Из опыта работы Игнатовой Л.Б.,
старшей вожатой Междугорной основной общеобразовательной школы Октябрьского района

Программа экологической деятельности «Человек и природа» детской общественной организации «Республика Школьная» Междугорной основной общеобразовательной школы Октябрьского района

Представлено в марте 2005 года

Сущность опыта. Суть данного опыта заключается в том, что автор разработала и апробировала программу экологической деятельности «Человек и природа» детской общественной организации «Республика Школьная».

По мнению автора, основная задача детского экологического движения заключается в формировании экологического сознания у подрастающего поколения, готовящегося к принятию жизненно важных решений в соотнесении с принципом «не навреди».

Доступность опыта. Опыт Л.Б. Игнатовой может быть использован в работе старших вожатых школ, координаторов детского общественного движения, педагогов-организаторов, заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и т.д. в качестве примера деятельности, направленной на экологическое воспитание школьников, удовлетворение духовных и иных (нематериальных) потребностей человека, в том числе потребности жить в чистой окружающей среде, на успешную социализацию в обществе.

Главное в опыте то, что педагог рассматривает экологическое воспитание школьников как важную педагогическую проблему и предлагает разработанную ею специальную программу, которую могут использовать в своей работе педагоги - специалисты сферы воспитания. Л.Б.Игнатова предлагает к осмыслению материалы, связанные с проведением эксперимента по реализации данной программы.

 

Программа
экологической деятельности «Человек и природа» детской общественной организации «Республика Школьная» Междугорной основной общеобразовательной школы Октябрьского района
.

Объяснительная записка

Ухудшающаяся с каждым днём экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности, а подчас при её попустительстве. И уж, наверное, всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.

Так не может и не должно продолжаться. Жить в обезображенной среде и ничего по этому поводу не делать – неуважение к себе. Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей материально-технической базы.

Экологическая деятельность позволяет обсудить моральную сторону и сделать что-то, чтобы почувствовать себя человеком.

Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба.

Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.

По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наша программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы, человека и природы, и предлагаемая программа способствует этому.

Кроме того, экологическое воспитание рассматривается сегодня как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает:

1.Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон.

2. Развитие определённых оценочных суждений, норм и социально – значимых мотивов поведения.

3. Сформированность «критического мышления», умения предвидеть последствия своего поведения, действий, экологическая рефлексия.

Даже элементарная экологическая культура предполагает определённую степень философского осмысления мира, которое начинается с самого детства. Программа позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный, сензитивный период, охватывающий детские и юношеские годы.

К сожалению, провозглашаемая экологическая политика очень часто не имеет соответствующей финансовой поддержки и остаётся на бумаге, в школе также отсутствует координация экологического образования и средства для его поддержки, в то время как экологическая ситуация в стране, как и в целом во всём мире, продолжает неуклонно ухудшаться, о чём свидетельствуют стремительное развитие процессов деградации окружающей среды, расширение зон экологического кризиса и рост общей антропогенной нагрузки на экосистемы, ухудшение здоровья населения в глобальном масштабе.

Тревожные вести о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на всех языках. Наш мир перерезан границами условно.

Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.

Поэтому и каждое государство, большое или малое, каждый житель планеты Земля несут ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.

Предлагаемая программа направлена также на осмысление ребёнком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.

Программа экологической деятельности в современных условиях сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Формирование гражданской позиции юного школьника предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей детской организации и школы как её опорной базы.

Основные принципы программы.

Основными принципами, на которые опирается программа «Человек и природа», являются: принцип природо- и культуросообразности, принцип гуманизации, принцип демократизации, принцип дифференциации и интеграции, принцип системности, принцип совместной деятельности.

Принцип природосообразности предполагает, что деятельность детской организации должна основываться на понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, как её неотъемлемой части; развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.

Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы деятельности организации учитывали необходимость определённой половой и возрастной дифференциации. Этот принцип предполагает культивирование определённых этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение.

Принцип культуросообразности заключается в том, что деятельность организации должна открывать ребёнку дверь в мировую культуру, основываясь на культурных, общечеловеческих ценностях, через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом к культуре бытовой, физической, производственной, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, материальной, экологической, нравственной. Данный принцип требует постоянного равновесия с окружающим социумом (т.е. учёт динамики изменений в обществе).

Принцип гуманизации подразумевает «очеловечивание » системы организации через реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе деятельности. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребёнка необходимы в комплексе с актуализацией всего общекультурного потенциала детей, а личностно-ориентированный подход даёт возможность развития личности ребёнка и способствует становлению духовно-нравственных ценностей.

Принцип демократизации предполагает равноправное и добровольное участие всех членов детской организации в деятельности различных объединений внутри её в соответствии с собственными интересами, участие в органах её самоуправления.

Принцип дифференциации предполагает создание условий для развития личности оптимальным для каждого ребёнка способом, темпом и объёмом, отбором содержания, форм и методов деятельности, учёт специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в процессе деятельности организации.

Принцип интеграции рассматривается не только как основа деятельности детской организации, но и предполагает взаимопроникновение её в жизнь ближайшего социума, школы , общеобразовательный процесс , обогащающими личность научными знаниями, вооружающими способами деятельности, предоставляющими возможность художественного восприятия мира, формирующими целостные представления об окружающей действительности и предполагает создание между ними целостных взаимосвязей.

Принцип системности требует рассматривать деятельность организации не только как самостоятельной системы, все элементы которой взаимосвязаны и находятся во взаимозависимости, но и как часть другой системы (детской районной организации), во многом влияющей на её функционирование. В свою очередь районная детская организация является частью региональной и т.д.

Только через системный подход к организации деятельности можно обеспечить целостность становления личности ребёнка, которая сама по себе также является системой, но не существующей вне отношений с другими, подобными системами. Идеальная представленность и продолженность человека в людях – его отражённая субъектность.

Этот принцип утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы – взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.

Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности её участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе.

Принцип основан на реализации деятельностного подхода в воспитании личности, который состоит в понимании того, что ребёнок не готовится к будущей жизни, он уже живёт реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т.д. Творческая деятельность также способствует самовыражению личности через творчество.

Включение в социально-значимую деятельность позволяет детям раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. В любом из видов деятельности важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. Воспитание ребёнка делами даёт намного больший воспитательный эффект ,чем воспитание словами.

Перечисленные выше подходы и принципы составляют в комплексе основу деятельности и развития детской организации: движение от разрозненных действий, мероприятий к целостному саморегулирующемуся воспитывающемуся социальному организму.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

Цель: реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания подрастающего поколения.

Задачи:

-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, стимулирования самопознания и самовоспитания членов детской организации;

- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, роль которой в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе;

-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремления к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;

-формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, предполагающие заботу о её состоянии, рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению, осознание экологической опасности, угрожающей здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов, и формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде;

-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;

-формирование гражданской позиции юного гражданина, реализация им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;

-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Программа экологической деятельности детской организации рассчитана на младший и средний возраст ребят, является комплексной и может быть использована в течении нескольких лет. Главное достоинство программы – её практическая направленность на самого человека и природу.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

Деятельность детской организации «Республика Школьная» строится на основе документов:

1. Конвенции ООН «О правах ребёнка» и Всемирной Декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», федеральных законов «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Законе РФ «Об образовании», «Программы развития воспитания в системе образования России», закона «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений Оренбургской области», закона «О государственной молодёжной политике в Оренбургской области», областной программе «Дети Оренбуржья».

Исходя из цели и задач детской организации «Республика Школьная» были адаптированы следующие программы:

1)Федеральные: «Здоровье».

2)Областные: «Свой голос», «Спарта», «Зелёный щит» Оренбургской областной Федерации пионерских и детских организации, «Цветик-семицветик» (автор - Тарасова Т.В.)

В содержание деятельности входит осмысление детьми себя как части планеты Земля и собственной ответственности не только за себя, за свою семью, свою Родину, но и за всю планету, обретение собственной значимости.

Мир сегодня – совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений.

Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход из кризисной ситуации во всём мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.

В соответствии с вышеизложенным наша программа предлагает два основных направления деятельности - «Человек» и «Природа».

Направление « Я – ЧЕЛОВЕК»

Содержание проблемы:

Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы. Моё жизненное предназначение. Я – носитель мужского или женского начала Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Подготовка к выполнению основных социальных ролей. Проявление гражданственности через любовь к своей семье, родителям, родственникам.

Самопознание - это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

Духовная и материальная культура, духовность человека. Труд - основа благополучия человека. Познание прекрасного в окружающей действительности. Выявление способностей и наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов и секций, конкурсы, праздники, экскурсии. Приобщение к культурным национальным традициям.

Воспитание понимания ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Рекомендуемые формы:

1. Акции милосердия.

2.Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности.

3. Праздники добрых сердец: «Люди в белых халатах», «Спасибо вам, старые люди», «Вера, Надежда, Любовь», «С любовью к вам», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Мамин праздник», «От всей души».

4.Праздники, фестивали, концерты, конкурсы, направленные на развитие творческих способностей: «Созвездие талантов», «Алло, мы ищем таланты», «Осенний бал», «Стартинейджер», «Мисс Очарование», «Джентельмен-шоу», «Юморина» и т.д.

5.Литературные, музыкальные и театральные гостиные.

6.Кружки художественной самодеятельности, изобразительного искусства, прикладного и технического творчества, музыкальный, хоровой.

7.Конкурс «Мои увлечения», «Наши семейные традиции», «Юные мастера» (приобщение к национальным традициям).

8.Мероприятия, направленные на формирование культуры общения: практикумы «Правила общения», «Правила счастливого человека», «Я –среди людей», «Как понравиться окружающим людям», « Сам себе психолог», «Не впадайте в гнев!», «Не оставайтесь наедине со своими неприятностями», индивидуальные и коллективные беседы «Знаешь ли ты самого себя?» , «Мой характер», «Мои друзья», «Мои враги», турнир знатоков этикета, игры «Давайте говорить друг другу комплименты», «По каким правилам мы живём».

9.Мероприятия, способствующие формированию культуры семейных отношений: неделя семьи, конкурсы рисунков, сочинений, стихотворений «Я и моя семья», «Моя мама – самая лучшая», «Славим бабушкины руки», «Мой дом – моя крепость», конкурсы на знание родословной, истории своей семьи «Я не свалился с луны», «Моя родословная», «История страны в истории моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», выставки фотографий «Наша история в семейном альбоме», встречи с интересными людьми «История глазами моих родственников», беседы «Жизнь близких - моя забота», «Что значит быть хорошим сыном, дочерью», ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье, КВН «Мама, папа, я - дружная семья», конкурсы «Моя семья», «Бабушкин сундук».

10. Организация шефской помощи детскому саду.

11.Беседы на тему дружбы, любви, семьи. Диспуты «Каким должен быть настоящий друг?», «Настоящая любовь - какая она?», «Что значит любовь?». Конкурсно-игровые программы ко Дню Святого Валентина. Конкурс стихов о дружбе и любви. Литературная гостиная.

12.Мероприятия, способствующие повышению престижа знаний, развитию познавательной активности и формированию культуры умственного труда: вечера, фестивали, праздники знаний, игры на развитие логики, памяти, внимания, интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Поле чудес», «Слабое звено») и т.п.

13.Мероприятия, направленные на воспитание любви и уважения к школе как второму дому, стремление заботиться о школе, соблюдать правила школьной жизни: экскурсии по школе, изучение правил поведения в школе, прав и обязанностей школьника, составление кодекса школьника, конференции «Законы республики - законы народа», «Устав школы соблюдаем», беседы «Школа – твой второй дом», «Чем нравится мне школа?», организация школьного самоуправления и дежурства по школе, игра-проект «Банк школьных идей» (по благоустройству школы и школьного двора), конкурс по озеленению школы и кабинетов, трудовые десанты и операции «Уют», «Береги тепло», «Чистота», «Школьный двор», «Чистый стадион», организация и совместное проведение школьных праздников (День Знаний, Последний Звонок, День Учителя, Выпускной бал, День рождения школы, День Детства), конкурсы школьных историй, сочинений, рисунков, сказок о школе, выпуск школьных экспресс-газет .

14.Мероприятия, направленные на формирование у детей сознательного отношения к укреплению своего здоровья, навыков санитарно-гигиенической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни, приобщение детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом осуществляются по трём направлениям деятельности: просветительское, профилактическое, спортивно-массовое и включают следующее:

а) беседы о спорте и здоровье, принципах здорового образа жизни, гигиене, режиме дня, культуре питания, вредных привычках;

б) часы здоровья, Дни Здоровья, праздники здоровья «Друзья Мойдодыра», «В гостях у Айболита», «Если хочешь быть здоров» и т.д.;

в) театр Здоровья, инсценировки, ролевые игры, суды над алкоголем, наркотиками, курением;

г) встречи с медработником: «Час вопросов и ответов», «Секреты здоровья», «Советы школьнику» ;

д)пропаганда здорового образа жизни: выпуск бюллетеней, санитарных вестников детьми («Скажи наркотикам -нет!», «Алкоголь –яд!», «Губительная сигарета», «Мы живём в мире, где есть СПИД», «Как уберечься от беды»);

е) работа спортивных секций, клуба Здоровья;

ж) спортивно-массовая работа: Дни бегуна, прыгуна, первенства по различным видам спорта, спортивные праздники, состязания, военно-спортивные игры («Зарница», «Салют, Победа!», «Когда поют солдаты») и т.д.;

з) подвижные игры в помещении и на воздухе, походы;

и) соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;

к) национальные спортивные состязания: «Взятие Снежного городка», «Масленичные забавы», «Сабантуй»;

л) знакомство с фитотерапией («Кладовые природы», «Природные врачеватели»).

Направление «ПРИРОДА»

Содержание проблемы:

Создание условий для формирования экоцентрического сознания личности, технологии взаимодействия с окружающим миром. Создание условий для развития эмоциональной сферы детей, их способностей, формирования гуманистических отношений в детско-юношеской среде.

Ценностная ориентация детей на экологические знания.

Осознание уникальности нашей планеты, как колыбели человечества, без которой его существование невозможно, и осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, всем её проявлениям, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека. Активное участие в природоохранной деятельности. Изучение природы родного края, его флоры, фауны, экологического состояния, выявление существующих экологических проблем и содействие в их решении. Забота о своей «малой» и «большой» родине, состоянии своего посёлка, места жительства, учёбы, работы. Изучение культурного наследия края, его истории, традиций, обычаев. Способы общения человека с природой.

Предлагаемые формы деятельности:

1. «Я – житель планеты Земля».

1.Беседы и наблюдения «Природа мира», «Природа в произведениях искусства (музыке, живописи и т.д.)», «Окно в природу», «По страницам красной книги», «В мире животных», «По странам и континентам», «Правила взаимоотношений человека с природой», «Мир, из которого мы все пришли».

2.Литературно-музыкальные композиции на тему «Времена года».

3.Конференции «Глобальные экологические проблемы», «Экологические проблемы современности», круглый стол «Я – житель планеты Земля», «Человек и природа».

4. Викторины эколого-биологического содержания.

5. Конкурсы рисунков «Береги природу», «Природа – наш друг».

6. Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов или сказок на экологическую тему.

7. Выставки домашних животных, комнатных растений.

8. Тематические дни: День Земли (22 апреля), День Защиты Окружающей Среды (5 июня), День Птиц, День Биоразнообразия.

9. Устные журналы «Наш дом – планета Земля», «Люди, берегите эту Землю», «Нам этот мир завещано беречь».

10. Создание Флага Земли из клочков материи с рисунками и подписями в защиту планеты.

11. Выпуск экологических плакатов, вестников, листовок.

12. Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.

13. Экологические турниры, КВН, эрудиционы, брейн-ринги, экологические суды, эко-шоу, интеллектуальные игры эколого-биологического содержания по образцу популярных телепрограмм «Поле Чудес», «Кто хочет стать миллионером?» и т.д.

2. Я и мой край.

1.Беседы: «Моя малая Родина», «Россия – родина моя», «Заповедные уголки нашего края», «Красная книга нашего края», «Чем богата земля Оренбургская».

2. Посещение краеведческих музеев района, области, создание краеведческого уголка.

3. Игры – путешествия: «Оренбуржье моё: игра по станциям», «Путешествие в прошлое края», «Чудеса родной земли».

4. Конкурсы стихотворений, песен, рисунков, сочинений «Люблю тебя, мой край родной».

5. Клуб «Юный патриот»: изучение истории края, быта народов, населяющих край, народных промыслов и ремёсел.

6. Фестивали художественной самодеятельности «Край родной, навек любимый», «О Родине я нежно говорю…», «Люблю Отчизну я».

7.Традиционные русские народные праздники, праздники других народностей, проживающих в крае.

8. Экологические экспедиции по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоёмов, их берегов, прибрежной растительности.

9. Изучение экологической обстановки на территории посёлка, составление карты-схемы состояния посёлка, поиск путей улучшения экологической ситуации.

10. Изучение влияния деятельности человека на природу.

11.Практическая природоохранная деятельность:

а) работа по благоустройству посёлка (операции: «Чистая улица», «Чистый двор», «Чистота спасёт мир», «Амброзия»);

б) работа по благоустройству пришкольной территории (операции: «Школьный двор», «Стадион», «Цвети, наш сад!», «Зеленей, наш сад»);

в) экологические акции: экспедиции «Чистая река – чистая совесть», «Муравейник», «Живи, родник», «Помоги деревцу» (очистка молодых лесонасаждений от сухостоя и мусора);

г) операция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, скворечников и организация подкормки зимующих птиц).

12. Разработка детьми экологических проектов, способствующих решению экологических проблем местности и улучшению экологической обстановки.

13. «Экоколокол» - работа пресс-центра по освещению экологических проблем края и поиску путей решения существующих проблем, сотрудничество со средствами массовой информации.

14. Сотрудничество с другими экологическими организациями.

15. Сотрудничество по вопросам благоустройства посёлка с администрацией сельского совета и ЗАО «Нива».

16. Проведение конкурса «Лучшая усадьба» в посёлке.

17. Конкурсы «Чистая земля - ХХI век» (поделок из бытовых отходов), «Природа и фантазия».

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа согласовывается с общешкольным планом учебно-воспитательной работы, и составляется план помесячной реализации.

Срок реализации программы: с 1 апреля по 30 ноября, однако программа может быть использована в течение всего года или с дополнениями в течение нескольких лет.

Экологический марафон проводится как общешкольное коллективное творческое дело, событие. Содержание экологического марафона может изменяться в зависимости от привлечённых к участию лиц и объектов экологической заботы, а также конкретно от намечаемых мероприятий. Марафон проводится в течение 2-4 недель.

Нами предлагается следующая программа проведения экологического марафона:

1-я неделя – неделя Здоровья. Предполагает встречу детей с медработником, беседы о режиме дня, гигиене школьников, проведение Дня Здоровья, выпуск детьми информационных листков «Если хочешь быть здоров», постановки театра Здоровья «О вредных привычках»,спортивные соревнования;

2-я неделя – неделя экологических знаний, в программе которой -экологические ринги, суды, викторины по образцу современных телепрограмм, эрудиционы, конференции, конкурс экологических проектов;

3-я неделя – неделя экологического творчества. Включает в себя конкурс экологических рисунков, вестников, плакатов, сочинений, стихотворений, сказок на экологическую тематику, конкурс-выставку поделок из бытовых отходов, конкурс на самый «зелёный» кабинет в школе;

4-я неделя – неделя практических дел. Посвящена Всемирному Дню Земли, отмечаемому ежегодно 22 апреля, к которому заранее готовится устный журнал. Неделя содержит акции по благоустройству школы, школьного двора, прилегающей к школе территории («Чистая школа», «Чистота спасёт мир»), операции по озеленению пришкольного участка («Зеленей, наш сад!» и «Цвети, наш сад!»), десанты «Чистая улица» и «Чистый двор».

Программа может быть составлена по другой схеме, тогда каждая неделя имеет свой план, включающий мероприятия разной направленности.

Ход марафона освещается пресс-центром, оценивается участие каждого города (класса) в мероприятиях. После завершения экологического марафона совет проводит подведение итогов, награждение, поощрение самых активных участников, объявляется благодарность педагогам и родителям.

Экологическая смена «Зелёный мир» летнего пришкольного лагеря предполагает организацию деятельности детской организации в каникулярное время. В связи с тем, что чисто экологическую смену в пришкольном лагере организовать достаточно сложно (требуется достаточно высокий уровень экологических знаний, умений и навыков у детей, соответствующая квалификация работников лагеря, материально-техническая база), то легче организовать комбинированные смены, например, эколого-краеведческую, эколого-биологическую, эколого-туристическую, эколого-спортивную (в зависимости от имеющихся условий).

Для проведения подготовительной работы по открытию смены создаётся рабочая группа, в обязанности которой входит: определение содержания работы смены и её направления, закрепление объектов заботы и исследования, выстраивание распорядка жизни лагеря, назначение ответственных за различные мероприятия, организация подготовительных работ по открытию лагеря, заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.

В состав участников потока входит примерно 25 детей 11-15 лет, из числа участников создаётся летний экологический отряд, во главе которого стоит штаб (совет отряда). Штаб избирает командира отряда. Каждый участник экологической смены принимает активное участие в жизни лагеря.

Финансирование лагеря может осуществляться за счёт средств, выделяемых из муниципального бюджета, средств экологических фондов области, спонсорских перечислений от физических и юридических лиц.

Примерные дела смены:

Посвящение в экологи. Конкурс знатоков природы. Конкурсы поделок из природных материалов «Природа и фантазия», «Необычные букеты», «Мастерская природы».

Тематические дни: День Берендея, День Юнната, День Нептуна, День Биоразнообразия, Стоянка Первобытных Людей, «Братья наши меньшие», «Знакомые незнакомцы», «Люби и знай свой край», «Ах, лето красное», «Цветы – земной красы начало».

Экскурсии по изучению экологического состояния водоёмов, их берегов, состава и состояния флоры и фауны, состояния почв, влияния человека на природу в масштабах посёлка и прилегающей к нему территории.

Трудовые десанты по благоустройству школы, пришкольной территории, посёлка, уход за лесонасаждениями и родниками.

Конкурс на самую чистую усадьбу или даже улицу.

Интеллектуальные игры на экологическую тематику, викторины.

Спортивно-оздоровительные мероприятия: День Здоровья, «Весёлые старты», «Зов джунглей», «Дорогой закалки»,велокросс, походы, подвижные игры, игры с мячом и др.

Развлекательные программы и театрализованные представления подбираются по тематике дня, например: День Берендея - театрализованное представление с викториной и т.п.

Предлагаемый перечень мероприятий может быть дополнен или изменён в соответствии с возможностями и потребностями данной детской организации и социума (посёлка).

Штаб отряда участвует в разработке программы дня, вносит свои предложения, подводит итоги каждого рабочего дня, отмечая активных участников.

В конце смены проводится подведение итогов, награждаются самые активные участники.

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной организации деятельности детской организации планируется привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников школы, родителей.

Руководитель программы - директор Междугорной основной школы, учитель биологии 1 категории Игнатов Виктор Петрович.

Автор программы и ответственный за её реализацию - старшая вожатая Междугорной школы Игнатова Лариса Бориславовна, она же является координатором и руководителем экологической деятельности детской организации.

В работе экологического потока летнего пришкольного лагеря принимают участие воспитатели из числа классных руководителей 5-9 классов.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом реализации программы должна быть сформированная готовность ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:

1.Эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам;

2.Интеллектуальную готовность – определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры;

3.Деловую готовность – возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, двора, улицы, посёлка.

Такая готовность подразумевает определённый уровень экологической воспитанности, от которой зависит в целом будущее как самой природы, так и всего человечества, и этот уровень определяется не тем, что человек говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он эти правила выполняет. Таким образом, другой ожидаемый результат программы - это сформированность гражданской позиции подростка, принятие и ответственное выполнение им законов существования человека в природе и обществе, ответственность за собственные поступки и действия, осознание ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни.

 

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Программа экологической деятельности «Человек и Природа» направлена как на формирование экологического сознания личности ребёнка, так и на развитие личности ребёнка в процессе экологической деятельности.

Экологическая деятельность поддерживается государственной и региональной политикой. Утверждением «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» Россия подтвердила своё намерение обеспечить сбалансированные решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала стран. При переводе концепции из теоретического плана в практический возрастает потребность в экологической культуре или экологической воспитанности людей, поэтому надеемся, что программа «Человек и природа» имеет будущее.

Проект может быть использован для экологической деятельности другой детской организации среднего и старшего возраста, так как объектов, требующих экологической заботы в зоне действия любой детской организации достаточно много.

Программа может быть изменена в соответствии с потребностями социума, существующими экологическими проблемами прилегающей к школе территории.

 

Информационная карта программы

1.Программа экологической деятельности «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» детской общественной организации Республика Школьная.

2.Детская общественная организация «Республика Школьная» Междугорной основной общеобразовательной школы Октябрьского района.

3. 462030 Оренбургская область, Октябрьский район, посёлок Междугорный, Междугорная общеобразовательная основная школа.

4.Автор программы - Игнатова Лариса Бориславовна, старшая вожатая школы.

5.Руководитель программы – Игнатов Виктор Петрович, директор школы.

6.Программа охватывает детскую общественную организацию «Республику Школьную», в состав которой входит 45 человек младшего и среднего школьного возраста.

7.Обоснование актуальности программы «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА».

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наша программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы , человека и природы, и предлагаемая программа способствует этому .

Кроме того, экологическое воспитание рассматривается сегодня как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает:

1.Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон .

2. Развитие определённых оценочных суждений, норм и социально – значимых мотивов поведения.

3. Сформированность «критического мышления», умения предвидеть последствия своего поведения, действий, экологическая рефлексия.

Даже элементарная экологическая культура предполагает определённую степень философского осмысления мира, которое начинается с самого детства. Программа позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный, сензитивный период, охватывающий детские и юношеские годы.

К сожалению, провозглашаемая экологическая политика очень часто не имеет соответствующей финансовой поддержки и остаётся на бумаге, в школе также отсутствует координация экологического образования и средства для его поддержки, в то время как экологическая ситуация в стране, как и в целом во всём мире, продолжает стремительно ухудшаться, о чём свидетельствуют стремительное развитие процессов деградации окружающей среды, расширение зон экологического кризиса и рост общей, антропогенной нагрузки на экосистемы, ухудшение здоровья населения в глобальном масштабе.

Тревожные вести о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на всех языках. Наш мир перерезан границами условно.

Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.

Поэтому и каждое государство, большое или малое, каждый житель планеты Земля несёт ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.

Предлагаемая программа направлена также на осмысление ребёнком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.

Программа экологической деятельности в современных условиях сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Формирование гражданской позиции юного гражданина предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

9. Краткая аннотация содержания программы.

Программа содержит анализ деятельности существующей детской организации в школе «Республики Школьной» и предлагает программу экологической деятельности организации по следующим направлениям:

Направление « Я – ЧЕЛОВЕК»

Содержание проблемы:

Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы. Моё жизненное предназначение. Я – носитель мужского или женского начала Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Подготовка к выполнению основных социальных ролей. Проявление гражданственности через любовь к своей семье, родителям, родственникам.

Самопознание - это открытие себя, своего характера, темперамент, способностей. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

Духовная и материальная культура, духовность человека. Труд -основа благополучия.

Познание прекрасного в окружающей действительности. Выявление способностей и наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов и секций, конкурсы, праздники, экскурсии. Приобщение к культурным национальным традициям.

Воспитание понимания ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

 

Направление «ПРИРОДА»

Содержание проблемы:

Создание условий для формирования экоцентрического сознания личности, технологии взаимодействия с окружающим миром. Создание условий для развития эмоциональной сферы детей, их способностей, формирования гуманистических отношений в детско-юношеской среде.

Ценностная ориентация детей на экологические знания.

Осознание уникальности нашей планеты, как колыбели человечества, без которой его существование невозможно и осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, всем её проявлениям, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека. Активное участие в природоохранной деятельности. Изучение природы родного края, его флоры, фауны, экологического состояния, выявление существующих экологических проблем и содействие в их решении. Забота о своей «малой» и «большой» родине, состоянии своего посёлка, места жительства, учёбы, работы. Изучение культурного наследия края, его истории, традиций, обычаев. Способы общения человека с природой.

Программа предлагает мероприятия по реализации поставленных целей и задач и план реализации основных блоков программы, экологический марафон и экологическую смену летнего пришкольного лагеря.

Программа экологической деятельности детской организации рассчитана на младший и средний возраст ребят ,является комплексной и может быть использована в течение нескольких лет. Главное достоинство программы – её практическая направленность на самого человека и природу.

10.Срок реализации программы: с 1 апреля по 30 ноября 2004 года, продолжительность реализации – 8 месяцев. Программа рассчитана на долгосрочное действие при дополнительной доработке плана реализации с учётом проделанной работы.

Задача программы заключена в построении, теоретическом обосновании и методическом обеспечении целостной системы экологического воспитания школьников, выявлении его гуманистического потенциала в условиях модернизации российского образования.

Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении экологического воспитания как феномена, целью которого является социализация личности, что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни.

В целом у экологического движения есть перспективы стать единым и мощным, поскольку его цели совпадают с насущными потребностями человека как биологического вида и человечества: формирование общественной активности школьников, воспитание качеств хозяина своей страны, который умеет беречь ее природные богатства; повышение уровня образованности и общей культуры подростков.

Описание опыта

Автор проводит исследование по теме: ” Экологическое воспитание учащихся”.

Цель: Теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности реализации программы экологической деятельности «Человек и природа» детской общественной организации «Республика Школьная» Междугорной основной общеобразовательной школы Октябрьского района.

Основная задача детского экологического движения заключается в формировании экологического сознания у подрастающего поколения, готовящегося к принятию жизненно важных решений в соотнесении с принципом «не навреди».

Гипотеза: Использование разнообразных методов и форм воспитательной работы обеспечат успешность организации экологического воспитания учащихся.

Задачи:

1. Изучить теорию процесса экологизации личности.

2. Определить теоретические и методические приемы, подходы к решению данной проблемы.

3. Проверить опытно–экспериментальным путем эффективность совокупности методов экологического воспитания школьников.

Объект исследования: Экологическое воспитание школьников в условиях детской организации.

Предмет исследования: Воспитательный процесс в условиях детской организации.

Автор опыта: Л.Б.Игнатова.

· рассматривает экологизацию детей в обществе как феномен воспитания, акцентирует внимание на важности этой проблемы.

· Говорит о том, что обязанность педагога - помочь развивающейся личности осознать необходимость охраны природы, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Помочь воспитанникам в экологическом становлении.

· Прописывает психолого-педагогические условия системного подхода к экологическому воспитанию детей и предлагает конкретные пути создания условий для их успешной социализации.

Предложенная система органично включена в учебно-воспитательный процесс школы и представляет целостное образование составляющих её компонентов, направленное на достижение последовательной взаимосвязи и гармонии со всеми школьными структурами жизнедеятельности учеников.

Автор опыта оперирует понятием экологическая грамотность, которое является одним из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловечески значимых нравственных категорий.

· Выделяет структурные компоненты системы экологического воспитания школьников в условиях детского объединения.

Систему экологического воспитания выстраивает с ориентацией на включение воспитанников в общеколлективную деятельность, в совместный труд, общение, взаимодействие.

Логика программы нацелена на постоянное изучение учащихся, на обеспечение педагога воспитывающей методикой изучения.

· Обосновывает принципы реализации системного подхода к экологическому воспитанию.

· Рассматривает процесс социализации личности в системе экологического воспитания в его поэтапном движении.

· Намечает пути изучения развития школьников.

· Обосновывает необходимость дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе экологического воспитания.

· Организует и описывает опытно – экспериментальную работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная и представленная педагогом программа экологического воспитания детей и подростков направлена на;

· создание условий для формирования экоцентрического сознания личности, технологии взаимодействия с окружающим миром;

· развитие эмоциональной сферы детей, их способностей;

· формирование гуманистических отношений в детско-юношеской среде; ценностную ориентацию детей на экологические знания;

· осознание уникальности нашей планеты как колыбели человечества, без которой его существование невозможно;

· осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

· воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, всем её проявлениям, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека;

· активное участие в природоохранной деятельности;

· изучение природы родного края, его флоры, фауны, экологического состояния, выявление существующих экологических проблем и содействие в их решении;

· заботу о своей «малой» и «большой» родине, состоянии своего посёлка, места жительства, учёбы, работы;

· изучение культурного наследия края, его истории, традиций, обычаев;

· осознание способов общения человека с природой.

Таким образом, полученные в процессе работы результаты и сформулированные на их основе выводы, длительный опыт внедрения позволяют говорить об эффективности предложенной системы работы по программе, ориентированной на экологическое воспитание обучающихся.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации