Социальное воспитание ребенка в условиях детского объединения
из опыта работы
Р.А.Соколовой,
начальника отдела по работе с детскими общественными объединениями и организациями ДТДиМ г.Оренбурга

Представила: И.И.Букина, зав. УМК воспитательных систем ООИПКРО
Дата: апрель 2005 г.

Автор: Р.А.Соколова, начальник отдела по работе с детскими общественными объединениями и организациями ДТДиМ г.Оренбурга, имеет высшую квалификационную категорию.

Цель деятельности: активизация и объединение детей и подростков для работы в детских организациях, обучение школьного актива и сотрудничество с другими общественными организациями по досугу детей и молодежи, создание условий для осуществления социального воспитания школьников в условиях детской общественной организации и объединения.

Основными задачами организации являются:

· преодоление кризиса в организации досуга детей и подростков,

· поиск и создание новых форм и методов деятельности, способствующих интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка, росту его лидерских качеств,

· защита прав, интересов, чести, достоинства членов организации на всех уровнях.

Для достижения указанных целей и задач организация осуществляет в установленном законом порядке следующие виды деятельности:

· разработка целевых программ деятельности будущих лидеров России на региональном и федеральном уровнях, а также конкретного города, села, отдельного образовательного учреждения;

· апробация и внедрение наиболее социально значимых проектов;

· проведение слетов, смотров, конкурсов, профильных лагерей для членов организации;

· содействие в осуществлении индивидуальных контактов и обмена опытом работы с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями.

Сущность опыта

По мнению автора, сегодня особенно важной представляется проблема социализации воспитанников образовательных учреждений, особую роль в которой играет детское движение и участие в нем обучающихся разных возрастных групп.

В современных условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности для всех людей сферы культуры, досуга, образования, в обстановке нестабильности и тревоги, многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения.

За последние годы облик детского движения в России существенно изменился. Единой, монопольной и, по существу, государственной всесоюзной пионерской организации больше нет. Новые, а также возрожденные «старые» детские организации и объединения лишь в небольшой степени заполнили то пространство, которое она занимала многие десятилетия.

В настоящее время все большее распространение получают факты прямого отказа взрослых от детских организаций. И если в течение ряда лет главным тормозом на пути развития инициативы и активности ребят была чрезмерная опека педагогов, то в настоящее время им становится их своеобразный нейтралитет, безразличие.

Болезненная ломка первичных звеньев в традиционных формах организованного детского движения сопровождается отчуждением от них немалой части детей и подростков, переориентацией их активности в неформальные объединения. Эти объединения, занятые поиском увлекательных дел, нередко становятся на путь противоправной деятельности, способствующей усилению криминогенной обстановки.

Исследователи проблемы С.П.Афанасьев, Л.Г. Диханова, Г.М. Иващенко, М.Е. Кульпединова, Т.Г.Курганова, Д.Н. Лебедев подчеркивают, что современный этап развития детских общественных организаций сложен и противоречив. Эти противоречия касаются как внешних, так и внутренних условий их жизнедеятельности. Материалы конференций Ассоциации исследователей детского движения, встреч и семинаров с руководителями и членами детских организаций свидетельствуют о том, что современный этап детского движения характеризуется появлением широкого спектра детских формирований. Особое место занимают объединения, деятельность которых имеет общественно значимую направленность, что делает неотложным вопрос о пересмотре прежнего взгляда на детские общественные организации и объединения и выработке нового понимания данного социально-педагогического явления.

Ценность и уникальность современного этапа состоит в том, что в педагогике активизировался творческий поиск путей совершенствования детских организаций, педагогическая сущность которых проявляется в целях, связанных с воспитанием и развитием. Обращается должное внимание на те педагогические идеи, которые призваны определить и обосновать преодоление несоответствий:

· между природной активностью личности, стремлением к самостоятельности и особенностями коллективных форм в деятельности детского объединения и организации;

· между стремлением ребенка к общению и дефицитом доверия к органам детского самоуправления со стороны взрослых;

· между тенденцией к расширению спектра детского общественного движения и унифицированным типом взрослого лидера, однонаправленностью его подготовки;

· между необходимостью научного подхода к организации подготовки и переподготовки кадров координаторов детского движения и отсутствием системности в этой работе.

Анализ социально-педагогической ситуации в организации свободного времени школьников и молодежи обусловил создание в 1996 году городской Ассоциации детских общественных объединений и организаций «Радуга». 4 декабря 1997 года Ассоциация «Радуга» зарегистрирована управлением юстиции Оренбургской области Российской Федерации (регистрационный номер 1393).

Городская детская общественная организация «Ассоциация «Радуга» является добровольным общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов и действующим на территории города Оренбурга.

Автору опыта представляется важным способствовать развитию детского общественного движения в городе Оренбурге с целью грамотной организации социального воспитания учащихся.

Новизна опыта

Педагог заявляет о необходимости осуществления новых подходов к организации детского общественного движения.

Деятельность «Радуги» основывается на принципах:

· добровольности,

· равноправия,

· самоуправления,

· гласности,

· творчества,

· учета индивидуальных особенностей и общих интересов,

· законности.

В 2001-2002 учебном году на базе ДТДМ был создан отдел по работе с детскими общественными объединениями и организациями.

Перед отделом стояли задачи, направленные на поддержку детских и молодежных социальных инициатив:

· обобщение и распространение передового опыта по организации деятельности детских и молодежных объединений и организаций;

· создание и апробация новых методик и форм деятельности детских общественных объединений и организаций с учетом инновационных веяний педагогической науки;

· стимулирование развития детского и молодежного общественного движения;

· привлечение внимания общественности к проблемам развития детских общественных организаций;

· подготовка кадров для работы с молодежью.

На решение этих задач и были направлены проводимые методистами и педагогами Ассоциации «Радуга» семинары, практикумы, консультации, заседания методических объединений по направлениям деятельности, учебы детского актива, фестивали, конкурсы и др.

Р.А.Соколовой выделены некоторые факторы успешности:

- деятельность ассоциации полностью построена на желаниях и потребностях детей (по данным анкет; коллективное планирование);

- разделение деятельности школы и детского объединения, которое не является частью воспитательной системы школы;

- определены критерии для определения ступеней роста самостоятельности школьников, участников детского движения;

- разработаны символ, девиз, законы, правила жизни членов ассоциации;

- разработана система занятий с вожатыми, лидерами детских организаций;

- соблюдается традиция общих сборов;

- деятельность объединения построена на принципах вариативности, добровольности, демократичности, системности;

- создание программы развития детского объединения и ее реализация.

Главное

По мнению авторов представленных материалов, для достижения цели – развития детского объединения - важно следующее:

- разделение детского объединения и школы;

- подготовка вожатых к деятельности в микрогруппах;

- создание атмосферы доброжелательности, понимания, сотрудничества между детьми, вожатыми, педагогическим коллективом школы, администрацией;

- осознание значимости детского движения всеми ребятами и взрослыми.

Деятельность методистов и педагогов Ассоциации была построена по следующим направлениям:

· развитие детского и молодежного общественного движения;

· программное обеспечение деятельности детских общественных организаций;

· организация летнего отдыха детей;

· редакционно-издательская деятельность.

Приоритетными направлениями в деятельности были выбраны следующие:

· образовательное;

· научно-методическое;

· информационно-издательская деятельность;

· кадровая политика.

Методический подход, опирающийся на уважение к ребенку, потребовал обоснования новых принципов социализации личности в детских организациях, т.е. основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

В настоящее время в Ассоциацию ДОО «Радуга» на правах коллективных членов входит более 30 детских общественных объединений и организаций города Оренбурга. С декабря 2001 года Ассоциация является полноправным членом Федерации пионерских и детских организаций Оренбургской области.

В целях активизации детского движения в г. Оренбурге регулярно проводятся сборы актива школ города. Так, например, в феврале 2002 года был проведен городской лагерь актива ДОО «Мы снова вместе», целями которого стали активизация деятельности детских общественных организаций города Оренбурга и поддержка лидерского движения среди школьников.

Организаторами ставились следующие задачи:

· ознакомление с новыми формами работы в условиях ДООД;

· организация разноплановой деятельности детей на основе детских организаций;

· разработка основных положений и направлений детских и молодежных организаций, движений города;

· развитие творческого потенциала, интеллектуального поля ребенка;

· создание эмоционально доброжелательного микроклимата для комфортного общения участников лагеря.

Описание факторов успешности

Педагоги, работающие в ассоциации, выяснили, что ребята хотят действовать вместе, что существует разрыв между тем, что ребенок хочет делать и может сделать сам, и это определяет задачу: научить деятельности. Также открывается большой простор для формирования у ребят социально значимых качеств личности, наиболее ценных для них.

2. Коллективное планирование.

3. Ступени самостоятельности.

4. Создание символа, девиза, законов, правил жизни членов объединения.

5. Система занятий с вожатыми.

6. Система занятий с лидерами детских объединений и организаций.

7. Традиционные сборы.

8. Принципы.

9. Программа развития объединения.

Приемы личного воздействия

Все приемы, используемые Р.А.Соколовой, делятся на условные группы: побуждения, убеждения, приучения.

1) Приемы побуждения: увлечение детей радостной перспективой (ближней, средней, дальней), новым, неизвестным, творческим поиском, добрым; а также ласка, поощрение, (одобрение, похвала, награда,), контроль, осуждение (порицание, критика), доверие, помощь советом, обращение за помощью, личный пример.

2) Приемы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, беседа, обсуждение, личный пример.

3) Приемы приучения: режим жизни, игра, поручения, соревнования, традиции, личный пример.

Результативность

Под результативностью деятельности понимается достижение такого качества организации деятельности ребят, которое обеспечивает проявление личностных качеств, обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием.

Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:

- объединение развивается и действует, ищет новые направления, формы работы;

- коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

- благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

- членам объединения предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях (низком, среднем, высоком).

Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения.

Под личностными достижениями детей понимаются те изменения, которые происходят в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента деятельности в объединении.

Воспитанников Р.А.Соколовой, членов детской организации, отличают следующие личностные достижения:

- повышение уровня самостоятельности;

- активизация позиции детей в жизни и деятельности;

- доброжелательная атмосфера в коллективе детей; дружба между детьми, вожатыми, педагогами дополнительного образования;

- поддержание традиций объединения; участие в общей деятельности, сотрудничество со взрослыми; самоуправление;

- наличие творческой деятельности детей и педагогов;

- желание действовать;

- постепенное отступление боязни ошибки при выражении собственного мнения; наличие умений анализа деятельности.

Методическим советом ДТДМ был рассмотрен проект программы развития Ассоциации детских организаций «Радуга» «Шаг в будущее» на 2002-2007 гг., направленный на дальнейшее развитие и обновление детского движения в городе Оренбурге. В настоящее время проект программы развития детского движения дорабатывается со всеми заинтересованными городскими и областными ведомствами учреждениями: управлением образованием, отделом по делам молодежи, городским РСМ и др. В рамках программы развития разрабатываются следующие направления и программы деятельности ассоциации «Радуга»: «Вместе весело шагать» (милосердие), «Лидер», «Творчество», «Я - гражданин» (гражданско-патриотическое воспитание), «Общественно активные школы», «Нравственность - вектор бытия», «Горизонт» (туристско-краеведческое направление), «Мы и право» (правовое воспитание), тренинг курса «Подготовка менеджеров социальных проектов в сфере молодежной политики».

Анализ социально-педагогической ситуации приводит к выводу, что необходимо изменить подходы к дальнейшему совершенствованию работы с кадрами детских и молодежных общественных объединений и организаций

Исходя из вышеизложенного год Ассоциация видит следующие задачи:

· Индивидуальное и групповое консультирование руководителей ДОО по решению актуальных проблем социального воспитания детей и подростков, образовательного процесса.

· Активизация деятельности психологической и правовой служб ассоциации по проведению многодневных исследований.

· Поиск, накопление, систематизация и передача эффективных методических технологий по проблемам детского общественного движения.

· Выпуск методических сборников, учебно-методических пакетов, других средств программно-методического обеспечения образовательного и воспитательного процессов.

Доступность

Опыт развития ассоциации детских общественных объединений универсален и может быть в работе старших вожатых школ, педагогов-организаторов, координаторов детского общественного движения.

Условия реализации

1. Активная помощь и участие в деятельности объединения детской организации.

2. Значимость ассоциации детских общественных объединений в городе.

3. Подготовка вожатых к деятельности в детских коллективах.

4. Сотрудничество и взаимопонимание с педагогическим коллективом школы.

В рамках реализации научно-методического направления Ассоциации «Радуга» создан информационный банк, где осуществляется сбор информации о деятельности детских общественных организаций и объединений, ее переработка и распространение. Важной является разработка программ деятельности детских объединений с учетом региональных особенностей, при этом программы не являются обязательными, а носят рекомендательный характер. В перспективе планируется создание центра инновационных игр. Необходимым условием является поддержка оригинальных идей, авторских программ, их рецензирование, пропаганда и распространение.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации