Литературное краеведение башкирского народа.
Образовательная программа «Литературное краеведение»
Агишевой Венеры Ахтямовны,
учителя башкирского языка Исянгильдиновской СШ Александровского района

Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 27.04.04

“Отчий дом. Край родимый. Его культура, прошлое и настоящее - вот что делает молодого человека нравственно чище, духовно богаче”, - так считал А.Д. Сахаров.

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей.

Например: Оренбургские степи входили в ареал формирования ранних башкир. Тысячелетиями проживали они вместе с казахами на Оренбургской земле, практиковали совместные браки. Об этом говорит эпос народов “Кузыйкурпяс и Маянхылыу” и тюркоязычная топонимика большинства географических названий. Например, название Саракташ ведет от названия горы Саракташ и объясняют его как “овечий камень” (сарык-овца) или “желтый камень” (сары таш-желтый камень); Бузулук означает “телячий” (бозау- теленок); Кувандык означает “ обрадовались” (по преданию, у горы произошла битва, в которой башкиры одержали победу и обрадовались); Акбулак - “белый мел” (акбур-мел) или “будь белым-белым” (ак-белый, бул - будь); река Чертанлык означает по-башкирски “щучья река”; Терен-сай с казахского - “глубокая балка” или “ глубокая и мелкая” - с башкирского.

Венера Ахтямовна выбрала данную тему из ряда тем в силу актуальности и востребованности в наше время.

Цели: воспитать патриота и гражданина:

1) при изучении истории развития этнокультурного образования;

2) при изучении творчества башкирских писателей- земляков;

на лучших образцах художественных произведений писателей;

3) при изучении топонимики района;

4) при изучении истории края и родного села;

5) при изучении духовной культуры родного народа;

6) во время уроков по развитию речи (учитель приводит образцы сочинений и стихотворений);

7) во время проведения недели башкирского языка и литературы.

Проблема:

1. Мы говорим, что каждый человек индивидуален, но совершенно забываем говорить, что любой народ- явление уникальное. Уникальна местность, на которой он проживает, прекрасна его культура, образ жизни его людей. И как результат наша малая родина- это грязные реки, полузабытые кладбища, до абсурда доведенные традиции. Когда по национальным костюмам мы не можем определить, что за соседи живут рядом, а свои обряды в лучшем случае можем увидеть только в музее, если таковые имеются. А о своих великих соотечественниках мы узнаем не по их трудам и деятельности, а по названиям улиц или по открытию памятников, а еще хуже - из зарубежных новостей.

2. Результаты областных олимпиад по родному языку и литературе также показывают, что учащиеся слабо владеют краеведческим материалом. Например, они не знают того, что башкирский театр зарождался в Оренбурге, а не в Уфе; не знают истории Караван - Сарая; не могут определить оренбургский период жизни З. Биишевой; не могут назвать выдающихся людей- выходцев из Оренбургской области и. т. д.

Результат: У учителя сложилась определенная система работы по краеведению, включающая различные методы работы ( групповые, репродуктивные, инсценирование, конкурсы). Учитель использует элементы научного исследования, поиска. В работе обобщен и накопленный за многие годы материал.

1.Образовательная программа «Литературное краеведение» Барыевой Венеры Ахтямовны Исянгильдиновской СШ Александровского района( отрывок)

Башкирские писатели- выходцы из Оренбургской области:

Тема 1.1. Д. Юлтый.

Даут Юлтый (1893-1938)- башкирский писатель.

Деревня Юлтый Оренбургской губернии (Красногвардейский р-н). Бедная крестьянская семья. Начальное образование в родном селе. Самоучка. Ранние стихи. Романтизм. Мобилизация в царскую армию. Роман «Кан» («Кровь»)- кровавые будни империалистической войны. Доброволец в Красной армии и военный комиссар Токсуранского кантона. 1916 письмо в редакцию Оренбургской газеты «Вакыт», где было стихотворение «Шинель». Жизнь земляков и картины войны в стихотворениях «Сегодняшняя поэма». Исторические пьесы «Карагол» и «Салават» на сценах Оренбургского и Уфимского театров. Картины осады Оренбурга в пьесе «Салават». Репрессия в1938г.

Тема 1.2. М. Бурангулов.

Мухаметша Бурангулов ( 1888-1960)- сесен башкирского народа - мастер поэтического слова, выдающийся фольклорист, этнограф.

Село Ильяс Красногвардейского района Оренбургской области. Сиротство. Знакомство с Габит- сесеном. Запись эпосов «Урал- батыр», «Акбузат», «Идел», «Яик» «Идукай и Мурадым», «Кисек бей», «Акхак кола» и др.

Первая драма «Ашказар» на сцене Оренбургского и Уфимского театров. Обвинение в том, что фольклористика - «идеализация прошлой жизни, прославление времен ханов». Запрет на пьесы писателя. Арест в 1937 году. 6 месячное расследование. Активная работа в институте языка и истории. Сборники «Башкирская народная поэзия», «Башкирские исторические песни», «Башкирский свадебный обряд».

1950 -1956 тюремное заключение по ложному обвинению в пропаганде идей национализма. Последние годы жизни.

Тема 1.3. М. Уметбаев.

Мухаметсалим Умебаев - выдающийся просветитель башкирского народа(1841-1907). 1852-1860 учеба в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. Изучение русского, татарского, географии, истории, архитектуры. Служба в казачьей части, а с 1863г писарем мирового посредника, с 1869- волостной старшина, затем - учитель русского языка в Стерлибашевском районе Башкортостана. В 1880 переезд в Уфу, работа переводчиком в Духовном собрании мусульман. Член русского географического общества.

1880-1890годы - наиболее плодотворный период творчества: «Памятки» - Казань,1897, «Бахчисарайский фантан Пушкина»,- Казань, 1990 - перевод с русского языка, «Краткая татарская грамматика» - Казань, 1901г, «Оренбургское духовное собрание мусульман» ( на русском и татарском языках) - Уфа, 1903.

Неопубликованные: «Книга о вселенной», «Персидская грамматика», «Путешествие в хадис». Основное произведение - «Ядкар», в которое вошли статьи, исторические очерки и стихи (« Светлые и мрачные дни башкирского народа», «Родословная Кесе- Табынского рода», «Песни древних башкир», «Впечатление от Санкт Петербурга» и др.»

Тема 1.4.Сагит Агиш.

Сагит Агиш (1905-1973) - «башкирский Чехов»- мастер коротких рассказов. Начальное образование в с. Исянгильды Шарлыкского района Оренбургской области. Учеба в медресе Хусаиния. Учеба в БИНО в Оренбурге. Переезд в Уфу, работа в газетах. Первые рассказы. Учеба в педагогическом институте. Психологизм и юмор в рассказах « Фатхи - солдат», «Земляки», « Суфия - ханум», «Лунным вечером», в повести «Первые уроки».

Тема 1.5 .З.Биишева.

Зайнаб Биишева(1908). Начальное образование с. Туембат ныне Кугарчинского района Башкортостана. Учеба в башкирском педагогическом техникуме в Оренбурге1929-1931. Учительство в Баймакском районе Башкортостана. 1931 курсы повышения учителей. Работа в башкирских книжных издательствах. Редактор детского книжного издательства. Редактор газеты «Пионер». Участие в организации районных газет в Мечетлинском и Салаватском районе. С1951 профессиональный писатель. Первые повести. Актуальные вопросы любви к Родине и труду в повестях «Странный человек», «Мысли, мысли…»,

«Где ты, Гулниса», «Мастер и мастеровой» и др. Обработка народных сказок. Трилогия «К свету». Характеристика времени. Тяжелая доля башкирского народа в романе «Униженные». Богатство языка, использование традиций устного народного творчества.

Тема 1.5. Р. Бикбаев.

Равиль Бикбаев(1938) - башкирский поэт. Начальное образование в с. Верхний Кунакбай Покровского района Оренбургкой области. Учеба в Акбулакском педагогическом училище. Переезд в Уфу. Учеба на филологическом факультете. С 1965 аспирант Башкирского филиала института истории и языка. Творчество. Философская лирика. Прошлое и настоящее башкирского народа. Проблемы экологии и языка “Песни моего народа”, “Ностальгия”, “Утолить бы жажду”, “Письмо башкирскому народу”.

Координационные отличия деятельности учителя:

- любовь к своему учительскому делу;

- к своему народу;

- забота о нравственном облике подрастающего поколения.

Об этом говорит высокий уровень воспитанности учащихся и ценностный потенциал, как учителя, так и учеников.

Анализ ученических работ показывает, что дети ориентированы на общечеловеческие ценности:

-любовь к малой родине; - любовь к окружающей природе;

-уважение старших, национальных традиций и обычаев как своего народа, так и соседнего народа;

-понимание того, что культура башкирского народа - часть культуры страны.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации