Воспитание толерантной личности в двуязычной атмосфере

Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ
Дата: 12.04.05

Цели - раскрыть сущность поликультурного образования и пути воспитания толерантной личности в условиях двуязычия;

Задачи: показать пути

1) глубокого и всестороннего овладения культурой своего народа;

2) обновления предметного содержания, связанного с сопряжением в нем различных, не сводимых друг к другу культур, формирования представлений о многообразии культур в России и в мире; формирования условий для интеграции учащихся в культуры других народов и продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; формирования диалогического сознания и мышления;

3) воспитания позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим культурный прогресс человечества, в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения

Современный период развития методики преподавания языков характеризуется обостренным интересом к культуроносной (комулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре.

В современной системе поликультурного образования также значительное место отводится изучению родного языка, который является основным средством передачи подрастающему поколению социокультурного опыта этносов, человечества в целом в процессе включения их в систему образовательных языков и формирования у них социально-этнических гражданских качеств.

Глухота к языку предков порождает глухоту к традициям, к тому доброму, что было в нашей истории.

Родной язык - это сокровище народа. Равные права на него имеют большие и малые, старые и молодые, и служит он всем одинаково.

“Язык- это клад, передающий из века в век, из поколения в поколение традиции, философские вгляды, историю…- все богатство души народа,” - писал Г.Баширов.

А К.Д Ушинский утверждал: “В языке одухотворен весь народ и его родина, вся история духовной жизни”.

На иностранном языке нельзя привить ребенку присущие народу перечисленные выше богатства души народа. Только народ, сумевший сохранить свой язык, сохранится как этнос, а иначе ему грозит исчезновение с исторической арены как нации. Язык – сильное оружие любого народа, его будущее, его жизнь, красота и богатство.

В связи с этим особенно острой является проблема сохранения и развития языков народов России в поликультурном социуме. Такое построение образовательного процесса расширяет возможность возрождения языка и культуры коренных народов, проживающих в регионе. Равноправие при изучении языков - корень овладения национальной культурой, а для этого надо вести борьбу за чистоту и сохранение каждого языка.

Как научить детей любить родной язык, уважать русский язык, проживать в мире и согласии, ценя культуру не только своего народа, но и другого народа?

В национальной школе ребенок билингвен, бикультурен. Нужно грамотно выстраивать методику, чтобы ребенок билингв успешно овладел родным языком, вторым языком и культурой народа, с которыми его народ веками проживает вместе.

Преподавание в общеобразовательных школах области и в национальных отделениях педагогического колледжа области ведется на татарском, русском (государственные языки) и на родном языках.

Внедрение билингвизма в образование детей выступает как условие их успешной адаптации к иным условиям жизни. Выходом из проблем языковых барьеров в поликультурном образовании может стать построение такой системы образования, которая в своем содержании имела бы национальный компонент, опирающийся на идеи диалога культур, полилингвизма, современные ценностные ориентации личности и общества, позволяющие развивать свою культуру представителям всех региональных этносов.

Для развития двуязычия необходимо укрепление национально- русского двуязычия, при доминировании родного при изучении второго. Межкультурная коммуникация ( диалог двух культур) также может быть реализован на базе родной культуры. Следовательно, родная культура является той базой, которая делает возможным приобщение личности к культуре другого народа, изучению и пониманию ее с помощью языка. Результатом коммуникативногго и социокультурного развития учащихся должна быть межкультурная компетентция, которая подразумевает и социальную интеграцию личности в иную культуру и обретение ею личного и национального достоинства.

Хорошие результаты в интенсификации процесса обучения и воспитания поликультурной личности дает методика сопоставительного изучения русского и татарского языков, разрабатываемая профессором Харисовым Ф.Ф. (Самый простой пример: изучая тему «Наречия», ученики получают задание: узнать, как наречия используются в «Русско- татарском словаре»; это также может быть, например, эпиграф из В.Брюсова и Г.Тукая о родном языке, прозвучавший в начале урока, который задает тон всему уроку).

Современная культура- это культура диалога. Обучение «способу согласования» «своего» и «чужого», способу овладения языком других культур возможно через дополнение содержания образовательной области «Филология» образовательными программами, отражающими литературные связи родного и русского народов, приобщающими к культурным достижениям другого народа, показывающими, как в родной и русской литературах отражаются сходные социальные и эстетические явления, со­действующими включению носителей русской культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию уважи­тельного отношения к другим народам.

Это программы:

1. основанные на параллельном и сопоставительном изучении

а) творчества русских писателей и писателей родной литературы:

-Пушкин- Тукай, Пушкин-Аббай, Лермонотов- Аббай, Чехов- С.Агиш и.т.д.

-Лагерная проза двух народов

-Переводы А.Ахматовой Г. Тукая

- Русские писатели о Востоке и др

б) предметов материальной культуры (одежда, утварь и.т.д.) на уроках изобразительного искусства, технологии;

в) обрядов родного и русского народа народа;

проведение праздников одной общины с обязательной поддержкой других, поэтому знакомство с различными народными культурами следует проводить по следующим параллелям:

- народная философия как основа существования этнокультуры;

- человек в природе: отношения с космосом, природой ( народный календарь); правила поведения в природе;

- семья, отношения к родству и его значимость, взаимоотношения между членами семьи; народное искусство: игрушка, костюм, жилище;

- отношение с другими народами;

- народная медицина, физическое воспитание;

- этноэтикет; табу: система запретов;

- народные традиции, обряды, ритуалы;

- ценностные ориентации.

(Для примера: опыт параллельного изучения этнокультур на уроке русского языка проводится беседа, словарная и грамматическая работа над текстами о русских народных промыслах (гжель, дымковская игрушка, павлово - пасадские платки) и татарских народных промыслах (ичиги).

г) морально- нравственных норм, заложенных в священных книгах «Библия» и «Коран».

2. Это может быть диалог культур различных эпох, помогающий ощутить восхищение, сострадание, симпатию к ге­роическим событиям в истории другого народа, творцам истории; проследить авторов учебников, которые дают искажение фактов истории другого народа.

3. Это могут быть программы, ориентированные на передовые достижения в современной мировой культуре и культуре национальной, в которых закладывается все многообразие духовных ценностей человечества и народа, к которому принадлежит данный индивид

(Предметы с мультикультурным компонентом « Геоистория»

( возникновение и развитие цивилизаций), «История религий и специальные занятия по истории культур должны быть обязательными в гуманитарных классах и школах.

В свете проблем толерантного воспитания стало понятно, что развитие школы возможно только на пути поликультурного воспитания всех поколений, всех народов, через развитие прогрессивных традиций народной педагогики, соблюдения общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты, Любви (традиции взаимопомощи и гостеприимства, миролюбия в отношениях с соседями, почтительного отношения к женщине, уважительного отношения к старшим, к каждому человеку независимо от национальности).

Человек и его феномен- основа развития вселенной. Если прекращается общение, исчезает история и народ. Только выйдя за рамки своей культуры, т.е столкнувшись с другим мировоззрением можно увидеть различия. Особая ценность диалога культур состоит в уникальной возможности увидеть себя «глазами» другой культуры. Диалог, основывающийся на равноправии культур, позволяет сохранить многоцветность культур посредством взаимного восприятия и обмена ценностями этих культур. Диалог-символ межличностного взаимодействия и общения. Диалог - творческий процесс и, как любая творческая попытка, он может состояться или не состояться.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации