Национальные традиции и обычаи в воспитании личности
(Опыт воспитания в национальной семье. Роль женщины в башкирской семье)
Представила: Биктимирова  Л.Р.– методист национальных школ ООИПКРО.
Дата: 11.03.03.

Отношение к женщине- матери один из ключевых показателей меры общественной гуманности и цивилизованности. Забота о физическом и духовном благополучии женщины, отвечающей за здоровый генофонд и нравственную состоятельность нации, конкретная социальная помощь в деле воспитания подрастающего поколения, создание благоприятных условий для активной полноценной жизни в семье и обществе - конструктивное решение этих задач поможет преодолеть многие болезненные проблемы, стоящие перед современной женщиной.

Современная ситуация: ухудшение благосостояния людей, нравственный беспредел обострили также и социальные проблемы, связанные с женским началом: проституция, наркомания, женский алкоголизм, крушение семей, брошенные дети - это неизменные спутники общественных катаклизмов, не свойственные народной традиции, стали сегодня серьезной проблемой.

Не в столь давние времена не было такого количества школ, учителей и ученых, занимающихся проблемами воспитания, однако дети росли воспитанными. В башкирских, татарских деревнях не было курящих, пьющих, матерящихся, не было брошенных детей, а такого количества одиноких матерей даже в послевоенное время.

Как решить проблемы? Как повысить статус женщины?

Думается, для этого прежде всего необходимо изучить этнопедагогику и восстановить опыт воспитания женщины в народной среде.

Какова была, например, роль женщины в национальной в башкирской семье?

Обратимся к национальным традициям и обычаям в воспитании личности.

В башкирском языке женщина как противоположность  мужчине как категория, абстрактное понятие обозначается словом катын-кыз, первая составляющая этого понятия катын- служит для обозначения  жены, супруги, а также женщины. Причем по проведенным исследованиям для башкир более существенным становится подчеркивание значение жены, а не женщины. Кыз же имеет значение «девочка, девушка, дочь», то есть обозначает существо женского пола до брачных отношений.

Мужчина в нашем сознании обязательно активен, энергичен, стремится к власти и доминированию над женщиной. Для мужчины главное реализовать себя в качестве хозяина, добытчика и защитника семьи. Традиционная роль женщины - мать, жена, домашняя хозяйка, поэтому в башкирской  всегда превалировал материнский   тип женщины и четко разделялись функции женщины и мужчины, у каждого была своя роль и свое место, которое никогда не менялись: отец- золотой гвоздь, мать - золотое крыло, - мужчина- конь, женщина- телега.

«Женщина держит три угла в доме, а мужчина - один». В этой пословице общественное сознание выразило свое отношение в женщине- матери», трудолюбивой, надежной, верной. Уважение к женщине народ выражал в следующих афоризмах: «На прилежной жене дом держится», «И возвышает мужа жена, и унижает мужа жена».

В обществе считается, что «идеальной женщине» необходимо быть терпимой, слабой, ориентированной на подчинение мужчины. Это не совсем соответствует представлениям о башкирской женщине. В отличие даже от положения мусульманки- татарки, например, можно говорить об относительной свободе башкирской женщины.

Дело в том, что еще в детском возрасте в условиях суровой кочевой  жизни девочки в семье учились переносить трудности, лишения; в них воспитывались такие качества, как находчивость смелость и мужество. Многие девушки стреляли из лука, занимались верховой ездой, охотой, всеми видами домашних и хозяйственных работ. В то же время девушки учились уважительно относиться к каждому мужчине. Они хотели, чтобы будущий муж мужественным, смелым, сильным. Вот, например, каков идеал мужчины в представлениях главного персонажа «Алпамыша» Барсынхылыу:

«Человек тем человек,

Что всегда совестлив,

И если же ты, как и все, совестлив,

Если же ты мужчина,

И справедлив в словах,

Осуждая дурное,

Всегда честен в делах,

Наездник, и способен

Подвигом красить страну,

Подарю свое сердце,

Жалеть его не стану».

 

Мифология, дошедшие до нас игры и обычаи, содержащие скрытую подоплеку, свидетельствуют о высоком статусе женщины. Например во время празднования древнего праздника Хабантуй, женщины обливали водой мужчин, «символизируя и показывая, что женщины в обществе выше мужчин, как Небо - Хауа возвышается над землей ЕР- ИР (мужчиной), которого она, женщина питает в детстве своим молоком, как небо питает дождем землю. Существует народная игра : джигит на своем коне пытается настичь девушку- всадницу, если ему это удается, он получает право на поцелуй, если же нет - удар камчой по спине.

О «естественной гуманности», отсутствие жестокости в семейном быту как о ментальной особенности башкир писали многие исследователи края: « У башкир не только запрещается бить жену, но не дозволяется даже грубо обходится с ней, - сообщал Д.П. Никольский.- Если башкир грубо обходится со своей женой, то она может просить развода, обратиться за помощью к своим родным или мулле. Она не подвергается никаким грубым насилиям со стороны  семейных. Семейная жизнь башкира протекает тихо и мирно, без особых ссор и тем более драк со стороны мужа». Делом недостойным мужчины считалось оскорбление, унижение женщины, от которой зависело благополучие и покой в доме. «Плохой муж будет хулить жену, которую сам выбирал»,- говорили  в народе.

Мифо-поэтическое и сказочное творчество башкир создало эстетически возвышенный и нравственно целомудренный образ женщины, а в пословицах и поговорках нашли отражение представления народа о женщине как хранительнице домашнего очага, источнике духовного начала, оплоте мира и согласия в семье, символе прочного и гарантированного существования, надежного настоящего и благополучного будущего своих детей как продолжателей рода и национальной традиции. « На цветке без нектара пчел не бывает, в доме без детей счастья не бывает», « Не став отцом, цену отца не познаешь: не став матерью, цену матери не познаешь».

Пророк Мухаммед когда - то произнес: «Рай под ногами ваших матерей».

Пословицы башкирского народа перекликаются с данным высказыванием: « Умрет мать- река высохнет», « Без отца – наполовину сирота, без матери – вечный сирота». Поэтому  во все времена святыми считались руки матери, материнское молоко и страшным было проклятие матери.

В башкирском обществе статус женщины определялся не только тем, что она была рожать детей: «Сумела родить, сумей и воспитать»,- гласит пословица.

Довольно негативное отношение было к разводу. По свидетельству исследователей края, разводы среди башкир встречались крайне редко. В общественном  сознании его считали непристойным, аморальным явлением. « Первый муж - богом дан, - говорили в народе, - второй стыд на лице». Развод воспринимался как тяжелая жизненная драма, калечащая человеческие судьбы и глубоко травмирующая души людей: « На свете существуют  две смерти: одна развод, другая - сама смерть», « Чем метаться мужа к мужу, лучше блуждай от могилы к могиле».

На протяжении веков народная нравственность утверждала ценность и общественную значимость тихой супружеской жизни («В доме, где согласие- изобилие и счастье; в доме, где раздор- несчастие и горе»), подчеркивала значение и роль положительной атмосферы в воспитании детей (« В доме, где раздор, дочь беспутная вырастет»).

Женщина-мать охраняла и сохраняла духовный мир, культурную и национальную идентичность народа, народные традиции. С молоком матери, через колыбельные и народные песни впитывал ребенок эти традиции. Поэтому башкиры говорили: «Если он не впитал это с молоком матери - не впитает с молоком кобылицы».

 Мать, бабушка были главными, когда справляли обряды, связанные с этапами жизни ребенка.  Вместе с матерью и бабушкой дети были и на таких обрядах, которые были связаны со сменой времен года ( Нардуган, Хабан туе, Карга боткахы Кузгалак байрамы и.т.д) - это все являлось средством приобщения к народной традиции.

Тот вклад, который вносила женщина в дело воспитания детей и ее роль в хозяйсвенной жизни,  определяли высокий статус женщины.

К сожалению, времена изменились и нравы тоже.

В Каране сказано: «Судить буду вас по отношению к женам».

В современном обществе роль женщины в общественной жизни повысилась, а статус понизился. То, что статус женщины очень низок  показывает растущие из года в год убийства женщин. Такая ситуация способствует и тому, что распадаются семьи, падает рождаемость.

Как это не звучит парадоксально: в повышении статуса женщины большую роль играет повышение статуса мужчины. У отца, получающего мизерную заработную плату, появляется комплекс неполноценности: он превращается  в раба или деспота. В раба каждый может вытирать ноги, а деспот же, опираясь на физическую силу, унижает детей и жену. Такие мужчины доходят до убийства  матерей, жены, детей.

В наше время  часто встречаются  семьи, где женщина является главным добытчиком, поэтому у нее не остается времени на воспитание детей, к этому надо добавить большую бытовую загруженность женщин.

Задача сегодняшней педагогики, опираясь на этнокультурные традиции, – воспитание из мальчиков - мужей, из девочек – жен, вобравших в себя традиционные качества того или иного народа.

Современный мужчина – должен быть прежде всего добытчик, но он также не должен быть отстранен от вопросов воспитания детей и ведения хозяйства.

Современная же женщина тоже  должна быть прежде всего женой, матерью, воспитательницей и хранительницей культуры своего народа, ибо никакие социальные, культурные и образовательные программы не в состоянии приобщить ребенка к ценностям национальной традиции, к родному языку, если этого не сделает мать.

 

Литература:

1. Рахматуллина З. Роль и место женщины- матери  в башкирской традиции// Ватандаш, №8, 2001г.

2. Гаврилина М. Образ женщины в языковом сознании русских и башкир, проживающих в Челябинской области»//Ватандаш,№5,2001

3. Ахметова Г. Внутрисемейная жизнь городских башкирских женщин//Ватандаш,№4,2002

4. Еникеев .А. Обычное право башкир// Ватандаш№8,2001г.

5. Салимова Л. Воспитание девочек в башкирской народной педагогике// Ватандаш,№7, 2001

6. Царева Р. Женщина в образованном и деловом мире//Ватандаш, №6,2001

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации