школьников в процессе этического воспитания, когда ученикам не только представлена возможность. Но и обеспечены педагогические условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэтому в этических занятиях и других формах работы с детьми должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребёнка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Учителю отводится опосредованная роль. Ему важно в педагогической канве этического воспитания своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного нравственного развития, поощрить, одобрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха.

- Осознание школьником ценности человеческой личности, самоценности как основы нравственного развития.
Нравственность – то вечное и обязательное социальное явление, которое, возникнув с появлением человеческого общества, проходит через всю его историю. «Суть культуры, - говорил И.Кант, - в общественной ценности человека». Этическая культура сориентирована на восприятие индивидом каждого человека как носителя «внутреннего нравственного закона». Это должно определять ценностные ориентации школьников, значимость нравственных критериев, незыблемость нравственных принципов.

- Обеспечение этической рефлексии учащихся
Психолого-педагогическое моделирование как каждого этического занятия, так и всей логики этического воспитания с позиций взаимосвязи знания – чувства – поведения призвано стимулировать этическую рефлексию школьников. Переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приёмов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление соотносится каждым со своим Я.

Предлагает программу этического курса с 1-го по 4-й класс

Разрабатывает методику этических занятий с учащимися разных возрастных групп.

Методика этических занятий с детьми ориентирована на возрастные особенности учащихся.
В работе с младшими школьниками акцент делается на желание быть хорошим, свойственное детям данного возраста. В процессе занятий важно ориентироваться на характерное для младшего школьника внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время, сензитивный период для усвоения этических норм поведения, часто упускается. Это приводит к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке поведения и самооценке. Этому и призваны помочь уроки этической грамматики, на которых учитель побуждает ребёнка постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения.

Всё это достижимо с помощью продуманной методической технологии этических занятий с детьми.

В канву этих занятий естественно вплетены методики, которые позволяют учителю изучать особенности детей, прослеживать динамику их нравственного развития, а также ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе. Так, например, это могут быть сокровенные желания ребёнка, посланные Гудвину в Изумрудный город, опосредованные высказывания о себе и своих проблемах через введённых в урок нарисованных человечков, через продолженные предложения. Это – нравственный выбор, сделанный в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Цветные квадратики, символизирующие в цвете самочувствие ребёнка в коллективе. Серия рисунков, отражающая атмосферу в семье. Самооценка, выраженная в символических знаках.

Рассматривает процесс нравственного развития личности в системе воспитания основ этической культуры школьников в его поэтапном движении.

Намечает пути изучения нравственного развития школьников

Обосновывает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в процессе этического воспитания в соответствии с их эмоциональным самочувствием в коллективе.

Организует и описывает опытно – экспериментальную работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная и представленная педагогом система воспитания основ этической культуры школьников создавалась на основе изучения богатого научного и методического наследия в сфере нравственного воспитания. Осмысления типичного и особенного в педагогических моделях воспитательных систем. Отбора и систематизации методических форм и средств стимулирования нравственного развития ребёнка, а также на основе собственного исследовательского поиска, педагогического опыта, анализа широкого опыта педагогической практики.

Представленная модель системы воспитания основ этической культуры школьников, логически продолжая и развивая традицию научной школы И.А.Каирова, О.С.Богдановой, И.С.Марьенко, была сосредоточена на решении следующих доминант:

· Нравственное воспитание и развитие личности школьника может эффективно осуществляться в процессе этического образования и воспитания учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса школы средствами прикладной этики.

· Система воспитания основ этической культуры школьников как органичная часть учебно-воспитательного процесса школьного учреждения, способна осуществлять этическое образование и воспитание учащихся, аккумулируя и развивая нравственные знания о человеке, объединяя в единый воспитательный процесс этического влияния на учеников все структурные компоненты жизнедеятельности школы: урок, межурочное пространство, внеурочную деятельность.

· Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям обеспечено содержанием и педагогической технологией системы воспитания основ этической культуры школьников. Все компоненты системы позволяют педагогу последовательно, через сферу эмоционально-чувственного и рационально осознанного восприятия в их единстве и взаимосвязи погружать школьников в сферу этических основ жизнедеятельности человека и в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей формировать и развивать их этическую культуру.

· Этические занятия с детьми как центральный компонент системы воспитания основ этической культуры школьников и как комплексная форма этико-прикладного знания, представленного в конкретных методических разработках, обеспечены варьированной методикой этического воспитания с учётом возрастного, индивидуального и дифференцированного подхода к ребёнку.

· Эффективности включения школьников в процесс этического воспитания способствует педагогическая технология системы воспитания основ этической культуры школьников с её основополагающим принципом воспитательного влияния на учащихся – обеспечение единства и взаимосвязи знания, чувства, поведения. Этот принцип воплощён в разнообразных приемах сочетания методических форм просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, психологическими тестами, экспериментами, педагогическими задачами. Упражнениями и другими формами жизнедеятельности детей.

· Психолого-педагогический комплекс методов и средств воспитательного влияния на личность позволяет обеспечить субъектный подход к воспитанию, вычленить динамику объектно-субъектной позиции ребенка в процессе его приобщения к этической культуре.

· Результат включения системы воспитания основ этической культуры школьников в учебно-воспитательный процесс – нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпатии, а также ответственности в словах и поступках, чувстве собственного достоинства.

Проведенная работа по углубленному рассмотрению каждой из данных доминант позволяет увидеть их общую целостность и взаимосвязь. А длительный период опыта, его изучения и анализа позволяет зафиксировать и теоретически осмыслить содержание и структурные компоненты, психолого-педагогические механизмы системы воспитания основ этической культуры школьников как целостного процесса.

Данные широкого внедрения системы в педагогическую практику подтверждают ее действенность в нравственном развитии учащихся, восприятии нравственности как ценности, важной в построении собственной жизни и отношений с людьми.

Таким образом, полученные в процессе работы результаты и сформулированные на их основе выводы, длительный опыт внедрения позволяют говорить об эффективности системы воспитания основ этической культуры школьников, адаптированности ее к учебно-воспитательному процессу детских учреждений, психолого-педагогической направленности.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации