ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ ЭКСПЕРИМЕНТА 
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Словарь ключевых понятий Эксперимента                                      

Словарь понятий общей педагогики, входящих в проблемное поле

Понятийный словарь по вопросам профильного обучения в старшей школе

Понятийный словарь единого государственного экзамена

Понятийный словарь педагогики здоровья


СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ЭКСПЕРИМЕНТА  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статьи данного раздела расположены в логической последовательности, позволяющей читателю наилучшим образом понять  сущность и основные идеи Эксперимента.

 

Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования – широкомасштабный эксперимент, начатый 1 сентября 2001 года в системе образования Российской Федерации  с целью выявления эффективных способов достижения нового качества образования, сущностные характеристики которого изложены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

 Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой.

Стратегическими направлениями экспериментальной работы являются:

-         существенное повышение качества общеобразовательной подготовки школьников, в первую очередь, в следующих областях: социально- экономическая и правовая, информационные технологии, русский и иностранный языки;

- устранение перегрузок обучающихся в целях сохранения и укрепления их здоровья (См. раздел "Понятийный словарь педагогики здоровья");

-  рост вариативности и личностной направленности всей системы общего образования; (См. разделы "Словарь понятий общей педагогики, входящих в проблемное поле эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" и "Понятийный словарь по вопросам профильного обучения в старшей школе");

-  выход на новую теорию и методику обучения в начальной школе;

-  профилизация старшей школы (См. раздел  "Понятийный словарь по вопросам профильного обучения в старшей школе");

-  реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

-  подготовка системы общего образования к введению единых общенациональных экзаменов (См. раздел "Понятийный словарь единого государственного экзамена");

-  опытная проверка новой структуры общего среднего образования.

Важнейшим звеном, позволяющим делать научно обоснованные выводы относительно проводимых в рамках эксперимента педагогических мероприятий, является мониторинг.

Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности. Существуют критерии, позволяющие отличить экспериментальную деятельность от какой-либо другой, например, инновационной. Такими критериями являются:

-     наличие цели эксперимента;

-    наличие научного языка описания;

 - наличие специально созданных условий эксперимента;

 - наличие гипотезы;

 - наличие способов диагностики;

 - ориентация на получение нового педагогического знания. (11, 11 -12)

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. (4, 363)

Модернизация социальная - особая форма социального развития, сутью которой является переход от традиционного общества к современному.

Особенности традиционного общества: зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса; прединдустриальный характер; отсутствие массового образования; преобладание особого психического склада - недеятельной личности; ориентация на мировоззренческое знание, а не на науку; преобладание локального над универсальным и др.

Особенности современного общества: преобладание инноваций над традицией; светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенная персональность, преимущественная ориентация на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса; индустриальный характер; массовое образование; активный деятельный психологический склад; предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация); преобладание универсального над локальным и др.  (15, 11-12)

Социальная технология – "совокупность методов, оказывающих влияние на поведение человека и служащих в руках правительства сильным средством социального контроля" (6, 414) Одной из таких социальных технологий является, по К. Мангейму, образование, так как именно оно является средством реализации целей общества, средствам подготовки того типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития.

Образование – общественно организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. (9, 185)

Концепция - система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; ведущий замысел, определяющий стратегию действий; конструктивный принцип различных видов деятельности. (10, 25)

Концепция образования - упорядоченное описание определённой педагогической системы (явления), способствующее её пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей построения и функционирования. (10, 25)

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года – государственный документ об основных направлениях  развития системы образования России, введённый в действие распоряжением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. № 1756-р. Концепция определяет роль образования на современном этапе развития России задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития и рассматривает образование как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества. (1, 26)

Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, т. е. тождественный по структуре (но не по объёму) человеческой культуре во всей её структурной полноте. Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырёх основных структурных элементов:

- опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов - знаний;

- опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;

- опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

-     опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. (3, 93 - 94)

Федеральный компонент - часть содержания образования, которая с помощью государственных образовательных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства в стране, является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения. (10, 32)

Национально-региональный компонент – часть содержания образования, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона и т. п.), обусловливающие особые потребности и интересы в области образования народов Российской Федерации. (10, 26)

Школьный компонент – часть содержания образования, которая позволяет обеспечить вариативность образования, более полно учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. (10, 22)

Новая структура общего среднего образования в Российской Федерации  предполагает наличие трёх ступеней образования, соответствующих уровням образовательных программ:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

II ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения 5 или 6 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). (8, 5)

Система образования  в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. (14, 12)

Образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные). (14, 12)

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К обшеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. (14, 12)

Образовательный стандарт - Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. (14, 11)

Образовательное учреждение - основное звено системы непрерывного образования; учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее  одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным относятся  учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского  профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. (14, 14-15)

Органы управления образованием в Российской Федерации: 1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; 2) федеральные ведомственные органы управления образованием; 3) государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. (14, 39 - 40)

Непрерывное образование - процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на протяжении жизни человека с использованием всех звеньев образовательной системы, создающих предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития. (10,  27)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений  Российской Федерации -  основной государственный документ, выступающий как элемент государственных образовательных стандартов. БУП определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам. БУП служит основой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. (9, 194 – 195)  (16, 62)

Региональный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного Базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер. (9, 195)

Учебный план общеобразовательного учреждения разрабатывается на основе  государственного базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретного общеобразовательного учреждения. (9, 195)

Экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации  - основа реализации Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). ЭБУП является механизмом разграничения полномочий и ответственности общеобразовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счёт разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. Каждая ступень образования представлена в ЭБУП тремя вариантами. (16, 62)

Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (12, 392)

Педагогический мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. (5, 7)

 Мониторинг эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования проводится в целях  выявления педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопления образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии модернизации системы общего образования.

В рамках эксперимента мониторинг проводится  дважды в год (в октябре и апреле) по трём блокам: блоку оценки уровня учебных достижений, психолого-педагогическому, медико-физиологическому.

Основные задачи мониторинга эксперимента:

1.          Изучение особенностей экспериментальных общеобразовательных учреждений (классов) на момент начала эксперимента.

2.          Сбор информации о направлениях экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях, классах, участвующих в эксперименте.

3.          Отбор системы показателей и измерителей, на основе которых будет проводиться мониторинг качества подготовки учащихся и социального фона, характеризующего особенности прохождения эксперимента по различным группами общеобразовательных учреждений, классов.

4.          Проведение систематических обследований одной и той же группы экспериментальных школ, классов, учителей и учащихся с целью выявления динамики изменения значений основных показателей качества образования, а также социальных последствий эксперимента.

5.          Проведение систематических обследований развития способностей и личности учащихся, участвующих в эксперименте.

6.          Отбор общеобразовательных учреждений, классов с положительной динамикой развития, изучение опыта их работы и выявление технологий организации учебного процесса, способствующих решению актуальных задач совершенствования образования.

7.          Подготовка ежегодных отчётов по результатам мониторинга эксперимента. (7, 13 - 14)

 

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности - оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Основной целью данного мероприятия является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся в сельских школах.

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, может проводиться по следующим основным направлениям:

1) создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование;

2) создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;

3) создание комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также объектами социальной сферы, расположенными в сельской местности;

4) преобразование малочисленной начальной общеобразовательной школы в филиал общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования. (2, 70 - 74)

 

Составлено Н. А. Евгеньевой на основе следующих источников:

1.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета, 2002, № 31. – с. 26-29.

2.      Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации. - В сборнике: Гурьянова М. П. Социально-педагогические условия реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. - Москва: Издательство ИПРС РАО, 2002.

3.      Краевский В. В. Содержание образования - потребности, концепция, стандартизация. В сборнике: Каким должен быть образовательный стандарт / Под ред. Л. П. Кезиной и  В. Д. Шадрикова. - Москва: Московский Комитет образования; Институт содержания образования Гос. университета, 2002.            

4.      Культурология: Словарь. - Москва: Академический Проект, 2001.

5.      Майоров А. Н и др. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. университет педагогического мастерства, 1992.

6.      Мангейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994.

7.      Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента / Сост. Г. С. Ковалёва, С. В. Иванова.  – Москва: Дрофа, 2001.

8.      О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Постановление правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224. - В сборнике: Эксперимент по  совершенствованию структуры и содержания общего образования  / Сост. Н. Н. Гара, С. В. Иванова; Под ред. А. В. Баранникова. Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002.

9.      Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1995.

10.  Полонский В. М. и др. Словарь понятий, используемый в Концепции структуры и содержания общего среднего образования  (в 12-летней школе). - В сборнике: Эксперимент по  совершенствованию структуры и содержания общего образования  / Сост. Н. Н. Гара, С. В. Иванова; Под ред. А. В. Баранникова. Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002.

11.  Сиденко А. С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. -  Москва: АПК и ПРО, 2002.

12.  Современный словарь иностранных слов. - Санкт-Петербург: Дуэт, 1994.

13.  Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. - Минск: Современное слово, 2001.

14.  Российская Федерация. Закон об образовании - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В. А., 2002.

15.  Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. // Вопросы философии, 2000, № 4.

16.  Экспериментальный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Утв. приказом Минобразования России от 6 марта 2001 г. № 834. - В сборнике: Эксперимент по  совершенствованию структуры и содержания общего образования  / Сост. Н. Н. Гара, С. В. Иванова; Под ред. А. В. Баранникова. Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации