Представила: С.Н. Полькина,                        

зав.каф.гуманитарных дисциплин ООИПКРО

Дата: 24.09.01

Формирование содержание регионального школьного литературного образования

Система литературного образования в современной школе строится на основе новой концепции, которая в качестве одной из важных ставит цель, связанную с развитием   у учащихся способности эстетического восприятия и эстетической оценки явлений литературы и на этой основе формирование вкусов, потребностей, оценочных суждений.

Таким образом, целью литературного образования является подготовка квалифицированного читателя, способного к самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом, общей и читательской культурой.

На решение главной цели ориентирована программа по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, включенная в региональный комплект.

Автор программы предлагает свою модель обучения литературе как искусству слова. «Сложна, но полезна для становления духовного мира человека наука понимания и толкования художественного слова», - пишет Т.Ф.Курдюмова в пояснительной записке к программе.  Диалог автора и читателя-школьника, в котором рождается оценка художественного произведения, предполагает определенную теоретическую ориентированность читателя, овладение определенным кругом знаний и умений. На каждом из этапов литературного образования активно ведется работа по формированию элементарных умений аналитического характера, развивается воссоздающее воображение, используются приемы, способствующие самостоятельной творческой деятельности. Определены нормативные требования к следующим умениям: определение темпа чтения и его отчетливости и грамотности, способности адекватно воспринимать и воспроизводить текст, улавливать особенности стиля писателя, а также к владению различными формами собственной устной и письменной речи.

Характеристика содержания программы

Начальные классы. Ученики учатся читать и приобретают элементарные читательские умения, которые фиксируются как в подготовленном выразительном чтении, так и во владении свободным чтением с листа, в способности и желании дать оценку художественному произведению, выбрать по своему вкусу книгу для собственного чтения.

Средние классы.  Накопление  сведений, связанных с изучением конкретных художественных произведений, сочетается с формированием умений давать мотивированные оценки и высказывать доказательные суждения по поводу художественного  текста. Литературное произведение предстает и как художественное целое и как часть того сложного целого, которое называется жизнь и находит постоянное отражение в искусстве слова. Последовательность этапов осознания этих взаимосвязанных процессов во многом определяется как избранной для 5-8 классов моделью курса, так и набором вариантов реализации этой модели.

Старшие классы. Знакомство со связным курсом на историко-литературной основе. Осваиваемая в течение предшествующих классов модель становится  пропедевтикой этого курса.

Схема усложнения процесса литературного образования

Первый этап (начальные классы)

Овладение чтением художественных произведений как видом деятельности, как занятием, которое становится потребностью.

Второй этап (средние классы)

Этап приобщения школьника к мастерству читателя как на уроках литературы, так и при самостоятельном чтении. Осознание важности связей различных искусств.

Третий этап (старшие классы)

Этап формирования более общего подхода к искусству, когда из россыпи разрозненных произведений является картина жизни искусства как части жизни общества.

На каждом этапе литературного образования особое внимание необходимо уделить слову. Слову на странице художественного произведения, к устному слову ученика, когда он высказывает свое суждение о художественном произведении. Все теоретические сведения о тропах, фигурах, о стиле и манере писателя только помогают ученическому слову стать ярким и содержательным.

Последовательное осуществление принципа вариативности,  который дает учителю право выбора, предполагает возможность сокращения или расширения списка предложенных произведений, которое может составлять до 20% объема программы.

Вопросы теории обозначены в программе в каждой ее теме: это обстоятельство подчеркивает важность постоянного и попутного, а вовсе не нарочитого и специального к ней обращения. Первое теоретическое знакомство может состояться в любом из указанных в программе случаев, и это указание не носит обязательного характера: отработать теоретическое понятие можно в том случае, который будет более удобен для учителя и учащихся.

Представленная программа по литературе определяет содержание федерального компонента содержания литературного образования. Однако в настоящее время актуальным является определение содержания регионального компонента образования. По нашему мнению, национально-региональный компонент литературного образования должен включать культурное содержание. Культурологический подход положен в основу литературно-краеведческого курса «Оренбургский край в русской литературе», разработанного А.Г.Прокофьевой. Цели регионального курса как части литературного образования те же, что и основного курса, - «интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но расширение  и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры» (Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998. - С. 3).

Принципы отбора содержания регионального курса соответствуют общепринятым. В 5-8 классах изучаются произведения местного фольклора, литературные сказки оренбургских авторов, пейзажная лирика, произведения писателей о природе родного края, о его людях, их быте, нравах, обычаях, традициях, духовной жизни. Начиная с 9 класса, подход к отбору материала меняется. Берутся не отдельные произведения, а рассматривается литературная жизнь оренбургского края. «Региональный курс для старших классов строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить литературное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России» (Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998. - С.5). В то же время такой подход позволяет изучать краеведческие материалы как составляющую основного курса литературы.

В практике преподавания литературы  возможно использование различных путей привлечения материалов литературного краеведения в ходе изучения фольклорных произведений основного курса литературы: на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения, на занятиях факультатива. Литературное краеведение обычно широко представлено во внеклассной и внешкольной формах работы с учащимися: литературно-краеведческих и фольклорных кружках, праздниках, встречах с местными исполнителями фольклорных произведений и писателями, экскурсиях в музей, экспедициях и походах для сбора краеведческого материала и т.д.

Нами предложены пути привлечения краеведческого материала при изучении произведений фольклора в 5 классе: включение краеведческого материала в основной курс, изучение фольклорных произведений на уроках внеклассного чтения, проведение факультативных занятий.  Одной из эффективных форм организации обучения, позволяющей реализовать в самостоятельной работе литературные умения, вырабатываемые на уроках, являются факультативные занятия. Нами разработано содержание раздела литературно-краеведческого курса «Фольклор родного края». В него вошли былины, предания, сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки Оренбургского края. В связи с тем, что в Оренбуржье проживают представители разных этнических групп и национальностей, в раздел включены как общерусские фольклорные произведения, так и фольклор казаков и тюркских народов.        

Методика изучения материалов факультатива представляет комплекс занятий по изучению произведений фольклора Оренбуржья в сопоставлении с аналогичными жанрами русского народного творчества, включенными в программу по литературе.  Сопоставление проводилось как на уровне идейного содержания, так и на уровне художественной формы (особенности композиции, способов изображения действительности, лексико-стилистическая характеристика). Это позволило, с одной стороны, определить общие признаки фольклорных жанров, нравственно-этические проблемы, отраженные в произведениях устного народного творчества любого народа, с другой - выявить специфические черты местного фольклора, лучше узнать быт, культуру, своеобразие народа-творца.

Таким образом, представленные материалы литературно-краеведческих курсов могут быть использованы как при проведении спецкурсов, факультативов, так и в ходе изучения основного курса литературы как национально-региональный компонент.


назад