Тема: «Экологическое образование и воспитание – основа формирования экологической культуры личности»

5. Экологический кризис. Необходимость формирования нового типа сознания

Кризис экологический — ситуация, возникшая в природных экосистемах под воздействием стихийных естественных явлений (наводнение, извержение вулка­нов, засуха, ураган и др.) или в результате антропогенных факторов (зарегулирование рек, вырубка лесов, за­грязнение окружающей среды). Э.К. – это напряженное состояние взаимоотношений человека и природы. Это обратимое состояние, в котором человек является активной стороной, способной предотвратить экологическую катастрофу. Э. катастрофа – это необратимый процесс, способный привести к гибели всего живого на планете Земля.

В истории жизни планеты было несколько экологических кризисов. Э.К. – это фазы развития биосферы, на которых происходит качественное обновление живого вещества (вымирание одних видов и возникновение других). Таких кризисов было несколько (Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества // Соросовский образовательный журнал. - 1999. - N 10. - С.2 -10.).

На примитивных стадиях своего развития человек был одним из равных видов (среди растений и животных) в экологических системах. По этой причине регулирующие механизмы в таких экосистемах действовали так, как будто в них нет человека.

Но, с тех пор, как человек стал важным, а затем и доминирующим видом (монополистом) в экологических системах, регулирующие системы начали разрушаться. Причины заключаются в воздействии человека на биосферу, начала которых восходит к неолиту (неолитическая революция – переход от собирательства и охоты к животноводству и растениеводству). Экологические последствия неолитической революции:

v конкурентное вытеснение диких форм животных их доминирующими формами (обыкновенная коза вытеснила безарового козла, обыкновенная овца - азиатского муфлана, лошадь – европейского тарпана);

v человечество обеспечило себя продуктами питания и получило возможность роста своей численности;

v с целью расширения земледельческих угодий предки человека сжигали леса, разводили поля, что привело к сокращению площади лесов. Это в свою очередь привело к снижению уровня рек и грунтовых вод;

v крупнейшим экологическим результатом неолитического скотоводства стало возникновение пустыни Сахара (по исследованиям фран. археолога А.Лот , 10 тыс. лет );

v возникновение синантропных животных (крыс, мышей, тараканов, блох и т.д.)

Из данного экологического кризиса человечество вышло двумя путями:

1. продвижение на север;

2. переход к поливному земледелию.

Современный этап экологического кризиса связан с угрозой недопустимого глобального загрязнения, которое возникает за счет того, что редуценты не успевают или не способны очищать естественным путем биосферу от попадающих в неё инородных соединений, которые носят искусственный характер.

Человеческий мир эволюционирует с непостижимой для космических масштабов скоростью, где заметные изменения накапливаются в течение миллионов лет. И в этом не было бы ничего плохого, если б не естественные ограничения. Дело в том, что наша планета, по сути, представляет собой автономный «космический корабль» с большим, но не бесконечным ресурсом жизнеобеспечения.

Группа петербургских и мос­ковских учёных предлагает измерять величие природы и могу­щество человека в битах, единицах информации. Такой подход позволяет взглянуть на взаимоотношения живой природы и человека с новой точки зрения.

Всякое живое существо имеет геном, а ге­ном — это информация. Учёные подсчитали ее объём. Сейчас известно около десяти миллионов (107) видов, а геном каждого вида состоит в среднем из миллиарда (109) пар нуклеотидов. Одна пара нуклеотидов, по мнению исследовате­лей, соответствует одному биту информации. Следовательно, общий запас информации в биоте около 1016 бит — огромное количество, бла­годаря которому жизнь на Земле превратилась в самоорганизующуюся, практически замкнутую систему. Потоки информации, поступающие в биоту извне, ничтожны по сравнению с тем, что она уже содержит. Внешняя энергия необходи­ма живым организмам только для питания, изме­нить их организацию она не может. Не энергия, а накопленная за огромное время генетическая информация побудила рыб вылезти на сушу или позволила млекопитающим расселиться по всей планете. Внешние силы могут только поддержи­вать либо уничтожать жизнь, как погубила дино­завров космическая катастрофа. Только таким катаклизмам биота и уступает.

Благодаря огромному запасу генетической информации, она имеет возможность противо­стоять многим нежелательным изменениям ок­ружающей среды, влияя на климат, почвы и другие условия существования. Но совсем не­давно (с эволюционной точки зрения) появился еще один разрушитель биоты, который может навредить не меньше, чем комета, — это человек. На его стороне — мощь цивилизации. Учё­ные подсчитали, что всю информацию, которой располагает человечество, можно разместить в памяти современных компьютеров, число и воз­можности которых известны. Получилось около 1016 бит — величина, сопоставимая с информа­ционным запасом живой природы. Но человече­ство развивается гораздо быстрее, накапливая в процессе развития цивилизации по 107 бит в секунду против 1 бит/с в ходе биологической эволюции. Именно громадная разница в скоро­стях позволила человеку так быстро освоить живую природу, что на Земле почти не осталось нетронутых мест.

Быстрый прогресс современной цивилиза­ции, ошеломляющие успехи в развитии компью­терной техники и всемирной информационной сети, а также очевидная способность человека к полному уничтожению всей биоты создают у него иллюзию безграничных возможностей. Человек искренне считает, что при необходи­мости он сможет управлять и окружающей сре­дой, и климатом, то есть выполнять регулирую­щие функции живой природы, но они столь сложны, что намного превосходят возможности цивилизации.

Чтобы регулировать условия жизни на Зем­ле, биота должна использовать каждую живую клетку, а любая клетка перерабатывает столько же информации, что и современные персональ­ные компьютеры. Исследователи насчитали на планете около 1028 клеток и не более 108 ком­пьютеров (по одному на 10-50 человек). Иными словами, для поддержания приемлемых условий существования биота ежесекундно перерабаты­вает информации на несколько порядков боль­ше, чем может освоить человечество. Этот фан­тастический разрыв в потоках информации в живой природе и цивилизации, очевидно, не удастся преодолеть ни при каких последующих достижениях прогресса.

Статистика подтверждает: ежедневно (!) в мире безвозвратно исчезают один-два вида диких растении, каждое из которых обеспечивало жизнь в среднем 10 видам животных. Более 1000 видов и подвидов позвоночных находятся сейчас на грани исчезновения. А сколько их уже исчезло ? Только 11 процентов суши сегодня остались пригодными для сельского хозяйства. Но и эту малую долю мы стремительно уменьшаем: из-за деградации почв, загрязнения и наступления пустынь уже через десяток лет, по мнению специалистов, будет утрачена еще треть пахотных площадей...

Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания

«Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» - говорил когда-то профессор Преображенский из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Технократическая парадигма мышления, свойственна XX в. Т.к. экологический кризис порожден техническим прогрессом, то надо внести соответствующие кор­рективы в направление этого прогресса по следующим направлениям:

· контроль за применяемыми в промышленности техноло­гиями,

· принятие природоохранных законов,

· создание «эко­логически чистых» производств и т. п.

Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. Показательно, что в «Стратегии сохранения приро­ды» Международного союза охраны природы (1980 г.) та­кой пункт, как воспитание людей, находится лишь на седь­мом - последнем! - месте.

А пока регулирование государством состояния окружа­ющей природы является принудительным и поэтому не может решить проблему ее разрушения: защита природы превращается в войну между государством и производствен­ником-человеком, а в войне, как известно, все средства хо­роши. Отсюда тайный вывоз отходов с заводов и их несан­кционированное захоронение, залповые выбросы ядовитых газов по ночам, подкуп чиновников государственных природоохранительных органов и т. д., не говоря уже о мытье личных машин на берегах рек, брошенном на газон окурке и выкалывании подростками глаз у котят.

Поэтому все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис - это во многом миро­воззренческий, философско-идеологический кризис.

Человечество прошло долгий путь в развитии своих от­ношений с природой и на каждом этапе складывалось осо­бое, свойственное именно этому этапу, экологическое со­знание. Термином «экологическое сознание» традицион­но обозначается совокупность представлений (как индиви­дуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «че­ловек - природа» и в самой природе, существующего отно­шения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Именно сложившийся тип экологического сознания оп­ределяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания рассмотрены в работах: Галкина Ю.Ю., Глазычева С.Н., Гирусова Э.В., Кочергина А.Н., Мамедова Н.М., Никоноровой Е.В., Сосуновой И.А., Овсянниковой О.В., Урсула АД. и др.

Многие исследователи считают , что можно говорить о принципиальных различиях между «западными» и «вос­точными» обществами. Логика исторического развития «за­падной» цивилизации, развития ее отношений с окружаю­щим миром оказалась такова, что в общественном созна­нии прочно утвердилась так называемая парадигма «чело­веческой исключительности» (Human Exceptionalism Paradigm), которая определяет самые различные аспекты миро­воззрения. Для нее характерны антропоцентризм (греч. antropos - человек + kentron - центр), антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих постулатах:

1) Поскольку, кроме генетической наследственности, люди обладают также и культурным наследованием, чело­век принципиально отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует.

2) Именно социальные и культурные, а не биофизичес­кие факторы окружающей среды являются главным» фак­торами, обусловливающими деятельность человека: чело­век живет в социальном, а не в природном контексте.

3) Технологический и социальный прогресс может про­должаться бесконечно, и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Сущность западного антропоцентрического экологического сознания

В сфере экологического сознания парадигма «человеческой исключительности» предстает как парадигма «челове­ческой освобожденности» (Human Exemptionalism Paradigm), освобожденности от под­чинения объективным экологическим закономерностям. Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, посколь­ку для него характерны следующие особенности.

1) Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред - антиценно. Природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, счи­тается, что оно имеет на это право.

2) Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные челове­ком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.

3) Целью взаимодействия с природой является удовлет­ворение тех или иных прагматических потребностей: про­изводственных, научных и т. д., - получение определен­ного «полезного продукта». Сущность его выражается сло­вом "использование».

4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом» ( По аналогии с «нравственным императивом» - базовой катего­рией этики Канта), правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

5) Природа воспринимается только как объект челове­ческих манипуляций, как обезличенная «окружающая сре­да».

6) Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы

7) Дальнейшее развитие природы мыслится как про­цесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

8) Деятельность по охране природы продиктована даль­ним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Таким образом, антропоцентрический тип экологичес­кого сознания - это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности,

2) восприятие природы как объекта одностороннего воз­действия человека,

3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Проявления антропоцентрического экологического сознания

Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйствен­ную, политическую, обра­зовательную и т. д. В экономических расчетах при планировании нового производства учитывается его при­быльность, рыночная конъюнктура, возможность удовлет­ворения спроса и т. п., иными словами, в центр внимания поставлен фактор полезности для человека; благополучие же мира природы вообще выносится за рамки анализа. Даже если и проводится экологическая экспертиза, то, как правило, она осуществляется со следующей точки зрения: насколько изменится среда обитания человека; насколько это производство будет для него безопасным, т. е., в ко­нечном счете, опять же с точки зрения человека, а не са­мой природы как таковой.

Характерно, что в современном мире ответственные ре­шения в отношении природы принимаются в основном го­рожанами, которые невольно переносят свой жизненный опыт на мир природы - все можно переставить, передви­нуть, изменить направление (как в антропогенной среде).

Экологическая информация в прессе построена на кли­ше «в пределах допустимых норм». Допустимых для чело­века, но ведь для отдельных видов животных и растений эти «нормы» могут оказаться запредельными!

На шоссе одного небольшого района, изучавшегося в Дании, за год погибло 192330 только позвоночных живот­ных! Если бы речь шла о людях, возникла бы такая волна протеста, что правительству, вероятно, пришлось бы запре­тить использовать автомобили.

Учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем-то, воспитывать «ответственное от­ношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в на­родном хозяйстве», «полезные ископаемые» и т. п.

Антропоцентрическая парадигма мышления настолько глубоко проникла в современное сознание, что проявляется даже у людей профессионально, на самом высоком уровне занимающихся охраной природы. Например, Всемирный фонд дикой природы, действительно много сделавший для сохранения редких животных, в качестве цели своей дея­тельности провозглашает следующее: «Сохраним мир жи­вотных, чтобы и наши потомки могли ему радоваться». Часто необходимость сохранения существующих видов животных и растений обосновывается тем, что будущие поколения, может быть, еще придумают, как их можно ис­пользовать в своих целях. Антропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться. По данным одного из исследований около 90% читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, пос­кольку они разрушают сложившийся «благополучный» об­раз мира: как говорится, катастрофа должна произойти, что­бы доказать, что она вообще возможна.

Таким образом, экологический кризис - это и «кризис в головах», а не только порождение научно-технического прогресса. Его истоки уходят в глубь веков, к тем време­нам, когда человек противопоставил себя природе: люди и раньше не задумываясь разрушали природу, но вырублен­ные леса успевали вырасти, загрязненные озера самоочища­лись, место убитых зверей занимало их потомство. В XX в. количественные изменения просто превратились в качес­твенные.

Для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания.

Экоцентрический тип экологического сознания

Новая «инвайронментальная парадигма»

70-е гг. XX в. принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологичес­кого сознания, который связан с постепенным осознанием того, что на смену «веку изобилия» постепенно начинает приходить «век постизобилия».

Почти четыре столетия экстенсивного развития запад­ной цивилизации создали иллюзию того, что такое разви­тие может продолжаться бесконечно. Она была обусловле­на двумя факторами: 1) колонизацией второго полушария и 2) созданием новых технологий добычи топлива и энергоресурсов.

До этого времени экологические ограничения челове­ческой деятельности практически не давали о себе знать. Но к 70-м гг. стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни. Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время «нефтяного кризиса», что для современной индус­триальной энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы.

Возникшая в конце 20-х - начале ЗО-х гг. в США под впечатлением «великой депрессии» идея пределов роста ста­ла находить все больше и больше сторонников. В соответ­ствии с ней центральной для дальнейшего развития циви­лизации станет проблема «экологического дефицита».

Специалисты по экологической социологии предска­зывают, что картина ожидаемого человечеством будущего не будет соответствовать реальности. «Экологический де­фицит», ограничив доступ людей к базе жизнеобеспече­ния, причем в глобальных масштабах, вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каж­дый сам за себя» или «спасайся, кто может». Неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы приве­дет к разрыву групповых связей, девальвации нравствен­ных ценностей. Нарастание контраста между «ожидаемым будущим» и реальностью и вероятность насильственного решения проблемы перераспределения природных ресур­сов могут привести к революциям и мировым войнам (постоянная напряженная ситуация и военные конфлик­ты на Ближнем Востоке в борьбе за контроль над нефте­добычей - подтверждение правильности таких прогно­зов).

Все это с неизбежностью ставило вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой. Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса, привело к возникновению так на­зываемой новой «инвайронментальной парадигмы» (New Environmental Paradigm) * от английского «environment» - окружающая среда, для которой характерны следую­щие постулаты:

1) Хотя человек и обладает исключительными характе­ристиками (культура, технология и т. п.), он остается од­ним из множества видов на Земле, взаимозависимых и вклю­ченных в единую глобальную экологическую систему.

2) Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность опреде­ленные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и природном контексте.

3) Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.

Сущность экоцентрического экологического сознания

Базирующееся на новой «инвайронментальной парадигме» экологическое сознание в целом может быть назва­но экоцентрическим, пос­кольку для него характерны следующие особенности:

1) Высшую ценность представляет гармоничное разви­тие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник при­роды, а один из членов природного сообщества.

2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привиле­гиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элемен­тами единой системы.

3) Целью взаимодействия с природой является макси­мальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом» правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в при­роде экологическое равновесие.

5) Природа и все природное воспринимается как пол­ноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6) Этические нормы и правила равным образом распрос­траняются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7) Развитие природы и человека мыслится как процесс козволюции, взаимовыгодного единства.

8) Деятельность по охране природы продиктована не­обходимостью сохранить природу ради нее самой.

Таким образом, эксцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для кото­рой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком', 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Проявления экоцентрического экологического сознания

Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе. Если антропоцентрический его тип способствует разработке планов поворота северных рек, то экоцентрический - строительству на европейс­ких автомобильных магистралях специальных направля­ющих бортиков и подземных переходов в виде труб, что­бы лягушки могли безопасно мигрировать с одной сто­роны дороги на другую. И дело не в финансовом благо­получии тех стран, где создаются такие переходы для ля­гушек (на отсутствие денег на охрану природы жалуются везде), дело в том, что проектировщику, у которого сформировался антропоцентрический тип экологического со­знания, такое просто не придет в голову, а когда он узна­ет, что его коллеги делают подобные переходы, он вос­принимает это как экзотику или курьез, а не как естес­твенную норму!

Человек с экоцентрическим экологическим сознанием должен быть экологически грамотным и обладать навыками экологической безопасности.

Экологическая грамотность – включает активное владение экологическими знаниями. Это понимание сущности жизни, системных закономерностей её устройства на Земле (биологическое разнообразие, историческое развитие органического мира, принципы устройства, воспроизведения, развития, функционирования живых систем разных уровней организации: клеток, организмов, сообществ, экосистем), физических законов, глубокое знание основ химии, современных наук о Земле (геологии, географии, почвоведение). Кроме того, умение принимать решения и действовать, добиваясь положительного эффекта в соответствии с этими знаниями. Т.е. умение чётко сформулировать проблему, различать доказательства и гипотезы, привлекать для доказательства своей точки зрения экспериментальный подход и системный анализ. Экологически грамотный человек должен знать меры охраны природной среды, сведения о международных и российских законодательных актов и экономических санкциях в области охраны природы, здоровья и естественных прав человека и других живых систем.

Экологическая безопасность – это меры по снижению опасности, риска, вероятности преждевременной смерти, вызванных различными воздействиями на живые системы (перенаселением, недоброкачественными продуктами питания, загрязнением и уничтожением природной среды, воздействием мутагенов и т.д.). Т.е. каждый отдельный человек должен осознавать насколько качество жизни, его личное благополучие, ощущение внутреннего комфорта и безопасности связаны с природным окружением.

Концепция устойчивого развития

Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. На этой конференции была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.

Общий смысл стратегии устойчивого развития сводится к определению предпосылок и условий неопределенно длительного существования человечества. Для этого предполагается таким образом удовлетворять потребности людей, чтобы это не вело к деградации биосферы, не ущемляло интересы будущих поколений.

Однако устойчивое развитие - это не только экономическое и экологобезопасное развитие. Это также стабильность в развитии политической, социальной и других областей жизни общества. По всем этим направлениям возможны свои критерии устойчивости, которые должны быть системно объединены в самом понятии устойчивого развития. В таком толковании устойчивое развитие соединяет в единую социоприродную систему экологические, экономические, социальные и культурологические характеристики.

Устойчивое общество - это общество, способное существовать в течение жизни многих поколений, общество достаточно дальновидное, гибкое и мудрое, чтобы не разрушать поддерживающие его физические и социальные системы. Это общество, обеспеченное информационными, социальными и институциональными механизмами, способными осуществлять контроль за ростом численности населения и экономики, качеством жизни людей и состоянием природной среды.

Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализации индивида, изменения ориентации и содержания образовательных и просветительских систем как в национальных, так и в глобальных масштабах, с позиций устойчивого развития. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски новых форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, средств массовой коммуникации, их тотальная экологизация.

Как справедливо пишет В.И.Данилов-Данильян, “сами по себе новые технологии вовсе не предопределяют положительного либо отрицательного результата своего использования. Все дело в том, кто, как и зачем их применяет... Более важной задачей, чем создание и внедрение новых технологий, является изменение сознания человека -индивидуального и общественного; - его системы ценностей, норм, правил и традиций поведения, его отношения к природе и другому человеку... Устойчивое развитие, соответственно, может быть результатом глубинного преобразования всех социальных структур и структур сознания, хотя, естественно, этот процесс в свою очередь не может происходить без воздействия и использования накопленных технических средств и научных знаний.”

Примечательно, что В.И.Вернадский, определяя основные условия становления ноосферы, также особо подчеркивал необходимость преобразования средств связи и расширения обмена информацией между странами, усиления коммуникаций между государствами, возрастания роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Предпосылкам устойчивого развития, его сущности и особенностям посвящен довольно большой объем литературы. Концепция устойчивого развития рассматривается в основном в следующих аспектах.

Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности особенности преломления в ней философских, социологических, естественно-научных и математических идей. Здесь следует отметить труды Брауна Р., Голубева B.C., Горшкова В.Г., Коптюга В.А., Лося В.А., Мамедова Н.М., Матросова В.М., Урсула А.Д., Яншина АЛ. и др.

Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Данилова-Даниляна В.И., Дрейера O.K., Лося В.А., Лосева К.С., Мальцевой Н.Л., Моисеева Н.Н., Урсула А.Д. и др.

В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности — науки, образования, техники, экономики и др. — в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес разработки Гирусова Э.В., Делокарова К.Х., Козлова Б.И., Лукьянчикова Н.Н., Пасхина Е.Н., Никоноровой Е.В., Чумакова А.Н., Урсула А.Д. и др.

Н.Н. Моисеев считал целесообразным заменить “устойчивое развитие” на термин “коэволюция человека и биосферы”, так как экологической нишей человечества является вся биосфера

Экология и культура: на пути к формированию концепции устойчивого развития

В широком смысле устойчивое развитие возможно на основе экологической культуры, которая предполагает:

1. политическую систему, обеспечивающую права человека и участие каждого в принятии решений;

2. экономическую систему, ориентированную на расширенное воспроизводство и технический прогресс на основе природосберегающих технологий;

3. социальную систему, обеспечивающую должный уровень и качество жизни людей;

4. образовательную систему, содействующую всестороннему развитию личности, формированию экогуманистических ценностей и идеалов;

5. административную систему, способную к самокорректировке, самосовершенствованию в зависимости от новых условий;

6. коммуникативную систему, обеспечивающую необходимые связи между людьми, различными социальными структурами, доступность информации и гласность.

Слово «культура» – пришло в европейские языки из латинского (cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание). Объем этого понятия огромен. Все, что создано, возделано человеком, вся совокупность продуктов человеческой деятельности.

Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой. Отношения природы и культуры очень сложны. Связующим звеном в этих отношениях выступает человек. Человек – явление одновременно и природное и общественное. Поэтому ему свойственны как культурные, так и природные свойства. Лишь осознание взаимозависимости этих свойств образует ту культуру, которая не противоречит естественной среде обитания человека, включает, развивает и отражает последнюю.

Культура – это все , что создано человеком, как ба в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего. Наглядной иллюстрацией этого тезиса может служить известное античное рассуждение о «природе вещей»: если посадить в землю черенок из оливы, то из него вырастет новая олива. А если закопать в землю скамейку из оливы, то вырастет не скамейка, а опять-таки новая олива, т.е. исчезнет человеческая составляющая, а природная останется.

Возникает необходимость, по мнению многих философов, формирования экологической культуры, как главного источника разрешения противоречий этой системы.

 

Реализация концепции устойчивого развития в рамках государственной и межгосударственной политики

Усилия по реализации концепции устойчивого развития ныне переведены в ранг государственной и межгосударственной политики. Экологическая политика призвана быть искусством возможного, т.е. осуществлять оптимальное соотношение между различными интересами, предпочтениями, решениями, фиксируемыми в эколого-правовых нормах. Экологическая политика может касаться разнообразных сторон человеческой деятельности, может быть направлена на сохранение той или иной экосистемы или биосферы в целом. При этом происходит все большее осознание необходимости дополнения экологической политики отдельных стран экологической политикой современного общества в целом. Национальная экологическая политика, не связанная с глобальной экологической политикой, обречена в конечном итоге на неудачу. Все страны призваны прилагать усилия для предотвращения разрушения природной среды. Но все такие действия должны сочетаться в рамках общей стратегии, которую мировое сообщество после “Рио-92” видит в концепции устойчивого развития.

Важнейшим элементом экологической политики любого государства, с которого она должна начинать реализацию своей экологической функции, является формирование соответствующего экологического мониторинга, создание основы информационного обеспечения экологической политики. Экологическая информированность населения создает предпосылки принятия грамотных управленческих решений. В этой связи особую значимость приобретает использование способов формирования социальных установок, механизмов управления общественным сознанием средствами массовых коммуникаций. Сегодня становится все более очевидным, что для выживания человечества необходимым является осознание каждым индивидом важности решения экологической проблемы.

Анализ положения России на экологической карте мира показывает, что она является одной из восьми стран, состоя­ние природной среды в которой определяет состояние биосфе­ры в целом. Помимо России, к числу таких стран относят США, Японию, Германию, Китай, Индию, Индонезию и Бра­зилию.

Несмотря на печальные последствия проводившихся пре­образований природы и длительного экстенсивного развития, в России сохранились достаточно большие нетронутые де­ятельностью человека экосистемы (в основном на севере и в Сибири).

По современным данным ООН Россия находится на четвер­том месте в мире по видовому разнообразию наземных экосис­тем. Она имеет 99 заповедников и 33 национальных парка (к со­жалению, занимающих всего 2% территории страны).

По другим важнейшим показателям состояния природной среды и человеческой популяции в России, а именно по сред­ней продолжительности жизни и по показателю здоровья насе­ления, страна находится на значительно более низком уровне. Экономические и социальные кризисы последних лет, низкая культура производства привели к тому, что по показателю здо­ровья населения Россия занимает 35-40-е место, по средней продолжительности жизни женщин - 100-е, а мужчин - 135-е место в мире.

Здоровье природной среды и здоровье населения России необходимо внести в число приоритетов государственной поли­тики нашей страны. Столь же необходимо грамотное отноше­ние к проблемам здоровья каждого отдельного человека.

Но, как ни разнообразны направления экологических исследований в нашей стране, все они должны быть направлены на решение вопросов становления и развития экологического сознания, проблемы сохранения биоразнообразия и нормального функционирования природных экосистем, проблемы медицинской экологии, вопросы техногенного загрязнения окружающей среды, производства и переработки экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации