Образовательная программа “История и культура башкирского народа”

Представлено: Биктимировой Л.Р.
Дата: апрель 2005

Программа для учителей родного языка, истории и педагогов дополнительного образования.

Cодержание включает образовательную программу по изучению истории и культуры башкирского народа региональном аспекте образования, в ней даны тесты, задания на закрепление, темы для докладов и выставок, а также материалы из истории.

Введение

1. Лекции Из истории башкирского народа

2. Культура. Понятие народная культура, материальная культура, духовная культура

3. Краеведение

4. Народный образ жизни и стиль мышления. Народ. Нация. Национальные особенности народа. Что такое «менталитет народа», «менталитет человека». Почему надо изучать менталитет наших предков. Высказывание русских писателей о башкирском народе. Что такое этнография и антропология? Что нового внесли в жизнь эти науки?

5. Приложение №1. Тесты, контрольные задания, темы рефератов и докладов по курсу «История башкирского народа».


Словарь:

Авеста-ирано- персидский литературный памятник, посвященный богу Ахуре-Мазде.

Хумай- мифическая богиня птица-человек, героиня «Авесты» и башкирских эпосов «Урал- батыр», «Акбузат» ).

Тенгри- небесный бог древних тюрков.

Баджагары- печенеги.

Кул Гали «Кисса-и- Йусуф»- выдающееся произведение древнебулгарского периода.

Руническое письмо- письмо, выдолбленное на камне или дереве.


Методические особенности реализации программы:

Реализация программы предполагает поисковые, репродуктивные методы, индивидуальную работу, работу в парах, групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Первая часть программы предполагает проведение лекций и бесед.

Вторая часть предполагает:

- экскурсии в краеведческий музей, в библиотеку им. Ямашева, татарский театр, проведение, в медресе «Хусаиния», в Караван- Сарай ;

- инсценированные национальные и религиозные праздники; инсценирование кулямясов; (например, изучение темы «Народные праздники» дает безграничные возможности для инсценирования праздников « Карга боткасы», « Аулак ой», «Каз омэсе» и др)

- игровые программы;

- участие в фестивалях культуры;

- составление сборника крылатых выражений;

- проведение поэтических вечеров (например, «О, родной язык могучий.»)

- диспуты: «О добре и зле», «В чем смысл жизни?» « Почему бывают счастливые и несчастливые семьи?»;

- рисование, вышивание и изготовление элементов национальной одежды; изделий из глины, дерева;

- беседы (например: «Что вы знаете об исламе?»);

- проведение практических занятий по наблюдению за погодой, запись наблюдений со слов бабушек и дедушек;

- конкурсы будущих хозяек.

 

Условия реализации программы:

1.Наличие учебной и методической литературы.

2.Наличие помещения, наличие определенного количества детей, предварительная работа с музеем, татарским театром, с библиотекой, репетиции перед фестивалями.

Цели:

1) познавательные- знание учащимися языка, культуры, традиций, обычаев как своего , так и других народов;

2)эмоционально- ценностные- уважительное отношение к разным народам и людям других национальностей;

3) поведенческие - через участие школьников в различных видах деятельности в области национальной культуры воспитание устремленности к деятельности, связанной с более глубоким изучением природы своей национальной культуры и культуры соседнего народа.

Задачи:

1.Усвоить знания истории, быта, традиций, национальной психологии, необходимых для представления об образе жизни народа.

2.Воспитать чувство уважения к человеку - творцу рукотворного мира. Воспитать чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа.

3.Формировать критическое отношение к любым проявлениям национализма и шовинизма.

4.Сформировать общие представления об основных мировоззренческих (философских, религиозных, нравственных и др.) категориях, воплотившихся в самобытных чертах материальной и духовной культуры.

5. Научить использовать заложенный в этнокультуре и этнопедагогике потенциал, связывать традиции и современность, сохранять связи с прошлым во имя будущего, максимально сблизить ее с жизненными интересами.

Количество часов- 82 часа.

Программа рассчитана на учителей родного языка и истории, педагогов дополнительного образования.

Категория обучаемых: учащиеся 7-9 классов общеобразовательных школ с изучением родного языка.

Продолжительность обучения: 1 год.

Режим занятий: 2 часа в неделю факультативных занятий.

Предполагаемый результат:

1.Дети, знающие правдивую историю и культуру своего народа, смогут в дальнейшем рассказывать ее другим, а это, в свою очередь, вызовет и у них интерес к углубленному изучению языка, истории и культуры народов.

2.На основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, с его характером, присущими ему нравственными ценностями материальной и духовной культуры, у детей формируется базис личностной культуры. А это означает, что башкирский народ сохранится как этнос.

3.Знание истории поможет при поэтапном изучении родной литературы.

Мониторинг результативности программы: Программа предполагает такие формы аттестации и контроля знаний, зачеты, тестирование, контрольные вопросы и задания, темы выставок и докладов.

Литература.

1.Программа спецкурса «Этнография народов Башкортостана» \ Башкирский государственный педагогический институт,1993.

2.Башкиры и Оренбуржье : История и современность.- Оренбург-Уфа, 1998.

3.Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа. -Уфа, 1996.

4.Буракаев И.Д. Буракаева М.С. Юлмухаметов М.Б. Уроки жизни - Уфа: Китап, 1995.

5.Культура Башкортостана. Программа для V-X классов- Уфа, 1995 .

6.Мурат А. Полынь половецкого поля. - Москва: ТОО Пик контекст, 1994.

7. С.И. Руденко и башкиры -Уфа: Гилем,1998.

8.Актуальные проблемы древней истории и археологии. Сборник научных статей.- Уфа, 1996.

9.Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Избранные труды. - Уфа: Гилем, 1998.

10.Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XII-XYIII- Уфа: Гилем, 1998.

11.История Башкотостана -Уфа: Китап,1996.

12. История культуры башкир -Уфа: Китап,1997.

13. Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века - Уфа: Китап, 1994.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации