СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ,
ВХОДЯЩИХ В ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алгоритм – способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.  (3, 15)

Алгоритмизация учебного процесса – разработка и реализация алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). Алгоритмы для учащихся делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения). Алгоритмы для преподавателя учитывают как закономерности усвоения, так и требования теории управления (обучение – частный случай управления). Создать универсальный, обобщённый алгоритм обучения невозможно, так как его построение требует полного абсолютно исчерпывающего знания и учёта всех законов и условий обучения, всех возможных реакций учащихся. Могут быть разработаны лишь алгоритмы, отражающие обобщённые приёмы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать  решения по конкретным педагогическим проблемам. (3, 15)

Дистанционное обучение – технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Дистанционное обучение осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации образовательного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса -  к очной форме.  (3, 73)

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. Осуществляется с помощью школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарённых детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе. (3, 74). (2002 г.) В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования новейшим средством дифференциации обучения является профилизация старшей школы.  

Дифференцированный подход в воспитании – один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т. к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой «категории» учащихся». (3, 74)

Индивидуализация  обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Одной из форм индивидуализации  обучения является программированное обучение, новые возможности для его осуществления открывает внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники. (3, 104)  В рамках профильной школы индивидуализация обучения находит выражение в создании  индивидуальных образовательных траекторий отдельных учащихся.

Индивидуальный подход в воспитанииосуществление педагогического процесса с учётом  индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Классические примеры индивидуального подхода – поручение ребёнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества и др. (3, 105)

Индивидуализация  обучения / Дифференциация обучения (разведение понятий)

Индивидуализация   это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Под дифференциацией мы подразумеваем учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам. (7, 8)

Инновация педагогическая - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. (4, 273)

Компетенции ключевые - В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая структура (набор) ключевых компетенций:

-  компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в  том числе внешкольных;

- компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива);

- компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации и т. д.);

- компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т. д.);

-   компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и

способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). (4, 11)

Компьютеризация обучения –  применение компьютера как средства обучения (в узком смысле); многоцелевое использование компьютера в учебном процессе (в широком смысле). Основные цели: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации. Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. Следует иметь в  виду, что компьютеризация обучения не решает все проблемы обучения, компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии.  (3, 125-126)

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют ещё антропоцентрическими.  Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.  (5, 29)

Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Я. Корчак выделил 4 основных типа образовательной среды: догматическая среда, среда безмятежного потребления, среда внешнего лоска и карьеры, идейная среда. В современной педагогике в качестве критериального показателя отнесенности образовательной среды к тому или иному типу рассматривается наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости). Основным понятием личностно-ориентированной педагогики является творческая (развивающая) (по классификации Я. Корчака – идейная) образовательная среда, способствующая свободному развитию активного ребенка. (8)

Пилотажное исследование - пробно-поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе пилотажного исследования устанавливается необходимый объём выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования. По его итогам уточняются формулировки вопросов, инструментарий проходит проверку на надёжность и достоверность. Для определения объёма выборки пилотажного исследования не существует каких-либо формул. Обычно считается достаточным исследование 30 - 50 человек в зависимости от степени исследованности и однородности объекта, но так, чтобы в выборку были включены все значимые для целей исследования группы респондентов. Собранная в ходе пилотажного исследования информация подвергается тщательной обработке. Если применяются хорошо апробированные методики получения информации, то проведение пилотажного исследования не обязательно. (6, 583 - 584)

Программированное обучение – обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса. В  условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные возможности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому программированное обучение всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников. Однако полная автоматизация обучения невозможна, и на определённых этапах необходимо вмешательство преподавателя, который должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика. (3, 220)

Проектов метод - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.       Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. п.).

2.       Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т. п.);

3.       Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.       Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.       Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

-         определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

-          выдвижение гипотезы их решения;

-         обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

-         обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

-         сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-          подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-          выводы, выдвижение новых проблем исследования. (2, 67 -68)

Технология педагогическая - Понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами.

1)      научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2)      процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3)      процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. (5, 15)

Углубленное обучение / профильное обучение (разведение понятий)

При всей внешней схожести, между углубленным и профильным обучением есть существенные различия. «Углубленный» подход ориентирован на предмет, а «профильный» - на направление образования, на ряд предметов.  Яркий образец «углубленного» подхода - английская или физико-математическая спецшкола. Для реализации «профильного» подхода рассмотрим экономический профиль. Он предполагает глубокое изучение математики, иностранного языка, географии, истории и (или) обществознания. При этом и математика, и английский, и история должны в идеале преподаваться с некоторым экономическим уклоном. Другое различие связано с задачами организации углубленного и профильного обучения. Спецшколы в СССР создавались в расчете на небольшое число учащихся с повышенными способностями к некоторым предметам. (Их удельный вес в системе образования составляет не более 10 %). Профильное обучение сейчас предполагается сделать массовым, с основной функцией профессиональной подготовки.  Ещё одно отличие - сокращение числа часов "непрофильных предметов" для уменьшения нагрузки на учащихся. (1, 3-4)

Фасилитатор -  (от англ. facilitate - облегчать, содействовать, способствовать)  организатор образовательной среды; педагог, основной целью деятельности которого является запуск механизма саморазвития ученика.

Я-концепция - относительно устойчивая, в  большей или меньшей мере осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает следующие компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Её составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным) и др. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важнейших условий воспитания сознательного гражданина. (6, 991)  

 

Составлено Н. А. Евгеньевой на основе следующих источников:

1. Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное  обозрение. - 2002. - № 6. -С. 3. 

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред  Е. С. Полат. - Москва: Издательский центр "Академия", 2001.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.
4. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I. Начальная школа. Основная школа. / Под ред. Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Минобразования РФ. - Москва: 2002.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Москва: Народное образование, 1998.

6. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. - Минск: Современное слово, 2001.

7. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – Москва: Педагогика, 1990.

8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделировани я к проектированию. -  Москва: Смысл, 2001.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации