Профильное обучение в предметной области «Родной язык и литература»

Представила: Биктимирова Л.Р., методист УМК родного языка
Дата: 10.01.03

Типология школ России :

1) традиционные школы;

2) школы, объединенные со специализированным образовательным учреждением;

3) школы, связанные со специализированным образовательным учреждением;

4) школы, связанные со специальными центрами профильного обучения;

5) особые социальные институты, включающие школу.

Профильное обучение- это новая модель структуры школы. Она предполагает

1. Доступность, качество и эффективность использования ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых) с целью реализации принципа личностно- ориентированного, дифференцированного и индивидуального образования на основе вариативности  образовательных программ образования.

2. Доступность образования будет рассматриваться как соответствие образовательных услуг, предоставляемых учащимся, образовательным возможностям учащихся.

3. Качество образования - соответствие результатов образования сформированным требованиям личности.

4. Эффективность- соответствие результатов образования средствам, затраченным на его содержание.

   Необходимо убрать разрыв между уровнем подготовленности выпускников и требованием ВУЗов. Сегодня общеобразовательная школа дает слабую предпрофильную подготовку.

Существуют 3 группы требований к модели развития образовательного пространства:

 Социальные:

1. Выбор- реализация права выбора образовательного учреждения.

2. Обеспечение обязательности выбора на каждой степени общего образования. Максимальная свобода выбора. Сегодня же выбор осуществляется материальным достатком семьи.

3. Обеспечение психофизической безопасности учащихся. Нельзя в одном пространстве обучать детей 6 и 17 – летнего возраста и различных полов.

4. Отсутствие «образовательных тупиков» ( возможности изменения ребенком образовательной траектории ( класса , учреждения), а также наличие рыночных механизмов оценки качества деятельности предыдущей степени образования последней.

5. Обеспечение пространственной доступности. Начальная школа должна быть расположена так, чтобы дети могли свободно добираться до нее, а в старшей группе за реальное время.

6. Обеспечение ориентации на рынок труда. Кооперации старшей степени школы  с учреждениями начального, среднего и высшего профильного образования.

Педагогические требования:

1. Обеспечение природосообразности условий образования. Обеспечение комфортных, в соответствии с возрастом комфортных санитарно- гигиенических требований ( мебель , питание, изолированное обучение учащихся разных возрастов).

2. Реализация права выбора индивидуальной «образовательной траектории» внутри образовательного учреждения ( оптимальные возможности для получения  качественного образования).

Личностная ориентация, дифференциация, индивидуализация на основе вариативных образовательных программ различного типа сложности.

3. Реализация профилизации старшей степени ( профильное обучение). Специализация на рынок труда.

4.Вариативность (выбор способов усвоения образовательных программ).

Экономические требования:

1. Обеспечение максимального целевого распределения ресурсов( человеческих, информационных, материальных, финансовых).

2. Придание учреждениям государственного статуса.

3. Открытость сети. Многообразие программ и возможность выбора. Наличие механизмов, позволяющих предотвратить «потерю детей».

4. Наличие механизмов возврата ( образовательных мостиков), т.к учащиеся могут ошибаться в свободе выбора.

5. Соответствие сети демографической ситуации и прогноз ее изменения.

6. Соответствие кадров требованиям системы.

 В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда 1, 2 предмета изучаются углубленно. Это предусмотрено программами общеобразовательных школ, а остальные на традиционном уровне, реализация профильного уровня возможна лишь при сокращении количества часов непрофильных предметов.

 Курсы могут быть

1.Базовые

2.Профильные

3.Элективные.

Профильное обучение предполагает самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Важно проведение защиты проектов.

Профильное обучение также предполагает 2 вида ориентации:

1) учебная (подготовка к выбору» потоков», обучение в условиях глубокой дефферинциации)

2) профориентация (подготовка к осознанному выбору профессии)

На конференции «Языки народов России - национальное достояние государства», которая проходила в Казани 28, 29 ноября 2002 года,   с положительной стороны отмечена работа профильных татарских гимназий Саратова, Самары, Ижевска.

Существует необходимость налаживания контактов с татарской гимназией г. Саратова и изучение опыта по профильному обучению. При поступлении в гимназию конкурс составляет 5 человек.

Проведена консультация с учителями родного языка «Профильная школа: сущность и перспективы». Рекомендован проект на данную тему. Предложено разработать спецкурсы для профильной национальной школы. Директорам СШ№38 и НШ№82 предложено продумать возможность открытия одного экспериментального профильного класса с углубленным изучением родного(5 часов в неделю), арабского, тюркского языков и истории и культуры родного народа, истории тюркской литературы. Методистом ООИПКРО Биктимировой Л.Р. разрабатывается образовательная программа элективных курсов «История развития литературы тюркских народов».

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации