Технология «Диалог культур»(С.Кургалов. Л.В. Тарасова)

Представила: Биктимирова Л.Р.
Дата: 16.12.2003

Цели - формирование диалогического сознания и мышления; обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур.

Диалог культур разворачивается вокруг основных точек зрения, обучение строится на сквозном диалоге.

Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур:

1-2 классы: точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами усвоения (загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы, загадка моментов истории; загадка сознания).

3-4 классы: Античная культура;

5-6 классы: культура Средневековья;

7-8 классы: Культура нового Времени, Возрождения.

9-10 классы: Культура современности;

11 класс социально- диалогический.

Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных точек удивления - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах.

Обучение строится не на основе учебников, но на основе коренных реальных текстов культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур ( возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов, созданных на внутреннем диалоге. Автор программ для каждого класса - педагог.

Создание ситуации диалога предполагает:

1) поиск, волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может формироваться собственный смысл изучаемого материала;

2) переработка учебного материала в систему проблемно- коллективных вопросов и задач, что предполагает возвышение их до общечеловеческих проблем;

3) проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;4)выявление зон импровизации, при которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

Точки удивления, загадки бытия.

Под ними подразумеваются те «узелки» в создании современного ребенка, взаимопревращения сознания в мышление, мышления в сознание. Эти «точки» удивления и должны стать задатками спора во всех классах, возрастах, культурах.


А. «Точки удивления»: загадки слова.
Б. Загадки числа.
В. Загадки явления природы.
Г. Загадки- сознания.
Д. Загадки момента истории.

Игровые средоточия:

А. Физические игры.
Б. Словесные игры.
В. Художественный образ
Г. Элементы ручного труда, ремесла.
Д. Музыка.
Е. Театр.

Методические особенности урока диалога.

Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки. Трудности, которые пробуждают мысль, но не снимают проблемы. Смысл в постоянном воспроизведении ситуации незнания, в сгущении своего видения проблемы, своего вопроса, парадокса.

Цель - не решить проблему, а углубить ее и вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя.

Ставя проблему, учитель выслушивает все варианты, помогает проявить различные формы логики различных культур, проявить свою точку зрения.

Позиция ученика.

Ученик в диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка.

Диалог культур имеет несколько вариантов: а) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н. Пайков)
Есть два цивилизационных потока: Восток и Запад, и Россия, лежащая вне этих потоков.

Внутри каждого потока - локальные цивилизации, переживающие в своем историческом пути различные эпохи. Цель – погрузить учащегося в условия культурного потока.

Цикл
(Программа)

Литература (Текст, памятник)

Знакомство

Акцентирование


Анализ характера литературного «Героя»

История (опорный конспект)

Панарама исторических событий

Общая характеристика явлений

Диалог «Большой урок»

Литература (Особенности жанра, формы, языка)

Пауза.

История (Время, пространство, движение).

Цикл - основное звено технологической цепочки. Число звеньев определяется количеством текстов- памятников, представляющих какую- либо культурную эпоху.

Цикл делится на 3 части: Подготовительный; «Большой урок»; Предметная пауза.

Границы между частями цикла подвижны. Многое в его организации зависит от характера текста- памятника. Высшая точка- диалог, который происходит на большом уроке. Интегрированная единая программа по истории и литературе имеет особую структуру. Самостоятельный фрагмент начинается с названия памятника культуры, основной текст разбит на 2 колонки ( литературное и историческое) и в качестве общего знаменателя - указание на «Героя», перечень ценностей, центрируемых в нем.

Подготовка занимает большую часть цикла. Учитель литературы и истории работают рука об руку.

С текстом детей знакомит словесник. Полное прочтение осуществляется по адаптированным для возраста изданиям. На уроке фигурируют наиболее выразительные отрывки аутентичного текста.

В то же время учитель истории предлагает панораму реальных исторических событий эпохи, в которой живет автор. Средством для создания масштабной картины является обзорный опорный конспект. Отдельно характеризуются наиболее яркие явления общественной жизни, которые не могли оставить равнодушным автора, наложили отпечаток на его мировоззрение. Учитель истории определяет место произведения во времени, пространстве. Повторное многократное перечитывание с выделением многократных эпизодов, описывающих «Героя» и обстоятельств, в которых в ему приходилось действовать. Особое внимание- слову, несущему основной смысл. Слов на завершающем этапе диалога поможет найти ответ на вопрос, заданный учеником «Герою». Анализ выделяемых эпизодов проводится таким образом, чтобы текст дал пищу для ума, материал для последовательного разговора с «Героем».

Учитель истории, характеризуя заметные явления эпохи, заостряет внимание учеников на особенностях мировосприятия человека прошлого. Диалог культур - событие для учащихся. Таких уроков не может быть много, не более 10 за учебный год. Число диалогов может не совпадать с количеством «больших уроков». Для диалога выбирают тексты, которые являются квинтэссенцией эпохи. Важным элементом является выразительное чтение отрывков текста.

Предметная пауза. Учитель литературы каждое произведение должен проанализировать в родовом аспекте (эпос, лирики, драма). Есть разница в том, как изображается герой в эпосе, лирике и драме, поэтому особое внимание не только на то, что сказано, а как сказано ( особенности формы и языка произведения).

Учителю истории необходимо найти место определенной эпохе в глобальном историческом конспекте, показать динамику развития человека и общества, увидеть образы людей и узнать, как те люди воспринимали окружающий мир, понимали его, что ценили. Текст – памятник- модель мира. Герой- хранитель памяти. Каждый ученик видит его по- своему. Герой становится собеседником, адресатом, символом определенных ценностей. Это служит основанием диалога, который будет завершаться через текст. Ученик удивлен: в ту эпоху была другая система ценностей. Развертка смыслов, в которое время завернуло ценности - это суть разговора ученика с «Героем». Самое главное - найти нужный вопрос и расслышать верный ответ через текст.

Конкретный механизм предполагает поиск, постановку и решение проблемы. Ученик усматривает спорность, неоднозначность ситуации. Это следствие современной трактовки ценностей.

Противоречие порождает вопрос. Вопросы ученика продиктованы современностью, ее интересами и проблемами и определяются его культурой, его видением мира. Результатом должно быть то, что он смог услышать ответы людей прошлого, и, значит, завязать разговор с представителями иной культуры. Именно такой диалог- сверхзадача и «большого урока». Ученик не просто решает проблему. Он вступает в общение с другим «я», отдельным от него пой на тысячи лет. Ученик поднимается над собственным ограниченным бытом, он чувствует себя пребывающим в потоке культур.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации