Представила: Полькина С.Н., зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ООИПКРО

Дата: 05.0.02

Фольклор Оренбургского края

Изучение фольклорных произведений Оренбуржья было предложено начать с былины уральских казаков. До начала работы над текстом необходимым стало сообщение некоторых сведений о казаках и особенностях казачьего фольклора, в том числе эпоса.

          В конце 16- начале 16 века правая сторона Урала стала заселяться русскими людьми, впоследствии называвшимися уральскими казаками.

   Вольнолюбивые и независимые казаки вплоть до 18 века жили обособленно, общиной.

Жизнь казаков была беспокойной. Им приходилось вести упорную борьбу, защищая освоенный ими край от кочевых племен, от посягательств на их свободу русского правительства. Самодержавная власть с настороженностью относилась к казакам - “беглым холопам”, стремилась подчинить их своему влиянию.

       Своеобразие жизни казаков обусловило формирование и развитие духовной культуры, воплощенной прежде всего в устно-поэтическом творчестве - казачьем фольклоре.     

 Фольклор уральских казаков - часть общерусского фольклора. Он развился на общерусской фольклорной основе, на ее поэтических традициях и жанрах.

Эпические песни казаков также органически связаны с общерусской былинной традицией, но имеют свои особенности.

Ни одному из собирателей не удалось найти на Урале былины с полным сюжетом. Зафиксированы остатки былинной поэзии: “Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле”, “Добрыня и Маринка”, “Как на том дубу” и др.

 Но это не отрывки классических былин, а особые песенные формы, отдельные сцены и картины, сходные с условиями казачьего быта. Всю жизнь казаки проводили в военных походах и на рыбных промыслах, служили на форпостах и пикетах. Условия подвижной жизни и напряженного труда не создавали обстановки для неторопливого повествования, известного в северной традиции. У казаков выработалась манера хорового исполнения былин, которая не располагала к развернутому и длительному песнопению. Казаки разрабатывали один фрагмент или общее место, или эпизод из жизни богатыря.

Наиболее популярным былинным героем у уральских казаков стал Добрыня, образ которого им близок и понятен. Добрыня в общерусском эпосе - богатырь-семьянин, посвятивший себя долгу защиты отечества. Поэтому он, как и казак, должен покинуть дом, семью, родимый край и нести пограничную службу.

  

Былины

  

Былина

уральских казаков

Как по славному по городу по Киеву,

Да по большой, славной, по славной улице по Маринкиной,

По большой славной улице Маринкиной.

Ох, да, ох у Маринки под окошком

Два голубчика сидят,

У Маринки прямо под окошком

Два голубчика сидят.

Они сидят все смеются,

Да и улыбаются,

Они гулятся, смеются еще улыбаются,

Да, ох, над самим да над Добрыней

Они посмехаются.

Над самим да только,

Только над Добрыней они посмехаются.

Да, ох, и показалося да ну Добрыне,

Ему за досадушку.

Показалося Добрыне за досадушку,

Да, ох, да за досадушку.

Ох, да за такую, эх, да за великую.

Показалося Добрыне только за великую.

Ой, да вынимал, эх, да наш Добрыня

Из колчана туго - тугой лук.

Вынимал наш Добрыня

Из колчана тугой лук,

Эх, да натягивал все тетевочку,

Он да все шелковую.

Вот натягивал Добрыня,

Он тетевочку, да, эх, натягивал,

Он, Добрыня, он да все каленую стрелу.

Вот натягивал Добрыня, он каленую стрелу,

Он убивал, верно, наш Добрыня

В гнезде голубка одного.

Убивал наш Добрыня,

Он сизого голубя.

Он да не голубя убил -

Чародея погубил.

Вопросы и задания:

1. Чем отличается представленная былина от традиционной?

2. Какой эпизод разработан в былине?

3. В эпическом мире персонажи обладают постоянными качествами. Как это проявилось в отношении героя былины?

4. Подберите к образу главного героя былины 2-3 пословицы.

5. Назовите основные художественные средства былины.

                           Предания

                                  Предание

             Как генерал Кар от Пугачева удирал 

Умственный был Пугачев - страсть. Голова его работала - куда там губернаторской.

Поругался Пугачев с Рейнсдорпом и загнал его со всем войском в Оренбург да полгода и продержал взаперти. Рейнсдорп и так и этак старается выкарабкаться на волю. Не тут-то было. Пугачев подъедет к воротам, погрозит плеткой и скажет:

- Покажи только нос, башку оторву!

Губернатор знает, что Пугачев не любит шуток и строчит жалобу за жалобой царице. Та ух как распрогневалась на атамана. Выписывает к себе из Казани генерала Кара и приказывает:

- Сию минуту поезжай под Оренбург, излови Емельку Пугачева, спервоначалу выпори его кнутом, потом вырви ноздри и положь тавро, чтобы не сеял больше смуту и раздор.

Поскакал Кар в Оренбург и по пути прихватил себе на помощь полковника Чернышева.

Едут дорогой и мозгуют: приедем в Оренбург, поймаем Емельку, снимем с него портки, всыпем ему штук сотню горячих, вырвем ноздри, положим клеймо и в кандалы закуем. А киргизню и башкирню так пугнем по степи, что они разлетятся, как воробьи с бахчей. Царица обязательно наградит нас. По кресту да по медали на худой конец даст!

Приезжают оба в Сакмару и опять за свое, как ловчее изловить Емельку.

Думали, думали и придумали. Чернышев пойдет на Чернореченскую крепость и овладеет ею. Оттуда он двинет войско на Берды, где у Пугачева находилась зимняя ставка, Кар пойдет на Юзеевку и тем самым все войско атамана возьмет в обхват. Но генеральская хитрость не удалась.

Пугачев разгадал план и позвал к себе Хлопушу.

- Слушай, дружба, на нас походом идут генерал Кар и полковник Чернышев. Надо так их потрепать, чтоб другим неповадно было с нами связываться. Ты бей Кара, у него силенки поменьше, а я навалюсь на Чернышева - у него войско большое.

 - Ладно, - говорит,   Хлопуша, -            чего-чего, а драться             нам не привыкать. Отколошматим!

Чернышев всеми силами грабится к Оренбургу и уж к Маячной горе подбирается. Пугачев его тут и прихватил! Весь отряд закружил, а в нем более двух тысяч солдат насчитывалось. Чернышев струхнул. Видит, что ему не сдобровать, смазал пятки и драла. А его солдаты все до единого перешли на сторону атамана.

Генерала Кара прищучили у деревни Юзеевки. Здесь ему задали такого перцу, что он без оглядки удирал, аж в зад втыкались пятки до самой Казани.

Хлопуша долго за ним гнался, но никак настичь не мог.

С этого времени царские генералы боялись Пугачева, как огня            паленого. Не то, чтобы его кнутом высечь, ноздри там вырвать или клеймо положить и кандалы надеть, с малыми силами к нему близко не подходили.

Умственный был человек Емельян Иванович.

Редко таких мать - сыра земля родит.

Умственный человек!

Историческая справка:

Правительственные войска под командованием полковника Чернышева вступили 13 ноября 1773 года в Чернореченскую крепость и продвинулись до Маячной горы, где были окружены войсками Пугачева и в полном составе взяты в плен, причем сам генерал Кар бежал.

Предание уральских казаков

               О Пугачеве

Пугачев-то был, да под именем Петр III, Петр Федорович. Он только назывался Пугачевым. В конце-то конца он здесь женился из нашего поселка, здесь формировал казаков.

Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.

Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну, вот обратился Пугачев к казаку и попросил чарку водки. А главный-то

говорит: “Ему и воды много”. А казак попросил: “Я ему свой пай отдам”.

             Когда туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол, привели. Вышла она, посмотрела и говорит: “Ну что, набегался?” - “Ну да, - говорит.

            Сошла она с престола и отдала ему престол.

Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.

           А у Петра ужу ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.

 

Вопросы и задания:

1. Каково отношение к действительности в преданиях?

2. Каким представлен Пугачев в преданиях?

3. Каково отношение народа к Пугачеву?

4. Оцените предания с художественной точки зрения.

5. Сопоставьте предания с известными вам фольклорными жанрами.

Предание

киргизского народа

                    

Гора-верблюд

                                    I

Давно это было... Над землей пронеслись седые века; Урал обмелел, испарились болота и гигантские камыши... Там, где в настоящее время слышится голос лихого казака или бедного переселенца, где раздается теперь торжественный могучий звон церковного колокола - вестник любви и всепрощения, в то отдаленное время спокойный воздух оглашался только дикими окриками да заунывной, монотонной песнью жалкого кочевника...  

Степь спала...  

Но в богатой ставке Тугай-хана шли спешные приготовления: ждали знаменитых врачей. Уже давно Тугай-хан прихварывал... Лет десять его мучила рана в паху, полученная от меткой стрелы русского богатыря, череп которого хранился среди многочисленных трофеев Тугай-хана. Теперь положение степного владыки было опасно: рана распухла и производила такую страшную боль, которую не мог выдумать и сам шайтан. И вот сотни молодых джигитов с первыми лучами

утреннего солнца отправлены были во все концы широкой степи отыскивать знаменитых врачей.

Мурум Карамыш, прославленный на тысячи верст старый лекарь, живший на границе Башкирии и владений Тугай-хана, только что собирался справить вечерний намаз. Он уже совершил омовение, как вдруг у дверей его богатой кибитки остановился покрытый пылью ханский джигит. Его конь был в мыле и походил на воплощение Ак-Фаршиты...

         - Благословение Кудая да будет над очагом славного Мурум Карамыша! - произнес скромно джигит и рукой коснулся земли.

Что привело тебя ко мне, сын мой? - спросил Карамыш после

обычного приветствия.

Джигит сел на землю и, поджав под себя ноги, печальным голосом начал:

          Могущественный, лучезарный  Тугай-хан болен. Смерть двигается к нему с каждой минутой шагами аргамака. В ставке владыки царит черная печаль. Молитвы возносятся к престолу Кудая. Спеши к нему и своим искусством возврати ханству угасающее светило! Много сокровищ обещано в награду... А теперь - прости: я еду к врачу, мудрому Ир-Уртасы.

          Сказав это, джигит сел на коня и скрылся из очей Карамыша.

                                             

                                              II

             Мурум-Карамыш был корыстолюбив. Если бы Кудай подарил ему все сокровища мира, он пожелал бы большего. Всякий раз, когда речь заходила о сокровищах, его узенькие карие глаза, острые, как у степного беркута, загорались зловещим фосфорическим блеском. Искусство его равнялось невежеству, но он давал больным утешение своим важным, гордым видом, своими дорогими одеждами и пышным ханским убранством своего красивого белого верблюда. Он ездил на практику только на этом дорогом верблюде. Все его лечение заключалось в приемах больными порошка из толченого копыта гнедой лошади, к которому примешивалась ковыльная труха. Сам знаменитый лекарь был непоколебимо убежден в целительных свойствах этого снадобья... Пятьдесят лет он уже пользовал своими лекарствами бедных сынов обширной степи, но ни разу он не применял своего искусства к ханам. И вот теперь его зовут... Теперь представляется случай разбогатеть, удовлетворить пылающей жажде корыстолюбия и сделаться еще более знаменитым, подорвав  авторитет своих собратьев по ремеслу... Необходимо было спешить. Он скоро дает приказание подготовить белого верблюда, а сам становится на священный намаз. Он молится, но демон корыстолюбия не дает ему покоя... И не в состоянии он вознести славословие Кудаю, Карамыш на половине обрывает молитву...

 

                                  III

          Уже давно солнце опустилось за высокие хребты Урал-Тау. На землю легла неслышно тихая, теплая летняя ночь. Высокая серебристая луна, только что вымытая живительной росой, задумчиво глядела на землю с высокого неба. В это время Мурум Карамыш спешил к хану... Вдали стояли гигантские камыши и , свесив свои мохнатые головы к воде, сладко дремали, залитые блеском месячных лучей. Многоводный Урал фантастически переливался серебристыми змейками по береговым отмелям. Над спящей землей высился необъятный лазоревый свод неба и уходил куда-то далеко-далеко, в мировую бесконечность. Его спокойная синева, полная томной грусти, была усеяна, как будто умирающими звездами. Они то загорались, то потухали, то искрились, как блуждающие огоньки, ласково улыбаясь резко очерченному кругу луны. Временами Карамышу чудилось, что не спит только он да верблюд, да эти блестящие жемчужины неба.

           Лекарь то и дело подгонял своего верблюда, который от боли время от времени оглашал дремавшую степь жалкими,  пронзительными криками.

           О многом думал Мурум Карамыш в ночной тишине... Он составил уже себе целый план вымогательства царских сокровищ.

    “Если я спасу его - выпрошу в награду всю его богатую ставку или дам отрубить себе голову. Слава моя прогремит до пределов Китая. Мои драгоценности сравняются с сокровищами Тимура... Я буду лечить отныне только ханов да мудрых беев далекой Бухары”...

Так думал Мурум Карамыш...

Он уже приближался к Уралу, он уже слышал, как легкая волна нежно лизала берег степной реки. Вдруг белый верблюд остановился и пал на колени. Карамыш судорожно дернул шелковый поводок, но верблюд не двигался с места. Напрасно Мурум бил его, называл Шайтаном, напрасно дергал поводок, то умолял, то проклинал, - безответное животное молчало и не двигалось. Тогда Карамыш пришел в бешенство: он спрыгнул на землю и, отуманенный приступом злобы, начал грызть у верблюда уши... Но в это время ясный, спокойный месяц задернулся тучкой, звезды так нервно замигали, заискрились, и Муром Карамыш увидал перед собой грозного Ак-Фаршита.

-Корыстолюбец! -  заговорил в гневе посланник Кудая, - возвратись назад и влачи свое жалкое существование в бедности! Знай, - твои стада, твоя кибитка, твои домочадцы, твои сокровища, - все разграблено по воле Кудая людьми, пришедшими с запада... Гневающий Владыку небес и земли получит свою награду. А что это так, тому свидетелем будет гора-верблюд. С этими словами Фаршид исчез.

Мурум Карамыш сидел, как громом пораженный...

Когда поднялось на небе солнце и золотистыми лучами заиграло над проснувшейся землей, Мурум очнулся. Он сидел у подножия высокой горы, которая представляла из себя гигантского верблюда...

Тут только понял корыстолюбивый лекарь, что Фаршид превратил его белого верблюда в каменную гору...

Гордый Карамыш точно переродился: он встал и, подняв очи к синему прозрачному небу, тихо и смиренно произнес:

Да будет благословенно имя всесильного Бога!..”

Тугай-хан умер, а Мурум Карамыш долго еще бродил по степи в одежде байгуша, выпрашивая милостыню и славя мудрость всемогущего Кудая.

Гора-верблюд, находящаяся в семи верстах от Верхнеозерной станицы,  по Орскому тракту, молчаливо стоит до сих пор, грустно посматривая на расстилающуюся пред ней равнину, на полузасыхающий мелководный Урал, напоминая собой кочевникам о гневе Кудая и о его награде за корыстолюбие.

                                                                           А.Степной

      Вопросы  и задания:

1.    О чем повествуется в предании?

2.    Какое поведение в нем осуждается?

3.    Чем это предание отличается от преданий о Пугачеве?

4.    В чем проявилось национальное своеобразие предания?             

   

Сказки 

    

Дочь и падчерица

Жили-были муж с женой. У них росли две дочки: одна от первой жены - падчерица, другая от второй - родная. Сводную дочь жена не любила, хотя та была покорна и в работе проворна.

Поехали муж с женой в гости глодать кости. Мать родную дочь с собой берет, а падчерицу домовничать оставляет. Отец наказывает ей:

 - За хозяйством, дочка, построже следи. Кто переночевать попросится, откажи:

Проходи на добрые дела, а я уж заночую одна!

Накрыла ночь. В деревне огни погасли. Спит трудовой народ, почивает. Падчерица тоже в постель на печке улеглась. И только задремала. Является к ней Лизун. Толкает в бок и шепчет:

                           Я к тебе, девка,

                           Я к тебе, красна,

                           Иду спать-ночевать,

                           С тобой ночей коротать.

                           Я принес подарочек -

                           Золота щепотку,

                           С нарядами коробку.

-Ничего мне не надо, - отвечает падчерица, - проходи на добрые дела, а я уж заночую одна!

Петухи запели, и Лизун кубарем свалился с печки. Все его подарки рассыпались по полу.

 Поутру падчерица подобрала добро Лизуна, убралась в новые наряды и ждет-поджидает своих гостей. Приехали отец с матерью и дочь признать не могут.

Такие у нее наряды, что за сто сот не купишь.

Отец спрашивает ее:

- Откуда на тебе такое добро, доченька?

А дочь рассказывает, как к ней ночью Лизун прилетел, как она от него избавилась, а добро осталось.

Мачеха захотела, чтоб и дочь ее не хуже падчерицы наряжалась, начинает мужа торопить поехать опять в гости. На этот раз она падчерицу берет с собой. А дочь оставляет домовничать.

Ты, доченька, подарки отбери, а Лизуна в шею выгони! Накрыла ночь. В деревне погасли огни. Спит трудовой народ, почивает. Дочь тоже в постель улеглась. И только задремала, является к ней Лизун. Толкает ее в бок и шепчет:

               Я к тебе, девка,

               Я к тебе, красна,

               Иду спать-почивать,

               С тобой ночь коротать.

               Я принес подарочек -

               Золота щепотку,

               С нарядами коробку.

Девушка вместо ласкового ответа, схватила рубель и бац Лизуна по голове. Тот пыхнул  огнем  поджарил ее, как говядину. Мясо съел, а косточки на печи разбросал.

Приезжают отец с матерью - нет ни девки, ни золота щепотки, ни с нарядами коробки.

          

Вопросы и задания:

1. Какие известные вам сказки напомнила сказка “Дочь и падчерица”?

2. Назовите традиционные элементы сказочной художественной системы.

3. Какие еще фольклорные жанры включены в сказку?

              

Емеля и конь

(Сказка уральских казаков)

Жили-были отец, мать и сын. Жили они хорошо. Но случилась беда: мать умерла, а отец взял другую жену. Злая была мачеха, не любила она Емелю.

Отец купил Емеле коня. Любил Емеля коня, чистил его каждый раз. Очень любил Емеля коня. Конь знал это. И вот однажды мать задумала от Емели избавиться. Пошла она к своему старому приятелю-колдуну. Рассказала ему, что очень уж не любит она своего неродного сына. И колдун дал ей ответ: “Как только придет Емеля домой, дай ему этого вина”.

Но Емеля никогда не заходил домой, не проведав своего любимого коня. Вот заходит он к нему, а конь - хмурый, грустный. Спрашивает его Емеля: “Что ты так невесел, что головушку повесил?” Конь говорит: “Грозит тебе, Емеля, сегодня смерть”. И рассказал ему, что выдумала мачеха. Приходит Емеля домой, а мачеха такая добрая, как никогда. “На, - говорит, -сыночек, выпей винца”. Емеля как будто пьет, а сам вылил вино в окно. Вино как раз попало на дерево. Дерево вспыхнуло и вмиг сгорело.

Опять пошла мачеха к колдуну. Колдун и говорит: “На вот рубашку и пошли его в баню, да дай ему ее”. Мачеха обрадованная ушла. Пришел Емеля домой, зашел к своему коню, а конь ему опять рассказал замысел мачехи. Вот идет Емеля, а мачеха ему навстречу: “Покушай, сыночек, да сходи в баньку, уж неделька прошла, а ты еще не мылся”. “Ладно, говорит Емеля, - схожу”. Взял Емеля рубашечку - да такую хорошую. “На вот одень”. “Нет, - говорит Емеля, мне и в этой хорошо”. Мачеха со злости кинула на него рубашку, но Емеля отскочил, и рубашка упала в колодец. От колодца только щепки да лужица осталась.

Опять мачеха идет к колдуну. Колдун на это раз говорит: “Есть у твоего Емели конь, и если не убить его, не избавиться тебе от него; а для этого притворись, что ты больная. А меня вели позвать  за врача, а я уж знаю, что сказать”. Так все и произошло. Лежит мачеха, охает. Пришел врач, послушал, посмотрел и говорит отцу: “ Есть у вашего сына лошадь, так надо у нее взять сердце, сварить его и чтобы она съела”. Отец согласился, сказал об этом сыну. Сын долго просил отца не убивать его последнее счастье. Но отец любил мачеху и не послушал сына.

Приходит Емеля к коню, а конь уже все знает и говорит:  “Теперь я ничего не могу сделать, только одно попроси, чтоб отец разрешил тебе проехать по двору на мне три раза в последний час”.

Отец разрешил. Едет Емеля третий раз. Дернул за ухо коня - взлетел вверх. Мачехе послал он проклятье, отцу - ничего. С тех пор он не возвращался в эти места. И жил себе, поживал со своим добрым конем.

Вопросы и задания:

1. Передайте события, происходящие в сказке последовательно, давая название каждому.

2. Составьте характеристику главного героя. Соответствует ли он традиционным требованием сказки?

3. Встречались ли вы с ситуацией “злая мачеха - добрый пасынок” в других сказках?

4. Можно ли определить,  что сказки “Дочь и падчерица”, “Емеля и конь” сказывали жители Оренбургского края?

Дочь Алекшина

(башкирская сказка)

В давние времена жил один хан. И вот объявляет ему другой хан войну. Этот хан собирает свое войско и посылает за мудрейшим стариком Алекшиным. Когда гонцы приехали, он и говорит:

- Куда я поеду, - я старый и древний.

Старшая дочь вызвалась заменить отца:

- Я поеду за тебя.

- Не испугаешься, дочка?

- Нет.                            

Снарядили ее. Поехала она в мужской одежде. Тем временем отец обернулся медведем и встал возле большой горы. Конь, как почуял зверя, взвился на дыбы. Девушка испугалась и повернула обратно.

И вторая дочь пустилась в путь, но тоже испугалась и вернулась.

А меньшая говорит:

- Я всех чертей не боюсь, поеду я.

Снарядили ее. Дали лук, колчан со стрелами. Она доезжает до того мета, где старик пугал своих дочерей. Натягивает тетиву  и пускает стрелу в медведя. Тогда отец говорит ей:

- Значит, ты, дочка, можешь воевать. Езжай с богом. 

Прискакала она к хану. Тот говорит:

Уже все войско ушло.

- Ничего я нагоню.

Догнала, и стали над ней смеяться полководцы-идельханы.

Остановилось войско у непроходимого дремучего леса: приходится ночевать. Ночью дочь Алекшина натянула тетиву лука и пустила стрелу в лес. Вихрем полетела стрела и проложила прямую дорогу. Утром она и говорит:

- Надо ехать. Я нашла дорогу.

Поехали. Вот добрались они до голубой реки. Берега сильно крутые, и река очень быстрая и глубокая. Решили заночевать. Тогда она обернулась пташкой, перелетела реку и села на шатер вражеского хана, стала прислушиваться. Вот ханша спрашивает своего мужа:

- А если нас настигнет войско того хана, как нам быть?

- Я войско превращу в уголь и песок, себя сделаю старым верблюдом, а тебя превращу в кожемялку.

- А дочку?

- Дочка будет молодой березкой.

- Где же они переправятся через реку?

- Только там смогут проехать, где стоят три железных дуба.

Прилетает дочь Алекшина назад и говорит идельханам:

- Поехали, я дорогу знаю.

Переправились они через голубую реку. Подошли к шатру хана - там только несколько престарелых и калек. Идельханы забирают их в плен. Тем временем дочь Алекшина стала собирать песок, уголь и насыпать их в саки (седельные мешки).

- Зачем это? - спрашивают ее.

- Отцу сгодится в кузнице.

Берет старого верблюда, привязывает к своему коню за хвост.

- Зачем тебе верблюд?

- Отцу сгодится дрова возить.

Кожемялку приладила к спине верблюда.

- А это для чего?

- кожи мять.

Вырвала березку с корнем, как прутик какой-нибудь, и вскочила в седло.

Когда возвратились к своему хану, полководцы-идельханы расхвастались:

- враги бежали, мы захватили в плен стариков, калек.

Снимает дочь Алекшина кожемялку и кидает наземь - перед этим ханом встает другого хана жена. Верблюда толкнула - перед ханом склонился его враг.  Березку бросила - превратилась березка в девушку.

Говорит дочь Алекшина:

- А вот сейчас будет и ханское войско.

Раскидала угли и песок - превратились они в пленных воинов.

Она отправилась домой.

Опозоренные идельханы задумали погубить богатырку. Через некоторое время послали за ней. Приезжает она к хану. Он ей и говорит:

- Поедешь на восход солнца. Там есть синий бык. Пригони его.

- Ладно!

Ехала она, ехала и вот видит: синяя гора идет на нее. Это был огромный разъяренный бык, нагнувший свою голову. Она, долго не думая, схватила его за рога и пригнула к земле. Тогда бык сдался.

- Привяжи меня за хвост своего коня и веди к хану.

 Привела быка к ханскому шатру, привязала к коновязи и снова вернулась к отцу. Испугались быка хан и его прислужники. Попрятались кто куда. Опять шлют за богатыркой. Приходи к ней гонец и говорит:

- Вот что, дочь Алекшина, тебя зовет хан.

Богатырка приехала к нему. Хан просит:

- Убери, ради бога, этого быка. Мы его боимся. 

Она подходит к быку:

- Иди на свое место. Ежели хочешь есть - ешь, ежели пить - пей.

Бык повернулся и ушел. А она ускакала домой.

Опять задумались идельханы: куда ее еще послать, чтобы погубить?

Когда на этот раз за ней приехал гонец, она ему сказала:

Вот тебе ступа, вот тебе пест. Толки пшено для отца, а я поеду.

Хан велит ей:

- Отправляйся на синее море и привези оттуда нам карабалык (черную рыбу).

Она приезжает туда. Карабалык на море лежит, говорит ей:

- знаю я, дочь Алекшина, за чем ты прибыла. Привязывай меня к хвосту коня.

Приволокла его к хану, а за ним половина моря пришла.

Только вернулась к отцу, опять вызывают к хану:

- Убери карабалык, мы его боимся.

Ну, она его отпустила. Ей тогда хан наказывает:

- Вот что, дочь Алекшина, поедешь в подземное царство. Там есть подземный хан. Когда-то мой отец подарил этому хану три шубы из белой рыси. Привези нам эти шубы.

Едет она. Навстречу ей старушка:

- Здравствуй, дочь Алекшина, куда путь держишь?

- Еду я к подземному хану.

- Возьми это клубочек ниток. Тебя встретят двенадцать девушек и скажут: “Жилы будем вытягивать из нее и ее коня на нитки”. А ты отдай им этот клубочек, они очень обрадуются. А вот тебе еще мешочек с углем. Тебя встретят двенадцать кузнецов, отдай им эти угли. Тогда тебя пропустят. У самого входа в поземное царство увидишь двух прикованных богатырей. Они туда тебя тоже пропустят, но оттуда едва ли.

Подземный хан ей сказал:

- Если поймаешь мне трех буланых коней, я шубы отдам. А не поймаешь, я тебя прикончу.

Закручинилась дочь Алекшина. Подходит к своему коню. Конь утешил:

- Не бойся, садись на меня. У меня под гривой есть плетка. Ударишь меня три раза, и мы буланых переловим.

Поймала трех буланых коней и приходит за шубами. Тот хан просит: отдай мне своего коня, возьми трех буланых.

Конь шепчет ей:

- Отдавай меня, бери трех буланых. Не успеешь выбраться из подземелья, все кони сдохнут: один падет - садись на другого, второй падет. - на третьего, третий падет, - беги что есть мочи на вольный свет. А когда выбежишь, там будет расти свирель, срежь ее и заиграй.

Она все это сделала. Конь сорвался  и вылетел к ней из подземного царства. Села она на него верхом и поехала. Предупреждает ее конь:

- В ханском шатре приготовили тебе ловушку. Смотри, не садись на почетное место.

Когда она приехала, отдала рысьи шубы, идельханы  взяли ее под руки и хотели проводить на почетное место. Тогда она схватила хана и бросила его самого на это опасное место - он провалился а подземелье. Потом бросил туда всех идельханов. Ханское селение зажгла и уехала.

Вот и сказке конец.

Вопросы и задания:

1. Докажите, что сказка “Дочь Алекшина” - волшебная сказка.

2. Какие знакомые вам сказки она напомнила?

3. В чем проявился национальный колорит сказки “Дочь Алекшина?

ВОЛК - ЖЕНИХ.

(киргизская сказка)

Жил да был богатый старик, у которого была красивая дочь - мастерица. Дочь была уже на возрасте - пора было и замуж. И вот старик - отец объявляет народу, что он Ганифу свою выдаст за того, кто отгадает из какой кожи сделана перчатка, сшитая его дочерью. Перчатка была сшита из кожи тли и поэтому никто не мог отгадать, из какой кожи сделана перчатка.

С разных концов земли приезжали и стар, и млад, и бедняк, и богач, мяли в руках перчатку, почесывали затылки, качали головой и уезжали - не могли разгадать загадку. Прошло несколько лет. Отгадчик не находился. Ганифа томилась, нетерпеливо ожидая жениха. Отгадчик - жених не находился. И вот однажды ночью печальная Ганифа беседовала со своей молоденькой снохой, ее подругой: “Мой отец стар и капризен”,жаловалась Ганифа, “вздумалось ему выдать меня замуж за того только, кто отгадает, из чего сделана проклятая перчатка, которую я сшила на свою беду... Так, пожалуй, мне придется целый век оставаться в девах, - какому молодцу придет в голову, что перчатка сшита из кожи тли?... Ах, надоело мне засыпать и просыпаться одной”.

Случилось так, что весь этот разговор услышали два волка, подкравшиеся к кибитке и ожидавшие удобного случая, чтобы похитить из стада жирного барана. “Эге, братец”, сказал один из них: “надо будет воспользоваться этим секретом!”

На другой день в аул явился молодой джигит, в сопровождении старика. Это были вчерашние волки, принявшие человеческий образ. Подали кумыс; волки выпили с жадностью, и, поблагодарив старика - отца, попросили у него перчатку. Перчатку подали и волки долго держали ее в руках, перевертывали, нюхали и наконец один из них, помоложе, сказал, что перчатка сделана из кожи тли, Жених нашелся!

Обрадовался отец, прыгала от радости Ганифа, поднялся весь аул с поздравлением. Устроили свадебный пир. На утро после свадьбы молодая сноха с любопытством спрашивала Ганифу о женихе.

“Не знаю, что за человек”, ответила Ганифа: “целую почти ночь стучал страшно зубами”.-Ну, наверно лихорадка у твоего жениха, - объяснила сноха. “Не знаю... Вот еще: целую ночь царапал мою грудь... Только таких ногтей, ей Богу, я никогда не встречала!”

Беспокоилась Ганифа, но сноха постаралась успокоить ее. Наконец собрались в дорогу; жених был любезен, ласков и уговорил родителей не провожать супругов, как это необходимо по обычаю. “Все равно не век же будете с нами жить; аул мой отсюда далек, лучше простимтесь здесь и расстанемся: дальние проводы -лишние слезы... Ганифу я привезу через месяц к вам снова.

Родители невесты простились с молодыми и богатый поезд двинулся к востоку; старик - отец не пожалел шелковых ковров, разных драгоценностей Ганифе. Ехали только трое: Ганифа, жених и его старый товарищ. Проехали верст 30. Муж взошел на холм, слез с лошади, бросился на землю и стал кувыркаться. Что - же? Он превратился в волка и завыл, глядя на солнце. Испугалась страшно Ганифа и, не зная что делать, остановила лошадь; но товарищ молодого успокоил ее, объяснив, что друг его научен оборотничеству и, наверно, хотел лишь попугать ее. Ганифа продолжала свой путь. Солнце уже садилось; багровый закат бросал розовый оттенок на утомленную природу. Молодой приказал остановиться. Разложили кибитку, кругом уложили верблюдов и убрали кибитку самыми драгоценными вещами. Наконец все готово. Тут молодой и его товарищ обратились в волков и завыли. Дуэт среди ночной мглы был пронзителен, дик и страшен. Скоро на их вой отозвались тысячи товарищей с разных сторон. Волки стали понемногу собираться и наконец их стало так много, что они еле - еле вмещались в кибитке. Вскоре волки вышли  из кибитки, зарезали жирного верблюда и устроили себе ужин; наелись, вошли снова в кибитку и здесь улеглись на роскошных коврах, мягких перинах. Более почтенные волки закрылись шелковыми и бархатными одеялами. Все время волки страшно сверкали глазами и скрежетали острыми зубами; по временам они хищно и многозначительно поглядывали на Ганифу... Бедная женщина сидела ни жива, ни мертва. Все виденное поразило, ошеломило, испугало несчастную, она считала себя погибшею, плакала и молилась.

Вдруг над самой ее головой кто -то заговорил человеческим голосом: “О красавица! Попала ты в беду неслыханную: в плен и в жены волкам... Несчастная!... Однако спасайся, пока есть время: я твой верный иноходец, который тебя очень любит и любит больше жизни... Слушай меня волки наелись и теперь спят крепким сном... Бери с собою мелкие вещи, садись на меня, -бежим, авось избегнешь смерти; знаю я, что волки чутки, и как только мы отъедем несколько верст, -бросятся за нами в погоню, и вот тогда-то нужны мелкие но дорогие вещи. Как только один из них станет догонять нас, я скажу: “бросай!” и ты должна уронить одну вещь. Волк не погонится за нами, а сначала отнесет в кибитку брошенную вещь”.

Внимательно выслушав слова иноходца, бледная и дрожащая, вышла Ганифа из кибитки и села на иноходца. Они помчались, куда глаза глядят. Действительно, волки, проснувшись, пускались, один за другим, в погоню. Ганифа бросала с седла какую - нибудь драгоценную, захваченную ею вещь: кольцо, брошку; волк останавливался, схватывал зубами вещь и бежал обратно с вещью к кибитке; после этого, он снова пускался в погоню. Благодаря этому, Ганиф удалось только на другой день утром избегнуть преследования волков, но тут оказалось, что она попала в новую беду: заехала в незнакомую пустынную местностью. Она бросила в отчаянии поводья и долго ехала, надеясь наткнуться на какой-нибудь аул, но, к  несчастью, она не встретила ни одного аула. Она настолько истомилась бешеной скачкой, голодом и жаждой, что готова была отдать все за каплю воды и кусок мяса. Она продолжала ехать; положенье ее было ужасно; усталый, за одну ночь  похудевший иноходец с усилием передвигал ноги, сама она едва сидела в седле. Иноходец устал. Бедное животное не могло дальше идти. Ганифа бросилась на землю. Вдруг черный иноходец заговорил снова, но так тихо и печально:

“Не отчаивайся, моя красавица. Бог поможет тебе. Теперь осталось одно средство, -испробуй его: убей меня, поешь моего мяса и испей моей крови. Остальною кровью обрызгай вокруг моего тела и, осторожно распоров мое брюхо, выбрось оттуда все внутренности. Тебе захочется спать; отрежь мою правую переднюю ногу и, вместе с нею, ложись в мое брюхо, а там увидишь, что будет”.

- Ни за что не убью тебя, мой спаситель, отвечала Ганифа, -ты мне дороже жизни и убийцей я быть не хочу, хотя бы пришлось претерпеть ужасные муки... Нет!... мы, или оба умрем здесь, или оба спасемся...

        “Не обманывайся, Ганифа”, убеждал иноходец: “Бог требует меня в жертву, не сопротивляйся... Сейчас я сам умру... Лучше прекрати мое мученье”. Ганифа согласилась. Она отрезала кинжалом голову благодарного животного. Утолив жажду и голод, Ганифа побрызгала вокруг тела кровью и вычистила брюхо иноходца. Скоро она почувствовала усталость, отрезала у коня правую переднюю ногу и залезла с нею в брюхо иноходца; там она заснула крепким сном.

       Долго ли, мало ли спала Ганифа, но только, когда она проснулась, -к крайнему своему удивлению увидела следующее: брюхо иноходца, в котором она улеглась, обратилось в великолепную кибитку, нога коня превратилась в пригожего молодого мужа, а капли крови, рассеянные вокруг тела коня, превратились в многочисленный народ, признавший мужа Ганифы своим ханом.

Вопросы и задания:

1. Какие общие мотивы использованы в сказках, включенных в раздел?

2. В книге Д.Д.Фрезера “Золотая ветвь” описан обряд посвящения юношей, сводящийся к “умерщвлению” и “воскрешению” участников обряда.

По представлениям жителей Гвинеи, юношей заглатывает  и изрыгает некое мифическое чудовище. Для совершения обряда воздвигается шалаш метров тридцать длиной, ему придается вид животного. Посвящаемый якобы заглатывался животным, а потом извергался. После этого юноши становились полноправными членами рода и могли вступать в брак.   

Сравните этот факт с эпизодом сказки. Подумайте, о чем свидетельствует такое сходство?

3. В чем проявляется восточный колорит сказки?

4. Нарисуйте иллюстрации к сказке.

 

Уха   

(Сказка уральских казаков.

Оригинальный сюжет, типа анекдота)

Наловил казак рыбы, наварил ухи и стал гостей звать. Зовет он в гости трех братьев, кланяется и говорит: “Яик Горыныч, Чаган Иваныч, Деркул Степаныч, пожалуйте ко мне ухи откушать”.

Кланялся, кланялся, задел ногой и пролил всю уху. Стал казак ругаться: “Позови вас, чертей, так вы все съедите, мне ничего не оставите”.

                           Находчивость скряги

                           (киргизская сказка)

У богатого, но скупого киргиза куда-то запропал верблюд. Долго искал верблюда хозяин, но не находил.

Наконец он публично побожился: “найдется верблюд, - продам бедняку за один лишь рубль серебром”.

Верблюд нашелся, - надо исполнять обет, данный всегласно, народно.

Но скряга и тут нашелся: он объявил: “Верблюд продается, но не иначе, как вместе с кошкой. Верблюд, как обещано, стоит 1 р.с., а кошка - 30 рублей... Кто желает купить пару животных, - пожалуйте...”

Так верблюд и остался у скряги.

                                                              

Вопросы и задания:

1. К какому виду сказок относятся сказки “Уха” и “Находчивость скряги”? Назовите основные признаки, на основании которых вы сделали вывод.

2. Героев каких  фольклорных произведений напоминают герои представленных сказок? В чем проявляется сходство?

3. Почему сказки “Уха” и “Находчивость скряги” звучат комично?

4. В чем проявляется местный колорит?

             Пословицы

1.Попы дерутся, у голытьбы чубы трясутся.

2.Утиного зоба не накормишь, а господского кармана не наполнишь.

3.Никогда не увидишь ногу у змеи и угощения у мулы.

Пословицы, поговорки уральских казаков

1. Слава казачья, а жизнь собачья.

2. Казака на царскую службу призвали - всю скотину со двора согнали.

3. Царская служба у казаков чистит дворы.

4. Не спеши языком, торопись делом.

5. Хозяйство вести - не подолом трясти.

6. Встань пораньше, да шагни подальше.

7. Выбирай жену не в  хороводе, а в огороде.

8. Верблюду дай соли, а казаку - воли.

9. Атаману первую чарку и первую палку.

10. Терпи казак, - атаманом будешь.

11. Неладно скроен, да крепко сшит.

12. Наряди пенек - будет паренек.

13. Хороша Аннушка - хвалят мать да бабушка.

14. Всяк молодец на свой образец.

15. На новом месте, на белой кошме увидишь судьбу во сне.

16. Варил бы баурсаки, если бы было сало, да муки нет.

17. Всяк спляшет, да не как скоморох.

18. Уши выше лба не растут.

19. Не родит свинья бобра, а все поросеночка.

20. Конь на четырех ногах и то спотыкается.

21. Голому собраться, только подпоясаться.

22. Много знай, да мало бай.

23. Какие сани, такие сами.

24. Какова матка, таково и дитятко.

25. Не смейся, горох, над бобами, сам будешь под ногами.

        

 Вопросы и задания:

1. Назовите те пословицы, в которых отразились быт, обычаи,

взгляды жителей Оренбургского края.

2. Какие пословицы, на ваш взгляд, современны?

3. Найдите пословицы-синонимы.

4. Придумайте диалог, включив в него любую пословицу.

Загадки

Казахские загадки

          1 .Белый мой баран ушел, а черный остался (Снег и земля весной).

1. Туда-сюда ходит, а следов не видно (Ветер).

2. В верху кибитки - мелкие блестящие камни (Звезды в небе).

3. И с заплатками, да не видно швов. (Пегая лошадь).

4. Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да на верх не взлетает; в холоде не зябнет  и жары не боится (Рыба).

5. На дороге блестящий ремень (Змея).

6. Тысячу баранов одной хворостиной погнал (Бритва).

7. Черная корова спокойно стоит, а красная ее лижет (Котел и огонь).

8. На вид кажется желтым, в середине много огня и воды, четыре ноги, как у верблюда, и два уха, как у свиньи (Самовар).

9. В одной чашке - два разных молока (Яйцо)

10. Белый теленок на привязи толстеет (Арбуз).

Вопросы и задания:

1.Отразился ли в загадках восточный колорит?

2. Выберите несколько загадок и объясните, как они построены.

3. Придумайте загадки, включите их в сборник “Загадки учащихся 5 класса г.Оренбурга”

Частушки

1. У меня миленок есть,

    Только нету его здесь.

    В армии находится -

    Видеть не приходится.

2. Пойду, выйду на мосток.

    Погляжу я на восток -

    Там миленочек ведь мой

    Защищает наш покой.

3. Коль миленок - на войну,

    То и я уж с ним пойду.

    Мой миленочек - стрелять

    Я - патроны подавать.

4. Взвился сокол над страною,

    Загудел его мотор.

    Это Чкалов через бури

    Птицу к полюсу провел.

5. Ходим мы большой дорогой.

    Ходим мы по берегу.

    Шлем привет тому большой.

Кто летал в Америку.

6. Почему, подружка, плачешь,

    Почему ты плакала?

    - Портрет Чкалова у нас

    В рамке черно-лаковой.

7. Я иду, а трактор пашет,

    С него миленький мне машет,

    Я сказала: “Не маши,

    А давай - скорей паши”.

8. Бригадир третьей бригады

    Спит и улыбается,

    А бригада у окна

    Работы дожидается.

9. За высокими кустами

    Лодырь скрылся и затих

    Пашет нашими боками,

     Отдыхает - на своих.

11. Мой миленочек уехал,

      Он теперь за горкой.

      А меня теперь оставил

      Сиротинкой горькой.

12. Соловей -попутничек.

      Ты слетай на хуторчик.

      Сядь у милки пред окном

      И скажи ему поклон.!

13. Милый Коля, твои кони

      Под горою скованы.

      Милый Коля, твои глазки

      Точно нарисованы.

14. Шарфик белый, шарфик белый,

      Шарфик газовый.

      Когда милый придет сватать, -

      Мама, не отказывай.

15. Открой, мамынька, окошко,

      Кто-то плачет на реке:

      Шура в беленькой рубашке,

      Балалайка на руке.

 

                     Частушки уральских казаков

1.  На Урале мы родились,

     Во Бударке возросли.

     Своим промыслом кормились,

     Мы, уральские казаки.

2.  Будем пить, покамест пьется,

     Но ума не пропивать.

     На Урале так ведется:

     В горе жизнь не забывать.

3.   На Урале я родился,

      На Урале я возрос.

      Там рыбачить научился,

      Много горя перенес.

4.   Голубая моя лента

      По Уралу тянется.

      Кричит Коля: “Надя, Надя!”

      Надя не оглянется.

5.   Эх, милка моя,

      Рукодельная была;

      В решето коров доила,

      Кочергой избу мела.

           

6.   Почему ботинки рвутся,

      Потому что камешки,

      А мергеневски  мальчишки хуже

      Мокрой варежки.

7.    Ах, каршовские ребята

       Стали моду понимать.

       Из-под беленькой рубашки

       Шею грязную видать.

8.    Ухажеров моих тридцать,    

       Побегу в Урал топиться.

       Прибегаю на реку -

       Все сидят на берегу.

9.   Скоро, скоро Троица,

      Земля травой покроется.

      Скоро милый мой приедет -

      Сердце успокоится.

10.  Ветер дует, Урал бушует.

       Низко ходят облака.

       Не знай, милый меня любит,

       Не знай, строит дурака.

Примечания.  Станица Бударинская, жители п.Мергенева

Вопросы и задания:

1. Какое настроение вызывают у вас частушки?

2. Исполните несколько знакомых вам частушек. Как и где  обычно они поются?

3. Назовите те частушки, в которых отразился местный колорит.

4. Выберите те частушки, в которых отразились определенные события.

5. О чем чаще всего поется в частушке?

6. Как называют героев?

7. Что делает частушку эмоциональной?

8. Из скольких строчек обычно состоят частушки.

9. Найдите несколько частушек, в которых четко выделяются две части.

10. С какими произведениями фольклора сближается частушка?

Заключительное занятие по разделу “Фольклор родного края” проходит в форме посиделок.

В силу того, что восприятие фольклора имеет ряд особенностей, нам представилось необходимым осуществить  исполнение фольклорных произведений в условиях, приближенных к естественным.

Важным звеном итогового занятия стал подготовительный этап работы, в течение которого учащиеся под руководством учителя выполняли задания, которые требовали овладения различным литературными умениями: исполнение фольклорных произведений разных жанров, инсценирование, создание художественных текстов. 

 

Ведущими посиделок были подготовленные учащиеся, выполнившие роль хозяина и хозяйки. Остальные учащиеся исполнили роли гостей.

Хозяйка: Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

Хозяин:  Веселья Вам да радости!

Хозяйка: Давно мы Вас ждем-поджидаем,

               Праздник без Вас не начинаем!

Хозяин:  У нас для каждого найдется и словечко и местечко!

Хозяйка: Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус:

               Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

Входят гости, кланяются хозяевам, рассаживаются.

Хозяин: Удобно ли Вам, гости дорогие?

              Всем ли места хватило,

              Всем ли видно?

Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места,

                           да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде.

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать

                да сказку послушать?

Один из гостей рассказал сказку, которую он сам составил, соединив в одной несколько сюжетов. Первая часть - сюжет сказки “Емеля и конь”, вторая -  мотив сказки “Сивка - Бурка”: чудесный конь помог герою выполнить трудное задание. Конец сказки - свадьба Емели и Елены Прекрасной.

Другой гость предложил послушать не сказку, а быль - предание башкирского народа о Закие, которое рассказал ему отец.

Был Закий чернобровым красавцем богатырской силы. И был у него конь, быстрый, как ветер. Любил Закий показаться перед народом, нарядившись в атласный халат, ичиги из мягкой кожи и лисий малахай. Стоя в  седле любимого коня, он скакал по селу и играл на курае. Все, что Закий добывал в набегах, раздавал сиротам и бедным. Но слава народного защитника вскружила ему голову. Он стал пить, играть в карты и погиб в пьяной драке. А верный конь долго бегал по селу, не даваясь никому в руки, пока не прибился к диким лошадям.

Хозяйка: А теперь пришло время показать свою смекалку!

Гости загадывали друг другу загадки в принятом порядке: сначала сам человек, потом то, что рядом с ним, потом все более удаленные предметы и понятия.

Полон хлевец белых овец

У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Четыре братца

Под одной крышей живут.

Глазищи, усище, хвостище,

                                    когтище,

А моется всех чище.

Не князь по породе, а ходит в короне.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже -

Тем дождик ближе.

Выросло дерево от земли до неба, на этом дереве двенадцать сучков, на каждом кошеле по щести яиц, а седьмое красное.

  Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

                            Щелкают орешки да творят посмешки.

Гости исполнили потешки:

                

                 - Собака, что лаешь?

                 - Волков пугаю.

                 - Собака, что хвост поджала?

       - Волков боюсь.

                 

                 - Сынок, сходи за водицей на речку.

       - Брюхо болит.         

                - Сынок, иди кашу есть.

- Что ж, раз мать велит - надо идти.

               

                   - Что ваши девчата делают?

                - Шьют да поют.

                - А матушки?

                - Порют да плачут.

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печи в шубе согреться можно.

Хозяин: Кто мастер петь частушки - выходи в круг!

В круг выходят девочки,  поют частушки и приплясывают:

Эх, топни, нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

На середину выходят мальчики, поют и приплясывают:

Выходи честной народ,

Не пыли дорожка,

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог.

Дом построил из опилок,

Вышел славненький домок.

Эх, топни, нога,

Не жалей сапога.

Тятька новые сошьет

Или эти подобьет.

Хозяйка (обращаясь ко всем гостям): Заходите без стесненья, Мы поводим хоровод.

Все танцуют, а затем подходят с поклоном к хозяину и хозяйке.

1-й гость: Счастья Вам, хозяин и хозяюшка!

2-й гость: Большого здоровья!

Хозяин: Спасибо Вам, гости дорогие,

              За Ваши пляски удалые.

Хозяйка: За шутки, прибаутки,

                  Веселые частушки.

Познакомившись с фольклорными произведениями  Оренбуржья, учащиеся выяснили, что их край богат талантливыми людьми; в нем сохранена   духовная культура  предков, воплощенная , в первую очередь, в устном народном творчестве. Фольклорный репертуар состоит из произведений общерусских, казачьих и тюрских народностей. По содержанию большинство из них - общеизвестные, лишь незначительная часть - местного творчества.

Самобытность проявляется прежде всего в тематике, отразившей условия  исторической и социально-экономической жизни края, нравственно бытовые устои, мировоззрение и мироощущение живущих в нем людей..

В преданиях, былинах отражены местный быт  и нравы людей того времени, их настроения.

Сказки представляют собой варианты известных народных сказок. Они ценны тем, что несут на себе следы уральской местности, уральской жизни и по-новому разрабатывают уже известные бродячие сюжеты, иногда с очень оригинальными и новыми зачинами и концовками. Многие зачины и концовки ритмичны и рифмованы. Эта особенность часто встречается и в самом тексте сказки.

Широкое распространение получили пословицы, поговорки, загадки, частушки.

В связи с тем, что русский народ жил бок  о бок с тюрскими народностями, в сказках, преданиях, пословицах, поговорках, загадках прослеживаются сюжетно-тематическая связь, присутствие тюрских образов, заимствование в лексическом составе русского языка тюркизмов. В то же время народности, проживающие в Оренбургской области, хорошо знают произведения русского фольклора.

Своеобразная манера исполнения произведений, особенности языкового склада и говора составляют еще одну особенность фольклора Оренбургского края.

Выполняя задания, отвечая на вопросы, участвуя в “Посиделках”, учащиеся продемонстрировали  знание фольклорных произведений различных жанров, понимание  их специфики и взаимосвязи.

Таким образом, литературное краеведение помогло в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. На материале, близком учащимся, наиболее эффективно решалась выбранная для исследования проблема.