Об опыте и перспективах взаимодействия детского движения и системы образования
(методические рекомендации заместителям директоров по воспитательной работе, старшим вожатым, классным руководителям по проведению круглых столов, инструктивно-методических совещаний, методических объединений, семинаров)

Представила: Букина И.И., зав. УМК по проблемам воспитания
Дата: 27.02.04

Изменения, происходящие на современном историческом этапе, ставят перед педагогическим сообществом Российской Федерации серьезные задачи, одна из которых заключается в развитии самодеятельности учащихся, усилении роли детских и молодежных объединений разных уровней в деле воспитания нового поколения граждан России.

До каждого педагога должна быть донесена система целей и задач, связанных с проблемой перспектив взаимодействия детского движения и системы образования.

В ходе семинаров, круглых столов, заседаний методических объединений, инструктивно-методических совещаний и т. д. необходимо проанализировать состояние дел по обозначенной проблеме с учетом требований основных направлений Концепции модернизации российского образования и в связи с этим внести необходимые мероприятия в планы воспитательной работы.

Примерные вопросы для обсуждения:
• Общественный характер современных детских общественных объединений.
• Основные функции детских общественных объединений.
• Вариативность как отличительная особенность современного детского движения.
• Функции классного руководителя (учителя) по отношению к детскому объединению.
• Роль взрослого в детском общественном объединении.
• Поиск современных форм взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями.
• Проблемы взаимодействия образовательных учреждений и органов управления образованием с детскими общественными объединениями.
• Взаимодействие с детскими общественными объединениями как одно из важнейших направлений формирования государственной политики в условиях развития демократического общества.
• Деятельность детских общественных объединений: опыт и перспективы.
• Деятельность детских общественных объединений как один из важнейших институтов социализации личности молодого человека.
• Единство задач, решаемых системой образования и детским движением.
• Правовая основа взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями.
• Принципы взаимодействия образовательных структур и детских общественных объединений.
• Проблемы состояния и перспективы развития детского движения.
• Комплексные региональные воспитательные программы как важный инструмент взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений на различных уровнях (район, область и т.д.)
• Долговременные социально-ролевые игры в системе взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений.
• Осуществление вариативно-программного подхода в деятельности детских общественных объединений.
• Информационно-методическое обеспечение взаимодействия системы образования и детских объединений.
• Управленческие решения, призванные способствовать совершенствованию развития детского движения.

В работе можно использовать прилагаемые материалы.

Какие детские объединения возможны в рамках школы

Школьные товарищи -
лучшие воспитатели, чем родители,
ибо они безжалостны.

Андре Моруа

В последнее время все более возрастает роль сообщества сверстников как микрофактора социализации подрастающего поколения. Это происходит в связи с продолжающейся урбанизацией населения, ростом числа однодетных и неполных семей, сравнительно однородной информированностью детей (благодаря средствам массовой информации ), а также в связи с кардинальными социально-экономическим изменениями, к которым подрастающие поколения приспосабливаются быстрее, легче, чем старшие. Возрастает автономия детей от взрослых, достичь которую и утвердить себя как личность - важнейшие задачи подросткового и юношеского возраста. Эта автономия свободно проявляется в особенностях подростковой и юношеской субкультур.

Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет свои отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности сообществ (национальных, конфессиональных, профессиональных организаций, социальных групп и т.д.).

Подростковая, юношеская субкультура - культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создать свои, автономные формы культурной активности.

Элементами подростковой и юношеской культур являются:
• особый жаргон,
• мода в одежде, прическе, макияже,
• определенный стиль поведения,
• пристрастия в музыке, танцах, проведении досуга.

Современная подростково-юношеская культура имеет отличия по регионам (существуют местные группировки типа «люберов», по принадлежности к определенным течениям в моде (разнообразные «фаны»). Кроме того, на нее оказывает влияние уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, в отношениях подростков между собой. Подростки в своем самоутверждении заинтересованы в поисках нестандартных и рискованных форм поведения и деятельности. Они перерастают детские правила поведения, пытаются создать новые, часто альтернативные как взрослой, так и детской субкультурам.

Другими словами, подростковые и юношеские субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.

Основа общества сверстников - неформальные дружеские группы, где не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми,здесь можно быть самим собой. Однако в этих группах существуют определенные нормы, порой более жесткие, чем в среде взрослых.

Сообщество сверстников - это не только разнообразные стихийные неформальные группы, но и различные коллективы в учебно-воспитательных учреждениях, а также детские общественные объединения.

Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. Согласно принятым международным нормам ребенком признается житель планеты до 18 лет. Поэтому детскими являются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 70 % граждан такого возраста. Это добровольные формирования, в которых самостоятельно или вместе со взрослыми объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их потребности и интересы.

К категории общественных объединений относятся такие, которые:
• создаются по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не являются непосредственным подразделением государственного учреждения, но могут функционировать на его базе и при его поддержке
• осуществляют социально-творческую деятельность;
• не ставят своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

В зависимости от путей включения детей в социальные отношения удовлетворения их интересов детские общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей детей, передачу им знаний, умений, навыков и через это - включение их в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Дети имеют право и возможность выбора и самого объединения, и руководителя - взрослого. Позиция взрослого здесь во многом сходна с учительской: он и управляющий, и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную работу. Дети в подобных объединениях участвуют в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.

2. Детские организации - особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельной, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские объединения, пионерские и скаутские организации и др. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Здесь нужен человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности, смеющий, по выражению А.Г. Кирпичника, бремя ответственности за ее педагогические последствия.

3. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большей вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, юнкоровские, этнокультурные и т.д. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с нами. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении.
Взрослый в таком объединении призван «приохачивать», по выражению Э.С.Кузнецовой, ребят. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора.

4. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями. Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и т. п. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро (за одну лагерную смену, например) получить результат педагогического влияния. Только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества. Стремление к объединению - естественная потребность подросткового возраста. В объединении с другими ребенок видит прежде всего средство самоутверждения, самозащиты , самоопределения себя как личности. Участие в детских общественных объединениях является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт,, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства детских общественных объединений обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации.

Детские объединения рассматриваются нами как средство педагогического процесса.

Детские объединения - это объединения детей от 7 до 18 лет. Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность, детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус (пионерская организованность была как бы размыта по различным социальным структурам общества: органы народного образования, профсоюзы, ВЛКСМ и др.) Государство не поддерживает коммерческие , религиозные объединения, оставляет за собой право отказывать в регистрации, запрещать объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных объединениях. Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальны? психологических и педагогических факторов.

Человек как биосоциальное существо вне общества себе подобных не может нормально ни развиваться, ни функционировать. Дети не являются исключением. В демографической структуре современного общества они составляю значительную часть. Возрастной показатель объединяет их в единую группу.Однако это не означает, что они автономны в обществе. Подрастающее поколение живет, действует, формируется в условиях социальной жизни государства и, естественно, включение в соответствующую социальную структуру, которая оказывает влияние на его положение в обществе, род занятй, интересы, ценностные ориентации.

Для того,чтобы защитить свои специфические интересы и найти выход сферу общественных отношений, дети создают свои объединения., которые могу быть различны по характеру и сфере деятельности, обладать меньшей ил большей устойчивостью.

Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастным особенностями.

Основные из них:
· полноценное развитие личности возможно только в деятельности общении;
· способность к подражанию и «заражению»;
· возникновение чувства взрослости;
· превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности;
· рост самосознания, стремление быть самим собой;
· поиск смысла жизни;
· желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Педагогическая сущность детских объединений проявляется прежде всего целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка.

Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.

Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.

Ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в систем социальных, нравственных, политических ценностей.

Компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованные в других общностях, членом которых он является, для дефицита общения и соучастия.

Интенсивное обновление детского движения началось в середине 80-х годов: параллельно с пионерской организацией стали появляться многочисленные объединения, как формальные, так и неформальные. Причин этому явлению несколько: резкие социально-экономические перемены в обществе привели не только к активизации, но и к поляризации общественных сил. Как следствие этого в стране возникли и продолжают формироваться многочисленные детские объединения. Жесткое администрирование, чрезмерная централизация, отсутствие внимания к личности ребенка, к удовлетворению его интересов и потребностей являлось причиной снижения интереса к пионерской организации. Авторитет ее стал резко падать, и вскоре она прекратила свое существование как единственная детская организация.

Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность.

1. Вариативность организационно-правовых форм: объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и др..

2. Вариативность масштабов и уровней:
• международные ДО. Их немного, но к их числу относится СПО (ФДО) - Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций);
• республиканские, если в состав объединяются представители более 50% областей РФ плюс одна;
• межрегиональные, существующие на территории двух или более регионов;
• региональные, деятельность которых распространяется на территории одного или двух районов области;
• районные, городские, на уровне микрорайона.

3. Вариативность целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и другие.

4. Вариативность программ деятельности ДО : «Содружество», «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры» и др.

5. Вариативность организационных структур, их внешнего оформления: звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина и др. Объединения вправе разрабатывать свои уставы, Законы, ритуалы, символы, иметь свои атрибуты. Они могут быть различными даже в рамках объединений одной направленности.

6. Вариативность периодической печати: газеты, журналы, альманахи,информационно-методические бюллетени, вестники и др.

7. Вариативность баз формирования ДО: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты, по месту жительства и т.д. 8. Вариативность и название организатора деятельности ДО: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог, организатор детских объединений (детского движения) и др.

Должность старшего вожатого пока остается в штатном расписании общеобразовательного учреждения. В зависимости от образования, мастерства вожатому может быть присвоен квалификационный разряд .

Изменились функции классного руководителя (учителя) по отношению к ДО : педагог не обязан работать с ДО, хотя по собственной инициативе, на добровольных началах он может быть руководителем ДО.

Поскольку кадры - одна из острейших проблем ДО, в настоящее время наблюдается тенденция привлечения штатных вожатых для работы в ДО.

Подготовка и переподготовка кадров может быть разноуровневой : от системы переподготовки кадров федерального уровня до уровня руководителя первичных детских организаций. При этом она может как при финансовой поддержке государства, так и на договорной основе в институтах повышения квалификации учителей, ВУЗах, педучилищах в самых разнообразных формах: курсы (различного уровня и срока ), сборы, лагеря и т.д. ( очные и заочные).

Бюджет большинства ДО пополняется за счет следующих источников:
• средства, заработанные самими членами объединений ;
• членские взносы (обязательные для взрослых членов объединений и добровольные для детей и их родителей);
• субсидии спонсоров: предприятий и общественных организаций, кооперативов, совместных предприятий, политических партий.

В 1991 году был образован Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций) - СПО ( ФДО) ). Это добровольная, самостоятельная, самоуправляемая общественная организация детей, подростков и взрослых. Идеологический ориентир: гуманизм, приверженность общечеловеческим ценностям и целям. Ведущая идея - возвышение субъективной роли детей в организации, поиск путей развития детской самодеятельности. Основная задача - забота о духовном развитии растущего человека, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам.

Основные принципы: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству),гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.

Надо заметить, что новые детские объединения возникли не на пустом месте. За их плечами более чем семидесятилетний опыт пионерской организации, опыт первых шагов детского движения в России.

 

Об опыте взаимодействия органов управления образованием
и детских общественных объединений

(По материалам справки начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования России В.Березиной).

Взаимодействие с детскими общественными объединениями - одно из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества, реализации основных направлений «Концепции модернизации российского образования».

В настоящее время в России накоплен позитивный опыт деятельности детских общественных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга,, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации признаны школой формирования лидерских качеств молодого человека. Деятельность детских общественных объединений является одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. Государство в начале 90-х гг. сознательно на уровне законодательства отказалось от монополии на деятельность детских и молодежных общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Но наряду с позитивными последствиями децентрализация детского движения поставила перед педагогической практикой серьезные методологические и организационные проблемы. Среди них следующие:
• отсутствие единой методической службы;
• малочисленность новых детских общественных объединений;
•утрата налаженной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• финансовые затруднения.

Эти и другие проблемы поставили детское движение на грань выживания. Ощутимые потери понесла и массовая общеобразовательная школа, вытеснив из воспитательного пространства надежного и союзника.

Вместе с тем многие руководители органов управления образованием и образовательных учреждений понимали, что у детских общественных объединений и системы образования есть много общего. В первую очередь, это дети, обучающиеся в образовательных учреждениях.

Система образования и детское движение имеют общие задачи:
• развитие творческой личности;
• формирование у детей активной гражданской позиции;
•реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка;
•создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и т.д.

За прошедшие годы число детских общественных объединений (ДОО) несколько возросло, произошли качественные изменения в их системе. Все это требует выработки новых подходов, определения принципиально новых направлений взаимодействия органов образования и ДОО в образовательных учреждениях.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как сложившийся социальный институт. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вовлеченность детей и молодежи в общественное движение по данным социологических исследований составляет около 10%.

Правовая основа взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с ДОО.

Правовую основу взаимодействия данных структур определяют следующие законодательные акты:
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
• Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Важным фактором, способствующим развитию взаимодействию системы образования и ДОО, стали материалы коллегии Министерства образования России от 14.04.1993 №6/12 « О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации», «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 -2001 годы» (Приказ Минобразования России от 18.10.99 №574) и методические рекомендации «О расширении деятельности детских и молодежных организаций в образовательных учреждениях» ( от 11.02.2000).

Принципы взаимодействия образовательных структур и детских общественных объединений с детскими общественными объединениями:
• партнерство;
• содействие детским общественным объединениям;
• равенство возможностей;
• поддержка общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений.

Важным инструментом взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений становятся комплексные региональные воспитательные программы, в которых ДОО выступают в качестве главного соисполнителя. Опыт показывает, что в ходе реализации подобных программ происходит эффективное взаимодействие различных социальных институтов воспитания на разных уровнях: областном, районном ; взаимодействие образовательных учреждений (Дом детского творчества, школа) и ДОО.

Учитывая особенности современного подростка, органы управления образованием совместно с другими структурами исполнительно власти проводят долговременные социально-ролевые игры на основе федеральных программ ДОО, разработанных крупнейшими организациями : СПО-ФДО, Ассоциацией учащейся молодежи и т.д. («Игра - дело серьезное», «Свой голос», «Я - гражданин», «Детский орден милосердия», Духовное возрождение села» и др.)

Вариативно-программный подход в деятельности детских общественных организаций подразумевает предоставление детям в условиях образовательного учреждения возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для творческого развития личности ребенка. Он предполагает также наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и адекватными ему формами и методами работы . Данные программы реализуют возрастной подход, учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.

Существенным моментом в информационно-методическом обеспечении взаимодействия общественных структур и государственной системы образования стало создание специализированных учреждений. Подобные учреждения координируют вопросы информационно-методического обеспечения и взаимодействия системы образования и детских организаций.

Региональные структуры сильны прежде всего своими первичными объединениями.

Анализ деятельности свидетельствует и о том, что эффективности развития взаимодействия органов управления образованием и ДОО способствует наличие в регионе лагерей, приоритетным направлением деятельности которых является организация профильных смен актива детских общественных объединений.

В целях совершенствования развития детского движения как равноправного партнера в решении общих образовательных задач в ряде регионов приняты управленческие решения, способствующие:
• выделению в штате общеобразовательного учреждения или учреждения
дополнительного образования детей ставки для куратора детских объединений (педагог-организатор, старший вожатый и др.); • созданию надлежащих материально-технических условий для работы ДОО (выделение помещения для работы во внеурочное время, предоставлены оргтехника, телефонная связь и т.п.);
• созданию условий для проведения занятий по интересам в рамках ДОО, а также мероприятий самого ДОО (сборов, встреч актива и т.п.);
• проведению совместных акций, проектов в плане учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
• созданию и развитию методической службы по оказанию помощи активу ДОО и педагогам, работающим с ними;
• разработке и реализации совместно с педвузами, ИПКРО программ по подготовке , переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов - организаторов для работы с ДОО;
• проведению совместных с ДОО фестивалей, смотров-конкурсов, оздоровительных лагерей для учащихся в каникулярное время на базе стационарных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования.

Важно подчеркнуть, что взаимодействие ДОО с педагогическими коллективами образовательных учреждений должно быть основано на уважении выбора ребенка в создании или вступлении на добровольных началах в ДОО в целях:
• выявления, дифференциации и актуализации усвоенных детьми и подростками нравственных норм и ценностей;
• оказания повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
• осуществления целевого включения детей и подростков в преобразовательную, ценностно-ориентированную, творческую, трудовую социально значимую деятельность;
• обеспечения преемственности содержания различных видов деятельности с учетом эволюции личностного сознания ребенка;
• вовлечения детей и подростков в деятельность детских сообществ для создания новых ДОО и обеспечения преемственности в их деятельности;
• создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективистской деятельности;
• разработки оптимальной модели реализации информативной и развивающей функций социальных знаний, приобретаемых детьми и подростками в образовательных учреждениях;
• обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях.

Вместе с тем дальнейшее развитие взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и ДОО нуждается в решении ряда актуальных проблем, что нашло отражение в решении коллегии Министерства образования России, а именно:

• формировании и реализации государственного заказа детским общественным объединениям на всех уровнях по воспитанию детей, гражданскому становлению личности;
• научного обоснования существующих методик, поиске новых технологий воспитательного воздействия на личность обучающегося, ориентированных на индивидуальные особенности, создание условий для их реализации;
• расширении информационно-методического поля по проблемам взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных объединений;
• развитии научных исследований по проблемам развития детского движения;
• подготовке кадров организаторов детского движения на всех уровнях и
другие.

 

На Вашу книжную полку.

•Басов Н.Ф. Некоторые аспекты научно-методического обеспечения региональной системы детских общественных объединений. - Кострома, 1999
•Басов Н.Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования теории детского движения в России. - Кострома, 1997
• Волохов А.В. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. - Казань, 1992
• Волохов А.В. Детские организации - что нового?//Воспитание школьников.
-1995,-№5.-С.27-29
•Государство и дети: реальности России // Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1995
•Диханова Л. Г. Руководитель детского общественного объединения // Социальная роль, позиция, функции, модель профессиограммы.- Екатеринбург, 1998
•Детские и молодежные общественные организации России. Справочник. - М.,1996
•Запесоцкий А.С., Фаин А.П. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений.- М., 1990
•Коршунова О.С. Система обучения актива региональных детских и подростковых общественных объединений.- Кострома,1997
• Кон И.О. Ребенок и общество.- М., 1988
•Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. - Челябинск, 1996
• Мудрик А.В. Социализация и «смутное время».- М.,1991• Методические системы в детском движении: опыт и результаты// Под ред Т.В.Трухачевой.- Кострома, 1999
• Материалы конференции - семинара Ассоциации исследователей детского движения.- Кострома, 1999
•Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.- М., 1986
•Теория .История. Методика детского движения// Информационный беллетень.-М.,1999
• Филонов Г.Н.Состояние соцума и воспитание// Педагогика.-1995.- №6
•Харченко С.Я. Подготовка учителя к работе с детскими общественными объединениями.-Луганск, 1992
•Чепурных Е.Е.Государство и детские объединения : реальность и перспективы // Вестник КГПУ.- Кострома, 1996
•Чепурных Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций.-Ярославль, 1997

 

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

Адаптация - приспособление к особенностям действующих стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения от излишней нагрузки.

Воспитанность - интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знаний, умений, навыков, привычек, качеств, свойств, реализуемых в деятельности.

Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.

Задача - конкретное выражение цели.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный вид деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одними и тем же человеком.

Инициатива - проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений , сложившихся в ней.

Коллектив - группа людей, которая характеризуется следующими основными признаками : равноправием, единством общественно ценной и личностно значимой цели, единством действий по достижению этой цели, наличием органов самоуправления.

Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

Лидер - член группы, чей авторитет .власть, полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Медиаобразование - процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой информации.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотив достижения успеха - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудач - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Организаторская деятельность - это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.

Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Самоактуализация - использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному совершенствованию.

Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Саморазвитие личности - внутренне необходимое самопроизвольное ее изменение, определяемое внутренними противоречиями.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Сотрудничество - стремление человека к согласованной ,слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

Способность - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Среда - социально-экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества. Среда в педагогическом плане - микросреда - это мир взаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие.

Субкультура - это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Творчество - оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Факторы развития - система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Факторы развития включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.

Основные факторы развития личности : наследственность, среда, воспитание, саморазвитие при активной деятельности самой личности.

Формирование - становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент ( какой-то уровень стабилизации приобретения формы - комплекса свойств, качеств личности).

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Эффективность деятельности группы - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

Самоактуализация - использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному совершенствованию.

Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Саморазвитие личности - внутренне необходимое самопроизвольное ее изменение, определяемое внутренними противоречиями.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Сотрудничество - стремление человека к согласованной ,слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

Способность - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Среда - социально-экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества. Среда в педагогическом плане - микросреда - это мир взаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие.

Субкультура - это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Творчество - оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Факторы развития - система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Факторы развития включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.

Факторы основные развития личности: наследственность, среда, воспитание, саморазвитие при активной деятельности самой личности.

Формирование - становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент ( какой-то уровень стабилизации приобретения формы - комплекса свойств, качеств личности).

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Эффективность деятельности группы - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации