Развитие этнокультурного образования в Оренбуржье

Представила: Биктимирова Л.Р.- методист национальных языков.
Дата: 11.03.03.

Развитие этнокультурного образования можно разделить на 3 этапа:

1. Дооктябрьский

2. Советский.

3. Современный.

Обратимся к истории  развития этнокультурного образования Оренбургского региона, чтобы увидеть, каковы были возможности учебного процесса национального образования XIX века и сравнить их с состоянием современного национального образования.

До Октябрьской революции  в Оренбуржье была  своя система национального образования, не зависимая от государства, субсидируемая  мусульманским благотворительным обществом, в состав которого входили купцы Хусаиновы, Девышевы, златопромышленники Рамиевы. Оренбуржье до 1917 года и даже несколько лет после революции было одним из крупных центров татарской, башкирской, казахской культуры. За счет средств Рамиевых выпускалось несколько десятков газет и журналов,  лучшими из них признаны газета «Вакыт» и журнал «Шура».

Кроме того в Оренбурге работал первый профессиональный татарский театр, основанный Фуатом Булатовым - выпускником медресе «Хусаиния».

В XIX в. только в Оренбурге было15 татарских школ с полным циклом обучения, в Оренбургской области- 149.

Были женские средние школы: в Оренбурге «Школа «Бобстания», «Школа Фатимы Адамовой», « Школа Зайнаб Камалии», в Троицке - «школа Гайнии Яушевой»

Большую роль в развитии образования имели два высших  медресе: «Хусаиния»- в Оренбурге и «Мухаммадия» - в Троицке.

Директором медресе и редактором издававшегося в Оренбурге журнала «Шура» был выдающийся ученый-мыслитель, педагог и просветитель, историк, писатель и журналист Ризаэтдин бин Фахретдин.

Медресе «Хусаиния», просуществовавшее с 1889- 1924г, содержалось купцами Хусаиновыми и пользовалось большим авторитетом  в России и за рубежом. Велик был интерес общественности к деятельности медресе: почти в каждом номере выходивших в то время газет и журналов, в том числе и русских, давалось сообщение из жизни медресе.

Медресе за короткую историю выросло в одно из наиболее солидных высших учебных заведений на уровне европейских университетов.

Преподавателями медресе были выдающиеся личности: Гаяз Исхаки- классик татарской литературы , выдающийся общественный и политический деятель, Фатих Карим – классик татарской поэзии, окончивший Константинопольский университет- (преподаватель истории и литературы), Ханиф Бакиров- преподаватель физики и химии (Константинопольский университет), Камил Каримов-преподаватель истории (Казанский университет), Сунагулла Бикбулатов- заместитель директора и преподаватель истории Башкирии и тюркских народов (Каирский университет), Хан Юсупов- преподаватель математики (Томский технологический институт), Кабир Сагиров- преподаватель географии (Константинопольский учительский институт). Многие из них являлись авторами учебников.

А вот имена ряда только ряда писателей и поэтов, выпускников медресе: Сагит Агишев- классик татарской и башкирской литературы, Шаезада Бабич - выдающийся  татарский и башкирский поэт, Ахметзаки Валиди Туган- тюрколог с мировым именем, Муса Джалиль- героический сын татарского народа,  поэт; С. Рамиев- классик татарской поэзии; Мирхайдар Файзи- классик, драматург, автор татарских музыкальных пьес и др. Всего из стен медресе выпущено1500 работников культуры, науки и просвещения среди тюркоязычных народов – татар, башкир, казахов.

Кроме того, подготовку национальных кадров в XIX веке в Оренбургском крае осуществляло азиатское отделение Неплюевского кадетского корпуса, где преподавались дисциплины, связанные с земледелием, лесным хозяйством, а также арабский, персидский и родные языки, а начале XX века (в 20-е-30-е годы) - Башкирский педтехникум, который располагался в здании Караван - Сарая.

В годы Советской власти политика  интернационализации способствовала исчезновению национального образования.  Даже в Казани действовала всего лишь одна школа, где татарский язык преподавался как предмет, в г. Оренбурге не было ни одной подобной школы.

В последние десять лет в Оренбурге и области восстанавливаются богатые традиции национального образования XIX века и начала XX века.

Татарский язык изучается в 52 школах региона, башкирский         язык - в 43, казахский язык - в 23(факультативно), эрзянский язык - в 1.

В 1990 году были открыты национальные группы (башкирские, татарские) при ОГПУ. В течение ряда лет успешно работают национальные отделения при педагогическом колледже №3. 

В 2002 году исполнилось 10 лет школе №38 г. Оренбурга (с изучением татарского языка).

В 1999году была открыта начальная школа с изучением татарского языка по улице Курача 26. 

Хочу воспользоваться представившейся возможностью и выразить благодарность администрации школы №54 г. Оренбурга, за то, что усилиями директора и завучей, продолжают набирать классы с преподаванием татарского языка.

Работает также кабинет национальных языков при ООИПКРО.

Составлены образовательные курсы базового повышения квалификации, а также образовательные программы проблемных курсов «История и культура татарского

( башкирского) народа», образовательная программа курсов стажировки учителей.   В соответствии с этими программами учителя области имеют возможность повышать свою квалификацию:

1) на курсах базового повышения квалификации с последующей аттестацией на 1,2 и высшую категории;

2) на проблемных курсах;

3) имеют возможность стажироваться на базе  СШ№38, педколлледжа №3.

Собран богатый материал по развитию этнокультурного образования для музея народного образования («История развития этнокультурного образования», «Учительские династии», «Учителя национальных школ - ветераны Великой Отечественной Войны»).

Обобщается опыт учителей, аттестующихся на высшую категорию.

Налаживаются контакты с ИПКРО Республики Татарстан, Башкирским ИРО, Мордовским Республиканским ИО, ИПК города Уральска Республики Казахстан.

В этом году удалось провести стажировки учителей казахского языка по актуальным проблемам «Коммуникативно- развивающая система и блочная система планирования как средство интенсивного изучения казахского языка»  с приглашением ученых и опытных учителей из Казахстана. ( При малом количестве часов, отводимых на изучение родного языка,  данная методика является оптимальной при изучении казахского языка).

В апреле планируются проблемные курсы для учителей башкирских школ с приглашением ученых из БИРО «Обновление содержания образования в предметной области «Башкирский язык и литература».

Кабинет национальных школ ООИПКРО принимает активное участие в организации семинаров « Меры по реализации национального образования в рамках реализации модели региональной национальной политики в Оренбургской области» по проблемам преподавания  башкирского языка (март 2001, на базе педколледжа №3. Оренбурга), казахского языка ( март 2002 г.,Новоорский р-н). В марте 2003 планируется семинар по мордовскому языку ( Бугурслановский р-н, Кирюшкинская основная школа). 

Кроме того, кабинет национальных школ принимал участие в научно- практической конференции «Актуальные проблемы преподавания языка, литературы и сохранения этнокультуры башкирского народа» (совместно с Башкортостаном, май 2002, Гайский р-н).

В ноябре 2002 методист национальных школ, учителя Понаморевского, Александровского, Сакмарского районов принимали участие в межрегиональной конференции «Языки народов России - национальное достояние государства» в г. Казани. Выражаем благодарность начальникам районных отделов образования выше названных районов за внимание к вопросам национального образования.

Традиционными стали заседания общественного совета кабинета, членами которого являются старший преподаватель башкирского языка ОГПУ Абубакирова Л.Ф., старший преподаватель татарского языка и литературы ОГПУ Абдулхаликова А.Г. В 2002 году проведен ОСК на тему «Национально- региональный компонент в преподавании дисциплины «Родной язык и литература» и «Проблемы билингвизма»

В издательской деятельности кабинет национальных школ сотрудничает с администрацией ООИПКРО  (Например, в 2001, 2002 в журнале «Этнопонарама» вышли в свет статьи по итогам областных семинаров и статья «Этнокультура как средство  нравственного воспитания и диалога культур» в журнале «Оренбургские края», продолжается сотрудничество  с казахской газетой «Айкап» и татарской газетой «Яна вакыт».

Написан ряд методических рекомендаций для учителей, работающих с детьми, не владеющими родным языком «Лингвометодические основы изучения родного языка». «Проблемы билингвизма в двуязычной школе», « Формирование знаний о национальной культуре в процессе коммуникативного обучения родному языку».

Да, ведется определенная работа в области национального образования, есть определенные достижения, но больше, пожалуй, проблем:

1.      Как сегодня реализовать федеральный и национально- региональный компонент? Почему количество часов, отводимых на предмет, колеблется в одном районе от 4-5 часов, а в другом - от 1-2 часов? А новые стандарты  образования, не попытка ли это опять приравнять школу национальную со школой с русским языком обучения?

2.      Как совместить национальное и межнациональное? Каков переход от национального к интернациональному?

Как, не навязывая чужую культуру, чужую ментальность дорасти до вершин мировой культуры, при этом, не забывая, что « культура каждого народа - жемчужина на ковре цивилизации? Может быть, начальное образование давать только на родном языке, а в среднем и старшем  звене увеличивать количество часов, отводимых на изучение русской и мировой культуры?

3.      Даст ли  модернизация простор национальному образованию? Должен ли быть ЕГЭ  родному языку?

4.      Будет ли реализованы профильные национальные школы? Как организовать изучение опыта существующих профильных школ?( Например, татарской гимназии в г.Саратове).

5.      Какие элективные курсы вводить в национальных профильных школах и кто должен разрабатывать?

6.      Как и кто будет осуществлять подготовку кадров для профильных национальных школ?

Ответы на эти вопросы мы должны искать сообща, они требуют работы и объединения усилий комитета по межнациональным отношениям, главного управления образованием, оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, национальных центров и национальных автономий.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации