Анализ деятельности сотрудников ООИПКРО
по реализации Концепции профильного обучения
в I полугодии 2003-2004 учебного года

Материалы подготовлены С.Н.Полькиной
Дата: 30/12/2003

Основной целью деятельности сотрудников ООИПКРО по введению предпрофильного и профильного обучения является создание условий для реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Для реализации названной цели были определены основные задачи:


- анализ и подготовка кадрового состава;
- обеспечение необходимой информацией кадры, осуществляющие переход на профильное обучение;
- разработка учебно-методического сопровождение реализации Концепции профильного обучения:
- осуществление научно-исследовательской и экспериментальной деятельности

В ходе работы были получены следующие результаты.

Кадровое обеспечение реализации Концепции профильного обучения.

Для организации эффективной подготовки кадров к переходу на профильное обучение было осуществлено обучение группы сотрудников ООИПКРО (9 человек) в АПКиПРО по вопросам предпрофильной подготовки.

Главный результат обучения заключается в том, что у сотрудников института, выступающих в качестве тьюторов, сформировалось ясное и четкое понимание целей и конкретных задач предпрофильной подготовки, ее значения и основных компонентов. В настоящее время в рамках проведения мероприятий повышения квалификации проведены семинары для руководящих кадров (зав.РМК, руководителей ОУ, руководителей РМО учителей естественно- математического цикла учителей химии, географии, биологии. Всего за истекший период обучено около 300 человек.

Следует отметить, что совместно с обучением педагогических и руководящих кадров была проведена производственная учеба для сотрудников института, основной целью которой была их подготовка к предстоящей работе по введению предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы.

Основная проблема, выявленная в ходе работы, связана с недостаточно полным освещением вопросов управления введением предпрофильной подготовки в связи с отсутствием в группе тьюторов специалистов в области менеджмента. Кроме того, не включены в работу специалисты в области художественно-эстетических дисциплин.

Решение проблемы может быть достигнуто следующим образом:

- освоение темы специалистами в области менеджмента по имеющимся источникам;
- включение в команду проходящих подготовку в АПКиПРО по вопросам профильного обучения специалистов в области менеджмента;
- пересмотр научного руководства направлениями в рамках профильного обучения в связи с выходом новых нормативных документов, содержащих новый перечень профилей в старшей школе (например, оборонно-спортивный, художественно-эстетический профили и др);
- определить возможность включения в работу по эксперименту специалистов художественно-эстетического цикла.

В связи с вопросом кадрового обеспечения реализации региональной программы перехода на профильное обучение на старшей ступени образования сотрудниками института запланирована работа по анализу кадрового потенциала образовательных учреждений области для создания банка данных о педагогических кадрах для старших классов профильной школы. В настоящее время провести указанные мероприятия в полной мере не представляется возможным.

Проблемы: отсутствие критериев для отбора кадров и достоверной информации о кадрах со стороны районных и городских методических служб.

Для выполнения решений по обозначенным проблемам необходимо:

· Обеспечить взаимодействие ООИПКРО и районных и городских методических кабинетов с целью получения достоверной информации о педагогах данной территории.
· разработать критерии для отбора учителей в банк педагогов, способных работать в профильной школе;
· на основании полученных критериев провести анализ кадрового обеспечения и создать банк данных о педагогических кадрах для профильной школы.

На кафедре ТиМПО собраны сведения об опыте, позволяющем судить о степени готовности образовательных учреждений области к переходу на профильное обучение на старшей ступени общего образования. Выявлены общеобразовательные учреждения, ведущие активную разработку различных профилей обучения (в т.ч. по профилям, которые могут быть отнесены к разным специализациям технологического профиля - в г.Оренбурге центры образования №1, 2 и №3, средняя общеобразовательная школа №81, лицей №1, городское объединение подростков, в г.Новотроицке - местный УПК, несколько сельских школ и др.). В основном эти материалы представлены в форме “визиток” образовательных учреждений и учебных планов.

В целом анализ ситуации показал, что работники образования (в т.ч. директорский корпус и работники органов управления образованием) недостаточно четко представляют суть предпрофильной подготовки и профильного обучения. Без особых натяжек можно охарактеризовать это представление как и излишне “облегченное”, а порой и наивное. Это создает серьезное противоречие между необходимостью иметь точные данные о реальных возможностях образовательных учреждений области, с одной стороны, и многочисленными попытками выдать за “уже реализуемое” профильное обучение того, что таковым не является.

Решение выявленной проблемы связано
с организацией повышения квалификации работников образования различных категорий,
осуществлением информационного обеспечения перехода на профильное обучение.

Информационное обеспечение реализации Концепции профильного обучения.

В рамках реализации указанного направления деятельности были проведены следующие мероприятия:


· обновлен электронный дайджест по проблемам профильного обучения;

· разрабатывается лекционный материал по проблемам профильного обучения;

· в органы управления образования, в методические службы, в образовательные учреждения области переданы информационные материалы (компьютерные версии и на бумажных носителях), обеспечивающие переход на предпрофильное обучение (тьюторы);

· проведены заседания общественных советов кабинетов русского языка и литературы, иностранных языков, математики, биологии, и химии, профессионального образования (в заседании участвовали сотрудники кафедры ТиМПО), заседание кафедры гуманитарных и естественно-математических дисциплин, по вопросам профильного обучения;

· проведён семинар по вопросам модернизации иноязычного образования в старшей профильной школе для учителей иностранного языка экспериментальных ОУ, в котором приняли участие также заинтересованные педагоги города и области (Н.Б.Савинова, Н.А.Евгеньева);

· Подготовлены следующие информационные материалы:

- “Профильное преподавание курса химии в старшей школе” (зав.УМК химии);
- программы элективных курсов "Цветовод" (из опыта работы учителя биологии Гайского района Игнатенко С.Н.), "Олимпиада как средство развития" (из опыта работы учителя биологии Гайского района Юлдашева А.К.), "Егэ как форма аттестации учащихся"(из опыта работы учителя биологии г. Сорочинска Игнатенко Н.В.)- зав.УМК биологии;
- “Обновление содержания математического образования”, в которых один из разделов посвящен профилизации в системе НПО (зав УМК математики);
- “Профилизация старшей школы: образовательная область “Иностранный язык” (зав. УМК иностранного языка);

· Проведены мастер-классы по проблемам профильного обучения:

- в Ключевской СШ Беляевского р-на, Новониколаевской СШ Гайского р-на, Ибрагимовской СШ Кувандыкского р -на. (зав. УМК руководящих кадров)
- мастер - класс Ильиной, преподавателя географии (зав. УМК географии В.А.Доморозов ).
- мастер-классы по актуальным вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения (зав. УМК биологии);

· Подготовлены к печати и опубликованы в журнале “Человек и образование” следующие статьи:

- Математическое образование в системе профильного обучения (зав.УМК математики);
- Об опыте профильного обучения (описан опыт двух типов школ (Европейского лицея и Ключевской СШ Беляевского р-на). (Авторы Ломакина Н.Т., Ямщикова Л.И);
- аналитическая статья по профилизации в сельской школе (Ломакина Н.Т., Ямщикова Л.И., Казаева А.П.);
- выпущено методическое пособие “Как написать эссе по экономике” (Ломакина Н.Т.);

· Созданы информационно-педагогические модули:

- зав. УМК русского языка и литературы создан информационно-педагогический модуль “Профилизация школы: формирование навыков исследовательской деятельности старшеклассников методом проектов в условиях преподавания литературы. (из опыта работы учителя высшей категории Водопьяновой А. Г., г. Ясный);
- зав. УМК химии создан информационно-педагогический модуль опыта работы методического объединения учителей химии гимназии №1 г. Оренбурга “Специфика обучения химии в химико-биологическом, физико-математическом и гуманитарном профилях”.

 

Анализ проделанной работы по данному направлению позволяет отметить в целом большой объем и разнообразие форм деятельности. При этом выявлены проблемы:

- проявление разной степени активности сотрудников института в работе по информационному обеспечению перехода на предпрофильное обучение. Так, например, зав УМК физики не представила ни одного информационного материала;
- отсутствие систематичности в работе по презентации и рекламированию материала, что зачастую приводит к невостребованности разработанных материалов;
- фрагментарность созданного информационного массива.

В целях повышения эффективности работы по указанному направлению необходимо следующее:

- руководителям направлений контролировать формирование индивидуальных планов сотрудников по основным направлениям Региональной программы перехода на профильное обучение на старшей ступени образования;
- разработать формы презентации и рекламы имеющихся информационных материалов;
- запланировать разработку дистанционных курсов (или другие “крупные” жанры) по проблеме предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы.

Учебно-методическое обеспечение реализации Концепции профильного обучения

В рамках реализации указанного направления деятельности были проведены следующие мероприятия:

· проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения;

· зав. УМК физики Груздовой Е.А. совместно с профессором кафедры теоретической физики ОГПК Ильясовой Т.В. осуществляется разработка программы курсов по подготовке учителей к преподаванию естествознания на старшей ступени общего образования;

· разработана программа семинаров по предпрофильному обучению учащихся 9-х классов (зав. каф. гуманитарных и естественно-математических дисциплин С.Н.Полькина);

· программа предметно-методического модуля курсов для педагогических и руководящих работников экспериментальных ОУ Оренбургской области по проблеме “Основные направления реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования” (ст. преподаватель каф. гуманитарных и естественно-математических дисциплин Н.А.Евгеньва);

· на курсах базового повышения квалификации педагогов рассматривались вопросы по предпрофильному и профильному обучению;

· вопросы по “Концепции профильного обучения…” включены в КИМы для входной диагностики руководителей ПУ и ПЛ.

· зав. УМК русского языка и литературы созданы методические рекомендации по вопросу “Формирование языковой личности школьника в условиях модернизации российского образования”

· созданы программы элективных курсов сотрудниками ООИПКРО. Так зав. УМК русского языка и литературы разработана программа курса “Духовное пространство русской культуры и литературы XIX века; зав. УМК химии - программа курса “Решение расчетных задач”

· проводится инвентаризация учебных программ профильных и элективных курсов, разработанных в ОУ области.

· Разработаны требования к содержанию и структуре курсов по выбору (элективных курсов).

Работа по созданию банка элективных курсов является одной из приоритетных по данному наравлению. По нашему мнению, несмотря на новизну проблемы, в образовательных учреждениях области существует определенное количество программам курсов по выбору для предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения. Таким образом, на повестку дня выдвигается вопрос об организации экспертизы (для создания в последующем банка этих курсов).

Для решение этого вопроса необходимо:

- предложить педагогическому сообществу требования к содержанию и структуре курсов по выбору (элективных курсов) с внесенными изменениями после обсуждения входе семинаров;
- организовать совместную деятельность с заведующими РМК по созданию банка элективных курсов, которые на своих местах должны организовать работу по накоплению и обобщению имеющихся программ;
- создать региональный совет по экспертированию программ элективных курсов.

 

Научно-исследовательская, экспериментальная работа

Особо следует отметить совместную работу структур ООИПКРО с МОУ “Средняя общеобразовательная школа №81” г.Оренбурга. Она осуществляется по специальному плану и ведется по двум основным направлениям:


1. Руководство опытно-экспериментальной работой по проблеме организации профильной дифференциации обучения и предпрофильной подготовки учащихся II и III ступеней общего образования.
2. Совместные мероприятия по реализации Региональной программы перехода на профильное обучение на старшей ступени образования в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области на 2003-2006гг.

Координаторами работы по выполнению данного плана является заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ООИПКРО к.п.н. Дрофа В.М. и старший преподаватель этой же кафедры Ф.Г.Арсланов, научным консультантом - проректор ООИПКРО по научной работе д.п.н. Саитбаева Э.Р.

Определены проблема экспериментального исследования (Организация профильной дифференциации обучения и предпрофильной подготовки учащихся II и III ступеней общего образования), цель, объект и предмет исследования, ожидаемые результаты, задачи экспериментального исследования в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Оренбурга" по профильной дифференциации обучения и допрофессиональной подготовке учащихся III ступени на 2003 / 2004 учебный год. Проведен педагогический совет по проблеме исследования, определены задачи педагогического коллектива, в т.ч. такие, как:


1. Разработка в ходе эксперимента нового содержания общего образования в рамках профильных и элективных курсов.
2. Выбор будущей модели профилизации.
3. Определение основных направлений предпрофильной подготовки учащихся.
4. Работа над кадровым обеспечением подготовки к переходу на профильное обучение.

Поскольку из всех предполагаемых в “Концепции профильного обучения…” профилей технологический профиль является наименее проясненным и менее разработанным в научных и методических публикациях, значение данной научно-исследовательской работы имеет, на наш взгляд, масштаб эксперимента областного уровня.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации