Методические рекомендации
по проведению в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области воспитательных мероприятий, посвященных Дню Победы

Представила: Букина И.И., зав. УМК по проблемам воспитания
Дата: апрель 2005 год

Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам области при планировании, подготовке и проведении воспитательных мероприятий, посвященных Дню Победы. Адресованы заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, старшим вожатым школ, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Предлагаемые нами материалы носят сугубо рекомендательный характер. Педагог-воспитатель вправе, опираясь на них, выстроить воспитательное мероприятие, исходя из собственного опыта воспитательной работы, возрастных и психологических особенностей детей, уровня их развития и подготовки.

В последние годы в учреждениях образования усилием членов педагогического сообщества складывается система работы, направленная на формирование у юных россиян гражданственности как ключевого качества личности, воспитание патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому народов России, Оренбургской области.

Наметились позитивные тенденции в решении задач патриотического воспитания, однако данную работу необходимо поднять на более высокий качественный уровень, поскольку она сводится зачастую лишь к общим разговорам о необходимости любить свою Родину. Безусловно, это очень важно, но ограничиться только этим, на наш взгляд, было бы ошибочным.

В Концепции модернизации российского образования особо подчеркнуто, что именно школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, способной нести ответственность за судьбу родной страны.

Важнейшей задачей воспитания как первостепенного приоритета образования является формирование у школьников гражданской ответственности и патриотизма.

В складывающуюся в Оренбургской области систему патриотического воспитания органично должны вписаться воспитательные мероприятия, посвященные важному государственному празднику – 60-летию со дня Великой Победы. Педагогам-воспитателям предоставляется прекрасная возможность донести до школьников мысль о том, что именно они, как представители будущего, в ответе за сохранение российских традиций, для чего необходимо глубоко изучать историю родной страны.

День Победы – один из главных праздников, глубоко почитаемых в нашей стране.

Торжественно отмечая День Победы, необходимо позаботиться не только о том, чтобы ребята еще раз осознали важность этого исторического события, но и почувствовали, что до сегодняшнего дня мы ощущаем на себе ее последствия: фактически нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная. Важно, чтобы ребята поняли, что очень мало остается рядом снами участников тех великих событий, редеют их ряды, и необходимо помнить о них, живых свидетелях истории, проявлять о них заботу, помогать им, окружая теплом.

Целесообразно было бы использовать материалы средств массовой информации, организовать встречи учащихся с участниками военных событий и ветеранами тыла. Это помогло бы ребятам еще раз пообщаться с теми, благодаря кому они живут под мирным небом, способствовало бы формированию лучших личностных черт.

Знакомство воспитанников с историей Родины должно быть наглядным, образным, конкретным, должно открыть возможность изучения своих исторических корней, важных исторических событий, осознания связи с ними.

Историю Родины должны знать все ее граждане. В процессе этой работы школьники получат возможность больше узнать о прошлом и настоящем Отечества.

Надо постараться так выстроить воспитательное мероприятие, чтобы День Победы стал для детей подлинным праздником, причастность к которому они бы по-настоящему прочувствовали.

На наш взгляд, следует учесть, что все знания и умения школьники способны приобрести лишь через собственную деятельность, активное освоение нового. Поэтому сценарии праздника, план подготовки к нему, исходя из традиций конкретного образовательного учреждения, рекомендуем разработать совместно с детьми, с органами ученического самоуправления, представителями детских общественных объединений и организаций. Воспитанникам можно дать конкретные задания по подготовке и проведению праздника:

· провести беседу в младших классах;

· оформить альбом, стенд;

· подготовить материалы для оформления школы, класса;

· принять участие в создании новых экспозиций в школьном музее, выставок («День Великой Победы», «Оренбуржцы – ветераны тыла», «Оренбуржье - фронту» и др.)

Рекомендуем подключить к совместной работе и представителей родительской общественности.

Созданию соответствующего эмоционального настроя будет способствовать использование на занятии иллюстративного материала (фотографий, слайдов, репродукций картин, детских рисунков и проч.), аудиозаписей, видеоматериалов, литературных и музыкальных произведений местных авторов. Организуя работу с детьми среднего и старшего школьного возраста, необходимо нацелить их на осмысление вопросов:

Какой бы путь ни избрал педагог-воспитатель, важно, чтобы проводимое мероприятие не осталось единственным, а органично вписалось в систему воспитания у школьников чувства гражданственности и патриотизма, в воспитательную систему образовательного учреждения, района, города, области.

Рекомендуемые формы проведения воспитательного мероприятия:

· Беседа с видеоиллюстрациями «Поклонимся великим тем годам…»

· Дискуссия «Быть патриотом?»

· Конференция по литературным произведениям о Великой Отечественной войне.

· Круглый стол по проблеме «Что это значит – любить свою Родину?»

· Конкурс открыток, поделок, стенгазет.

· Презентация опыта детского творчества («Книга Памяти»).

· Проблемное собеседование с элементами игры, театрализации.

· Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны.

· Урок-викторина по произведениям о Великой Отечественной войне.

· Урок-исследование «Судьбы, опаленные войной»

Сценарные приложения

1. Из опыта работы воспитателя группы продленного дня Соковской средней школы Северного района Оренбургской области М.А. Терешкиной

2. Из опыта работы старшей вожатой Северной основной школы Оренбургской области Н.И. Копыловой

Используемая литература

1. Урал грозный: (Сб. произведений сов. писателей) Сост. А.А.Золотов.-Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1982. - 648 с.

2. Лицом к Победе: Сборник стихотворений ( Сост. Н.К.Старшинов: Худож. А.Сергеев.- М.: Современник 1985.- 110с.- (Отрочество. Серия книг для подростков)

З. Кучин И. На том стою. М., «Сов. Россия», 1971.176с.

4. Народное слово на дорогах войны. Сборник. Сост., вступит. Статья и примечания А.И.Лазарева. Ч., Южн.-Урал. кн. Изд-во, 1976г. 135 с.

5. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы ВОВ.( Сост. С.Красильщик.-М.:АПН, 1985 - 343 с., ил.- (Б-чка АПН).

6.Струве Г. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981.- 191 с., ил.

7. Товарищ песня. М., Всесоюзное издательство Советский композитор. 1984.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации