Дайджест «Современный урок»

Материал подготовлен Мишаковой В.Н.
к.п.н., старшим преподавателем кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

 

1. Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникационной предметной среде /О.Г. Петрова //Биология в школе. – 2011. – №6. -  С. 35-39.
В статье рассматриваются вопросы проектирования информационно-коммуникационной предметной среды обучения биологии: системообразующие факторы, условия функционирования, структурные и функциональные компоненты. Представлен «Конструктор уроков биологии».

2. Голубева Л. Современный урок: методический арсенал учителя /Л. Голубева //Сельская школа. – 2009. – №5. – С. 20-27.­
Вычленены некоторые методические приёмы, которые помогут учителю в повышении эффективности урока, избежать недостатков и учебника, и работы учителя по нему. Информация во многих разделах учебника раздроблена, взаимосвязи между фактами и явлениями не всегда прослеживаются.
В статье уделено внимание развитию общеучебных умений школьников, повышению их мотивации решению воспитательных задач средствами учебного материала.

3. Борисевич А. Р., Пунчик В. Н, Макаренко В. А. Нестандартные уроки/ А. Р.Борисевич,. В. Н Пунчик, В. А.Макаренко - 2011. – 176 с. - (Педагогическая мастерская).
Освещены методические аспекты организации различных типов нестандартных уро­ков, рассмотрены особенности их организации, представлены оригинальные авторские разработки уроков по различным предметам.
Издание адресовано учителям, студентам педагогических специальностей и другим педагогическим работникам, заинтересованным в эффективной организации процесса обучения.

4. Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие // М. Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2008. - 160 с. - (Серия «Уроки для педагогов»).
В пособии предпринята попытка разобраться в особенностях современного урока, в специфике подходов к решению разнообразных проблем в процессе обучения. Современный урок представлен как система, в целостности рассмотрены его основные аспекты: содержательно-целевой, организационно-практический и контрольно-оценочный. Обозначены основные моменты для анализа урока.
Это практико-ориентированное пособие, дающее возможность учителю осмыслить современные образовательные тенденции, осознать уже используемые на уроке возможности и выявить имеющиеся резервы.

6. Пунчик В. Н., Борисевич А. Р. Креативные уроки /авт. -сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико-К 79  Принт, 2009. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
Освещены методические аспекты организации различных видов креативных уроков, рассмотрены существующие классификации и типологии, а также представлен банк методических разработок уроков по различным предметам.
Издание адресовано учителям, студентам педагогических специальностей и другим педагогическим работникам, заинтересованным в эффективной организации процесса обучения.

7. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич.
пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-288 с.
Рассмотрены ключевые проблемы необычных уроков и способы их преодоления. Авторская классификация и система помогают учителю продвигаться от развития познавательного интереса к развитию познавательной активности учащихся, вырабатывать личные смыслы применения необычных уроков. Представле­ны основные способы организации работы учителя с содержанием и технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в раз­личных формах современного урока.
Книга адресована учителям-предметникам, учителям-мето­дистам, руководителям образовательных учреждений всех типов, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.

8. Лакоценина Т. П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок, Часть 4: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 240 с.
В данном пособии представлены современные альтернативные уроки - другие, иные, противоположные. Не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, по-новому используя уже известные формы и рождая новые.
Книга адресована учителям-предметникам, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПКиФПК.

9. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с.
В пособии на современной научной основе изложены методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся школы.
В книге также даются: разработанные с учетом новых требований к современному уроку схема общедидактического анализа урока, методика изучения затруднений учителей в подготовке и проведении урока и другие методические материалы для самообразования учителя и организации методической работы в школе по проблеме освоения новых требований к уроку.
Адресовано учителям, руководителям образовательных учреждений всех видов и типов, заместителям директоров школ, методистам, специалистам органов управления образованием, преподавателям колледжей и вузов, осуществляющим подготовку педагогов, сотрудникам институтов повышения квалификации работников образования.
Особый интерес пособие представляет для учителей, готовящихся к аттестации для повышения или подтверждения квалификационной категории.

10. Кучеряева Л .А. Проектирование и диагностика современного урока - М.: Сентябрь, 2010. - 224 с.
Данные методические рекомендации могут быть ис­пользованы директорами школ и их заместителями, учителями общеобразовательных школ в практической работе по подготовке к уроку, его анализу и самоана­лизу, при подготовке к экспертизе профессиональной компетентности во время аттестации педагогических кадров. В книге рассматриваются некоторые подходы к структурированию урока, структурному и аспектному анализу уроков различных типов. Несомненную ценность для администрации образовательных учреждений имеют приведенные в качестве приложения разнообразные программы наблюдений за работой педагогов.

11. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во, «Учитель», 2005. - 288 с.
Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем современного урока. В первой части представлены различные варианты традиционной и развивающей организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации урока.
Книга адресована учителям-предметникам, учителям-методистам, руководителям образовательных учреждений всех типов, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.
Все авторские права защищены: Переиздание, копирование возможно только по разрешению авторов.

12. Аверьянова. И. В., Лапшина Н. Н. Праздники знаний: уроки обобщающего повторения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова. 1-4 классы / авт.-сост. И. В. Аверьянова, Н. Н. Лапшина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 124 с: ил.
Развитие интереса к учению формирование положительной мотивации к учебной деятельности – одна из основных задач учителя. В пособии представлен опыт использования разнообразных форм уроков обобщения знаний в системе развивающего обучения. Основная цель таких уроков (праздников знаний) – создание положительной эмоциональной атмосферы, на фоне которой даже трудные задания кажутся интересными и доступными; обобщение знаний, повторение основных учебных понятий, изученных в течение четверти.
Пособие предназначено учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня.

13. Гостимская С. Открытые уроки в начальной школе /Сост. Е. С. Гостимская. - М: «5 за знания», 2007. - 128 с.
Открытые и конкурсные уроки отличаются от повседневных уроков. При проведении таких уроков, как правило, больше времени посвящается инновационным технологиям, эффектным приемам. На таких уроках педагоги демонстрируют разнообразные возможности современного урока.
В этом издании предлагаются конспекты открытых уроков, проведенных учителями начальных классов Южного административного округа г. Москвы в рамках конкурса «Учитель года — 2006». Данное пособие адресуется учителям начальной школы, замести­телям директоров школ, студентам педагогических учебных заведений.

14. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя / Н.Л. Галеева, Е.С., Гостимская, Г.Ю., Евдокимова и др. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008. - 128с. - («Методическая библиотека»).
Представленная в пособии авторская технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроках в начальной школе позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках.
Как учителю не просто «увидеть», но и конструктивно оценить уровни развития главных составляющих учебного успеха? Какой «дидактический потенциал» развития содержится в каждом виде учебной работы? Как использовать эти знания для проектирования индивидуальной траектории развития ученика? Как оценить совместные усилия — и учителя и ученика — в продвижении к максимальному учебному успеху? На эти вопросы читатели пособия получат подробные ответы. Представляемое читателю пособие позволит учителю реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху. Описанная технология позволяет реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» — ученика и учебных форм работы - в пространстве УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА.
Особое внимание читателей, несомненно, привлечет приведенная в книге картотека учебных приемов и заданий, систематизированная по критериям учебного успеха ученика, позволяющая расширить и обогатить дидактический арсенал каждого современного учителя начальной школы. Пособие будет полезным для учителей разных типов школ.

15. Повышение профессионального мастерства педагогов: П42  из опыта работы МО учителей начальной школы / авт.-сост. Н. Г. Пономаренко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.
Инновационные процессы, столь активно развивающиеся, определяют необхо­димость поиска механизмов повышения профессиональной компетентности пе­дагогов.
На страницах пособия представлен опыт управления процессом изучения, обобщения передового педагогического опыта и включения в этот процесс всех членов педагогического коллектива. Предлагаемые технологии, формы и методы, развивающие познавательную активность и творческое мышление младших школьников, могут стать эффективным внутришкольным ресурсом, содержательной ос­новой повышения профессионального мастерства учителей.
Пособие предназначено руководителям методических объединений и кафедр учителей начальных классов, заместителям директора по учебно-воспитательной и методической работе, может быть полезно учителям, обобщающим свой опыт, го­товящимся к аттестации.

16. Лакоценина Т. П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Л 19 Современный урок. Часть 5: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 208 с.
В данном пособии делается попытка показать современный инновационный урок, в котором объединено все новое, прогрессивное, представляющее ценность для всех участников образовательного процесса. Это новый уровень урока, своеобразная ступенька к личностно-ориентированному, в котором находят свое лучшее отражение традиционные, нетрадиционные, проблемные уроки; в содержание которого включаются новые методы, приемы, технологии, получившие широкое и не очень (в силу своей малоизвестности) распространение.
Книга адресована учителям-предметникам, учителям-методистам, классным руководителям, руководителям образовательных учреждений всех типов, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.

17. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока /Г. О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.
Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможны без овладения механизмами четкого и осмысленного построения системы целей. В данном пособии рассматриваются важнейшие вопросы практического целеполагания (виды целей, их иерархия, требования к формулировкам), предлагается необходимый инструментарий разработки стратегии и тактики урока.

18. Сорокоумова Е.А. Уроки-путешествия в начальной школе: Практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 68 с. (Школьное образование)
Представленные в практическом пособии уроки-путешествия помогут ученикам начальной школы лучше понять окружающий социальный и природный мир и себя в этом мире. В разработки уроков включены задания, которые интегрируют в себе знания по природоведению, основам безопасности жизнедеятельности, литературе,
математике.
Активные формы, используемые для проведения уроков-путешествий, сделают изучаемый материал занимательным и доступным для понимания, осмысления и усвоения. На основе предложенных уроков учитель сможет разрабатывать и другие уроки, способствующие не только усвоению предметных знаний, но и самопознанию младших школьников.

19. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. — 52 с. (Школьное образование)
В практическом пособии представлены уроки самопознания в начальной школе, на которых дети узнают о своем внутреннем мире через непосредственное взаимодействие и сотрудничество со своими одноклассниками и учителями.
На основе предложенных уроков учитель сможет разрабатывать и другие уроки, способствующие как усвоению предметных знаний, так и самопознанию младших школьников.

20. Алтынова Т. В., Юдина О. А..Приглашаем на урок. 1 класс / авт.-сост. Т. В. Алтынова, О. А. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 173 с.
Пособие представляет собой сборник конспектов открытых уроков в 1 классе. Авторы-составители не ставили перед собой цели объединения в одном издании уроков, иллюстрирующих какую-то одну, конкретную программу, принятую в начальной школе. Среди предложенных вниманию читателя разработок учебных занятий - различные формы уроков, в том числе основанные на нетрадиционной организации учебной деятельности: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра. Они соответствуют требованиям, предъявляемым обществом и наукой к современному уроку.
Учитель может полностью заимствовать предлагаемый материал либо использовать его частично, встраивая в собственный план урока.
Будет полезно учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.

21. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практич. пособие для учителей, классных руководителей, студентов лед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. - 224 с.
Пособие посвящено различным способам анализа урока. Представлены разнообразные виды и средства анализа, раскрывающие проявленные и потенциальные возможности учителя, учащихся и учебного материала, новые подходы к анализу взаимодействия учителя и учащихся в процессе традиционного, традиционно развивающего и личностно ориентированного обучения.
Книга адресована учителям, руководителям всех типов образовательных учреждений, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.

22. Будько С.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С.В. Будько //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования – 2010. ? №3.
Одно из важнейших задач школы - помочь ее выпускникам  в социализации личности. История и обществознание являются предметами, которые как нельзя лучше способствуют этому через знакомство с опытом жизнедеятельности многих поколений.
Данная статья отражает опыт работы учителя средней школы № 11 г. Зеленодольска Респубпики Татарстан по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

23. Мироновская В.В. Программа развития муниципального образовательного учреждения /В.В. Мироновская //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования – 2010. - №2.
Представленная программа определяет стратегию развития школы №21 г. Северодвинска и основные направления деятельности по ее реализации. Программа составлена в логике требований, которые сегодня предъявляются к данному документу.
Материалы статьи вызовут практический интерес у читателей и окажутся полезным инструментом для разработки аналогичных программ.

24. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: АРКТИ, - 2008. - 56 с. (Начальная школа)
В предлагаемом сборнике представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов — памяти, внимания, мышления и воображения — у детей младшего школьного возраста.
Представленная в сборнике подборка игрового материала (подвижные игры, игровые упражнения, игры сюжетно-ролевого характера и др.) поможет педагогам, работающим с детьми 7-11 лет, в стимулировании развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.
Данное издание адресовано, прежде всего, педагогам и специалистам, работающим с учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, а также может быть интересно и полезно студентам педагогических вузов, слушателям институтов и факультетов повышения квалификации.

25. Ильенко Л.П. Современные модели обучения в общеобразовательных учреждениях / Под.ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. — М.: АРКТИ, 2009. — 128 с.
Публикуемый сборник является третьим в серии книг, посвященных инновационным технологиям обучения в сфере общего образования. В предлагаемом издании представлен передовой педагогический опыт коллектива экспериментальной школы-лаборатории Института управления образованием Российской академии образования.
Материалы сборника включают современные модели Обучений Призванные помочь учащимся занять в ходе учебного процесса инициативную позицию, а учителям и педагогам различных учебных учреждений — стать партнерами и помощниками в повышении мотивации, расширении и углублении знаний, умений и навыков обучаемых.
Различные модели уроков, представленные в сборнике, помогут разнообразить традиционную систему школьных занятий, внести коррективы в управление методической службой, активизировать ее роль и значимость в целостной системе повышения педагогической компетентности.
Издание адресовано школьным учителям и методистам, работникам методических служб и органов управления образования, студентам педагогических вузов и колледжей.

26. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт-сост. Л. В. Голубева, Т. А. Чегодаева. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 121 с.
Урок во всем его многообразии и во всех разновидностях - сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство учителя и требования времени, традиционное и новое?
Сочетание педагогической науки, обогащенной творчеством учителей, и школьной практики, опирающейся на передовую науку, окажет необходимую помощь в планировании и организации такого вида деятельности, как анализ урока.
В основу современного анализа урока положен комплексный подход, в котором тесно взаимосвязаны педагогический, содержательный, методический, предметные аспекты, и это, в свою очередь, нашло отражение в предлагаемом пособии.
Предназначено администраторам образовательных учреждений, руководителям методических объединений; будет особенно полезно для начинающих руководителей.

28. Булатова О.С. Искусство современного урока : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О. С. Булатова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
В учебном пособии показаны особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации, отражающих постиндустриальный этап развития культуры. Раскрыты общность и специфика логико-гносеологической и художественно-эстетической форм отражения действительности; дан концептуальный анализ теоретико-методологических подходов к проблеме взаимосвязи науки и искусства в педагогике. Выявлены психолого-педагогические особенности урока, обладающего смыслообразующим потенциалом.

 

тексты статей



ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации