Экологическое
образование и воспитание – основа формирования экологической культуры личности

(лекция для дистанционного изучения)

Представила: Воронина Ю.В., преподватель кафедры гуманитарных и естественно-математических дисциплин
Дата: 07.05.04

Цель: обеспечение подготовки слушателей для понимания ими важности формирования у подрастающего поколения нового экоцентрического типа сознания, которое должно сыграть определяющую роль в преодолении экологического кризиса.

Задачи:
- предоставить слушателям возможность познакомиться с основными экологическими проблемами современности;
- получение представлений об экологии как науке и направлениях в развитии современной экологической науки;
- исследовать пути выхода из экологического кризиса;
- доказать важность формирования экоцентрического типа сознания;
- показать модели и принципы экологического образования и назвать основные методологические ошибки при изучении экологии.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология : учебник для ВУЗов - М.: ЮНИТИ,1999.
2. Алексеев С.В. Анализ определений понятия “экология”.// Экология.-1999.- №2, с.89-98.
3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста .- М., 1986.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов -на -Дону: Издательство “Феникс”, 1996.
5. Небел Б. Наука об окружающей среде : Как устроен мир : в 2-х т. Перевод с англ. - М.: Мир, 1993.
6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь - справочник. - М. , 1990.
7. Степановских А.С. Общая экология.- Курган .: Зауралье, 1999.
8. Чернова Н.М. и др. Основы экологии: учебн. Для 9 кл. Общеобр. Учережд.- М.: Дрофа, 1997.
9. Шилов И.А. Экология. - М.: Высшая школа, 2000.
10.Экологическая безопасность : какие дороги ведут к цели./ сост. В.Ю.Верещагин.- М.: Знание, 1990.
11.Экологический прогноз./ под ред. В.Н Максимова.- М.: Издательство МГУ, 1986.
12.Экология и нравственность : грани взаимодействия./ сост. О.В. Покровская.- М.: МК СССР, 1990.
13.Экология и охрана природы: словарь-справочник./под ред. А.Л. Якшина. - М.: Асаdemia, 2000.
14.Экология. Познавательная энциклопедия./ под ред. З. Крутинской, перевод Л .Яхнина. - М.: Кристина и К, 1994.
15.Экология человека : основные проблемы./под ред. В.П. Казначеева

ПЛАН:

1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии. Многозначность понятия "экология".

2. Воздействие антропогенного фактора на биосферу.

3. Загрязнение окружающей природной среды:

1) биологическое загрязнение;

2) физическое загрязнение;

3) химическое загрязнение.

4. Охрана природы как наука. Её место в системе экологических наук.

5. Необходимость формирования экоцентрического типа сознания как основное направление выхода из стадии экологического кризиса (см. статью Ворониной Ю.В. «Формирование экологической культуры педагога как одно из основных направлений образовательной политики»)

6. Особенности экологического образования и воспитания.

 

Резюме

1. Экологический кризис вызывается не только техни­ческим прогрессом, но и господствующим антропоцентри­ческим экологическим сознанием. Для его преодоления не­обходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.

2 Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологичес­кого образования. Экологическое образование имеет уни­версальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации