ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Представила: Букина И.И.

Дата: май 2005 г

Цель: Помочь обучающимся глубже овладеть понятиями «детское объединение», «социализация», «детское движение»; дать более широкое понятие о путях развития и особенностях современного, детского движения; показать особенности сообщества сверстников как важнейшего фактора социализации личности воспитанника.

Ключевые понятия:

· молодежная субкультура

· социализация

· неформальные объединения

· детское объединение

· детское движение

· сообщество сверстников

План:

· Неформальные объединения детей и молодежи. Взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.

· Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.

· Детское движение. Современные детско-юношеские организации.

· Сообщество сверстников как фактор социализации.

· Детское движение и детские объединения.

· Типы детских объединений.

· Функции детских объединений.

· Вариативность детского движения.

· Организационные основы и принципы.

· Детские объединения как институт воспитания.

· Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций.

Неформальные объединения детей и молодежи;
взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания

Что отличает подлинно самодеятельное объединение?.. Отсутствие раз и навсегда заведенного порядка, четкая выраженность ценностей и доступное их формулирование, смех, карнавальность, независимость, свобода, динамичность.

А. Г. Быстрицкий

Предыстория молодежной субкультуры

Выше, раскрывая суть воспитывающей среды как фактора развития и воспитания личности мы говорили о влияниях целенаправленных: социокультурная среда, семья, ученический коллектив, детско-юношеские организации позитивной направленности Но для педагогов-практиков не секрет, что значительным, а иногда и определяющим фактором развития являются стихийные влияния в микросреде. Они-то порой оказываются для ребенка (особенно подростка, юноши) приоритетными. Подростки и старшеклассники уходят в так называемые неформальные объединения молодежи, исповедуя ценности молодежной субкультуры. При этом нередко дело доходит до скрытого или открытого противостояния. Почему так?

Оппозиция классической культуре существовала издавна. Философ М.М. Бахтин назвал ее «карнавальной культурой». Возникла она в средние века, в период тотального господства официальной религии — христианства. Как уступка языческим культурам возник «Праздник дураков»... Ж.-Ж. Руссо ограждал Эмиля от общества сверстников...

А.С. Макаренко вопреки установкам официальной педагогики, охраняющей детей от «муштры и зубрежки», вводит марши, военную подготовку, форму. Молодежь с восторгом приняла. Через несколько десятилетий военные атрибуты, вошедшие как символы и ритуалы пионерской организации, стали отвергаться молодежью... А учителя-новаторы в недрах официальной педагогики со своими инновациями, пошатнувшими ее устои, тоже были отнесены в ранг оппозиции.

…Как оппозиция культуре взрослых

Итак, молодежная субкультура в наш сложный век тоже возникла как оппозиция культуре взрослых, как правило, классической культуре, носителями которой, естественно, является школа, средства массовых коммуникаций (в основном), учреждения культуры и семьи, где как раз занимаются целенаправленным воспитанием детей.
Психологический механизм ухода детей (особенно подростков) достаточно хорошо изучен. В основе его — потребность в общении со сверстниками. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Такой как все? Не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости»... Потребность подростка быть в неформальной группе объясняется потребностью:

а) в информации, особенно по проблемам, ответ на которые он не получает ни в школе, ни в семье;

б) в общении и эмоциональном контакте; чаще всего это дети, которые не имеют такого контакта и общения ни в школе (в позиции пренебрегаемого, изгоя среди сверстников и нелюбимого, постылого среди учителей), ни дома (причем не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта);

в) в реализации индивидуальных притязаний, например, на лидерство или конформное подчинение, на занятие и самореализацию в определенных видах деятельности. Эти потребности и лежат в основе современной безнадзорности детей и подростков.

…Как способ ухода от тревожности

Очень часто мотивом ухода в неформальные объединения у подростков является состояние тревожности, в котором они постоянно пребывают и которое усугубляется по мере взросления.

Тревога — «ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности». В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника, охватывая человека «со всех сторон». Тревога — «страх неизвестно чего». В психологии есть понятие «школьная тревожность» — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных и внеучебных ситуациях в классе, ожидании и боязни плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Школьник постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения. Нередко причиной возникновения тревоги является внутренний конфликт ребенка, несогласие с самим собой, противоречивость стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому...

Аналогичное состояние подросток может испытывать и дома.

Неформальная группа притягивает такого подростка еще и возможностью принятия его таким, каков он есть. И возможностью «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д.

… Как фактор социализации

Неформальная группа становится и важным фактором социализации, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960— 1970-х годов (провели массовый опрос молодежи, который показал, что около 90% девочек и мальчиков проходят через стихийные сообщества сверстников). Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации («Мы» в отличие от «Они»), в чувстве защищенности (даже в одиночестве подросток сохраняет психологическую общность с группой).

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, наличием собственной символики и атрибутики. Сама эта сплоченность направлена на достижение территориальной и корпоративной автономности и среди сверстников, и среди взрослых. Как правило, основная роль в такой группе принадлежит лидеру, а остальными соблюдается жесткая субординация. Могут быть и группы, основанные на демократических и гуманистических принципах.

 

Классификация неформальных объединений

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи. Мы приведем здесь такую.

По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: просоциальные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям), асоциальные (сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.).

По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:

1. Группы культурно-досуговой ориентации:

· современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.);

· спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы — «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;

· технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).

2. Группы альтернативного образа жизни:

· мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);

· все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики...); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».

3. Группы социальной инициативы:

· охраны и защиты памятников истории и культуры;

· фонды социальной инициативы экологисты (защитники природы, «зеленые»...);

· глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);

· широкого спектра действий;

· творческие союзы.

4. Социально-политические группы:

· группы в защиту происходящих изменений в обществе:

· политических, экономических, культурных и т.д.;

· народные фронты и движения;

· политические клубы и объединения.

Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, ме­тоды работы... могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.

Как же быть?

Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями

Видимо, педагоги современной школы (особенно облаченные воспитательными функциями) должны разбираться хотя бы в сути молодежной субкультуры, в сущности неформальных объединений и на этой основе:

· принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;

· по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;

· общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к тем ценностям, которые он исповедует;

· активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы.

В современной практике воспитания появилась должность социального педагога (в школах и в микросоциуме), одной из функций которого является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем:

· направление энергии подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование и т.д.);

· содействие самоутверждению подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в учреждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.

Одиночество - проблема

Современные исследователи отмечают у нынешних подростков уменьшение объемов общения, как формального, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Интернет... позволяет подросткам в одиночку слушать музыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекательное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учебно-воспитательным процессом в школе. А иногда — и к суициду. Значит, педагогам-воспитателям необходимо позаботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную деятельность. Это опять задача превращения стихийных воздействий среды в среду воспитывающую, то есть способствующую развитию и воспитанию человека.

Детское движение; современные детско-юношеские организации

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жиз-ненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.

К. Маркс

Сообщество сверстников как фактор социализации

Существенным фактором развития детей и особенно подростков и юношества, является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова: в общении со сверстниками он получает дополнительные знания (научные и житейско-обыденные), обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками... Спросите подростков, сбивающихся в стайки у школы 1 сентября, зачем они пришли в школу. Ответ однозначен: «Увидеться с друзьями...» Класс, как правило, разбит на группки. Вечерами они гуляют компаниями... В интернате после распада пионерской организации подростки организовали тайное общество «Звезда», в котором они занималось тем, что втайне делали хорошие дела и гордились, когда воспитатели и дети с удивлением восторгались «добрыми волшебниками». Но... потом общество пошло дальше: стали чинить самосуд над неугодными, мстить им, вредить... Потребовалось вмешательство взрослых.

У старшеклассников потребность в общении со сверстниками еще более значительна. Алла П. (15 лет): «Одиночество для меня невыносимо; не общаясь, я не могу пробыть и дня… Я всегда сама принимаю решения, но пока я не скажу о своем решении своим близким, а главное — друзьям, я не спокойна».

Мы спросили у десятиклассников, к кому они обращаются в первую очередь, если им встречаются жизненные трудности? Ответы распределились так: сначала — к друзьям, потом — «решаю сам(а)», потом — к родителям и в последнюю очередь — к учителям.

Детское движение и детские объединения

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) — важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.

Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы). Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный харак­тер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных объединениях.

Объединяясь в различные группы, компании, коман­ды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности. Проведенный социологический опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят:

· в своей заботе о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%.), о родном селе, поселке, городе (20,6%);

· в помощи семье (30,1%);

· в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%);

· в дружбе с ребятами разных стран (28,5%);

· в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружающей жизни (20,6%);

· в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%);

· в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми.(12,4%);

· в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (21,6%).

 

Типы детских объединений

Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.

Многие годы в нашей стране доминировала единственная детская организация, которая фактически перестала быть организацией детей, а стала формой организации школьной жизни.

Функции детских объединений

Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая (обес­печивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностно значимые цели), ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей), компенсаторная (создание условий для реализации по­требностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).

Современное детское движение началось в середине 1980-х годов: параллельно с пионерской организацией стали появляться многочисленные детские объединения, как формальные, так и неформальные. Они представляют собой довольно пеструю картину.

Вариативность детского движения

Отличительной чертой детского движения является его вариативность:

· организационно-правовых форм: объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и другие. Например, объединение «Искра» (г. Волгоград), Новосибирский союз подростков, Ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристический клуб «Товарищ» (г. Обнинск) и др.;

· масштабов и уровней: международные (например, Союз пионерских организаций), республиканские (движение «Невада», г. Семипалатинск), межрегиональные (ассоциация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество»), региональные, районные, городские, на уровне микрорайона (отряд «Дорого» микрорайона «Сокол» г. Москвы);

· целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и др.;

· программ деятельности: «Содружество», «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Я сам», «Хочу делать свое дело» (для юных бизнесменов), «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Лидер», «Пионерское содружество», «Маленький принц Земли» (для юных экологов), «Возрождение», «Школа выживания» (у скаутов) и др.

· организационных структур, их внешнего оформления:

· звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина, клуб и т.д.; они имеют свои уставы, законы, ритуалы, символы, атрибуты;

· периодической печати: газеты, журналы, альманахи, вестники, информационно-методические бюллетени (например, газета союза пионерских организаций.)

· баз формирования детских объединений: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, клубы, учреждения культуры, детские дома, интернаты, по месту жительства и др.;

· названия организатора объединения: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Кстати, должность старшего вожатого сохранена в школах и может использоваться в работе с детскими организациями. Изменилась и функция классного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на добровольных началах.

· системы подготовки педагогических кадров: в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогических отрядах и т.д. — в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);

· в пополнении бюджета.

Организационные основы и принципы

В настоящее время проводится и общая координация детских СПО (Федерация детских организаций — ФДО) в Москве. Это добровольная, самостоятельная, самоуправляемая общественная организация детей и взрослых. Идеологический ориентир: гуманизм, приверженность общечеловеческим ценностям и целям. Ведущая идея — возвышение субъективной роли детей в организации, поиск путей развития детской самодеятельности. Основная задача — забота о духовном развитии растущего человека, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам.

Основные принципы: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.

И последнее: современные детские объединения не возникли на пустом месте: они используют 70-летний опыт пионерской организации, опыт первых шагов детского движения в России (например, скаутов). Теоретической основой современного детского движения являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова.

Самыми многочисленными и популярными стали в настоящее время, пионерские организации и движение скаутинга.

Пионерская организация

Пионерская организация 1990-х годов - это демократическая, гуманистическая, самодеятельная организация с общественно полезной многопрофильной деятельностью. Главная идея — забота об улучшении окружающей жизни, о людях, близких и далеких. Пионер — это позиция человека, первопроходца, открывающего хорошее в людях. Одна из задач — развить детскую самодеятельность, создать благоприятные отношения «личность — коллектив». Исчезла жесткая регламентированность деятельности, которую каждая организация выбирает для себя самостоятельно. Так, Союз пионерских организаций Воронежской области выбрал для себя такие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Золотая игла», «Древо жизни», «Хочу делать свое дело», «Свой голос», «Каникулы», «Мир красотой спасется», «Алые паруса», «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Лидер» и «Рост».

Есть у пионеров младшие друзья: прежние «октябрята» и новые «искорки», «лучики», «жаворонки», «орлята» и др.

В символике превалирует красный цвет — цвет гриновских «Алых парусов» (символ мечты), цвет восходящего солнца. Три конца галстука означают единство трех поколений: малышей, пионеров и взрослых — вместе.

Скаутинг

Скаутинг – международное детское и молодежное движение. Цель его — помочь детям и молодежи воспитать себя интеллектуально, физически и духовно. Основано в 1-907 г. английским офицером Б. Пауэллом. В нашей стране первый отряд возник в 1909 г. Возрождение скаутинга началось в середине 80-х годов (в г. Томске), сейчас распространилось по всей стране.

Отряд «Дорога»

И еще приведем пример микрорайонного отряда «Дорога» (г. Москва). Вот как об этом пишет в местной газете член этого отряда Ольга Коновалова в статье под символичным названием «Спеши, мой друг, иди дорогою добра».

«Отряд — это не клуб, не кружок и не секция. Здесь важно не просто получать новые знания. Главное, какую пользу принесут твои умения, чью жизнь ты сможешь сделать радостнее, что изменить в этом мире в лучшую сторону. Именно поэтому наряду с нашими основными направлениями — журналистикой, театром и туризмом — ребят учат быть организаторами, лидерами, учат принимать решения и отвечать за них. Да и на самих занятиях главным остается работа над развитием личности, а не просто профессиональный рост.

На занятиях по журналистике ребята учатся иметь свое мнение и уметь его отстаивать, уметь замечать проблемы и не проходить мимо несправедливости, привлекать к этому внимание людей, звать их и вести за собой. Например, ребята писали материалы о проблемах маленьких бомжат и о том, почему дети оказываются при живых родителях на улице и в приютах. Проводили социологический опрос об отношении окружающих к бездомным детям и попрошайкам.

Своими статьями мы пытались поставить перед людьми глобальную проблему нашего государства. Это была часть большой программы «Мир смотрит сквозь нас» (как сказал один ребенок из перехода). Мы много обсуждали и писали о школьных взаимоотношениях, о проблемах изгоев в классах.

Отрядный театр ставит спектакли, в которых перед героями встают проблемы нравственности и морального выбора. Эти спектакли показываются в школах, приютах, на фестивалях.

В «Дороге» ребята открывают не только себя, но и мир. Именно для этого каждые каникулы мы ездим в разные города, проводим совместные лагеря с другими организациями, ходим в походы. А летняя Карелия — это уже не просто поход. Это память. Память о далекой войне. Совсем не так представляется война по фильмам и книжкам. Другое дело, когда попадаешь сам в мир окопов и дзотов, снайперских «кукушек». А вокруг стволы старых деревьев, испещренные пулями и осколками снарядов. Говорят, что новая война начинается, когда люди забывают о старой. Поэтому ежегодно мы совместно с другими отрядами работаем в музее под открытом небом. Работа заключается в восстановлении окопов на линии обороны 27-й стрелковой дивизии.

Ребята в отряде учатся сами планировать и готовить к проведению различные дела, быть командирами групп и отвечать за возложенные на себя обязанности. У нас самоуправление, поэтому все важные решения принимаются общим кругом действительных членов отряда. Есть в отряде устав, где сформулированы наши жизненные принципы: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», «Я не пройду мимо несправедливости», «Я в ответе за тех, кого веду за собой».

Мы вместе, и это нам помогает выстоять в трудностях».

Из приведенных примеров видно, что детское и молодежное движения становятся существенным фактором позитивного воспитания, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.

 

Детские объединения как институт воспитания

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций

В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функции, то программирование выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская организация и школа и которые регламентировали практически все, вплоть до видов и форм деятельности детей и подростков в разовых мероприятиях.

Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), менять их в зависимости от смены интереса, а также самому планировать сроки и темпы выполнения программ.

Программы разрабатываются с учетом вариативности. Членам организации предоставляется право создавать свои программы. Это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания оптимальных вариантов программ. Сегодня фактически новыми организациями стали «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев», «Детская морская лига», «Игра — дело серьезное», «Бизнес-тинэйджер» и др.

Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим демократической культурой человеком означает, в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными слоями, индивидами. Это означает быть готовым следовать принципу определяющей воли большинства, защищая права личности, которые считаются «естественными», «неотъемлемыми» и т. д.

Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необходимы исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологические, культурологические знания о той общественной среде, в которой он действует.

Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономической активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается:

— взаимодействием детей и взрослых в социально-экономических отношениях;

— использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям;

— апробацией полученных знаний в практической деятельности.

В детской организации «Радуга» (г.Шатура Московской области) использовали имитационную игру «Детский займ», суть которой заключалась в том, что каждому участнику игры предлагали стать держателем облигации, на купонах которой напечатаны эмблемы программы детской организации и информация о предлагаемых конкурсах-заданиях. Задания были различны: работа в лесхозе, на расчистке леса, изготовление пакетиков для лекарств по договору с аптеками, работа на цветниках и т. д. Это были задания по сбору материалов о российских деревнях, промыслах, описание традиций семьи, составление родословной и многое другое. Победителем в игре стал тот, кто выполнил все четыре задания, вложив свой труд, интеллектуальный и практический.

Большое значение для воспитания детей имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.

Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Молодежная субкультура и развитие личности школьника:их взаимодействие и взаимовлияние.

2. Неформальные объединения подростков и молодежи: позитивное и негативное.

3. Конкретные неформальные группы, их влияние на развитие личности детей и подростков.

4. Как уберечь детей и подростков от негативного влияния неформальных объединений?

5. Как использовать в воспитательном процессе школы, класса позитивные стороны неформальных объединений?

6. Как создаются сегодня детские организации?

7. Какую роль играют взрослые в детских объединениях и организациях?

8. Что такое вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских объединений?

9. Обоснуйте необходимость детского движения и детских организаций с точки зрения психологических особенностей детей и потребностей их воспитания.

10. Какие функции выполняют детские организации? Что дают они для развития и воспитания ребенка?

11. Какие формы взаимодействия со школой, с ее целенаправленным воспитанием могут иметь общественные детские и молодежные организации?

12. Какова позиция взрослых в детском общественном объединении? Попробуйте сформулировать некоторые методические правила для педагога — участника (или руководителя) детского объединения.

13. Охарактеризуйте содержание и методику деятельности самых распространенных детских объединений и организаций. Как они решают проблемы воспитания детей и молодежи?

Рекомендуемая литература

1. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.,2000. Тема 7.

3. 3.Галихова В. Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства // Народное образование. 1999. №10.

4. Журналы, освещающие состояние детского движения в РФ и деятельность детско-юношеских организаций: «Внешкольник», «Вожатый века», «Воспитание школьников», «Народное образование».

5. Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. №

6. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.

7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.

8. Кабуш В. Т. Социальная активность и детское, молодежное движения // Кн. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. Минск, 1995.

9. Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. — М.: Знание,1989. № 6.

10. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

11. Неформальные объединения вчера, сегодня... Завтра? / Под ред. В. Семенова. М., 1988.

12. О детских и молодежных объединениях. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 28.09.1999, № 9 // Народное образование. 2000. № 4—5.

13. О подростковом жаргоне // Вожатый века. 2001, № 1. С. 33.

14. Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987.

15. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие. М., 1999.

16. Российское детское движение на рубеже тысячелетий // Вожатый века. 2001. № 1. С. 7-10, 23-25.

17. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. — М.: Знание, 1991. № 2.

18. Фрадкин Ф.А., богомолов Л.И. Неформальные группы. Юношеская субкультура // В кн. Введение в педагогическую специальность. Лекции-диалоги. М., 1996. С. 40—44


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации