Изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей татарского языка,
аттестующихся на высшую категорию

Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 11.03.03

Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, верований, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения и нравственных ценностей.

1. Практико-ориентированный проект «Нравственное и эстетическое воспитание на уроках татарской литературы и во внеурочное время» учителя татарского языка и литературы, Бакаевской СШ Северного района. Абунагимовой Гульсины Музагитовны

Гульсина Музагитовна выбрала данную тему из ряда тем в силу актуальности и востребованности в наше время (алкоголизм, наркомания, проституция). В работе обобщен и накопленный за многие годы материал.  Учитель использует элементы научного исследования, поиска. У учителя сложилась определенная система работы по нравственному воспитанию. Поражает многогранность приемов и методов работы:

1)    на лучших образцах художественных произведений;

2)    при  изучении топонимики района, истории родного села;

3)    при написании сочинений по репродукциям картин художников;

4)    во время театральных постановок драмкружка,

5)    при изучении материальной и духовной культуры родного народа;

6)    во время уроков по развитию речи (учитель приводит образцы сочинений и стихотворений);

7)    во время проведения недели татарского языка и литературы.

Анализ ученических работ показывает, что дети ориентированы на общечеловеческие ценности:

-         любовь к малой родине;

-         уважение старших, национальных традиций и обычаев;

-         уважение религии отцов;

-         любовь к окружающей природе;

-         любовь к братьям нашим меньшим.

 

Поражает нестандартность, гибкость мышления учащихся в сочинениях.

 

Координационные отличия деятельности учителя:

-         любовь к своему учительскому делу;

-         к своему народу;

-         забота о нравственном облике подрастающего поколения.

Об этом говорит высокий уровень воспитанности учащихся и ценностный потенциал, как учителя, так и учеников. 

 

2. Практико-ориентированный проект «Из опыта подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по татарскому языку и литературе» учителя Тукаевской средней школы Александровского района» Мамаевой Софьи Муслимовны.

Ученики Софьи Муслимовны занимают призовые места (7- кратно) на районных и республиканских олимпиадах по татарскому языку. В 1997 году Софьи Муслимовна заняла 1 место на районном конкурсе «Учитель года», 2001 году награждена премией губернатора. В 2003 году ученица 11 класса Даутова Лилия заняла 1 место  на областной олимпиаде по родному языку. Подготовка к олимпиадам школьников предполагает знание не только программного материала. В учебниках дается довольно полный материал по «Фонетике», «Морфологии», «Синтаксису», а главы «Фразеология», «Графика и орфография» требуют доработки и использования дополнительной литературы. Подготовка к олимпиадам школьников предполагает

- работу над идейно- эстетическим смыслом, жанром, композицией, сюжетом художественных произведений;

- воспитание любви к человеку- труженику и к родному краю (на примере  «Шурале» Тукая);

- подробную работу над интересными фактами биографии поэта и отражением ее в поэтическом творчестве;

- работу над особенностями стиля писателя (на примере изучения творчества Х.Туфана);

- изучение творчества писателя- юбиляра,  писателей – современников и писателей, выходцев из Оренбургской области;

- использование игрового материала («Поле чудес» Риза Имморат «Бессмертная песня»), КВНы, викторины, конкурсы  после изучении разделов «Фонетика», «Синтаксис», «Фразеология» и др;

- использование этнокультурного материала (Национальные праздники в школе «Науруз», «Сабантуй», «Аулак ой», «Казан солгесе»);

- костюмированные и драматические представления после изучения того или иного произведения;

- читательские конференции ( Мусагит Хабибуллин «Нет смерти воину»,

Г. Баширов «Родина моя - золотая колыбель»), которые обогащаются конкурсами, элементами диспута, видеоматериалом и грамзаписями;

- использование тестов (в журнале «Магариф» печатаются тесты для республиканских олимпиад)

 

3. Практико-ориентированный проект: «Воспитание толерантности на уроках и во внеурочное время» (Из опыта апробации программы «Календарные и обрядовые праздники  учителя СШ №38 Кильметова Т.Б.)

Сближение  народов, усиление их взаимодействия — важнейшая закономерность развития современного сообщества. Это объединя­ет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами и барьеры узкого национализма.

Перед образованием  стоит сложная задача подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. Решение этой задачи требует соответству­ющей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.

 Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики.  Но происходящие в образовательной сфе­ре процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.

Воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры и неподготовленность детей и мо­лодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их культурного самоопределения.

С одной стороны, необходимо учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам.

Большой интерес, например, представляет программа "Календарные и обрядовые праздники русского и татарского народа», разработанная учителем СШ№38 Кильметовой Т.Б. Одна из важнейших функ­ций школы — научить людей жить вместе. Программа должна способ­ствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занима­ет в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам. Программа осуществляет процесс приобщения ребенка к родной этнокультуре, а от нее — к русской, программа способствует усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традици­ях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения к культурам других народов. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. Акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности,  способствующих развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества

Цель программы - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и верований.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации