Воспитание патриотизма на примере жизни и творчества Мусы Джалиля
( к 100-летию со дня рождения поэта)

 

Патриот- это человек, который любит свою землю, свой народ и готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью, ради всего этого. Патриотизм- явление свойственное патриоту.

Патриотизм - нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить его интересы

Экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовной ценности привели к тому, что произошло смещение понятия любовь к Родине. В некоторых средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров слово патриотизм обретает отрицательное значение, потому что сегодня «патриотами» стали называть себя националисты крайне левого толка, которым свойственен шовинизм.

А ведь еще Л.Н. Толстой говорил о том, что различия между патриотом и шовинистом принципиальные: «патриот любит свой народ», а «шовинист ненавидит другие народы».

Некоторые исследователи полагают, что времена патриотизма ушли, на его смену пришел «национал – патриотизм».

Можно ли возродить патриотизм сегодня? Есть ли пути воспитания истинного патриота – гражданина?

На наш взгляд, чтобы воспитать качества патриота в молодых гражданах, необходимо:

1.Возродить основы этнокультуры и этнопсихологии каждого из народов и основы нравственности, заложенные в религиях народов, заселяющих Россию.

Темы героизма и патриотизма занимают существенное место в народной педагогике. «Храбрость от сердца- сила от рук»; «Храбрость не от внешнего вида, а от сердца»; «Герою везде дорога узка»,- гласят народные пословицы.

Род, племя, народность играли особую роль в жизни человека. Появлялась потребность защитить то, к чему привязывались с детства от посягательства других племен, потому что родина – это не только место, где человек родился, шире - это любовь к природе, народным традициям, обрядам и обычаям, родному языку.

«Без песни человек, что птица без крыла»,- гласит пословица.

Богатая песенная культура составляет основу нравственно-эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Человек, любящий народные песни, любит красоту. На чужбине, такой человек тоскует по родине Такой человек способен совершить героические поступки, а потом народ сам сочиняет о героях песни, эпосы, пословицы и поговорки ( «Слава героя на языке народа», «Жить на земле больше мастерства, а умереть, зная, зачем умираешь, еще большее мастерство»).

Джалиловцы, а их было 12 человек, и на гильотину шли с песней: «Эти татары все до одного встретили смерть на удивление спокойно, даже когда шли на смерть пели какую- то песню на родном языке»,- писал над надзиратель тюрьмы в Плецдее.

Какую песню они пели «Туган тел», «Эллуки», на стихи Тукая? «Туган як»?«Сарманай?», «Кара урман?», «Оло юлнын тузаны»?

Всюду - в Моабите и Тегеле, в Шпандау и Плетцендее Джалиль и его соратники продолжали бороться, мужественно переносили пытки и издевательства, но не назвали никого из участников.

И еще одно: очевидцы вспоминают, что перед тем как шагнуть к гильотине в тот страшный час 25 августа 1944 года, Джалиль и его соратники улыбались.

В Великой Отечественной войне участвовало поколение, не почувствовавшее всю «прелесть» атеистической пропаганды, поэтому некоторые из джалиловцев умирали, целуя Коран.

Они победили в борьбе со смертью за святую землю отцов и детей потому, что над революционным сознанием преобладало чувство понимания, что родина начинается со святых могил отцов и дедов, со свободы народа и воли, с вековых традиций семьи.

Всю жизнь готовились они к этому подвигу, и каждого из нас через десятилетия озаряют своей улыбкой

Сибгат Хаким написал об этом стихотворение «Татары умирали с улыбкой на устах».

Поэт Сайфи Кудаш, народа, поражаясь силе духа поэта, спрашивал: «Скажи, Муса, где хранил ты столько героизма, у кого взял столько гордости?»

Назар Нажми - аксакал башкирской и татарской поэзии, участвовал в захвате Берлина. Его полк 22 апреля 1945 года ворвался в Плетцендее. Он опрашивал начальника тюрьмы и видел гильотину. Чувствуя свою вину перед поэтом, он написал стихотворение «Прости, Муса…».

Патриотизм, прежде всего, базируется на народных началах, именно поэтому в школах необходимо ввести: «Народная культура» («Культура моего народа»), «Народная культура и история» («История и культура моего народа»), «Интегрированное изучение истории и родной литературы», «Изобразительное искусство и народная культура», «Технология и народная культура» и др.

2.Создать государственность, в основу которой положено уважение к человеку любой национальности, создать законы, имеющие социально- политическую, правовую, нравственную силу.

Советский патриотизм не был только русским. Каждый народ, живущий на Земле, рождает храбрых героев и личностей. Например, 87 миллионов джигитов- татар сложили головы на полях сражения Великой Отечественной; 200 сыновей татарского народа были удостоены звания Героя Советского Союза. Они любили свой народ, но также любили другие народы; любили малую родину, но любили также социалистическое Отечество, поэтому советский патриотизм - это понятие не этнического, а политического лексикона.

3.Учить на примере героических личностей, не зависимо от их национальной принадлежности, не пытаясь при этом отыскать «грязные пятна» в их биографии, а понимать главное: то, что они жизнь свою отдали во имя народа и Родины- это основа не только патриотического воспитания, но и сохранения единого социокультурного пространства нашей страны.

«Мир и мировая наука знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких как наш поэт- герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль» ( Самед Вургун, азербайджанский поэт).

«Моабитские тетради» « непобедимого борца и уважаемого поэта, гражданина Мира» (Э.Мюллер Мельштат) переведены более чем на 100 языков мира, тиражом более одного миллиона.

Часто приходится слышать от учителей литературы: « Раньше мы говорили о поэте, как о герое, у которого была пламенная революционная юность. Времена изменились…Сведения о том, что молодой поэт являлся одним из первых Оренбургских комсомольцев, что молодой Оренбургский комсомолец Муса Джалиль стремился вступить в ряды компартии, что он дрался против белогвардейцев, был слушателем Оренбургской партийной школы вызывают у учеников только недоумение.

Как учить творчеству Джалиля в новых условиях? К каким сторонам творчества поэта привлекать внимание сегодня? В каком направлении вести работу,

Муса Джалиль- сын своего времени и своего революционного века, поэтому, возможно, он иногда и ошибался

Но в чем преступление Мусы Джалиля? Неужели то, что он остался верен своей стране, народу есть преступление?

Идеология сегодня во многом другая, но идеалы гуманизма, извечные и святые понятия Родина, народ, родной язык, мать, дружба, любовь, семья были для Джалиля и его соратников святыми понятиями, и для каждого порядочного и честного человека таковыми остаются навсегда.

Но Муса Джалиль не мифический герой, а реальная историческая личность.

Поэт был небольшого роста, но в нем была сосредоточена такая сила, которая помогла ему жить во имя других.

Помнит о своем лагерном сыне Оренбуржье, помнит его родное Село Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области. Студентом приезжал он в родное село на каникулы. Здесь похоронены его родные. На главной площади с Мустафино стоит памятник поэту. И в Оренбурге есть памятник поэту. В Оренбурге он закончил медресе «Хусаиния». Здесь были напечатаны его первые стихи.

Все это дает бесконечные возможности для патриотического воспитания подрастающего поколения на краеведческом материале.

В феврале 1956 года Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза, в апреле 1957 года за цикл стихов «Моабитские тетради» поэту присуждена Ленинская премия. Среди писателей и поэтов Ленинской премией награждены М. Карим, Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, а звания Героя Советского Союза и Лаурета Ленинской премии удостоен только Муса Джалиль.

Весной 1953 года «Литературная газета» напечатала подборку стихов Мусы Джалиля. Это были стихи из «Моабитской тетради», сшитые из клочков бумаги блокнотики. Стихотворения риском для жизни были вынесены из фашистких застенков бывшими узниками, соседями Джалиля по камерам Нигматом Терегуловым и бельгийским партизаном Андре Тиммермансом.

Чтение стихов из сборника также дает безграничные возможности для патриотического воспитания дает изучение творчества поэта, его «Маобитских тетрадей».

Поражает, что, плененный, Джалиль думал не о спасении своем, а писал стихи, проникнутые любовью к Родине, мечтой о свободе и ненавистью к фашистам, думал о своей дочери Чулпан(« Чулпан»), обращался к своему другу («Письмо из окопа», посвященное поэту Гази Кащафу»), мысленно прощался с любимой женой( «Прощай дорогая»), мечтал поклониться могиле своей матери («Батрачка- мать»,« Мать» ( у поэта есть два стихотворения под таким названием), «Праздник матери», «Последняя обида», «О смерти» и др).

Джалиль- певец героического духа, через смерть приобретший бессмертие. Личности заслуживают славу исключительной службой. Герой бессмертен, потому что героические личности занимают в сокровищнице памяти народа почетное место, оставляют в памяти народа незабывае6мые следы Национальный герой является предметом особой патриотической гордости и любви; а в его творчестве находят сосредоточие и воплощение общечеловеческие проблемы. В душе народа Муса Джалиль остался героической личностью, открывшей миру своеобразный поэтический мир и навсегда оставшийся вечно живым.

Поэт-герой отмечал: «Патриотизм поднимает человека над чувством страха».

Героические личности нужны молодому поколению, чтобы понять смысл жизни и назначение человека. Через десятилетия обращается к ним Муса.Джалиль с риторическим вопросом, в котором звучит утверждение: «Надо так прожить жизнь, чтобы после смерти продолжать жить, разве не в этом цель жизни?» Жизнь и творчество поэта – ответ на заданный им вопрос. А именно это является основой воспитания патриотизма, любви к Родине, народу и верности им.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации