Интегративное изучение истории и родной литературы
из опыта работы
Кильметовой Т.Б.,
учителя татарского языка СШ№38
Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 12.04.05

Не зная истории невозможно понять литературу.

Интегративные уроки истории и родной литературы помогают глубже понять и почувствовать эпоху, социальные процессы в стране того периода, углубляют основные направления анализа художественного произведения, помогают увидеть то, как взгляды писателя отражаются в художественном произведении. усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов школьников, дают большие результаты для рационализации учебного процесса.

При изучении произведений рунического письма, относящихся ко времени Древнего Тюркского каганата, а также Древнего Булгара и Дешт-и Кыпчака в начале урока историческая характеристика изучаемого периода

(название государства того периода, годы жизни правителей, рассказ, связь с другими государствами, культура, образ жизни народа, имя писателя, название произведения, тема, основной тип героя времени, стиль писателя, особенности жанра произведения).

Типичный план вводного урока при изучении произведений более позднего периода:

1. Название периода. Хронологические даты. Анализ эпиграфов.

2. Основные события периода и темы в литературе. Обозначенные проблемы.

3. Общая характеристика периода. Основные линии литературного процесса:

а) самые важные литературные течения, журналы, объединения;

б) основные темы, проблемы, поднимаемы в произведениях писателей;

в) новые герои; отношение к героям прошлого;

г) самые выдающиеся прозаики и поэты, драматурги, критики; название их произведений;

д) литературный стиль периода, изменение жанра, новые явления;

4. Углубленное изучение творчества писателей данного периода.

5. Взгляд с современности на эпоху. Историческое значение и влияние на развитие истории литературы.

Примерный план проведения урока : Период Казанского ханства: история и просвещение.

1. Дидактические цели. Создать условия для формирования и систематизации знаний об истории и просвещении периода Казанского ханства.

2. Развивающая цель. Координация работы учащихся по сравнению, обобщению, закреплению.

3. Воспитательная цель. Воспитать чувство гордости за историю и культуру своего народа.

Оборудование:

1. Книжная выставка:

1. М.Хабибуллин. Суюмбика и Иван Грозный- Казань, 1996.

2. Ильгиз_Вахап- Наурузхан. Суюмбика- Набережные Челны, 1992

3. Мухамадьяр.Норы содур- Казань, 1997.

4. Колшариф О ДУША, О ЭТА ЖИЗНЬ- Казань, 1997.

5. Декоративное искусство казанских татар- Москва, 1990.

6. Р.Фахретдинов. Татарский народ и история Татарстана.

2. Карта Казанского ханства.

3. Картина Б.Урманчы «Суюмбика»

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

Мы сегодня продолжим изучение литературного наследия нашего народа. Давайте вспомним, на какие периоды делится татарская литература?.( Ответ: на Литературу средних веков, ЛитературуXIXвека. Литературу начала XXI века, Литературу периода Советской власти, Совренную литературу).

А какие периоды делится литература средневековья? Ответ: Древняя литература Литература общетюркского периода, Литература Булгарского периода, Литература периода Золотой Орды, Литература Казанского ханства, Литература XI века, Литература XVIII века ( Запись на доске).

А какие периоды литературы мы изучили с вами? ( Древняя литература Литература общетюркского периода, Литература Булгарского периода, Литература периода Золотой Орды)

3. Постановка целей обучения.

Значит, сегодня нам предстоит начать изучать период литературы…? (Казанского ханства)

Так и запишем тему.

Что изучается до того, как начать изучать литературу? (Историю и культуру)

Подтема сегодняшнего урока: «История и культура периода Казанского ханства». Эпиграфом к уроку будут слова Р. Ахматжана «Шел по истории народ мой таким путем»( запись в тетрадях).

Обозначение целей работы:

Вспомним, как поэтапно изучается исторический период?

1. Роль государства, годы существования.

2. Первый хан.

3. Образ жизни народа.

4. Культура

Значит, какова цель нашего урока?

4. Разрешение задач обучения.

Задание 1. Доклад об истории и культуре периода Казанского ханского ханства. Краткая запись в тетрадях.

Задание 2. Доклад об Олуг Мухаммаде (с 1445).

Задание 3. Последний день 15 октября 1554.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации