Описание опыта работы
Феськовой Натальи Викторовны,
старшей вожатой школы №23 города Новотроицка
по проблеме «Развитие детского объединения»

Представила: Букина И.И.
Дата: апрель 2004 год

Автор: Феськова Наталья Викторовна, старшая вожатая школы №23 г.Новотроицка, имеет 1 квалификационную категорию.

Цель деятельности: способствовать развитию и деятельности детской общественной организации и объединения.

Задачи:

1. Программирование деятельности детского объединения.

2. Создание условий для обновления содержания и форм деятельности объединения в соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни.

3. Организация коллективно-творческой деятельности.

4. Создание благоприятных условий общения и совместной деятельности детей, позволяющей проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.

5. Организация каникулярного отдыха.

Сущность опыта

По мнению автора, сегодня наблюдается общая недооценка такого возрастного периода, как начальные классы: вместо реальной заботы об организации разносторонней, насыщенной жизни, создания условий развития и самореализации воспитанников в коллективе имеет место любование их детской непосредственностью. Это сдерживает самостоятельность и творчество младших школьников. Поэтому смысл своей работы педагоги-единомышленники Н.В.Феськовой видят в следующем: используя «коммунарскую методику» И.П. Иванова, подготовить ребят 7 – 10 лет к вступлению в детскую организацию.

Новизна опыта

Педагог заявляет о признании необходимости возвращения к опыту деятельности октябрятских групп, отличая отжившие представления от все еще актуальных. Программу деятельности объединения младших школьников представляет как синтез методики коллективной творческой деятельности (педагогики общей заботы), идеи постепенного повышения уровня самостоятельности детей и осознания ими совей позиции с современными направлениями деятельности и актуальными формами работы.
Методика анализируемой работы - стратегия Общей Заботы об улучшении окружающей жизни + тактика Содружества старших и младших + технология Коллективной организаторской деятельности + осознание каждым ребенком ступени своей самостоятельности.

Н.В.Феськовой выделены некоторые факторы успешности:

- деятельность объединения полностью построена на желаниях и потребностях детей (по данным анкет; коллективное планирование);

- разделение деятельности школы и детского объединения, которое не является частью воспитательной системы школы;

- определены критерии для определения ступеней роста самостоятельности младших школьников;

- разработаны символ, девиз, законы, правила жизни членов объединения;

- разработана система занятий с вожатыми;

- соблюдается традиция общих сборов;

- деятельность объединения построена на принципах вариативности, добровольности, демократичности, системности;

- создание программы развития детского объединения и ее реализация.

Ключевые слова

Коллективное планирование – коллективное создание плана жизни и деятельности объединения (разведка интересных дел). Общий сбор – коллективное размышление о совместно прожитом отрезке времени, событии. Коллективные творческие дела (КТД) – постоянно работающий принцип совместного выполнения дел, где каждый участник может ответить на вопросы: зачем? Что? Для кого? Кто? Где? Для кого? Когда?

Главное

По мнению авторов представленных материалов, для достижения цели – развития детского объединения - важно следующее:

- разделение детского объединения и школы;

- подготовка вожатых к деятельности в микрогруппах;

- создание атмосферы доброжелательности, понимания, сотрудничества между детьми, вожатыми, педагогическим коллективом школы, администрацией;

- осознание значимости детского движения всеми ребятами и взрослыми.

Доступность

Опыт развития детского объединения универсален и может быть использован в любом коллективе начальных классов.

Условия реализации

1. Активная помощь и участие в деятельности объединения детской организации.

2. Значимость детского объединения в школе.

3. Подготовка вожатых к деятельности в микрогруппах.

4. Сотрудничество и взаимопонимание с педагогическим коллективом школы.

 

Описание факторов успешности

1. Анкетирование.

Цель: «изучить спрос», чтобы содержание деятельности было значимым для ребят; определить направления работы объединения.

Содержание:

1) Хотите ли вы вместе действовать после уроков?

2) Что ты хочешь делать сам?

Что ты можешь делать сам?

- заботиться о природе и животных;

- играть и соревноваться;

- заботиться о младших;

- узнавать новое, интересное;

- сочинять, рисовать;

- высказывать свое мнение.

3) Какие качества ты ценишь больше всего, каким ты хочешь быть?

- смелым; - справедливым;

- добрым; - честным;

- веселым; - умным;

- верным; - богатым;

- полезным другим;

- самостоятельным.

Результат:

Педагоги, работающие в детской организации, выяснили, что ребята хотят действовать вместе, что существует разрыв между тем, что ребенок хочет делать и может сделать сам, и это определяет задачу: научить деятельности. Также открывается большой простор для формирования у ребят качеств личности, наиболее ценных для них.

2. Коллективное планирование.

Цель: создание плана жизни и деятельности объединения.

Содержание:

1) Ее проводят члены совета самоуправления. «Разведка» – это игра. Каждый ребенок становится «разведчиком», членом разведгруппы, возглавляемой командиром. Группы получают задание : обнаружить интересные идеи для плана объединения, «захватить» их и «доставить». Разведка осуществляется по следующим направлениям: детский сад , библиотека, школьный двор, ручей (протекает недалеко от школы).

2) Знакомство всех членов объединения с «интересными делами», их обсуждение, корректировка (проходит в экипажах под руководством вожатых).

Результат:

Составление плана работы объединения (Приложение № 1).

3. Ступени самостоятельности.

Цель: помочь детям достичь высокого уровня самостоятельности, осознать свою позицию.

Содержание:

Критерием для определения ступеней роста младшего школьника является уровень самостоятельности или готовность действовать без побуждения извне: «Делай как я», «Делай лучше», «Делай сам и вместе с друзьями (так позиции обозначены для ребят). Ребенок знает: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, уметь делать выводы; срезу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю немного по-своему, а потом сам кого-нибудь научу, что умею».

4. Создание символа, девиза, законов, правил жизни членов объединения.

Цель: создание смысла, идеи деятельность ребят.

Содержание: (Приложение № 2).

Результат:

Есть смысл жизни, идеал, к которому хотим приблизиться, чтобы вырасти настоящим человеком.

5. Система занятий с вожатыми.

Цель: дать необходимую базу знаний, умений, навыков для работы с младшими школьниками.

Содержание: (Приложение № 3).

Результат:

Работа вожатых – это основной механизм реализации программы объединения, Благодаря повышению их ЗУН, повышается и результативность деятельности детей.

6. Традиционные сборы.

Цель: дать старт новому делу, направлению работы; подвести итоги.

Содержание: (Приложение № 4).

Результат:

Традиции сближают ребят, выделяют членов объединения из общей массы. Общие сборы учат детей высказывать свое мнение, размышлять, анализировать, управлять работой объединения.

7. Принципы.

Цель: положить основу для создания программы деятельности объединения.

1) Вариативности:

Деятельность объединения зависит от интересов ребенка и опирается на программы новотроицкой городской организации и программы СПО-ФДПО. Объединение действует по программам:

- «Играй, город»;

- «Живая газета»;

- «Дорогою добра»;

- «Красная книга»;

- «Ура! У нас каникулы!».

2) Практичности (социализации):

Практическая направленность деятельности ребенка, связь с жизнью.

3) Демократичности:

Выражается в деятельности органа самоуправления, а также «Законом трех «сами»:

- «сами ищем дело» (разведка интересных дел);

- «сами планируем и осуществляем его»;

- «сами подводим итоги».

Благодаря чередованию творческих поручений, коллективному планированию, коллективному подведению итогов, каждый ребенок принимает участие в управлении делами своей микрогруппы, экипажа, объединения.

4) Системности:

Объединение имеет структуру и логичность (Приложение № 5).

5) Добровольности:

Каждый ребенок имеет право на добровольное вступление и выход из объединения.

Результат:

Результатом является создание программы деятельности объединения «Радость».

8. Программа развития объединения.

Цель: подготовить ребят к вступлению в детскую организацию.

Задачи:

1) Создание благоприятных условий общения и совместной деятельности детей под руководством вожатых.

2) Формирование интереса к деятельности детской организации.

3) Обеспечение самостоятельности детей.

4) Предоставление каждому ребенку возможности для самореализации.

5) Обучение первым азам демократии.

Ожидаемый результат:

Детская организация должна заботиться о будущих своих членах, воспитывать их. Поэтому вопрос преемственности объединения и детской организации очень важен. Помогая объединению решать задачи деятельности и достичь цели, детская организация пополнится активными, самостоятельными ребятами, готовыми во всех отношениях к общественной деятельности в составе организации. Это предполагает:

- умение действовать коллективно;

- достижение высокого уровня самостоятельности;

- каждому участвовать в деятельности объединения, проявить свои склонности и удовлетворить интересы;

- осознанную потребность вступления в детскую организацию.

Приемы личного воздействия

Все приемы, используемые Н.В.Феськовой, делятся на условные группы: побуждения, убеждения, приучения.

1) Приемы побуждения: увлечение детей радостной перспективой (ближней, средней, дальней), новым, неизвестным, творческим поиском, добрым; а также ласка, поощрение, (одобрение, похвала, награда,), контроль, осуждение (порицание, критика), доверие, помощь советом, обращение за помощью, личный пример.

2) Приемы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, беседа, обсуждение, личный пример.

3) Приемы приучения: режим жизни, игра, поручения, соревнования, традиции, личный пример.

Результативность

Под результативностью деятельности понимается достижение такого качества организации деятельности ребят, которое обеспечивает проявление личностных качеств, обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием.

Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:

- объединение развивается и действует, ищет новые направления, формы работы;

- коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

- благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

- членам объединения предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях (низком, среднем, высоком) по «Закону трех «сами».

Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения.

Под личностными достижениями детей понимаются те изменения, которые происходят в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента деятельности в объединении.

Воситанников Феськовой Н.В., членов детской организации, отличают следующие личностные достижения:

- повышение уровня самостоятельности;

- активизация позиции детей в жизни и деятельности;

- доброжелательная атмосфера в коллективе детей; дружба между детьми, вожатыми, учителями;

- поддержание традиций объединения; участие в общей деятельности, сотрудничество со взрослыми; самоуправление;

- наличие творческой деятельности детей и вожатых;

- желание действовать;

- постепенное отступление боязни ошибки при выражении собственного мнения; наличие умений анализа деятельности.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации