Формирование знаний о национальной культуре в процессе коммуникативного обучения родному языку
(Методические рекомендации)

Представила: Биктимирова Л.Р., методист УМК национальных школ
Дата: 11.03.03.

Все знают, что рождение языка в человеке - природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка. Ребенок, начинающий говорить, никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь. Язык рождается только в общении. Грамматический анализ можно делать только, когда знаешь язык. Основная цель - запомнить грамматически связанные фразы.

Каковы же конструктивные цивилизованные пути решения проблем возрождения национального языка и этноса?

В последние годы ряд государственных документов отражают необходимость изучения языка в культурологических аспектах. Нельзя изучать язык народа, его историю иначе. Важно показать, что язык - не только средство общения, а изучение языка предполагает изучение народной психологии, традиций, обрядов

Знакомство с культурой осуществляется на нескольких уровнях. Объектом изучения становятся слова, фразы с национально неповторимой семантикой: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, крылатые слова и изречения. Общение может быть через кроссворды, через проведение фонетических зарядок, фонетических и поэтических пятиминуток и физкультминуток. Звучание национальной музыки, разучивание элементов народного танца, разучивание народных песен - наиболее удачные формы привития интереса к национальной культуре.

Именно их осмысление формирует национально- культурный фон, необходимый для восприятия культуры.

Возрождение языка невозможно без внедрения новых технологий, где грамматико- письменная ориентация заменялась бы новой. Заслуживает внимания коммуникативно- развивающая методика, построенная на блочной системе планирования, по интенсивному изучению  языков в детских садах и в начальных классах  общеобразовательных школ, где основная масса детей не владеет родным языком.

Грамматические особенности слов можно реализовать через различные ситуации или блоки.

Блок - это тема, рассчитанная на одну или две недели(7 уроков), которая проходит через все режимные процессы и занятия.

Методика построена на изучении опыта обучения иностранному языку по интенсивной методике на материале бытовых тем (блоков):

1. Знакомство.

2. Семья.

3. Школа.

4. Одежда.

5. Посуда и.т. д.

Коммуникативно - развивающая методика не ставит основополагающей целью изучение грамматики (изучение языка как системы), но во время изучения ситуативных тем даются некоторые сведения по грамматике родного языка (отличительные особенности родного языка от русского). Грамматические сведения даются в виде таблиц, которые могут быть оформлены как предметы материальной культуры родного народа (орнамент, юрта, национальный костюм и.т.д).

Положительная сторона данной методики и основная цель изучаемого курса - это эмоциональный настрой.  Дети должны работать душевном комфорте. При этом велика роль учителя. Какими качествами должен обладать учитель во время общения, чтобы создать душевный комфорт?

Комфорт создается учителем элементами игры.

Каждому ученику в течение урока предоставляется возможность выступить в какой - либо роли в зависимости от тематики и содержания занятий. В младших классах это могут быть роли из сказок, различные народные игры, подобранные по ситуации. В условиях игры учащиеся упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют психологическую готовность к речевому общению, тренируются в выборе нужного речевого варианта. В дальнейшем эта игра служит своеобразным повторением уже пройденного материала и, что немаловажно, - средством приобщения к национальной культуре.

Игры очень полезны для поддержания у школьников интереса к знаниям

Успех игры во многом зависит от простых и ясных инструкций учителя. Он может

n   предложить учащимся самим придумать игру;

n   предоставить учащимся какие- либо предметы материальной культуры родного народа;

n   напомнить учащимся о пройденных речевых оборотах, общеупотребительных фразах родного языка.

 

Народная игра с завязанными глазами. («Кyзбeйлeш») (Блок «Семья»).

Участники игры становятся в круг, выбирают одного ведущего, которому завязывают глаза, и все по порядку повторяют следующие четверостишия:

Чибeр егет (кыз), ныклап уйла

Алдында кем барлыгын,

Ялгышмыйча эйтеп кара

Исеме кем булганын

 

Народная игра «Кап та коп» (Повторение пройденного материала.)

Прочитываются стихотворения, загадки, изученные ранее, в конце каждого учитель говорит: «Кап та коп». Нельзя смеяться. Кто засмеется, тот должен прокричать вороной (петухом и.т.д).

 

Игра «Бабушкин сундук» (Блок «Одежда»).

Вытаскиваются вещи из сундука и проговариваются названия национального костюма:

Тyбeтeй, камзул, билбау, читек, кeлeпyш, алъяпкыч, муенча, калфак, чyeк.,чeчyргеч

Народная игра «Продаем краски» («Буяу сатыш» уены). (Блок «Цвета»).

Девочки выстраиваются в одну линию, мальчики - в другую. Ведущий (продавец красок) дает девочкам имена (красная, зеленая, синяя краска и.т.д). Мальчики выступают в роли покупателе красок. Покупатель произносит такие слова:

Буяулары бар микeн,

Зeнгeр микeн ал микeн?

«Тoсем матур мине ал»-

Диючесе бар микeн.

Буяу сатучы cавап бирe:

 «Буяуларым кyптeн кyп,

Зexгeр, кызыл, яшел, кyк.

Кайсы hoнeрен кyрсeтсe;

Шуxа шohрeт, даннар кyп».

После того как покупатель покажет свои таланты, он может забрать одну из девочек. Затем идет следующий покупатель. Игра продолжается до тех пор, пока не продадут все краски.

 

Народная игра «Овощи». («Яшелчe уены»). (Блок «Овощи»)

Ведущий шепотом дает имена всем участникам игры: « Помидор, баклажан, перец...», выходит на середину и говорит примерно такие слова « Мы приехали посмотреть на ваш огород. Вот пришли в первую бригаду и увидели слева поле, где посажены помидоры, справа- капуста, недалеко от них - огурцы, редька... Пришли во вторую бригаду - там арбузы, кабачки, дыни. Во время рассказа,  овощи, который называют, встает, если кто- либо не услышит, тому придумывают «наказание». 

 

Комфорт создается учителем работой над смысловым значением поговорок.

Кеше кyрке-йoз,

Йoзнеx кyрке-кyз,

Уйныx кyрке- тел,

Телнен кyрке- сyз.(Блок «Части тела»)

 

Комфорт создается учителем проведением физкультминуток.

Физкультминутка «В лесу» («Урманда»).

(Блок «Лес»).

Бергeлeшеп, уйнашып без барабыз урманга ( Бару хeрeкeтлeре).

Кyктe кояш елмая,

Канатларын cилпи-cилпи

Кyбeлeклeр очалар.( Кулларын як-якка ceеп селкилeр).

Ак, кызыл, сары, зexгeр,

Нинди матурлар алар.( Кулларын oскe кyтeреп селкилeр).

Ак ромашкалар oзеп,

Такыялар yрeбез.( Куллары белeн  «yрy» хeрeкeтлeрен кyрсeтeлeр.)

Ак каеннар тoплeренeн

Без гoмбeлeр эзлeдек.( Чyгeлeп йoрилeр).

Агач башында уйнаган

Тиеннeрне кyзлeдек (Торалар, oскe карыйлар).

Матур чeчeклeрне кочып,

Гoмбeле кeрзин тотып,

Без кайтабыз урманнан,

Бераз гына арылган.

Физкультминутка»Гуси « («Казлар»)

·       Казлар очалар ,

очалар ( Балалар кулларын cилпилeр.)

·       Очалар да утыралар ( Áалалар чyгeлилeр).

·       Утыралар да тагын очып китeлeр. ( Укучылар басып кулларын cилпилeр).

 

Комфорт создается учителем работой над  смысловым значением пословиц.

При работе над блоком «Семья», например, обязательно нужно знакомство с народными пословицами о семье, объяснение их значений.

Ата ананы тынлаган  eдeм булган, тынламаган  eрeм булган.

Жылы суз сан азыгы(Блок «Числа»).

 

Комфорт создается учителем работой над артикуляционными особенностями звуков и проговариванием скороговорок родного языка.

Чрезвычайно долго формируется произношение звуков, артикуляционные особенности которых свойственны лишь родному языку.

(звуки, которые пишутся и произносятся по-разному).

Для усвоения звуков родного языка, которых нет в русском языке, нужно больше времени и большее количество тренировочных упражнений.

В фонетический минимум родного языка должен входить не только перечень фонем, их позиций и способов реализации в родной речи, но и список лексических корреляций, отражающих данные фонемы и их оппозиции и позиции, поэтому на каждом уроке проводится фонетическая зарядка, а после этого подбираются скороговорки

К

K

Глубоко заднеязычный.    Карга

 

 

Кара карга карга кунган.

Каркылдыйдыр : »Кар да кар».

Кайчан эреп бетeр кар.

 

 

Ж

Ж

Произношение этого звука напоминает последний звук в русских словах дождь, вожжи. Звук обычно употребляется в заимствованных словах.и звукоподражательных словах

жилэк, cиде.

 

·       Жe-ce-ce-ce! Бакчада йoри кece.

Жe-ce-ce-ce! Кeбестe ашый кece

Жи-cи-cи-cи! Кызарып пешкeн cилeк.

Жы-жы-жы-жы! Жый син аны бер чилeк.

 

Комфорт создается учителем разгадыванием загадок.

Аягы юк- йoри,

Теле юк- сoйли. ( Хат язу). (Блок «Школа»).

(«Табышмак эйтeм жавабын тап»)( Блок «Овощи»)

Тeрeзeсе юк,

Эче тулы халык. (Кыяр).

Кечкенe генe йорт, эче тулы корт. (Кыяр).

 

Тунарсын,тунаганда еларсын. (Суган).

Yскeндэ яфрагын ашыйлар, yсеп житкeч yзен ашыйлар. (Суган).

 

Яссы, яссы яфрак, яткан жире туфрак. (Кeбестe).

Утырган бер чyлмeк, oстенe кигeн 100 кyлмeк. (Кeбестe).

 

Жир астында алтын казык

Бик тeмле ул. (Кишер).

Ай кебек тyгeрeк, май кебек сары. (Шалкан).

Yзе койрыклы, лeкин тычкан тyгел. (Шалкан).

 

Yзе шардай, тeме балдай. (Карбыз).

 

Тyгeрeк кенe кызыл йорт,

Эче тулы вак-вак корт. (Карбыз).

 

Подобные загадки подбираются и при изучении блока «Лес», «Дикие животные», «Домашние животные».

Комфорт создается учителем звучанием народных песен и разучиванием элементов  народного танца.

Песни - полезный вид языковой практики. Их можно записать и слушать дома, с ними можно работать  в классе. С песни можно начать урок, песню можно включать как паузу. Если ученикам дать заранее текст и на уроке прочитать его несколько раз, то они могут подпевать, слушая запись. Можно устроить конкурс на лучшего певца.

Этот принцип дает большие возможности для духовного роста и воспитания, приобщения к истории, культуре родного народа.

Комфорт создается учителем составлением кроссвордов (ребусов) на заданную тему. Кроссворды - средство закрепления лексического минимума слов в каждом новом блоке и обычно дается как задание на дом. Кроссворды могут быть составлены в форме орнамента. Это тоже средство приобщения к этнокультуре родного народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

з

з

 

ш

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

а

р

м

а

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

Ш

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

(Блок «Части тела»).

 

Коммуникативно- развивающая методика, основанная на блочной системе планирования, для детей, не владеющих родным языком, кроме того, что дети усваивают родной язык на разговорно -бытовом уровне, в конце года дает следующие культурологические результаты:

 Дети усваивают:

1) этнокультурные особенности наименований верхней одежды; (тема «Одежда»);

2) национальный колорит цветовых прилагательных; (блок «Цвета»);

3) национально-культурную символику наименований флоры и фауны (блок «Овощи и фрукты»);

4) национальный колорит в названиях жилища (блок «Жилище»);

5) национальную кухню (блок «Еда»);

6) наименования национальной посуды ( тема «Посуда»);

7) этнокультурную символику, передаваемую числами (блок «Числа»);

8) имена мифологических существ, сказочных персонажей; (блок «Сказки»);

9) национально-культурные особенности восприятия времен года (блок «Времена года») и.т.д.

Только культура, обретенная в первую очередь через родной язык, остановит нравственное падение человека, огрубение его души. Язык, как форма культуры - необходимое средство человеческого мышления, познания и общения, должен усваиваться вместе с ней. Вот почему любой урок родного языка, в определенном смысле превращается в изучение культуры данного народа.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации