Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования.

 

 

Утверждаю

Ректор ООИПК РО

_______________ Н.К.Зотова

 

 

 

Учебно-тематический план

курса «Воспитание толерантной личности в условиях полиэтничности Оренбургской области (дистанционный курс для старшеклассников).

 

           Цели:

           1) формирование условий для интеграции учащихся в культуры других

             народов, продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

            2) формирование диалогического сознания и мышления; расширение возможностей принятия межэтнических различий, выход на общечеловеческие ценности.

Задачи:

1)     замена отрицательного эмоционального состояния положительной;

2) формирование конструктивных способов преодоления трудностей во взаимодействии;

3) признание права принадлежать к другим культурам и право каждого быть самим собой.

 

 

Категория обучаемых: ученики 9-11 классов общеобразовательных школ с изучением родного языка.

Количество часов: 28

Продолжительность обучения: 7 недель.

Режим занятий: 2 часа в день.

Форма занятий – очная.

 

Учебно-тематический  план.

 

Разделы и темы

Количество часов

Формы проведения

Формы контроля

1. «Мое имя»

2

Тренинг

Тренинг

2.«Рассказ от имени национального блюда»

4

Тренинг

Праздник

Тренинг

3.«Встреча в аэропорту»

2

Тренинг

Тренинг

4. «Пословицы и поговорки» - средство передачи нравственного опыта народа, философского взгляда на жизнь»

4

Тренинг

Тренинг

5.«Паутина предрассудков»

2

Тренинг

 

Тренинг

6.«Чайные манеры»

4

Беседа

Праздник

Беседа

7.«Вместе мы Россия»

2

Тренинг

Тренинг

8. «Каким должен быть учебник истории Отечества?»

2

Диспут

Диспут

9.«Познакомьтесь с культурой моего народа»

4

Праздники общины с обязательной поддержкой других

Праздники общины с обязательной поддержкой других

10. «Культуры равновелики»

2

Диспут

Диспут

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

 

курса «Воспитание толерантной личности в условиях полиэтничности Оренбургской области (дистанционный курс для старшеклассников).

 

1.Введение

В «Концепции Модернизации образования» подчеркивается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства».

Исходя из положений «Концепции» можно выделить главные проблемы:

1)формирование  позитивных этнических знаний о другой культуре;

2) расширение межкультурного взаимодействия и роли школы в системе межнациональных взаимодействий;

3)формирование толерантной личности.

Проблема воспитания толерантной личности нельзя считать изученной до конца:

Как педагогу работать с такими явлениями как социальные стереотипы, культоцентризм, ксенофобия?

Какие условия нужно создавать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров?

В каком возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования чувства толерантности?

Как в рамках обычных школьных программ разработать новые программы, избегая перегрузок учащихся (на уроках, во внеклассное время)?

 

 В последние годы проблема толерантности исследуется в рамках  теории поликультурного образования и сводится к следующим шагам:

 а) введение в содержание образования специального этнокультурного материала, дающего школьникам информацию о различных культурах, позволяющих организовать обсуждение полученной информации и ее эмоциональное переживание;

б) ознакомление школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и добрососедства представителей различных рас и народов, конфессий;

в) формирование представлений учащихся о правах и свободах человека, культурном плюрализме как нормах современного поликультурного общества.

 

Но расширение этнокультурного кругозора детей не решает до конца проблемы толерантности у детей. Интеллектуальность вовсе не гарантирует толерантность. Нетерпимость чаще всего результат работы интеллектуалов.

Тренинг более эффективен, чем лекции, поэтому необходимо чередовать когнитивные (познавательные моменты) с тренингами. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир ( в том числе мир межкультурных отношений) позволит подростку пережить их сложность и противоречивость, будет стимулировать подростков в обсуждении различных социальных проблем.

Необходимо создать этническую картину класса, определив культурную, этническую, религиозную принадлежность учеников. Любой представитель иной культуры - носитель информации об этой культуре, поэтому, чем разнообразнее группа, где проводится тренинг, тем интереснее.

Решение данных проблем связано с обновлением учебно-воспитательного процесса, разработкой программ по толерантному воспитанию, подготовкой и внедрением программ для детей, живущих в условиях полиэтничной среды.

Данный курс рекомендуется вводить в школах региона в качестве    факультативного или элективного.

 

 

2.Содержание программы

            Тема 1. Тренинг «Мое имя»- проблемы этнический схожести и различий.

Что означает мое имя? Знаю ли, кто его для меня выбрал?

Кто еще в семье носит это имя?

Откуда моя семья? Когда у меня именины?

         Что означает моя фамилия? В конце определяется этническая группа-победитель, в которой      участники лучше всех рассказали о своих именах.

Тема 2. Тренинг «Рассказ от имени национального  блюда»- знакомство с материальной культурой другого народа («Меня пекут на сковороде, я румяный круглый, с различными начинками, меня едят перед великим постом…»)

Тема3. Тренинг «Встреча в аэропорту» - обновление представления, связанного с сопряжением в нем различных, не сводимых друг к другу культур; принятие дифференцированных форм межэтнического взаимодействия и различий, к которым нужно относиться с большим уважением; развитие в учащихся этнической толерантности и эмпатии по отношению друг другу ( Одни прилетели, другие улетают. Нужно приветствовать так, как принято у того или иного народа ).

Тема 4. Тренинг «Пословицы и поговорки» - средство передачи нравственного опыта народа, философского взгляда на жизнь.

Пословицы и поговорки о родине, мысли народа о счастье, о смысле  жизни, о бедности и богатстве, о добре и зле, о назначении человека, о дружбе, о любви, о взаимопомощи, о жизни, о цели, о бессмертии.

Группа делится по этнокультурному компоненту и называет наиболее известные 3-4 пословицы и прописывает ценности.

В конце выделить:

1)идентичные;

2) различные, но схожие по содержанию (выход на общечеловеческие ценности).

Тема 5. Тренинг «Паутина предрассудков»- уважительное отношение к представителям другой этнической группы; изживание этнических стереотипов.

5 человек выбираются на роль представителя определенной этнической группы. Аудитория выплескивает на них все самое негативное, что они знают плохого (этнический стереотип). Тренер заматывает веревкой (ниткой), затем разматывает, а в это время аудитория произносит положительное. В конце задать вопрос: «Что Вам помогало, когда вы слышали эти обидные слова?»

Тема 6.  Беседа «Чайные манеры» - 1) формирование представлений о многообразии культур  в мире (какие мы разные и в тоже время одинаковые);

Первый ученик сервирует чай, а второй - рассказывает о традициях чаепития в различных странах.. В центре круга оказываются заварочный чайник, чайник для кипятка, молочник сахарница, кекс ( Англия) ; чай со льдом ( Америка), маленькие чашки - омуд (Турция, Иран, Азербайджан), чашки фарфоровые чашки гайвани с крышкой и глубоким блюдцем (Китай); самовар, сухари, кренделя(Россия).

Тема 7. Тренинг« Вместе мы Россия»- рассказать о людях, в которых совмещается национальное и межнациональное;

 Дети рассказывают о великих или выдающихся людях прошлого и современности

( Пастернак, Пушкин, Айвазовский и др)

 

Тема 8. Диспут: «Каким должен быть учебник истории Отечества?»

Диалог культур различных эпох, помогающий ощутить восхищение, сострадание, симпатию к ге­роическим событиям в истории другого народа, творцам истории; проследить авторов учебников, которые дают искажение фактов истории другого народа.

Тема 9. Праздники одной общины с обязательной поддержкой других «Познакомьтесь с культурой моего народа».

 

Знакомство с различными народными культурами  по следующим ценностным приоритетам.:

-              - народная философия как основа существования этнокультуры;

-               человек в природе: отношения с космосом, природой ( народный календарь); правила поведения в природе;

-              семья, отношения к родству и его значимость, взаимоотношения между членами семьи; народное искусство: игрушка, костюм, жилище;

-              отношение с другими народами;

-               народная медицина, физическое воспитание;

-              этноэтикет; табу: система запретов;

-              народные традиции, обряды, ритуалы;

                     -        ценностные ориентации.

 

         Тема 10. Диспут: «Культуры равновелики» – размышления над высказываниями выдающихся людей,

3.Методические рекомендации и пособия:

 Реализация  программы предполагает работу в парах, групповые занятия.

 Программа предполагает проведение лекций и бесед, а также предполагает такие формы работы:

n   тестирование

n   -игровые программы;

n    диспуты

n   праздники культуры.

 

4.Мониториг результативности программы

 Отказавшись от предвзятости, предрассудков, чувства национального превосходства  ученики научатся  жить в многоликом мире и конструктивно разрешать конфликты

 

5.Контрольные задания, материалы  для тренингов, дискуссий, праздников.

 

1.Тестирование. Определение уровня толерантности.

Толерантны ли вы? (опросный лист).

 

Абсолютно

не согласени

Не

согласен

Скорее

Не согласен

Скорее

согласен

Согласен

Полностью

 согласен

 

В средствах массовой информации может

быть представлено

любое

мнение

 

 

 

 

 

 

 

В смешанных браках

больше проблем,

чем в браках между

 людьми одной национальности

 

 

 

 

 

 

 

Если друг предал- надо отомстить ему

 

 

 

 

 

 

 

К жителям Кавказа бу-

дут относиться иначе, если они изменят свое

поведение

 

 

 

 

 

 

 

В споре может быть правильной только

 одна точка зрения

 

 

 

 

 

 

 

Нищие и бродяги сами виноваты в своих

 Проблемах

 

 

 

 

 

 

 

Нормально считать,

что твой народ лучше

чем остальные

 

 

 

 

 

 

 

С неприятными людьми лучше не общаться

 

 

 

 

 

 

 

Даже если у меня есть

 свое мнение, я готов

 выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

Всех психических

 больных

людей необходимо изолировать

 

 

 

 

 

 

 

Я готов принять в

качестве члена семьи человека

 любой национальности

 

 

 

 

 

 

 

Беженцам надо помогать не

не больше, чем

 остальным, так как у местных проблем

 не меньше

 

 

 

 

 

 

 

Если со мной поступают

 Грубо, я отвечу тем же.

 

 

 

 

 

 

 

Я хочу, чтобы среди

 моих друзей были люди разных национальностей.

 

 

 

 

 

 

 

Для наведения порядка

 Нужна «сильная рука»

 

 

 

 

 

 

 

Приезжие должны иметь теже права, что и местные

 Жители.

 

 

 

 

 

 

 

Человек, который

думает не так как я,

 вызывает у меня раздражение

 

 

 

 

 

 

 

К некоторым народам

 трудно хорошо отно

ситься

 

 

 

 

 

 

 

Беспорядок меня очень раздражает

 

 

 

 

 

 

 

Любые религии имеют

 право на существова

ние

 

 

 

 

 

 

 

Я могу представить

 своим близким другом чернокожего человека

 

 

 

 

 

 

 

Я хотел бы стать более терпимым по отношению к другим.

 

 

 

 

 

 

 

Для количественного анализа подсчитывается общий результат.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается бал от 1 до 6 баллов (абсолютно не согласен –1 балл), «полностью согласен»-6 баллов). Ответам же на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен-6 баллов, «полностью согласен»-1балл). Затем полученные баллы суммируются. Номера прямых утверждений 1,9,11,14, 16, 20, 21, 22.

 Номера обратных учреждений 2,3,4,5,6,7,8,10,12.13,15,17,18,19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60- низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высоком уровне интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок.

61-99- средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132- высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В тоже время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», что связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности и безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности

( особенно, если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования)

 

2.Материалы для тренинга «Рассказ от имени национального блюда»

Национальная башкирская кухня.

История башкирской кухни. Особенности башкирской кухни. Продукты питания животного происхождения. Продукты питания растительного происхождения:

- хлебные изделия (баурхак- мелкие шарики из теста, замешанные на яйцах, вареные в масле; колсэ- лепешка, печенная в золе; йэймэ- лепешка, печенная в масле;бэлеш- пирог с мясом);

- кушанья из круп и муки (боламык- болтушка, вид мучной жирной  каши из пшеничной или гороховой крупы; курмас- жареное зерно; кастыбый- пирог- начиненный слоем каши, картофельного пюре; талкан- мелько истолченная или поджаренная ячменная и пшеничная крупа. Национальные напитки.

 

 Шулпа.  Вторые блюда (тултырылган тауык, тултырма, плов и др.). Мучные изделия (кыстыбый). Молочные изделия (эремчек, каймак, катык). Напитки (кумыс, чай, шербет, айран). Мясные блюда.(бишбармак, улюш, казылык, итле белеш).Как кою.

Рецепты приготовления блюд.  Школьная ярмарка.

Традиционные трапезы в быту у башкир: бэпэй туйы- трапезы во имя жизни ребенка;

кендек туйы-торжество в честь первого представления ребенка обществу; бишек туйы-  по случаю укладывания ребенка в колыбель; тэпэй сэйе- трапеза в честь первого шага ребенка; исем туйы- « праздник имени»; кыркунан сыгарыу-« выведение из сорокодневья»; баланы атка мендереу- по поводу первого сажания мальчика на лошадь; соннэт туйы- торжество по поводу мусульманского обрезания.

 

3.Материалы для беседы «Чайные манеры».

 

По португальски-чаа.

По-японски- тья.

По английски-ти.

По-немецки-тээ.

По- французски-тэ.

По- турецки-чай.

По-арабски-ша

 

  В Китае существует легенда. Китайский император Шен Наг был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистыми деревом и ждал, пока закипит вода в котле. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева. Император попробовал напиток, и ему очень понравилось.

В Древнем Китае чайные листья обжаривали на сковородах над огнем, измельчали и превращали в пасту. Из нее делали маленькие лепешечки, их упаковывали в специальные короба - катти и доставляли к императорскому двору. Лепешки высших сортов ценились выше золота, были столь малы, что уменьшались на ладони.

 Китайцы заваривают чай в специальных фарфоровых чашках - гайванях, с крышкой и глубоким блюдцем.

 Заварочный чайник может быть глиняным или фарфоровым. Каждая заварка оставляет свой аромат, поэтому внутренние стенки чайника никогда не отмывают и не трут.

Японцы пьют чай в специальном чайном домике.

Гости, входя в этот домик, должны наклонить голову и присесть, так как высота двери 91 см. Угощает приглашенных чаем мужчина. Гости рассаживаются. Всем подают угощение- рис, суп, рыба. И только потом приступают к приготовлению чая. Разговоры во время чаепития не приняты. После последнего глотка можно поинтересоваться, откуда посуда, кто мастер, ее изготовивший, как давно она сделана, отозваться хорошо о чашках, о качестве чая.

Быстроходные суда клиперы доставляли чай из Индии и Китая в Европу. Английский моряк привез своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюле весь чай, потом слила воду, разложила по тарелкам вареные листья и приправила растительным маслом.

          Сегодня в Англии ежедневно выпивается 165 миллионов чашек чая. Чай полагается пить с молоком. В  полдень в пять часов  англичане рассаживаются в кресла, перед гостями стоит маленький столик. На нем - чайник с заваркой, чайник  с кипятком, молочник, сахарница и нарезанный ломтиками кекс. За обеденным столом пить чай не полагается. У настоящей хозяйки может не быть модного пальто и хороших туфель, но чайный сервиз есть обязательно. В начале следует налить в чашку горячее молоко, а уже потом горячий чай.

Американцы очень любят чай со льдом. Более ста лет назад в Америке проходила важная выставка. Собралось много гостей и участников. Одним из них был владелец чайных плантаций в Индии. Его служащие должны были бесплатно раздавать гостям свежезаваренный, горячий чай. Стояла жара. И чай никто не брал. Хозяин очень расстроился и приказал бросить в чашки с чаем кусочки льда. Этот чай пришелся всем по вкусу.

Чай в пакетиках также изобрели американцы. Один американский торговец рассылал в качестве рекламы в рестораны маленькие мешочки из тонкой ткани с чаем. А некоторые посетители стали опускать их в заварочный чайник.

 В горах Тибета монахи кладут  в чай сливочное масло и соль. Всю эту горячую смесь взбалтывают. Такой напиток восстанавливает силы во время пути по горным вершинам.

 В Монголии заваривают зеленый кирпичный чай, добавляют в него молоко, масло, муку, соль, черный перец.

В Иране, Турции, Азербайджане чай пьют из маленьких чашек- ормуд

 

 Как же попал чай в Россию?

 Впервые в Россию чай был завезен в Россию в XVII веке. А было это так. Русский посол боярин Василий Старков привез подарки монгольскому хану от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял его и, в свою очередь, передал для русского царя богатые дары, среди которых были аккуратные свертки с непонятной травой.

-А что это такое?- спросил посол с обидой.

-Мой самый дорогой подарок русскому царю, - ответил монгольский правитель, улыбаясь. Василий Старков пробовал этот напиток у хана, и он ему ужасно не понравился. Царь же, отведав неведомое питье, вытер рукавом бороду и молвил: «Еще!»

Как-то барин поручил своему слуге приготовить чай. Тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой

В  XVIII веке в России было принято накрывать чашку блюдцем или переворачивать вверх дном, чтобы показать, что чаепитие окончено. В конце этого же века с Запада пришли новые веяния чайной моды. Теперь в чашку клали ложечку, что означало, что чая больше наливать не стоит. Но это мода в России не прижилась. Московские купцы так и не отучились наливать чай в блюдца и дуть. А в чайных кругах Англии это считалось дурным тоном.

 Но Руси чай подавали за столом, установленным  сухарями и кренделями.

В конце чаепития дети приглашают отведать чай, соблюдая церемонии одной из стран.

 

 

 

4.Материалы и вопросы для диспута: «Каким должен быть учебник истории Отечества?».

1. В советское и  время авторы учебников не принимают во внимание  народные чувства, а сегодняшние просто не дают труда подумать, что курс отечественной истории учат не только русские дети и что история только тогда отечественная, когда написана для всех национальностей, живущих в России. Необходимо межкультурное общение, основанное на общечеловеческих ценностях. Надо учить уважать национальность своих товарищей, их предков, культуру, традиции и язык и историю..  Без осмысления истории культуры другого народа невозможен диалог.

 Вывод:

 Как на ваш взгляд надо преподавать историю в классах, где обучаются представители разных национальностей и религий?

 

 

Г. Кавальская

Соль на исторические раны

( материалы для дискуссии)

Современные татары - потомки прежде всего булгар, тюркского племени, пришедшего на среднюю Волгу в VII-IX веках и основавшего там государство Волжская Булгария, которое было уничтожено монголами. Булгары ни на кого не нападали, а вместе с русскими героически защищались от нашествия.

Татарские ученые и общественные деятели активно сотрудничают с российскими академическими институтами, и это кое- какое действие оказывает. В последних вариантах российских учебников описание нашествия дается уже несколько по- другому. Например, в учебнике А.А.Данилова Л.Г.Косулиной для 6-7 классов нигде не употребляют слова «татары»- «разоряли и жгли и грабили русские города» именного монголы.

Нет татар и в главах, посвященных Золотой Орде и взятию Казани. В итоге остается непонятным, кого же Иван Грозный покорил, взяв Казань; неужели тех монголов, которые пришли на Русь? В учебнике Т.В. Черниковой присутствует словосочетание « татаро- монгольское нашествие», но при этом автор оговаривается, что татарами китайцы назвали монголов. Черникова не демонизирует ни Чингизхана, ни Батыя, пишет о них не как о предводителях варварского племени, а как о талантливых вождях и полководцах. Здесь, да и во всех других учебниках, ни слова не говорится о происхождении нынешних поволжских татар и том, какое именно отношение к монгольским кочевникам они имеют. В результате ответ вопрос (Чьим государством - монгольским или тюркским или тюрко-монгольским-была Золотая Орда?) так и остается непонятным.

В Татарстане в национальных школах преподается история республики. В «Истории Татарстана» под руководством Б.Ф. Султанбекова, дается ответ на вопрос, откуда есть пошли татары: Улус Джучи ( Золотая Орда) был создан монгольскими ханами. Монголов же в Европе называли татарами, и этот термин перешел на тюркскоен население Золотой Орды. Со временем он закрепился и за булгарами. Однако современные татары, особенно поволжские обязаны своим происхождением не монголам, а булгарам и кыпчакам. К монгольским завоеваниям они не имеют никакого отношения. Многие историки считают, что присоединение Болгарского ханства к Улусу Джучи (Золотая Орда) имело, главным образом, политическое значение. В экономическом отношении Болгарское ханство нисколько не пострадало, а если и пострадало, весьма незначительно. Это объясняется тем, что часть завоевателей принадлежала к той же нации, что и покоренные, т. е. были тюрками - это, во- первых, а во- вторых, победители легко подпали под культурное влияние побежденных. Автор труда «Материальная культура казанских татар» Н. И. Воробьев по этому поводу заявляет: «Среди городского населения Булгарии происходит постепенное слияние прежнего булгарского населения с новыми завоевателями, также в большинстве  своем тюрками, лишь с легким налетом монголов в лице правящей аристократии. В эпоху монгольского завоевания те общественные системы, которые сложились в XIII веке, испытав большое потрясение в момент завоеваний, все же выстояли, выжили, сохранились в основных своих чертах. Благодаря этому, городская культура Болгарии времен татарского ига является прямым продолжением таковой же эпохи самостоятельности». Одновременно  с этим  сами болгары принимают многое от пришельцев, и в результате этого процесса возникает народ, выступивший позднее под названием «казанских татар».

Этот пассаж так и просится на страницы истории Отечества. Из-за «татарского ига» вопрос о татарском этногенезе приобрел особую остроту, и внести в него ясность необходимо - в этом нуждаются не только татарские, но и русские и все прочие школьники.

 

Вместе, а не врозь.

Другой вопрос, по которому у татар имеется свой отличный от официального российского взгляда- взятие Казани Иваном Грозным. Это одно из самых кровавых и трагических событий татарской истории. Татарское национальное движение отмечает дату взятия Казани как день национального траура, а в российских учебниках покорение Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств традиционно рассматривается, как внешнеполитический успех России: окончательная победа над Золотой Ордой сделала возможным продвижение на восток Правда, в последних вариантах федеральных учебников сделаны явные шаги навстречу татарам, например, А.Н. Сахаров в своем учебнике рассказывает, как самоотверженно защищались казанцы, и делает вывод, что после покорения Казанского и Астраханского ханств «Россия…постепенно…превращается в захватывающее государство». В учебниках А.А. Преображнского и Б.А.Рыбакова говорится о невероятной жестокости, с которой Иван Грозный расправился с населением Казани. Но в целом тональность остается той же, что и в советских курсах: взятие Казани - благо для России. Татарские авторы в большинстве случаев они стараются не заострять, а, напротив, смягчать расхождения в оценках этого события. В учебнике Б.Ф.Султанбекова, в частности, написано, что вместе с русскими войсками Казань штурмовали и татары из числа противников хана. Учебник отмечает, что наряду с бедами ( татар сгоняли с земли, насильственно крестили) в завоевании были и положительные моменты: быстрее стала развиваться экономика, татары стали приобщаться к русской культуре.

Такой взвешенности очень не хватает русским учебникам - в конце концов взятие Казани это такая же часть Российской истории, как татарской.

 

Материалы для тренинга: «Познакомься с культурой моего народа».

Совокупность этнопедагогических идей, имеющих общечеловеческую значимость:

-                 стремление к достижению гармонии человека с окружающей природой и социальной средой;

-                 материальная и духовная культура народа как источник и средство образования и воспитания;

-                 идеал воспитания как образ совершенного человека, воплощающего лучшие качества народа;

-                 - направленность содержания образования  и средств педагогического взаимодействия с детьми на становление гуманного и трудолюбивого человека.

Общим для этнопедагогики всех российских народов является особое внимание к воспитанию у детей любви к родному краю, доброжелательного и уважительного отношения к родным и близким. У всех народов высоко ценится семья как хранительница рода, как механизм преемственности между прошлым настоящим и будущим. Важно, что в народной педагогике учитываются половозрастные особенности детей их готовность к выполнению разных ролей в семье и производственной деятельности. Для народной    педагогики характерно раннее включение детей в возрастную жизнь, в трудовую и досуговую деятельность. Это способствует выработке у молодежи таких социально значимых качеств, как ответственность, добросовестность, стремление прийти на помощь к ближним.

 

Материалы диспута : «Культуры равновелики»

 

 

Согласны ли вы с эти утверждениями:

1.« за 3 тысячи лет своего существования кочевая культура прошла творческую эволюцию не менее яркую и красочную, чем страны средиземноморья и Дальнего Востока» (Л.Н. Гумилев).

2.«Культурные особенности каждого народа есть общечеловеческие ценности, фиксирующие многообразие и богатство всемирной истории человечества» (Л.Н. Гумилев)

3. «Культура каждого народа - жемчужина на ковре цивилизации» (Ф. Искандер).

4. «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное» (Д.С.Лихачев). 5

5. «На разных языках мы говорим, по- разному называемся русский, чуваш, татарин..,но в конце концов все мы обозначены одним словом человек. Да и ценности такие как справедливость, труд, красота, добро, образующие фундамент здания нравственности мы воспринимаем почти одинаково, только фактура может иметь кое-где национально-этнические корни» (Г.Н.Волков).

6. Каждый из нас внес что-то свое неповторимое  в цивилизацию. А вести  речь о том, кто внес больше, а кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии  воспринимало как недосягаемый образец. Но с течением времени в дальнейшем выдвигались другие.

6.Величие народа не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры.

 

      5.Литература

 

1..Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика-М: Академия,2003г.

2.Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей// Мир образования - Образование в мире, №1, 2003г.

3.Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения//Мир образования - Образование в мире, №4,2004 г.

4.Кавальская Г/Соль на исторические раны//Еженедельный журнал№5,2005г.

5.Нургалеев В. Барановская Л. Диалог культур как основа современной педагогической парадигмы// Высшее образование России, №12,2004г

6.Не попить ли нам чайку?//Обруч,№6,2004г.

7.Супрунова Л.Л. Поликультурный подход к использованию идей этнопедагогики в современной школе//Мир образования,2004,№4

8.Толерантны ли вы? //Обруч,№6,2004г.

9.История татарского народа в федеральных учебниках//Магариф, №12,2001г. и №1,2002г.

10.Цирюль О.В. Толерантность: теория и практика. Сборник Научное исследование и российское образование,2004г.