Формы распространения передового опыта

Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 10.10.03

Педагогический опыт может быть передовым с точки зрения

1) новизны;

2) открытости;

3) умелого применения фундаментальных основ наук;

4) рационализации отдельных сторон педагогической работы; умелой обработки фактического материала и классификации наблюдаемых явлений и его анализа;

5)  раскрытия причин высоких результатов;

6) раскрытия форм и характера общения учителя и ученика, и его действие на развитие личности ребенка (как рассуждает личность, в какой степени развиты творческие способности, как отражается педагогический опыт на чувствах ученика,  как формируется целеустремленная личность);

7) своеобразия опыта (основные идеи педагогического опыта, устройство учебного процесса на основе известного опыта);

8) системного обобщения методов и приемов и составления на их основе методических рекомендаций, в которых указываются условия формирования опыта;

9) оценки опыта, анализа и обобщения педагогического опыта; обозначения форм обобщения и распространения передового педагогического опыта:

а) открытые уроки (учитель заранее должен обозначить основную идею педагогического опыта и претворить ее на уроке);

б) творческие отчеты учителя (квалификационный экзамен учителя, который включает научно- методическую работу, творческие открытия и итоги решения педагогических проблем).

1.   Школа передового опыта.

 Семинар- практикум, игра. Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Он проводит занятия с учителями, которые хотят познакомиться с его опытом работы.

 Учителя сидят на уроке и анализируют урок. Занятия проводятся постоянно и позволяют объединиться по интересам и могут включать от 2-х и более человек.

2.    Педагогическая-студия.

Во главе студии педагог- наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.

3. Мастер- класс.

Приемы работы: объяснение свойственных только  мастеру - классу приемов работы, использование инновационных технологий. Формы работы и методы могут быть разные: участники могут выполнять задания активизирующие участников на занятии.

4.    Педагогические мастерские.

Мастерские используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях. Они служат открытию концептуальных сторон работы  педагогов- новаторов. С участниками мастерских проводятся занятия и даются разъяснения. Остальные учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. Весь школьный коллектив готовится к нему и показывает накопленный опыт.

5.Аукцион « педагогических идей».

Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный  дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные идеи. Идеи предлагаются в импровизационной форме.

6.Творческие группы - основные формы распространения педагогического опыта.     Они устраиваются с целью поднять качество учебно- воспитательного процесса и его итогов. Цель - усвоить инновационные технологии.

7.     Банк педагогического опыта.

Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер.

8.    Методический бюллетень.

Бюллетень выпускается перед единым методическим днем. Записи о проблеме, над которой работают в школе, диагностические материалы, мнения об итогах применения той или иной технологии. Это могут быть брошюры, книги, альбомы.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации