Развитие универсальных учебных действий на уроках иностранных языков

1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий

Необходимость пересмотра целей образования:

  • Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильностии непрерывного образования.

Основные требования общества к образовательной системе:

  • Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • Обеспечение равенств и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Цели образования

  • Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
  • Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Теоретико – методологическая основа Программы развития УУД

  • Системно-деятельностныйкультурно – исторический подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интергирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовой парадигм образования.

2. Общая характеристика УУД и способы их формирования в образовательном процессе

Универсальные учебные действия
  • Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • Совокупность действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий

  • Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД определяют эффективность образовательного процесса – усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

3. Виды универсальных учебных действий

Критерии выделения УУД

  • Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности.
  • Этапы процесса усвоения.
  • Форма реализации учебной деятельности – совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.
Виды УУД
  • Личностные
  • Регулятивные, включая действия саморегуляции
  • Познавательные, включая общеучебные и логические
  • Знаково-символические
  • Коммуникативные

Личностные

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.
  • Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД.  Общеучебные УУД.

  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из послушных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
  • Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Познавательные УУД. Логические УД.

  • Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
  • Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивая, восполнение недостающие компоненты;
  • Подведение под понятия, распознавание объектов;
  • Установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • Выявление родо – видовых и ситуативно существенных признаков;
  • Выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково- символические УУД.
  • Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Разрешении конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.

4. Критерии и способы оценки сформированности УУД у учащихся

Критерии сформированности УУД

  • Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Свойства УУД

  • Свойства действий, подлежавшие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Уровень (форма) действия

  • Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:
  • В форме конкретного преобразования вещей и их материальных заместителей,  материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
  • Действие в словесной или речевой форме;
  • Действие в уме – умственная форма действия;
  • Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития).
  • Разумность действия характеризует ориентацию у учащегося на существенные для выполнения условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.
  • Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата.
  • Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщения действия.
  • Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной  и содержательной и характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действия.
  • Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.

5. Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе

  • Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Условия формирования УУД
  • Определение функций и содержания УУД;
  • Определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД;
  • Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины;
  • Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материальной к речевой и умственной форме действия);
  • Разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств УД (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД

Общие рекомендации по формированию УУД на уроке иностранного языка

1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,
- от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной (иностранный язык).
Выделить в учебном предмете (иностранный язык) зону ближайшего развития для УУД.          Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине.          Определить желаемые свойства действия.       Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

5.  Изучить систему рекомендаций, предложенных разработчиками и авторами учебников и учебных пособий по учебному предмету с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине.  Познакомиться (обязательно) с критериями экспертной оценки учебника и учебного пособия, с рекомендациями и учебными заданиями, направленными на формирование универсальных учебных действий.

6. Изучить учебно-методические рекомендации для учителей. В случае необходимости пройти специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов (ИПК и ППРО ОГПУ).

 Рекомендуемая литература:

    1. Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 30 - 33.
    2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с
    3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
    4. Дзятковская, Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты / Е. Н. Дзятковская  // Психология здоровья и личностного роста. - 2010. - № 1. - С. 62 - 93.
    5. Загвоздкин, В. О стандартах второго поколения / В. Загвоздкин // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 9 - 20.
    6. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23
    7. Константиновский, Д.Л. Требования семьи, общества и государства к начальной ступени общего образования: результаты мониторинга/Д.Л. Константиновский// – Народное образование. - 2010.- №5.- С. 118-127
    8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова,  - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).
    9. Планируемые результаты начального общего образования /  под редакцией Г. С. Ковалевой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
    10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

     

     

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации