Изучение татарского языка по системе И.Л. Литвинова

Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 18.04.03

Во многих школах Татарстана наряду с государственной программой используют альтернативную программу, основанную на системе И.Л. Литвинова. В основу системы И.Л. Литвинова положен принцип изучения татарского языка как иностранного языка.

Система исходит из того, что изучение татарского языка в школе  прежде всего имеет  практическую цель: для подавляющего большинства детей, не владеющих родным языком, потребность в татарском языке ощущается на уровне повседневных разговоров с окружающими людьми. Возможность овладения языком в условиях массовой школы весьма ограничена. Сегодня можно поставить задачу: научить вести разговор на бытовую тему. В дальнейшем требования могут быть существенно увеличены.

Изучение татарского языка по системе  И.Л.Литвинова предполагает:

1)                 усвоение фонетики до степени, позволяющей различать значение слов и грамматических структур:

2)                 довольно полное усвоение и сохранность изученной лексики;

3)                 способность автоматизированного воспроизведения грамматических структур на базе усвоенной лексики и их применение в устно- речевых упражнениях;

4)                 включение усвоенных структур в процесс связного говорения – с последующим выходом на коммуникативный уровень.

Положительные аспекты системы И.Л. Литвинова:

а) все упражнения для развития связанной устной речи подобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей, с учетом их психического развития;

б) в системе предусмотрены физкультурные паузы, содержание которых тесно связано с учебным материалом;

в) комплектование групп по исходному уровню владения языком дает возможность делить на группы всю параллель, а не класс.

Уроки, построенные по данной системе, требуют большой подготовки со стороны учителя. Обстановка на уроках творческая, учащиеся свободно рассуждают вслух, не стесняются сомневаться, отстаивать свое мнение. Одной из положительных сторон этой системы является ее доступность для школьника, быстрое достижение положительных результатов, позитивный настрой ученика к изучаемому предмету.

Чтобы с первых лет обучения ребенок не стал  тяготиться школой, учитель должен позаботиться о пробуждении мотивов обучения, которые лежат в самом процессе обучения. Задача в том, чтобы ребенок учился именно тому, от чего он испытывает удовольствие. Когда учиться легко и интересно - учиться хочется. Этому способствует обучение по системе И.Л. Литвинова.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации