«Система работы по созданию детской организации в МОУ «Средняя школа № 76» г. Оренбурга»
из опыта работы
Кокиной Е.З.,
вожатой средней школы № 76 г. Оренбурга
Представила: Букина И.И., зав. УМК воспитательных систем
Дата: 29.01.04

Автор: Кокина Евгения Зигмундовна, вожатая средней школы № 76

Образование: средне-специальное. Педколледж № 1. 1999 год окончания.

Стаж работы: 1 год.

Сущность опыта: Суть данного опыта в создании детской организации «Цунами» как одного из элементов воспитательной системы школы, направленного на реализацию социально ценной идеи, – развитие креативности.

По мнению автора, творчество представляет собой важнейшую сторону жизнедеятельности общества. Именно здесь выявляется и проявляется сущность человека – творца и создателя. Многогранна сфера применения творческого потенциала личности: материальное производство и наука, идеология и искусство, социальная сфера и литература. Творчество имеет отношение ко всей совокупности проблем, изменений и преобразований – социальных, идеологических, научных, организационных и т.д.

Естественно, творческая активность может быть присуща людям в любой сфере социальной жизни: везде, выполняя возложенные обязанности, можно искать и находить более эффективные способы работы, повышать производительность труда.

«Процесс творческого поиска не имеет ничего общего с запрограммированной и механически повторяющейся деятельностью. Ему присущи поиск нестандартных, непривычных для окружающих путей преобразования, преодоления инерции мышления, устаревших стереотипов, что позволяет найти новый, оригинальный путь решения поставленной задачи, обнаружить выход из проблемной ситуации».

Новизна опыта: Новизна опыта заключается в использовании методов театральной педагогики. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативы – одна из актуальных задач современной школы. А детское театральное творчество обладает большими воспитательными резервами.

Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть в первую очередь эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем, общение со зрителем через произведение, созданное для театра; стремление овладеть его выразительным языком. Эстетическая функция театральной педагогики выражается прежде всего в формировании творческого потенциала личности в целом, развитие способности к творческой деятельности в различных сферах.

В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, призвание, дети должны получить возможности развивать свои художественные способности.

Театр открывает простор для самовыражения, а это одна из его главных потребностей ребенка. Работа на этом уровне пробуждает интерес, вызывает большую творческую активность.

Все мероприятия и заседания детской организации «Цунами» проходят в театрализованной форме.

Но создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности вожатого с детьми. Главное – воспитание человека, его души, чувства и творчества.

Доступность опыта: театральные постановки – не самоцель, а средство творческого развития личности, ее нравственно-эстетического воспитания, развития коммуникативности, коллективизма, самоутверждения, самореализации. Театральная педагогика, как и педагогика игровая, является составляющей доступности реализации поставленных целей и задач в детской организации.

Опыт работы по создание детской организации в школе №76 может использоваться вожатыми в качестве примера образования деятельного актива школы, состоящего из ребят 9 – 12 лет, для которых свойственны следующие психологические характеристики:


- повышенная восприимчивость к социальным явлениям;
- потребность в признании, характерная для всех этапов развития человека;
- наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе;
- готовность к изменениям;
- потребность человека в самоопределении и развитии.

Главное в опыте: Главным лозунгом работы являются слова: : «продлить в детях детство». Каждый день должен приносить ребенку «витамин» радости и счастья. У каждого свое счастье, но всегда оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь. Когда счастье разных людей встречается, оно бывает неповторимым.

Дети знают, что такое счастье. Они умеют смотреть на мир добрыми светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. И это не заканчивается вместе с детством, а остается навсегда.

А что такое счастье? На этот вопрос можно услышать разные ответы: конфеты, подарки, каникулы. И только один ребенок при опросе робко произнес: «Счастье – это когда никто не плачет, когда тебя любят».

Да, главная предпосылка счастья – любовь. Любовь – это главный метод работы Е.З.Кокиной с детьми. Отсюда личностные ориентиры, качества, которыми должна обладать личность.

1. Гуманизм – любовь к людям, уважение их прав и свобод, признание права на ошибку, уважение права быть самим собой.

2. Гражданственность.

Гражданин – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Гражданин протестует против всякого насилия, разрушения культурного наследия. Гражданин не может равнодушно смотреть на то, как гибнет природа его края.
И только любящий гуманный гражданин способен создать новое, ранее не существовавшее, неповторимое, необыкновенное, что называется творчеством.

Результативность опыта: В процессе реализации опыта на практике предполагается достижение следующих результатов:


1. Повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи.
2. Формирование гражданской позиции.
3. Формирование целостного отношения к себе, другим, природе, человечеству.
4. Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельные решения социальных проблемных ситуаций.
5. Укрепление духовных связей между ребятами, развитие коллективизма.
6. Важный показатель эффективности работы детской организации – участие детей в районных и городских мероприятиях, победы в районных играх, викторинах, соревнованиях, конкурсах.

Двигателем системы работы является рост потребностей членов детской организации.

Основной признак продвижения личности в развитии – способность к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения.

Отслеживание результатов деятельности детской организации включает в себя закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявление перспектив.

При анализе выполненной работы проводится как бы внутренняя экспертиза системы деятельности детской организации. Модель проходит обработку, в процессе которой создаются предпосылки для того, чтобы модель стала доступной для каждого члена детской организации.

Условием эффективной реализации модели действия детской организации является учет и максимальное использование возможностей внешней среды.

Сегодня взаимоотношения школьной и внешкольной сред складываются довольно противоречиво. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, имея в виду нестабильность общественной и экономической ситуации, ребенка следует достаточно часто ограждать от негативных компонентов этой жизни.
Все эти сложности учитываются в прогнозировании результатов деятельности.

Диагностирование помогает проанализировать причину успехов и неудач в практическом опыте. Такое диагностирование призвано побудить к самоанализу и помочь вычленить первоочередные задачи в самосовершенствовании.

Диагностирование помогает вожатому отслеживать ход процесса становления детской организации в отражении деятельности личности и коллектива.

Психолого-педагогическая диагностика располагает своим кругом методов:

1. Наблюдение.

2. Методы опроса:

- интервью;

- собеседование;

- анкетирование;

- метод незаконченных предложений;

- изучение продуктов труда школьников.

3. Тестирование.

4. Методика «Рисование автопортрета».

5. Методика «Фантазии».

6. Социометрия.

7. Референтометрия.

8. Цветопись.

9. Поле отношений.

10. Выбери конверт…

 

Описание опыта

1) Мы вошли в 21 век, перешагнули порог нового тысячелетия. Каким оно будет? Каким будет человек нового времени, его нравственные ориентиры? Ответ дадут ближайшие годы. Они должны стать годами необратимого поворота от тотального, одинакового для всех содержания образования к образованию по выбору. Годами гуманизации, подлинного раскрепощения учителя, воспитателя, ученика и школы в целом. Ведущими принципами воспитания должны стать принципы гуманизации, демократизации, свободы, культуросообразности. Главной идеей должна быть идея творческого развития. Основным методом воспитания должна стать любовь к ребенку. Формы воспитания должны подбираться с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Главная цель, к осуществлению которой должна стремиться школа нового века – научить ребенка чувствовать сердцем другого человека. Для осуществления этой цели нужно, чтобы рядом был человек с думающим сердцем. Кем-то хорошо сказано: по-настоящему знает камень не тот, кто его раздробил и познал тайну структуры, а тот, кто из него храм сотворил.

А мы, воспитатели, дробя камни, помним ли о храме? Храм – это чистая светлая душа ребенка. Наша задача сохранить в этих душах детство, радость, счастье.

Прекрасным средством сохранения чистоты в душе ребенка является детская организация.

В средней школе № 76 г. Оренбурга есть такой маяк, к которому стремятся ребята 9 – 15 лет, – детская организация «Цунами», работа над созданием которой началась в 2000 году. Ее характеризует порыв, энергия, энтузиазм, творчество.

Главное, к чему стремятся члены детской организации, – «взорвать» обстановку монотонности умственного труда праздником чувств, эмоций, радостных переживаний.

Кроме удовлетворения потребностей детей в общении, совместной деятельности во имя реализации возрастных интересов, детская организация выполняет и другие социальные функции. Она включает детей в жизнь общества, позволяет приобрести социальный опыт, служит средством выражения и защиты их интересов и прав.

Отсюда вытекает цель работы вожатого и детской организации: социализация и творческое развитие личности, его лидерских качеств. Школа с 1995 года целенаправленно работает над данной проблемой.

 

2) Цели и задачи

Цель: Создание условий для социализации, творческого развития личности – члена детской организации - и лидерских качеств.

Задачи:

Развивающие:


- развитие различных сторон зрительного восприятия и зрительной памяти (наблюдательность, воображение, фантазия, ориентировки в пространстве, способности понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, ассоциативность мышления);
- развитие организованности, способности взаимодействовать с партнерами, коллективизма, коммуникативности;
- развитие творчества;
- развитие самостоятельности, возможности самоуправления;
- развитие лидерских качеств личности.

Воспитательные:


- воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу, любви к природе своего края (гражданская направленность);
- воспитывать любовь к искусству, учить испытывать счастье от общения с прекрасным (эстетическая направленность);
- воспитывать чувства эмпатии, бережного отношения друг к другу, доброты, сострадания, ответственности, самокритичности, трудолюбия, честности и другие нравственные качества личности (нравственная направленность);
- воспитывать любовь к людям, уважение их прав и свобод (гуманистическая направленность).

 

3) Ожидаемые результаты и методики их отслеживания

1. Изменения в общественной жизни школы.
- Привлечение широкого круга учащихся школы к деятельности детской организации «Цунами».
- Оказание членами детской организации практической помощи активам классов в организации жизни в классном коллективе.
- Укрепление духовных связей между учениками школы, развитие коллективизма.
Фиксированное отслеживание количества участников.
Наблюдение, беседы с классными руководителями, анкетирование учеников классов, которым оказывается помощь, анализ продуктов деятельностиМетодики: «Эстафета», «Круг», «Отметка другу», «Поле отношений», «Референтометрия», «Социометрия»
2. Изменения в сфере социализации личности в детской организации.
- Формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя.
- Формирование способности к рефлексии, самооценке.
- Формирование готовности к выполнению разнообразных социальных функций.
В качестве основных критериев эффективности социализации личности в подростковой организации используются критерии, предложенные М.И. Рожковым и А.В. Волоховым.(См. приложение 1).
3. Изменения личностной сферы членов детской организации.
- Знание нравственных норм, составляющих суть нравственного качества, активное отношение к ним.
- Развитие чувств и эстетических качеств личности.
- Активизация внутренней мотивации детей на общественно полезную деятельность.
- Развитие лидерских качеств и умений: координирование действий товарищей, творческих групп, отбор необходимых средств для проведения дела, организация различных интересных дел.
- Творческое развитие личности: умение держаться на сцене, петь, танцевать, организовывать игры и игровые мероприятия, сочинять сценарии и воплощать их в жизнь.

Методика «Веер», «Справедливость», «Что такое счастье?», «Как поступить?», «Закончи предложения»,«Картинная галерея», «Музыкальный образ», «Эстетическая наклонность»«Ты гражданином быть обязан», «Патриотизм», Идейная убежденность».Методика «Что важнее?» Цветопись (по Лутошкину) «Поле отношений»

Естественный эксперимент.Тренинги творческого характера. Творческие игры по группам. Командные соревнования. Оценка выполнения творческих работ.

4) Идеи. В основу опыта легли идеи, рожденные в совместной деятельности вожатого и детей.

1. «Все творчески, иначе зачем!» Идея творчества проходит через всю деятельность детской организации. Она реализуется через поиск нестандартных решений в разработке сценариев, изготовлении декораций и костюмов, проведении мероприятий. Идея предполагает внесение в традиционные формы работы непривычных для окружающих путей преобразования.

2. «Твори добро!» Идея милосердия предполагает воспитание в ребятах любви к другому человеку, гуманного отношения к нему, уважение к нему, уважение его прав и свобод, заботы, стремления прийти на помощь. Члены детской организации понимают, что человек любящий – сильный человек, что облагораживая окружающую жизнь, человек облагораживается сам. Деятельность детской организации включает в себя помощь нуждающимся, заботу о младших и пожилых.

3. «Я – патриот». Идея гражданственности способствует воспитанию патриота, истинного гражданина своего отечества. Гражданин – человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа. Гражданин протестует против всякого насилия, разрушения культурного наследия. Он не может спокойно смотреть на то, как гибнет природа его края. Класс, школа, детская организация, семья, город, Родина, вселенная – вот объекты любви гражданина – патриота.

4. «Школа – театр». Идея театрализации реализуется созданием школы – театра как территории добра, творчества, любви, свободного самовыражения личности, проявления индивидуальности каждого ребенка, развития духовных возможностей детей, расширения их познавательного кругозора, развития внутренней свободы, повышения самооценки, установления добрых отношений между ребятами разных возрастов. Все коллективные творческие дела, досуговые мероприятия, встречи членов детской организации проходят в театрализованной форме. Театральная деятельность – прекрасное средство развития творческих способностей.

5. «Игра – это жизнь». Идея игровой деятельности пронизывает всю детскую жизнь в организации, вносит в жизнь ребят элементы игровой символики и ритуализации. В детской организации используются развлекательные, затейные, конкурсно-состязательные, сюжетно-ролевые игры. Особое значение имеют игры, максимально приближенные к жизни, которые условно можно назвать педагогическим театром. Игра – чудесное поле высшего и свободного творчества.

6. «Мы вместе». Идея коллективизма дает возможность развития отношения взаимозависимости, взаимоподдержки, взаимовыручки, взаимопомощи между членами кой организации. Именно в коллективной общности рождается идея, обрабатывается, превращаясь в сценарий, и воплощается в жизни. В коллективе происходит общение, столь необходимое подросткам.

7. «Опыт старшего молодым!» Идея преемственности реализуется по нескольким направлениям:


- преемственность дел (окончание одного дела является стартом следующего);
- преемственность поколений (совет старшеклассников – республика «Малышок»);
- преемственность отношений (постепенное изменение отношений между членами детской организации, более сознательное отношение к осуществляемой деятельности);
- преемственность духа и традиций.

5) Принципы. В своей работе старшая вожатая Е.ЗКокина опирается на следующие принципы работы с детьми:

1. Принцип открытости.

2. Принцип эстетизации

3. Принцип культуросообразности.

4. Принцип сочетания педагогического управления с детской демократией.

5. Принцип психологического сопровождения.

 

6) Формы работы с детьми:


- КТД;
- театр – экспромт;
- литературно-музыкальные композиции;
- экскурсии;
- походы;
- тематические прогулки;
- психологические тренинги;
- свободный разговор;
- дискуссионные качели;
- конверт дружеских вопросов;
- недописанный тезис;
- фантастический выбор;
- соревнования;
- пресс-конференция;
- деловая игра;
- выставки;
- рейды, операции и т.д.

 

7) К организации работы с детьми Е.З.Кокина пытается подходить с оптимистической, гуманистической, демократической точек зрения. Верит в силы и возможности каждого ребенка, надеется, что при соответствующей организации воспитания ребенок может взойти на высочайшую ступень лестницы образования. Вожатой признается свободный, но не хаотический характер воспитания. Педагог видит в ребенке не только и не столько объект воздействия, сколько партнера, союзника по творческому процессу.

Е.З.Кокина сравнивает ребенка с факелом, маяком, солнцем, цветком, птицей. Все самое прекрасное, что существует в жизни, напоминает ей детей. А общение с прекрасным возрождает человека. Поэтому, как считает педагог, душа цветет, когда ее струн касаются детские руки.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации