Обновление содержания образования в предметной области «Казахский язык».
Апробация программы по коммуникативному обучению (аналитическая справка)

Представила: Биктимирова Л.Р.
Дата: 25.12.03

В Оренбургской области смешиваются два потока мировой истории: азиатский и европейский. Веками проживают, например, казахи на территории Оренбургского края.

Оренбургский край располагает уникальными историко- лингвистическими источниками, об этом говорит тюркоязычная топонимика большинства географических названий. Название Саракташ ведет от названия горы Саракташ и объясняют его как “овечий камень” (сарык-овца) или “желтый камень” (сары таш-желтый камень); Бузулук означает “телячий” (бозау- теленок); Кувандык означает “обрадовались” (по преданию, у горы произошла битва, в которой башкиры одержали победу и обрадовались); Акбулак - “белый мел” (акбур-мел) или “будь белым-белым” (ак-белый, бул - будь); река Чертанлык означает “щучья река”; Терен-сай “ глубокая и мелкая”.

С Оренбургом связаны имена многих известных писателей из среды казахского народа: Жыенгали Талапбирганов- известный казахский писатель закончил в Оренбурге медресе «Хусаиния», Ибрай Алтынсарин - просветитель казахского народа, автор первого учебника для казахов («Руководство по обучению киргизов русскому языку», «Киргизская хрестоматия, закончив азиатское отделение Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, работал в газете «Оренбургский листок».

Сакен Сейфуллин- классик казахской и киргизской литературы в 1922-1924 был председателем правительства Казахстанской республики в Оренбурге. Правительство располагалось в здании, где ныне находится ОО ИПКРО.

С Оренбургом связана жизнь Абдрахмана Айсарина - казахского писателя. Произведения, написанные им в Оренбурге: «Муки Айжана», «После пира», «Сборище соперников», «Перепутья».

Мухтар Ауэзов- классик казахской литературы издал в Оренбурге в 1922г классическую драму «Енлик- Кебик». В Оренбургский период жизни он написал также пьесу «Карагоз и другие» и повесть «События в Караш- Караш».

Меймбет Майлин -1922-1923- член правительства Казахстана в Оренбурге. Произведения, изданные в Оренбурге: «Дай руку, Мыркымбай», «Горе бедняка», «Письмо отца», «Мы кочуем», «На джайляу», «Карасар», «Туыкмар».

В настоящее время в Оренбурге проживает примерно 7 тыс. казахов, что составляет-5% населения. Казахский язык изучается в 45 школах области в основном через кружки и факультативы.

Разработка национально-регионального компонента общего среднего образования и проблема обучения межкультурной коммуникации и воспитания толерантной личности в свете модернизации образования связана с обновлением учебно-воспитательного процесса и возрождением национальных культур.

В наши школы поступают учащиеся, совершенно не владеющие родным языком, а учителя в погоне за программным материалом с первых дней загружают ребенка грамматикой. В городских общеобразовательных школах и сельских школах с интернациональным составом населения, где изучается родной язык как предмет или факультативно, низок уровень развития речи учащихся. В результате возникает парадокс: дети вроде бы пишут грамотно и читают, но не умеют говорить на родном языке.

При малом количестве часов, отводимых на изучение казахского языка (1-2 часа в неделю), необходимо искать пути оптимального изучения родного языка. Заслуживает внимания коммуникативно - развивающая методика и блочная система планирования по интенсивному изучению родного языка.
С целью изучения данной методики в сентябре 2002 года кабинет национальных школ Оренбургский областной ИПКРО и Уральский ИПК провели на базе Орского филиала ООИПКРО проблемные курсы для учителей казахского языка и литературы. Курсы вели Шиапова Бакыт Ажгуловна - зав.кафедрой Уральского ИПК и Зулкарнаева Нурслу Зулкарнаевна -учитель высшей категории Зеленовской СШ Зеленовского района Западно- Казахстанской области.

Учителя готовы работать по новой технологии, но нужны учебники. Задача на 2004год-начать апробацию программы по коммуникативно- развивающей методике и блочной системе планирования.

Продолжением работы над актуальными проблемами изучения казахского языка станет семинар с участием ученых с ИПК г. Актюбинска, который планируется провести в апреле 2004 года в рамках года России в Казахстане на базе Орского филиала ООИПКРО.

23-26 ноября 2003 г. мне посчастливилось в составе делегации методистов, директоров и учителей Новоорского, Акбулакского, Соль-Илецкого районов участвовать в работе научно- практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми в г. Уральске. Выражаем искреннюю благодарность ГУО, в частности Салимову Р.Н., начальникам РО вышеназванных районов: Васильеву С.А, Поповой С.Г., Кулумжановой З.Г за внимание к вопросам национального образования. Особая благодарность Тлегановой С.А. – зам директора по УВР Новоорского отдела образования, сумевшей организовать бесплатную поездку всем участникам семинара.

Посетив целый ряд школ, оснащенных современными компьютерными классами, лингофонными кабинетами, великолепными спортивными и актовыми залами, «Детскую деревню», созданную по типу германской (8 благоустроенных коттеджей, расположенных недалеко друг от друга; в каждом проживает «семья» из 8 детей- сирот; у всех есть «мамы» (молодые педагоги с высшим образованием в возрасте до 35 лет, принятые на конкурсной основе), мы поняли, что в Республике Казахстан уделяется большое внимание воспитанию подрастающего поколения.

К.Д. Ушинский подчеркивал: «У каждого народа есть своя система воспитания, но нельзя жить по образцу другого народа и воспитываться на чужой педагогической системе. Каждый народ должен питать свои собственные силы».

На иностранном языке нельзя привить ребенку присущие родному народу богатства души. При воспитании на культурных традициях родного народа происходит отрыв от ориентации на западную культуру и чуждый ментальности твоего народа образ жизни.

В Республике Казахстан пришли к пониманию, что воспитание учащихся нужно проводиться на этнопедагогических, этнопсихологических традициях народа. Изучение же родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование нравственных ценностей. Это позволит ученикам осознать свою уникальность, выработать представление об общих корнях, об особенностях культуры, быта, верований, норм поведения народа.

Во время посещения открытых уроков и внеклассных мероприятий в областной школе интернат-комплекс для одаренных детей №11 имени Сакена Сейфуллина мы с интересом наблюдали большую работу, уже дающую положительную результаты.

По одухотворенному выражению лиц детей было отчетливо видно, что каждый учащийся в свою очередь старается полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения культуры родного народа.

Глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа - непременное условие интеграции в другие культуры. Для учащихся школ Республики изучение казахского языка является обязательным. Иностранный язык изучается на базе родного языка. Русский и английский языки изучаются в Казахстане в объеме 3 часа в неделю. Изучая язык, традиции, историю другого народа, народы Казахстана учатся уважать национальность своих товарищей, их предков, их культуру, поэтому перед ними не стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам, преодоления чувства раздражения от непохожести чужих культур. В основе перехода от национального к интернациональному - идея евразийской ментальности, которая позволяет, не навязывая чужую культуру, чужую ментальность дорасти до понимания культуры другого народа. Идея евразийской ментальности позволяет также сформировать условия для продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, воспитывать позитивное отношение к культурным различиям, в духе гуманного межнационального общения и терпимости.

Концерт детей-участников самодеятельности включил нас в уникальный мир проживающих Республике этносов, а открытые уроки на темы: Пушкин и Абай; Лермонтов и Абай; А. Кунанбаев, А.С.Пушкин, В.Шекспир показали, что содержание образовательной области «Филология» пополняется образовательными программами, отражающими литературные связи родного и русского народов, приобщает к культурным достижениям другого народа, показывает, как в родной, русской и мировой литературах отражаются сходные явления.

Другой положительный опыт - воспитание гражданина и патриота.

Часто приходится слышать от учителей казахской литературы: « Раньше мы говорили о Сакене Сейфуллине, как о герое, у которого была пламенная революционная юность. Времена изменились: сведения о том, например, что молодой поэт Сакен Сейфуллин в 1922-1924 был председателем правительства Казахстанской республики в Оренбурге вызывают у учеников только недоумение.

Как учить творчеству Сакена Сейфуллина в новых условиях? К каким сторонам творчества поэта привлекать внимание сегодня?

Сакен Сейфуллину – сын своего времени и своего революционного века, поэтому, возможно, он иногда и ошибался.

Но в чем преступление Сакена Сейфуллина? Неужели то, что он остался верен своему народу, творил с верой в счастье народа есть преступление?
Идеология сегодня во многом другая, но извечные и святые понятия Родина, народ, родной язык, мать, дружба, любовь, семья были для поэта святыми понятиями, и для каждого порядочного и честного человека таковыми остаются навсегда. Патриот- это человек, который любит свою землю, свой народ и готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью, ради всего этого.

В результате участия в работе курсов и на конференции учителя казахского языка области познакомились с новыми технологиями, над которыми работают передовые учителя Казахстана, с уникальной методикой работы по коммуникативному обучению, разработанной Зулкарнаевой Н.З, изучили опыт по воспитанию толерантной личности и по патриотическому воспитанию.

Пополнился также банк методической литературы :коллеги оказали помощь кабинету национальных языков аудио и видео пособиями, компакт дисками, тестами, текстами контрольных диктантов, образовательными программами и образцами учебников. За все это мы выражаем искреннюю благодарность Главному управлению образования Западно-Казахстанской области, а в их лице коллегам из г.Уральска, за щедрость и гостеприимство.

В Оренбургской области ведется определенная работа в области национального образования, есть определенные достижения, но больше, пожалуй, проблем:

1.Как сегодня реализовать федеральный и национально- региональный компонент? Почему количество часов, отводимых на предмет, колеблется в одном районе от 4-5 часов, а в другом – от 1-2 часов?

2.Даст ли модернизация простор национальному образованию? Должен ли быть ЕГЭ родному языку?

3.Будет ли реализованы профильные национальные школы? Как организовать изучение опыта существующих профильных школ?

4.Какие элективные курсы вводить в национальных профильных школах, кто их должен разрабатывать и где найти часы на введение элективных курсов?

5.Как и кто будет осуществлять подготовку кадров для профильных национальных школ?

6. Как трудоустроить выпускников казахского отделения Орского педагогического колледжа?

Ответы на эти вопросы мы должны искать сообща, они требуют работы и объединения усилий комитета по межнациональным отношениям, главного управления образованием, оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, национальных центров и национальных автономий.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации