Современнные технологиии обучения родному языку

Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ

Дата: 17.09.03

Технология обучения общению

Технология обучения общению основана на опыте обучения общению на  материале обучения иностранному языку.

 Принципы коммуникации, заложенные Е.Н.Пассовым:

1)                 направленность обучения на развитие речи (обучение через общение);

2)                 одновременное усвоение лексических и грамматических форм в процессе обучения;

3)                 новизна речевой ситуации;

4)                 ситуативность (организация речевого общения в процессе обучения);

5)                 взаимосвязь в коллективе (взаимное общение детей друг с другом);

6)                 лингвокультурологический минимум;

7)                 личностная направленность общения.

При обучении по данной технологии, материалы по развитию речи, по общению имеют особое важное значение.

Технология предполагает неограниченность времени при формировании лексических навыков. Рисование, пересказ текста содержания текста также имеют место при обучении по данной методике.

             

Технологии, активизирующие познавательную деятельность учащихся

Коммуникативные технологии

Все знают, что рождение языка в человеке - природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка. Ребенок, начинающий говорить, никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь. Язык рождается только в общении. Грамматический анализ можно делать только, когда знаешь язык. Основная цель - запомнить грамматически связанные фразы. Через коммуникацию изучаются и разделы языка.

Коммуникативно-развивающая методика предполагает, например, составление диалогов (при встрече, расставании, знакомстве и.т.д).

Задания могут быть следующего характера:

n     составьте диалог с товарищем, с которым вы встретились по дороге в школу, побеседуйте с ним).

n    поздравьте друг друга  с началом учебного года; с хорошим летним отдыхом

n    составьте диалог с репликой- приглашением;

n    побеседуйте друг с другом о переводе татарской письменности на латинскую графику и.т.д;

n    сравните книгу с журналом;

n    прослушайте и скажите, как вы понимаете изречение;

Напишите небольшие отзывы (после просмотра спектаклей, видеоматериалов    составить диалоги).

 

Игровые технологии

Игровые технологии особенно эффективны при обучении детей, не владеющих родным языком.

С. Селько делит игры на следующие виды:

1)                 дидактические игры (нравственное воспитание, здоровый образ жизни);

2)                 игры развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления);

3)                 коммуникативные.

 

Ролевая игра

Каждому ученику в течение урока предоставляется возможность выступить в какой - либо роли в зависимости от тематики и содержания занятий. В младших классах это могут быть роли из сказок. В старших классах - конференции, диспуты, интервью, встречи гостей, походы. В условиях игры учащиеся упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют психологическую готовность к речевому общению, тренируются в выборе нужного речевого варианта. Если игра используется в качестве тренировки при первичном закреплении, ей отводится 15-20 минут. В дальнейшем эта игра служит своеобразным повторением уже пройденного материала и, что также немаловажно, эмоциональной разрядкой.

Игры очень полезны для поддержания у школьников интереса к знаниям

Успех игры во многом зависит от простых и ясных инструкций учителя, который вначале должен:

n   убедиться, все ли необходимое имеется для игры;

n   определить оптимальное число участников;

n   дать возможность ученикам самим выбрать своего лидера;

n   учитель может  быть участником игры или руководить этой игрой, но не диктовать свои условия; условия или правила игры должны быть заранее оговорены;

n   предложить учащимся самим придумать игру;

n   предоставить учащимся какие- либо предметы материальной культуры родного народа;

n   напомнить учащимся о пройденных речевых оборотах, общеупотребительных фразах.

Учитель должен обратить свое внимание, прежде всего, на коммуникативную направленность игр.

Такая форма учебной деятельности позволяет большому количеству учащихся принимать активное участие в происходящем на уроке. Учителю необходимо подготовить такие задания для парной работы, чтобы ученики не потеряли интерес к предмету. Для этого должно быть четкое представление о том, какова цель их работы. Лучше, если это будет что-то конкретное: «Ты врач спроси у своего пациента, правильный ли образ жизни он ведет? Когда он встает после сна, делает ли зарядку, проветривает ли комнату?».

Урок- шоу

Класс делится на  группы, выбираются руководители групп. Они организуют сообщение по теме, заданной учителем. Чтобы раскрыть содержание темы, можно прослушать разговор 2- 3 учеников ( диалог), исценировать спектакль или сказку.

Урок- игра «Что, где, когда?»

Урок может проходить в форме телеигры. Эта форма может быть предложена, как контроль в конце изучения какой- либо темы, в конце четверти.

Урок – аукцион

Такая форма может быть предложена в начальном или среднем звене. При изучении блочной темы «Еда» может быть предложен аукцион «В продуктовом магазине». Нужно будет оплатить покупки. Это поможет учащимся закрепить понятия цвет, форма, вкус, размер предмета, в форме вопросов и ответов, переводов, составления словосочетаний и предложений.

Заседания клуба «Любителей родной язык»

Заседание проводится в конце каждой четверти. Организуется заседание с целью углубления теоретических и практических знаний по родному языку. В качестве домашнего задания, предлагается инсценировать какое- либо произведение, подготовить теоретическое выступление.

 

Проблемное обучение

Проблемное обучение опирается на учения американского ученого XIX века Джоржа Дьютона. Большой вклад в рост теории внесли А.М. Матюшкин и М.И. Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В. Кудрявцев. Проблемное обучение предполагает совместно с учащимися разрешение проблемной ситуации. В результате у  учащихся формируется прочные знания и растет мыслительная способность.

 Основные пути, этапы создания проблемной ситуации:

1)                 взгляд на речевой материал с разных точек зрения;

2)                 конкретизация ситуации( объяснение, исправление ситуации, обозначение проблем);

3)                 постановка вопросов (исходя из целей);

4)                  деловой характер заданий проблемного характера;

5)                  постановка проблемных заданий и задач;

6)                  обобщение.

В последние годы в школах преобладает проблемно- компьютерное обучение.

Знания усваиваются в форме диалога через проблемные ситуации

Педагогические технологии по организации учебного процесса

             Технология Лысенковой

Педагог новатор Лысенкова, основываясь на личном опыте, построила новую методику обучения детей с различными способностями без дополнительных уроков. При изучении  трудных тем сначала работают сильные, потом - средние, а в конце - только слабые учащиеся.

Итак, в процессе обучения участвуют все. Основа этой методики – поэтапность и учет природных способностей ученика и интересов.

Принцип системности и поэтапности. Принцип характеризуется так: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от ближнего к дальнему. Основа принципа: пока не изучен предыдущий материал нельзя переходить к изучению нового материала.

Принцип учета личностных способностей ученика. Кому- то достаточно объяснить один раз, кому-то надо уделить больше внимания и времени. Например, при составлении диалогов «Казань- столица Татарстана» одному ученику достаточно совета, второму - нужно задать наводящие вопросы, третьему - необходимо дать словосочетания. Все это предполагает дифференциацию, учет личностных особенностей ученика требует психологической характеристики каждого ученика. Положительных успехов достигают учителя, которые, проверив индивидуальные возможности усвоения учебного материала, готовят дифференцированные задания и достигают положительных результатов. В противном случае это будет способствовать психическому отставанию детей.

 

Компьютерные технологии получения знаний

Компьютер - одно из средств обучения, применяемых весьма активно и эффективно:

1)                 при объяснении нового материала;

2)                  при моделировании различных ситуаций;

3)                 при усвоении языковых явлений;

4)                 при диалогах;

5)                 в процессе поиска, нужного для усвоения знаний;

6)                 при развитии речи и формировании навыков говорения;

7)                 при проверке степени полученных знаний и навыков и при оценивании.

8) при составлении текстов и редактировании их.

 

Технология интенсивного обучения

При работе по данной технологии язык усваивается за короткий срок. Основы технологии интенсивного обучения заложил болгарский врач психотерапевт Георгий Лозанов. Он изучает иностранные языки при помощи активизации внутренних возможностей. Обычно такие уроки вызывают живой интерес  учащихся. В России эта технология получила распространение через опыт Г.Лоданова и Г.А. Китайгородской.  Интенсивное обучение иностранному языку требует взаимосвязи обучающихся, группового изучения. В таком случае за сравнительно короткий срок можно изучить  объемный материал.  Именно  обычное общение дает высокие результаты.

По мнению А. Китайгородской через активизацию работоспособности отдельного ученика растут возможности группы. Технология интенсивного получения знаний отличается, тем что

1) при применении  технологии в процессе общения на иностранном языке исчезают психологические преграды;

2) появляется интерес к изучаемому языку и формируется соответствующий  психологический микроклимат.

 В Татарстане сделаны первые шаги по интенсификации обучения татарскому языку граждан других национальностей.

 

Технология развивающего обучения

В начале XIX века И.Г. Пестолоцци и А.Дисверг, Л.С.Выготский,

К.Д. Ушинский     заложили основы технологии развивающего обучения. Эта теория получила дальнейшее развитие. Ее основу составляет теория активизации познавательной деятельности учеников.  Теория развивающего обучения совершенствуется в работах Д.Б.Элькони и В.В. Давыдова. В претворении в жизнь методов развивающего обучения также большой вклад внес академик М.И. Мансуров.

 В своих работах он приводит многочисленные примеры роста интеллектуальных возможностей учащихся, что говорит об эффективности данной технологии.

Технология развивающего обучения И.В. Занкова основана на следующих принципах:

1)дидактичность и целостность содержания обучения;

2)усложнение материала на более высоком уровне обучения;

3)  важна также теоретичность знаний.

4) изучение материала в быстром темпе;

5) рост знаний всех учащихся;

6) личностный подход к учащимся

 При обучении рекомендуется применять дидактические игры, формы дискуссии. Основная цель учебной работы - вызвать интерес учащихся. Технология направлена на рост личности и лигического мышления учащихся. Основной принцип при обучении по данной технологии - фонетический принцип.

 

Технология концентрированного обучения

Эта технология предполагает ситуативно-тематическое изучение объемных тем. Основное назначение ее - поднять качество обучения, крепко усвоить изучаемый материал. Изучаемый материал состоит из нескольких  уроков, состоящих из блоков, ситуативных тем. Блок - это тема, рассчитанная на одну или две недели, которая проходит через все режимные процессы и занятия.

Методика построена на изучении опыта обучения иностранному языку по интенсивной методике на материале бытовых тем ( блоков) :

1. Знакомство.

2. Семья.

3. Школа.

4. Одежда.

5. Посуда и.т. д.

 

 Концентрированное обучение базируется на следующих принципах:

1)      концентрация учебного материала и времени обучения;

2)       проблемность;

3)       системность;

4)       комплексность;

5)       вариативность.

 

Г.И.Ибрагимов говорит о 3-х моделях концентрированного обучения:

1) изучение предмета в известный (определенный) период времени;

2) единство индуктивного и дедуктивного методов;

 

Проектный метод изучения татарского как  иностранного

При работе по данным методикам растет способность думать и рассуждать. Основы проекта - создание проблемных ситуаций.

Чтобы разрешить их, не достаточно изучить язык как лингвистическую науку, необходимы также и коммуникативные навыки.

Проектный метод применим как при изучении языку, так и при обучении различным наукам.

 Существуют следующие проекты:

1) контрольные (ставятся цели, задачи контроля, основные пути разрешения, указываются литературные источники).

2) творческие (составление сценариев праздников, вечеров);

3) научные;

4) знаньевые( собирание знаний по определенной теме, выступление, обмен мнениями);

5) ролевые (ученики получают роли  в зависимости от содержания проекта);

6) межпредметные.

Проектный метод требует хорошей подготовки не только ученика, но и учителя и всего класса. Работа над этим приводит к развитию коммуникационных навыков, устраняет формальное отношение к изучаемому предмету, претворяет в жизнь идею интерактивного и интегрированного обучения., увеличивает возможности для самостоятельной работы ученика, рождает инициативность , заинтересованность предметом.

 

Идеи технологии пополняются Е.А. Ямбургом, Б.А. Бройдом, А.М. Тубелосским.

 

Технологий, которые помогают интенсивному изучению и повышению качества знаний много. Цель учителя - не потеряться в потоке новой информации и найти лучшие варианты. Инновационные технологии помогают усвоить 80% знаний, тогда как традиционные-40%.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации