Министерство общего и профессионального образования РФ
Оренбургский Государственный Педагогический Университет

Г. Г. Коломиец

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

Учебное пособие

Издательство ОГПУ Оренбург- 1998

Содержание

Введение
Содержание курса. Программа-конспект
Темы 1 , 2.
Введение. Музыка на рубеже двух столетий.
Поздний романтизм
Тема 3. Импрессионизм
Темы 4, 5. Экспрессионизм. Неоклассицизм
Тема 6. "Шестерка"
Тема 7. Неофольклорное течение (неофольклоризм)
Тема 8. Рождение джаза.
Тема 9. Музыкальный авангард и новации


Темы 1, 2
Введение. Музыка на рубеже двух столетий.
Поздний романтизм

Сложность и пестрота музыкальных явлений в начале XX века. Состояние русской культуры, смена композиторского поколения после "Могучей кучки" и П. Чайковского и выдвижение С. Танеева, А. Глазунова, А. Лилова, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева. Роль меценатства ( М. Л. Беляев, С. И. Мамонтов), распространение русского искусства за рубежом (концерты, "русские сезоны" в Париже, организованные С. Л. Дягилевым). Богатая музыкальная жизнь в России: симфонические и камерные концерты. Ф. Шаляпин, хор М. Пятницкого, оркестр народных инструментов В. Андреева, бытовое музицирование и распространение грампластинок, вечера современной музыки, увлечение символизмом в поэзии, новой зарубежной музыкой, расцвет стиля "модерн".

Многообразие и противоречивость путей развития зарубежной музыки с начала XX столетия: если классицистское искусство XVIII в. расцветало под знаком Разума и высоких идеалов, а романтическое искусство XIX в. отражало дисгармонию души, конфликт (разрыв) мечты и действительности, то в искусстве XX века сплетаются и классические, и романтические черты, появляются и гаснут новые направления: импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, конструктивизм и др.

Поиск необычных средств выразительности - характерная черта современности. Закономерность смены музыкального мышления. Искусство в контексте бурных исторических процессов XX в.: социальные конфликты, революция в России, две мировые войны, боязнь ядерной катастрофы, технический прогресс, проблемы сегодняшнего дня.

Поздний романтизм как одно из направлений рубежа двух веков. Вспомнить представителей и особенности романтизма XIX века.

Г. Малер (1860 - 1949) и Р. Штраус (1864 - 1849) - последние крупные представители позднего романтизма.

Густав Малер - австрийский композитор. Некоторые биографические факты: родился и до 16 лет жил в Чехии, но дальнейшая жизнь и творчество связаны с Веной. Тяжелые юные годы в большой семье трудолюбивого мелкого лавочника. Поддержка отца в творческих устремлениях. Венская консерватория, блестящий пианист и композитор. Нужда: в поисках работы с 15 лет давал частные уроки. Работая оперным дирижером, в течение 15 лет ездил по городам, был в Америке, 3 раза в России, испытывая горечь борьбы с театральной рутиной. Плодотворный период творчества с 1897 года.

Концентрация творчества в двух жанрах: песни и симфонии. Песни- дневник композитора, симфонии - выражение философских размышлений. Малер - "художник идеи", ставящий в своем творчестве вопросы жизни и смерти, добра и зла, человека и природы, призывающий люден к единению и нравственному очищению, к поиску потерянного идеала. Отражение в творчестве Малера настроений, характерных для интеллигенции рубежа двух веков. Трагизм творчества Малера.

Произведения: 10 симфоний, в том числе "Песнь о земле", вокальные циклы: "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях". Первая симфония (1888). Автобиографичность симфонии, конфликт своего "я" с окружающим миром: молодой человек с возвышенной чистом душен сталкивается с цинизмом, пошлостью, он одинок, скрывает свои чувства под "маской".
Общая драматургия цикла:
1 часть - сонатная форма с медленным вступлением (образ природы), основанная на развитии темы песни "Шел я нынче утром" из цикла "Песни странствующего подмастерья".
2 часть - жанровое скерцо-лендлер ("Юноша идет по свету").
3 часть - траурный марш в стиле Калло (гротеск, лицемерие, человеческая комедия и скорбь наблюдающего поругание своего идеала). Приемы "развенчания" жанра.
4 часть - финал, философский центр. Экспрессивная реакция на гротесковый траурный марш (экспозиция сонатной формы), преодоление трагического, поиски истины (разработка), разрешение конфликта через утверждение непреходящей ценности природы (реприза-кода).

Рихард Штраус - крупный композитор, дирижер. Пережил две мировые войны, жил в нацистской Германии, но не поддерживал шовинистические взгляды, верил в силу искусства и гуманизм.

Главные области творчества: 15 опер и симфонические поэмы, в которых воплотились такие черты, как образная пестротам нервный импульс, гротеск и героика, романтическая патетика.
Претворение особенностей программного симфонизма Ф. Листа и Г. Берлиоза: жанр симфонической поэмы, картинность, театральность, обращение к литературной классике.
Яркая характерность образов, звуковая изобразительность, красочность и блеск оркестровки, сочная романтическая гармония.

Симфоническая поэма "Тиль Эйленшпигель" (1895). Легендарная программная основа. Характеристика главного героя и ряд эпизодов:
1. Краткий пролог от автора: "Это было однажды".
2. Появление героя - 2 лейтмотива Тиля (валторна, кларнет).
3. Проказы, похождения Тиля - сцена с рыночными торговками.
4. Шутовская проповедь, пародия на священников и "аккорды страха".
5. Любовный эпизод - ухаживания Тиля и неудача.
6. Спор с учеными-схоластами.
7. Апофеоз Тиля, прославление в его лице могучего народного оптимизма.
8. Сцена суда, допрос, страх, приговор, казнь.
9. Эпилог. Претворение темы пролога и заключительное проведение лейтмотивов Тиля.

Тема 3. Импрессионизм

Художественная атмосфера Франции второй половины XIX века. Культурные центры в Париже - консерватория и

Академия изящных искусств. Рождение импрессионизма в живописи. Группа художников: К. Мане, Э. Мане, Э. Дега, К. Писсаро, 0. Ренуар, А. Спелей - их задачи, темы, творческий метод.

Характеристика импрессионизма как самого светлого направления на рубеже двух веков, стремящегося запечатлеть мгновения окружающего мира, передать непосредственное впечатление от увиденного явления. Соприкосновение импрессионизма с реализмом и символизмом.

Музыкальный импрессионизм в творчестве французских композиторов - Клада Дебюсси (1862 - 1918) и Мориса Равеля ( 1875 - 1937). Влияние импрессионизма в живописи на музыку - тот же метод. Характерный круг образов в мимолетных зарисовках (пейзаж, жанровые сценки, портрет- набросок и др.). Программные миниатюры. Предпочтение красочно-колористического начала в выборе выразительных средств. Обновление ладогармонического языка, метроритма, фактуры, второстепенная роль мелодии, особенности формы, оркестровки.

Черты импрессионизма в симфонической пьесе Дебюсси "Облака", в фортепианных прелюдиях (по выбору), к примеру: " Паруса", "Девушка с волосами цвета льна", ""Генерал Лявин-эксцентрик", "Эатонувший собор", "Шаги на снегу".

Некоторые факты биографии Дебюсси: проявление незаурядных способностей и интерес ко всему новаторскому в годы учебы в Парижской консерватории, поездки в Италию, в Россию, посещение кружка поэтов-символистов, увлечение творчеством М. Мусоргского. Основные произведения.

Жизненный и творческий путь М. Равеля. Детство в небольшом городе на границе Франции и Испании (место испанской темы в будущем творчестве композитора). Парижская консерватория. Начало творческой зрелости (многообразие жанров, тяготение к живописному колориту). Участие в первой мировой войне. Новые тенденции в творчестве Равеля послевоенных лет. Стремление к углубленности содержания, психологизму, к более строгой логике композиции, классическим традициям. Постепенный отход от импрессионизма в сторону усиления реалистического начала. Влияние разных современных течений. "Болеро" и два фортепианных концерта - итог творческого пути Равеля.

"Болеро" (1928) - история создания. Неоднозначное образно-смысловое содержание. Принцип симфонических вариаций на неизменную тему, самостоятельная роль ритма, самобытность оркестрового стиля, динамическое развитие.

Интерес к творчеству Дебюсси и Равеля в России в начале XX в. Вечера современной музыки в Петербурге и Москве, модернизм.

Угасание импрессионизма как направления с началом первой мировой воины.

Темы 4, 5. Экспрессионизм. Неоклассицизм

Экспрессионизм - одно из духовных движений начала XX века, в известной мере взорвавшее ход развития искусства и вызвавшее к жизни новые методы, приемы сочинения музыки. Термин "экспрессионизм" как выражение повышенной эмоциональности. Обусловленность появления экспрессионизма в предвоенные годы в Австрии и Германии. Характерный круг образов и чувств (ожидание катастрофы, страх, тревога, обреченность, отчаяние, крайняя боль). Сравнение с романтизмом ( трагическая действительность, но нет идеала). Проявление экспрессионизма в живописи и музыке.

-"Нововенская" школа -- Арнольд Шенберг, Альбан Берг. Антон Веберн. Атональное мышление в музыке. Понятие додекафонии, серийности; общие принципы композиции на основе интервальных соотношений. мФортепианные миниатюры нововенцев: "Шесть маленьких пьес" (1911) Шенберга, "Вариации" (1936) Веберна; их содержательность и афористичность.

Опера А. Берга "Воццек" (1921) - один из лучших образцов экспрессионизма. Сюжет по драме Г. Бюхнера периода конца наполеоновской войны, перекликающийся по событиям и пессимистическому настроению с послевоенным временем начала XX века. Гуманистическая тема произведения, обнажающая душевные муки униженных людей, их уродливую жизнь. Содержание оперы. Ее особенности: трагикомедийно- гротесковый план, остросовременный музыкальный язык (атональность в сочетании с жанровостью, сниженной до гротеска), своеобразный вокальный стиль. Фрагменты оперы:

1 действие 1 картина. Воццек бреет капитана.

(3 картина. Комната Мари).

2 действие 4 картина. Сад около трактира

(5 картина. Ночь в казарме).

Премьера в 1925 г. В Берлине. Постановка оперы в 1927 г. в Ленинграде. Влияние экспрессионизма на творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Распространение новой техники композиции во второй половине XX века.

Неоклассицизм как антиромантическое направление, возникшее после первой мировой войны в связи с переоценкой ценностей, с более рассудочным, критическим отношением к жизни, с возвращением к классическим идеалам.

Характерные черты неоклассицизма - уравновешенность чувств, обращение к старинным жанрам и формам, внедрение старых моделей в новые звуковые условия.

Проявление неоклассических черт в начале XX века в творчестве разных композиторов, в том числе у М. Равеля (сонатина), С. Прокофьева ("Классическая" симфония).

Значительные представители неоклассицизма - И. Стравинский (1882 - 1971) и П. Хиндемит (1895 - 1963).

Жизненный и творческий путь И. Ф. Стравинского. Формирование композитора в России в артистической атмосфере, широкая образованность, приобретение композиторского мастерства у И. А. Римского-Корсакова. Первый русский период творчества. Постановки балетов С.П. Дягилевым в Париже ("Петрушка", "Весна священная", "Жар-птица"). За границей: Франция, Америка. Второй период творчества - неоклассицистский (20-40-е годы), третий период - с 1953 года - обращение к додекафонии. Своеобразие творческой личности в универсальном охвате многовековой культуры и сложном претворении ее моделей, в способности быть всегда остро современным; рационализм.

"История солдата" (1918), ("читаемая, играемая и танцуемая") - сочинение для оркестра (ансамбля), созданное на стыке "русского" и неоклассического периода. Начало сюиты - "Марш солдата".

Концерт "Дамбартон-Окс" (1938) - пример неоклассического проявления старинного жанра кончерто гроссе, в котором солировали несколько инструментов. Трехчастный цикл с энергичным движением в крайних частях и камерной, в характере менуэта, средней. Сочетание "баховского" тематизма с современными ладогармоническими средствами.

Пауль Хиндемит - крупнейший немецкий композитор, исполнитель, дирижер, преподаватель. Краткие факты биографии: годы учебы в консерватории, увлечение легкой и серьезной музыкой, работа тапером в молодые годы в кино, кафе. Концертные турне по Европе в 20-е годы (дважды был в России) в качестве альтиста в квартете Амара. Неприятие нацизма в 30-е годы, эмиграция в Швейцарию и Америку. Творчество: оперы, симфонии, камерная музыка, фортепианные пьесы.

Тема 6. "Шестерка"

Содружество в Париже в 20-е годы композиторов (А. Онеггер, Ф. Пупсик, Д. Мийо, Л. Дюрей, Ж. Орик, Ж. Тайефер и др.), получившее условное название "шестерки". Позиция композиторов "шестерки": утверждение' французской музыки, обращение к идеалам французского классицизма, к изысканной музыке клавесинистов Ж. Рама, Ф. Куперена, устремленность и новаторство. Направленность на обновление музыкального языка на основе национальных традиций через музыку быта; работа в сложных синтетических жанрах (театр, балет, кино, цирк); претворение черт неоклассицизма, экспрессионизма, урбанизма - попытка отразить ритм, шум большого города.

Типичные произведения: Ф. Пуленк "Утренняя серенада", "Негритянская рапсодия", Ж. Орик "фокстроты", Ж. Ибер "Маленький белый ослик", Д. Мийо "Голубой экспресс", "Бык на крыше", "Бразильские танцы".

Артур Онеггер (1899 - 1965) - самый значительный из композиторов "шестерки". "Пасифик 231" (1923) - сочинение молодого Онеггера. Звукоподражание движению локомотива. Серьезность тематики в последующем творчестве композитора: оратории "Царь Давид", "Жанна Д"Арк на костре", пять симфоний. Отражение тем второй мировой войны и защиты мира в симфониях третьей (1946) и пятой (1950). Близость к симфониям Д. Шостаковича. Трагическое содержание симфонии № 5, выражающей тревоги за будущее (после второй мировой воины нависла угроза новой, атомной воины.

Трехчастный цикл:

1 часть - медленная, суровая, мрачная с остродиссонантной напряженной музыкой;

2 часть - трагедийно-гротесковое скерцо;

3 часть - стремительный финал, наполненный чувством гнева, ужаса с маршевой противленческой темой и певучей мелодией с широкими ходами.

Тема 7. Неофольклорное течение (неофольклоризм)

Неофольклоризм - одно из основных направлений музыки XX века. Развитие национальных школ на основе фольклора в XIX веке - Россия. Польша, Норвегия, Чехия н др.

Выдвижение новых национальных школ. Неофольклоризм - новаторское претворение фольклорных истоков в творчестве композиторов XX века: освоение древних глубинных слоев фольклора: привлечение как отдельных средств выразительности, так и самой архаики с ее неприглаженностью. шероховатостью; сращивание фольклорного начала с современностью.

Б. Барток (1881 - 1945) - крупнейший представитель направления, ученый-фольклорист, венгерский композитор- новатор.

Биографические факты: родился в семье учителей, образование получил в Будапештской музыкальной академии. Дружба с Золтаном Кодаи, поездки по Венгрии и Румынии с целью записи на фонограф с последующим изучением глубинных слоев фольклора-обработки народных песен и танцев. Сочинения в других жанрах (опера "Замок синей бороды". балет "Деревянный принц"). Концертирующий пианист, педагог. 1918 год - переломный в жизни и творчестве, связанный с политическими событиями в Венгрии. Новые черты творчества в годы реакции - экспрессионизм в балете

"Зачарованный мандарин" (1919). Черты неоклассицизма и реализма в зрелом стиле композитора - в Музыке для струнных, ударных и челесты" (1936), в третьем фортепианном концерте. Широкая концертная деятельность с 20-х годов, посещение России (СССР) в 1929 г. Последние годы жизни в Америке.

Ладогармонические и метроритмические открытия Бартока в старинной крестьянской венгерской и румынской музыке (диссонантность, терпкость, тритоновость звучания).

Примеры: Б. Барток. "Два румынских танца", два эскиза (1910) (народная песня, гармонизованная Бартоком. и собственная тема в стиле народной). "Микрокосмос" (пьесы для детей).

Близость древних истоков угро-финской группы к народной музыке Поволжья (научно-исследовательский институт в Йошкар-Оле).

Сопоставление претворения фольклора в творчестве русских и советских композиторов XX века (И. Стравинский, ранний С. Прокофьев, Г. Свиридов, В. Гаврилин).

Другие национальные школы: возрождение английской музыки в творчестве Б. Бриттена; классик финской музыки - Ян Сибелиус; композиторы Испании - И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья; Э. Вила Лобос - выдающийся бразильский композитор (1887 - 1959). Музыка по выбору.

Тема 8. Рождение джаза

Джаз - самобытное явление музыки XX века. Его корни - в глубине афро-американской культуры, в негритянском фольклоре. Появление предвестников джаза в 70-90 годы XIX века в эстрадной музыке США. Широкое распространение джаза по Америке и Европе сразу после первой мировой войны, воплощение в нем типичных настроений этих лет - духа вызова, иронии над утраченными иллюзиями.

Влияние джаза на европейских композиторов как одна из характерных тенденций в музыке XX века (К. Дебюсси "Кукольный кекуок", "Менестрели", "Генерал Лявин-эксцентрик". И. Стравинский "Рэгтайм для фортепиано", Л. Хиндемит "Сюита 1922" и др.).

Составные элементы зрелого джаза 20-х годов: рэгтайм (буквально "рваный ритм"), блюз (синоним грустного настроения) - лирическая песня негров с Миссисипи, джаз-банд - музыка для духового ансамбля из Нового Орлеана.

Специфические особенности музыкально-выразительных средств: ритм, выполняющий главенствующую роль, и своеобразие синкопированных ритмов на основе двудольности; особый "блюзовый" звукоряд (мажор с заниженными Ш и VII ступенями нетемперированного строя) и "скользящие" детонирующие интонации, заимствованные из негритянского вокального стиля vibrato; преобладание в гармонии субдоминантовых септаккордов; повышенная "варварски" шумная динамика, значительная роль ударной группы (барабан. банджо, гитара, контрабас). Трактовка фортепиано как ударного инструмента. Духовой состав оркестра (кларнеты, саксофоны, трубы, тромбоны). Излюбленная форма: тема с вариациями ( импровизация на тему).

Два течения джаза: "горячий", импровизационный, более опирающийся на народно-негритянские истоки, другой - "приятный", более упорядоченный, обработанный профессионалами.

Джордж Гершвин (1898 - 1937) - американский композитор, в творчестве которого синтезировались джаз и академические традиции.

Жизненный и творческий путь. Формирование композитора на основе эстрадно-бытовой музыки Бродвея. профессиональная музыкальная подготовка (частные уроки), выступления с концертами с 18 лет. "Рапсодия в блюзовых тонах" (1924) - один из лучших образцов претворения джаза в классической музыке. Поездка в Европу, учеба в Париже у С. Рахманинова и С. Прокофьева. Возвращение.

Опера "Порги и Бесс" (1935) -драма из народной жизни - вершина творчества композитора и первая национальная опера США. Краткое содержание оперы. Фрагменты музыки: "колыбельная" Клары и др.

Джаз в советской музыке. Наиболее известные исполнители и ансамбли: Л. Утесов, А. Цфасман. О. Лундстрем, И. Бриль, Л. Чижик, А. Козлов (ансамбль "Арсенал"). Г. Лукьянов (ансамбль "Каданс"), джаз-оркестр А. Крепла и другие.

Тема 9. Музыкальный авангард и новации

Середина XX века - переломный момент в европейской и американской культуре: новые тенденции, смена поколений.

Международная обстановка после второй мировой войны. Роль войны в радикальном изменении музыкальной жизни и сознания композиторов: эмиграция, ограничение творческих контактов, замкнутость в своем художественном мире сменяются тягой к общению, расширению музыкальных связей за рубежом - фестивали, концерты. Более широкое обращение к теме гуманизма, устремленность в новаторство.

Обособленность развития советского искусства, обусловленная реакционным проявлением коммунистической идеологии. (Постановление 1948 года, обвинение в формализме ведущих советских композиторов).

Авангардизм - художественное направление, возникшее в зарубежном искусстве в конце 40-х годов и оказавшее значительное влияние на развитие музыки второй половины XX века.

Мировоззренческие корни авангардизма - в идеализме: человек существует в мире как одинокая личность, искусство не столько обращено к обществу, сколько является средством субъективного выражения.

Новое поколение композиторов, выдвинувшихся в 50-е годы: Л. Шеффер, К. Штокхаузен, Л. Булез, Д. Кейдж, Д. Лигети, Л. Борно и др.

Отрицание авангардистами классических основ музыки, традиционных средств выразительности: мелодии, лада, гармонии (основа композиционной техники - додекафония, серийность), привычного использования музыкальных инструментов. Новые экспериментальные задачи в отношении звука, использование как музыкальных, так и внемузыкальных звуков ( шумов, стука, грохота, шелеста и т.д.). Поиски необычных средств выражения с применением современной техники.

Возникновение алеаторики, сонористики, электронной (конкретной, технической) музыки; их краткая характеристика:

+ алеаторика (буквально "жребий"), когда произведение (или его часть) подчинено случайности (К. Штокхаузен "Фортепианная пьеса Х1", Д. Кейдж, П. Булез). Использование алеаторики в произведении К. Пендерецкого "Плач по жертвам Хиросимы". Графическая запись алеаторики;

+ сонористика ("звучать") - музыка тембров - направление, связанное с поисками и монтажом новых тембровых красок;

+ электронная (конкретная, техническая) музыка: изначально - звуки конкретной среды, записанные на магнитную ленту. Принцип электронной музыки - создание сочинения техническими средствами и отсутствие исполнителя. Эволюция электронной (конкретной) музыки: магнитофон - синтезатор компьютер. "Шумовые этюды" и "Симфония для одного человека" Пьера Шеффера - первые образцы электронной ( конкретной) музыки.

Психологическое воздействие сочинений авангардистов, основанное на "нулевой" информации, заложенной художником, дающей слушателю простор для фантазии и раскрепощения.

Широкое распространение технологических приемов авангардизма в музыке современных композиторов неавангардного мышления, когда звуковые поиски не самоцель, а средство в содержательном произведении (О. Мессиан, В. Лютославский), в отечественной музыке (А. Шнитке), в музыке кино О. Артемьев).

Неоромантизм и минимализм в ряду направлений 80-х годов, тяготеющие к нарочитой простоте высказывания лирических чувств, нарочитому возвращению к традиционным формам и средствам.

Разные пути современной серьезной отечественной музыки: на фольклорной основе (Г. Свиридов. В. Гаврилин), на классической (Б. Чайковский, Б. Тишенко, Р. Щедрин), авангардистской (А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина), на основе рок-музыки (А. Рыбников).

М у з ы к а

Темы 1, 2

Г. Малер. Симфония № 1:

1 часть - вступление и главная партия

2 часть - 1 тема.

3 часть - фрагмент.

4 часть - начало и кода.

Р. Штраус. "Тиль Эйленшпигель"

Тема 3

К. Дебюсси. "Облака" из цикла "Ноктюрны": прелюдии (по выбору)

М. Равель. "Болеро", "Игра воды"

Темы 4, 5

А. Шенберг. "6 маленьких пьес", соч. 19.

А. Берг. "Воццек" - фрагменты 1 д. 1 сц., 2 д. 4 (5 сц.); Скрипичный концерт (фрагмент)

И. Стравинский "История солдата", ч. 1, 2: концерт "Дамбартон- Окс". 2 ч.

П. Хиндемит. Фортепианные пьесы.

Тема 6

Ж Орик. Фокстроты для фортепиано.

Д. Мине. "Скарамуш".

Ж. Ибер. "Маленький белый ослик".

А. Онеггер. "Пасифик 231", симфония № 5 - фрагменты

Ф. Пуленк. Пьесы по выбору.

Тема 7

Б. Барток. "Два румынских танца", два эскиза, "Микрокосмос"

Э. Вила-Лобос. "Маленький кортеж бразильских крестьян" для оркестра из цикла "Бразильская бахиана" № 2

Э. Гранадос, И. Альбенис. Пьесы по выбору.

Тема 8

И. Стравинский. "Рэгтайм для фортепиано"

К. Дебюсси. "Кукольный кекуок", "Менестрели", "Генерал Лявин-эксцентрик".

Д. Горшвин. Прелюдии, "Рапсодия в стиле блюз", опера "Порги и Бесс" (колыбельная Клары).

Тема 9

П. Шеффер. "Симфония для одною человека".

П. Булез. "Молоток без хозяина".

К. Штокхаузен. "Гимны".

Д. Кейдж. "Ария".

Л. Берио. "Секвенции", "Два маленьких дуэта" для скрипки.

К. Пендерецкий. "Треп памяти Хиросимы".

Добровольский. "Музыка для магнитной ленты"

В. Лобанов. Виолончельный концерт.

В. Мартынов. "Войдите".

А. Шнитке. "Хоровой канцерт", "Ревизская сказка".

Э. Денисов. "Живопись".

С. Губайдулина. "Detto II".

Б. Чайковский. Виолончельный концерт. Струнный квартет.

Рекомендуемая литература

1. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976.

2. Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Советский композитор, 1973.

3. Конен В. Пути американской музыки. М.: Советский композитор, 1977.

4. Друскин М. Игорь Стравинский. М-Л.: Советский композитор, 1974.

5. Михеева Л. Густав Малер. - Л.: Музыка, 1972.

6. Барсова И. Симфонии Малера. - М.: Советский композитор, 1975.

7. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. - М.: Музыка, 1974.

8. Мартынов И. Морис Равель. - М.: Музыка, 1979.

9. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М.: Советский композитор, 1974.

10. Мартынов И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. - М.: Музыка. 1970.

11. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. - М.: Советский композитор, 1983.

12. Музыкальная культура стран Латинской Америки: Сб. статей / Под ред. Л. Пичугиной. - М.: Музыка, 1974.

13. Павлишин С. Чарлз Айвз. М.: Советский композитор, 1979.

14. Музыка XX века: Сб. статей. - М.: Музыка, 1980.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации