Апробация программы «История литературы родственных народов»
Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 27.04.04

Цель профильного обучения в школах с изучением родного языка - вырастить полезных членов общества, обладающих национальным самосознанием, умеющих в дальнейшем соединять в своем сознании достижения мировой культуры и культуры национальной.

На сегодняшний день в Оренбурге работает одна школа с углубленным изучением ряда гуманитарных предметов: родного языка, арабского языка, истории и культуры родного народа. Школа №38 г. Оренбурга с изучением родного языка поставила такую цель воспитания и обучения -от культуры своего народа к культурам других народов. Это расширяет возможности толерантного воспитания подрастающего поколения процесса.

Учителя школы №38 понимают, что для человека, ориентированного на собственные национальные ценности, национальное ставится во главу угла. Необходимо межкультурное общение, основанное на общечеловеческих ценностях. Дети должны получать сведения об истории и культуре народов, чтобы не скатиться на низший уровень в развитии сознания - к националистическому мировосприятию, к агрессии ко всему чужому.

Учитывая, что школа №38 с изучением родного языка многонациональная ( в школе учатся дети башкир, казахов, русских, азербайджанцев), в ней проводят разнообразные общешкольные мероприятия: неделя башкирского, русского, казахского, татарского народов, открытые уроки по параллельному изучению творчества писателей «Пушкин- Тукай»; «Лагерная проза русского и татарского народов». «Переводы А.Ахматовой Г. Тукая». Дети учатся уважать культуру народа, с которым их народ проживал вместе веками.

1. Профилизация требует создания новых учебников и программ, выбор способов усвоения образовательных программ.

Проблема: Кто будет создавать новые образовательные программы?

Проблема разрешается совместными усилиями коллективом преподавателей национальных отделений ОГПУ и методистом ООИПКРО, курирующим национальные языки. (Преподавателем татарской литературы к.п.н. Абдулхаликовой А.Г. создана образовательная программ «Календарные и обрядовые праздники русского и татарского народа», преподавателем башкирского языка к.ф.н.Абубакирой Л.Ф. разработана образовательная программа «История культуры башкирского народа», «История башкирского литературного языка», преподавателем башкирской литературы к.ф.н. Р.Я. Халитовым-курс «Онамасиология башкирского языка». Методистом ООИПКРО Биктимировой Л.Р. разработаны элективные курсы: «Культура моего народа ( татарского и башкирского)», «История развития литературы тюркских народов с древнейших времен до наших дней», «История литературы родственных народов» ( татар, казахов, башкир), «Литературное краеведение»).

Элективных курсы к.п.н. Абдулхаликовой А.Г. «Календарные и обрядовые праздники русского и татарского народа», апробированные в СШ№38 в 10 классах, ориентированы на диалог культур, в них закладывается все многообразие духовных ценностей, к которому принадлежит данный индивид, и предполагается изучение не только традиций и этнопсихологии родного (татарского) народа, но также традиций и этнопсихологии русского народа.

Элективные курсы Биктимировой Л.Р. «История развития литературы родственных народов», апробированные в СШ№38 в 10 классах, отражают литературные связи родного и родственного народов, показывают, как в родной литературе и родственных литературах отражаются сходные социальные и эстетические явления, со­действующие включению носителей родной культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию уважи­тельного отношения к другим народам.

Цели апробации:

1) изучить малоизвестные страницы тюркской литературы;

2) рассмотреть проблемы образования в составе учебных дисциплин гуманитарного цикла на уроках по культуре родственных народов по следующим критериям:

• отражение в образовательной программе гумани­стических идей;

• характеристика уникальных, самобытных черт в культуре родного народа;

• раскрытие в культурах наро­дов общих элементов, традиций, позволяю­щих жить в мире и согласии; раскрытие процесса взаимозависимости стран и народов в со­временных условиях: расширение возможности межкультурного взаимодействия при изучении литератур в решении вопросов межкультурной коммуникации; проявление готовности и способности к сотрудничеству с другими людьми во имя возрождения идеалов гуманизма;

Задачи:

1) усвоение знаний по истории литературы, необходимых для представления об образе жизни родного и братского народов;

2) интеграция в другие культуры: формирование общих представлений о многообразии культур, об основных мировоззренческих (философских, религиозных, нравственных и др.) категориях, воплотившихся в самобытных чертах тюркской литературы;

3) воспитание учащихся в духе мира, тер­пимости, гуманного межнационального об­щения; формирование позитивного отношения к куль­турным различиям.

Вопросы, заданные в конце изучения курса показали, что учащиеся в целом овладели данными целями:

1. Что изменится в нашем обществе, если мы последовательно будем работать над тем, чтобы знать не только культуру своего народа, но культуру народа, с которым твой народ веками проживает вместе?

2. Можете ли вы проследить взаимосвязь между изучением курса «История литературы родственных народов и установлением взаимопонимания между народами?

3. Народный поэт Башкортостана М. Карим писал: “Не говорит ли это о том, что здесь мы упускаем всеобщую связь? То есть не всегда свою судьбу рассматриваем в тесном взаимодействии, взаимосвязи с судьбами других”. Как вы понимаете это высказывание?

4. По истечении многих веков, после многократных переплетений исторических судеб в прошлом просто невозможно установить: у башкир или у татар впервые появился обычай праздновать окончание весеннего посева (праздник “Сабантуй”). Согласны ли вы с тем, что попытка вычленить из системы традиций родственных народов какие-либо конкретные традиции и отнести их к заслугам определенной нации толкает человека к национализму?

5. Оренбургские степи входили в ореол формирования ранних башкир и казахов. Тысячелетиями проживали они вместе на Оренбургской земле, практиковали совместные браки. В каком эпосе башкирского и казахского народа это нашло отражение?

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации