Содержание предметной области «Искусство» в условиях модернизации художественного образования
(Обзор журнала «Искусство в школе» за 2002 год)
Выполнила: Морозкина И.Л.
Дата: 11.06.03

Искусство XX века

О.Юшкова. Размышления об уходящем времени. //Искусство в школе. - №3. – 2002. - с.3-7.

В истории искусства несколько раз коренным образом менялся художественный язык. На протяжении многих тысячелетий, начиная с первобытного общества, происходили эти перемены, и всякий раз они выражались в смене принципа изображения пространства на плоскости.

Статья кандидата искусствоведения О.Юшковой содержит обобщенный взгляд на те перемены, которые внес в искусство XX век. Статья поможет читателям “разложить по полочкам” разрозненные впечатления от встреч с искусством этого исторического периода.

М.Шагал. Моя жизнь. //Искусство в школе. - №3. – 2002. - с.8-15.

Читателям предлагаются фрагменты книги одного из самых знаменитых и, как сейчас говорят, “знаковых” художников XX века М.Шагала “Моя жизнь”.

Тихая родина. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.18-29.

Статья знакомит с краткими биографическими данными трех талантливых русских людей, трех современников - поэта Н.Рубцова, живописца В.Попкова и композитора В.Гаврилина.

А.Мелик-Пашаев. Минас и другие. //Искусство в школе. - №4. – 2002. - с.21-26.

Автор статьи знакомит читателей с армянским художником М.К. Аветисяном, который занимал особое место среди ярких, непохожих друг на друга художников разных поколений Армении.


Искусство и воспитание

Е.Коротеева. Нам есть, чему поучиться у детей, а им – у нас. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.20-26.

Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за которой открываются бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как не подсматривая, не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского восприятия, научиться у них открытости и искренности, которые делают каждого ребенка похожим на маленького принца?

На эти вопросы отвечает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования РАО Е.Коротеева.

По мнению автора, образному началу, на котором строится развитие и обучение дошкольников и детей младшего школьного возраста, должно придаваться большое значение. Автор поддерживает стремление детей во всем увидеть что-то величественное, загадочное. Делая вывод, автор подчеркивает: “Наши способные дети видят столько необычного вокруг, на что у нас, взрослых, порой не хватает времени, чувств, фантазии и настроения. Значит, нам есть чему поучиться у детей, а им – у нас, если мы будем друзьями”.

Е.Пархоменко. Метод “внутреннего диалога” преподавания. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.26-30.

Продолжение. Начало в №6/2000г.

Учитель мировой художественной культуры ГУО Центра образования №548 “Царицыно” в Москве предлагает конспект урока по теме “Художественно-образная основа христианской культовой архитектуры”.

Речь идет о постижении средневековой христианской культуры с позиций этой самой культуры. Но сама идея внутренней причастности каждого человека Высшему началу, о котором сам он может до срока не подозревать, свойственная разным религиям и культурам. А учиться внутреннему диалогу с кем-то лучшим и высшим в себе самом необходимо всякому человеку, который хочет изменять, совершенствовать самого себя, не “проспать” свою жизнь, а развиваться как личности в полном смысле этого слова.

Е.Юнусова. Выйти из замкнутого круга. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.31-33.

Статья зав. отделением изобразительного искусства ДШИ №2 г. Нефтеюганска рассказывает о работе учителя с детьми с ограниченными возможностями.

Работа Е.Юнусовой напоминает известную истину: в процессе воспитания воспитываются все его участники. И дети, которым искусство открывает, казалось бы, навсегда закрытую дверь в мир полноценного творчества и общения. И взрослые, которые видят, на что способны доброта и искусство, и открывают в себе источник этих возможностей.


Вопросы художественной педагогики

Е.Медкова. Игра как средство гармонизации общего и художественного образования в школе. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.34-39. - №3. - 2002. - с.51-54.

По давней традиции, предметы естественнонаучного и эстетического циклов существовали и существуют раздельно, периодически переходя от состояния “холодной войны” или относительно мирного “нейтралитета” к кратковременным “локальным войнам” за “ограниченные ресурсы”, т.е. за часы и место в сетке расписания. При этом страдают обе стороны, но прежде всего – дети. Преподаватель НОУ “Школа XXI век” г. Москвы предлагает решение данной проблемы.

По мнению автора, реальное дело – вот что поможет освободиться от заскорузлых догматов традиционного учебного процесса, поможет объединить всех – учителей и учеников, школу и родителей, поможет сплотить детский коллектив (класса и всей начальной школы), наладить межвозрастные связи.

Оптимальную стратегию при этом предлагает экспериментальная модель воспитания и образования, суть которой заключается в единстве практики, опыта и рефлексии в обучении. Обучение здесь предстает как единый, непрерывный циклический процесс, включающий в себя пять этапов: концентрация; действие; испытание; решение задачи; отчет, осмысление.

Компьютер в художественном образовании. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.44-45.

В московском Центре непрерывного художественного образования прошел семинар, посвященный проблеме применения компьютера в художественном творчестве школьника.

В данной статье заведующая лабораторией Центра, кандидат педагогических наук Н.А. Лепская обрисовала основные направления этой, новой пока, деятельности.

И.Ребров. Компьютер и творчество. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.45-46.

Член Союза художников, педагог, И.Ребров предлагает свою точку зрения о том, что компьютер может служить инструментом воплощения художественного замысла, внося нечто качественно новое в изобразительное искусство.

А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская. Как оценивать художественное развитие ребенка? //Искусство в школе. - №6. – 2002. - с.3-7.

Будут или не будут “спущены” учителю искусства те или иные стандарты; хорошо или плохо относится учитель к этой затее - в любом случае он хочет отдавать себе отчет: в чем проявляется успешность художественного развития его учеников? Без этого - как ему оценить и свою работу? В каком направлении ее совершенствовать? Чем руководствоваться, выбирая ту или другую учебную программу? Об этом рассуждают авторы статьи, давая советы учителям изобразительного искусства, как можно измерить и оценить творчество ребенка.

О.Егоров. Изобразительное искусство в инновационной школе. //Искусство в школе. - №6. – 2002. - с.8-13.

Зам. директора лицея г. Железнодорожный Московской области делится опытом работы в старшем звене (9-10 классах), где действует программа культурологии, которая включает 30 учебных часов только на живопись, ваяние и зодчество. Опыт работы лицея может быть использован при разработке программ в профильных классах и школах.


Язык искусства

Ю.Полуянов. Цвет “свой” и “чужой”. //Искусство в школе. - №4. – 2002. - с.14-20. - №5. - 2002. - с.12-17.

Автор дает методические рекомендации по проблеме развития у детей способности чувствовать гармонию в сочетании цветов. В качестве примера приводятся конспекты двух занятий, которые проводятся в начале второго года обучения по авторской программе “Изобразительное искусство и художественный труд”.

Жанры в искусстве. //Искусство в школе. - №6. – 2002. - с.21-27.

Термин “жанр” в искусстве и в педагогике искусства настолько привычен, что смысл его кажется очевидным. Но как только мы захотим его строго определить и приложить к художественной культуре, мы увидим, что за этим понятием таится весьма серьезная путаница. Автор данной статьи знакомит читателей с понятием “жанр” и начинает свой рассказ с жанров в изобразительном искусстве, где сложившаяся система довольно определенна и относительно проста.

Л.Будникова. “Симметрия - асимметрия, статика - динамика”. //Искусство в школе. - №6. – 2002. - с.28-29.

Учитель изобразительного искусства многопрофильной гимназии №4 г. Норильска, активный участник ежегодного конкурса “Учитель года” предлагает сценарий к урокам по авторской программе “ШАГ” (Школа Архитектуры и Графики).


Представляем школу

Единое образовательное пространство гимназии №1542. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.43-67.

В серии статей представлен опыт работы гимназии №1542 г.Москвы. Своеобразие материалов, представляющих гимназию – в деятельной культурологической направленности преподавания в целом и всей атмосферы в общей школьной жизни.

В гимназии “единое образовательное пространство” почти осязаемо: не просто абстракция педагогической теории, и тем более не квазинаучный бессодержательный штамп, а реальное единство детей и взрослых, занятых увлекательными общими делами. В гимназии применяются нетрадиционные формы работы, такие как: конкурс проектов гимна и герба гимназии; ученическая печать; школьный музей; культурологические “турниры”; исследовательская деятельность учащихся гимназии и другие. Все они объединяют детей и взрослых в совместном творчестве.

Е. Домрина. Школа классической акварели. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.29-30.

4 сентября 2001г. состоялся праздник – 2-х летие со дня открытия по решению Правительства Москвы Государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом. Автор статьи знакомит с опытом работы Школы акварели, где обучение проводится по авторской программе.

С.Карасева. Студия Ришарда Мая. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.66-71.

В статье рассказывается о работе изостудии в Центре детского творчества Первомайского района г. Минска, руководителем которой является художник Ришард Антонович Май. Содержание 25-летней исследовательской и педагогической деятельности Р.Мая определили потребность объяснить, разгадать для себя феномен детского художественного творчества, обнаружить истоки этой детской способности.

Л.Илларионова. Красота связана с Добром. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.72.

Руководитель изостудии “Салтанат” Дворца школьников им. М.М. Катаева г. Павлодара Республики Казахстан рассказывает об основных направлениях работы студии.


Из опыта работы

В.Цымбулов. Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.66-69

Автор статьи знакомит читателей с опытом работы талантливого педагога из Курска В.Г. Колесовым. Работы его учеников показывают высокий уровень выразительности при огромном разнообразии творческих решений, несмотря на то, что выполнены они непосредственно на уроках ИЗО.

Е.Редькина. Детская книга-сказка. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.69-71.

Преподаватель изобразительного искусства ДОУ №73 г. Ижевска знакомит со своей программой художественного воспитания детей дошкольного возраста “Синяя птица”, цель которой – развитие творческого потенциала ребенка, воспитание национального самосознания через приобщение к мировой и региональной культуре.

Н.Ромадина. Батик в школе. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.71-74.

Член Союза художников России, преподаватель ИЗО, художественного труда и МХК СШ №1950 г. Москвы предлагает вниманию читателей рассказ о личном опыте по росписи ткани в технике “холодный батик”. Учащиеся с радостью выполняют на уроках расписные панно и платки. Во время работы в кассе воцаряется удивительная атмосфера единодушия и товарищества не только между ребятами, но и по линии “учитель-ученик”.

А.Кравченко. О составлении цветовых комбинаторик. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.78.

Преподаватель педколледжа декоративно-прикладного искусства г. Тулун Иркутской области знакомит читателей с комбинаторикой как одной из прикладных дисциплин, изучающей закономерности вариантного размещения плоских фигур на основе знания законов цветоведения.

В.Филимонов. Опыт коллективного творчества. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.79-83.

Педагог ДХШ г. Волжский предлагает один из вариантов применения метода коллективной работы учащихся в детской художественной школе.

Е.Домашевская. Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК. //Искусство в школе. - №3. – 2002. - с.66-71.

Преподаватель мировой художественной культуры школы №19 г. Москвы предлагает методические рекомендации к системе заданий, являющейся обобщением практического опыта по активизации творческих возможностей учащихся на уроках МХК. Данные задания направлены не просто на усвоение материала, но и на личностное “присвоение” его, пропускание через собственное “я”, а также рассчитаны на самостоятельную работу учащихся с учетом минимализации временных затрат на самоподготовку.

М.Парнах. Чувство причастности к ритму жизни. //Искусство в школе. - №3. – 2002. - с.71-73.

Художник изображает природу, чтобы, уловив и отобразив что-то существенное, характерное, понять ее и себя. Он создает новый объект - картину, изображая нечто им самим понятое, открытое в природе. Древняя китайская натурфилософия предлагает понимание мира как цикличную смену энергий - “стихий” - характеристик, которых всего пять. Автор статьи предлагает читателю рассмотреть основные приемы традиционной китайской живописи, их соответствия “стихиям”, возможности для творчества и понимания природы.

А.Арутюнян. Художественная мозаика из модулей. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.32-33.

В Центре искусств при школе №120 Юго-Западного округа г. Москвы существует творческая лаборатория с многолетним опытом работы с детьми и оригинальной программой дополнительного образования. Руководитель Центра А.Арутюнян представляет читателям цикл занятий по теме “Мозаика из объемных элементов, модулей, геометрических форм”, где с помощью фантазии детей рождаются отдельные произведения, панно.

Н.Щербакова. Иллюстрирование сказок. //Искусство в школе. - №6. – 2002. - с.33-34.

Преподаватель художественного отделения ДШИ №1 г. Астрахань делится опытом работы по проблеме выполнения учащимися художественных школ композиционных заданий. В качестве примера автор приводит сценарий занятия по иллюстрированию волшебных сказок.


Наши дискуссии

Н.Карнакова, Е.Моргорская. Понимать и чувствовать… /Из опыта работы в школе гуманитарного профиля. . //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.61-65.

В публикации представлены результаты методической работы по предметам: литература и мировая художественная культура. Учитывая различие функций этих предметов в системе школьного образования и различие материала, преподаватели МХК и литературы разработали общие теоретические и методические подходы, о продуктивности которых можно судить по ученическим работам (лирическим мини-сочинениям и аналитическим работам), представленным в публикации.


Родство искусств

Н.Шишлянникова. Об интегрированных уроках искусства в начальной школе. //Искусство в школе. - №4. – 2002. - с.54-55.

Автор статьи, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой музыки и музыкального образования Хакасского гос. Университета г. Абакан Н.Шишлянникова знакомит с внедрением интегрированного подхода в практику учителей Хакассии применительно к младшему школьному возрасту, который наиболее чувствителен к взаимодействию различных видов художественного освоения мира, с привлечением национального своеобразия художественных культур различных народов.


Имена. Термины. Понятия

Искусство XX века. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.68-75.

Речь идет о направлениях в русском искусстве XX века, а также о художниках, работавших в данных направлениях: наивное искусство; примитив; примитивизм; Панков К.А.; Пиросмани Н.А.; Руссо А.

Н.Фомина. Примитив и детский рисунок. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.76-78.

Автор статьи анализирует детское творчество с позиций примитивного сознания, как бы вычленяя в детском рисунке качества, свойственные в целом примитиву, и проводит параллель с художниками-примитивистами. Автор задается вопросами: Нужно ли художников (взрослых и юных), одаренных “наивным” мировосприятием, учить по принятой, европеизированной системе? Имеет ли место “примитив” в творчестве современных детей?

Язык искусства. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.20-28. - №3. - 2002. - с.80-85. - №4. - 2002. - с.27-30. - №5. - 2002. - с.10-11.

Читатели знакомятся с понятиями гармония, контраст, симметрия; ритм; декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство, декоративность, орнамент, орнаментика, раппорт; архитектоника, композиция, сюжет, фабула.


Музей искусства

Л.Дьяков. Петров-Водкин: начало пути. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.79-81.

Автор знакомит читателей с творчеством известного русского художника.

Л.Дьяков. Сальватор Роза - романтик и поэт. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.80-83.

Автор знакомит читателей с творчеством знаменитого неаполитанского художника Сальватора Розы (1615-1673). В эпоху романтизма художник стал тем героем, которого искали романтики, идеалом мастера, олицетворявшего идею синтеза искусств.


Не только в школе

И.Климина, Н.Савкина. Игры с рисунком. В.Щербакова. Весенний сувенир. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.82-85.

В общем образовании для искусства часто ищут применение за границами искусства как такового, стремятся развить с его помощью те или иные психологические качества ребенка. Таковы и некоторые из игр, предлагаемых авторами статей.


Самообразование учителя

И.Ребров, О.Реброва. От простого к сложному. Обучение компьютерной графике и анимации. //Искусство в школе. - №6. – 2002. - с.83-89.

Развитие изобразительного искусства во многом зависит от умения создавать и всесторонне исследовать новые изобразительные формы. Особенно это актуально для обучения детей старшего школьного возраста, бунтующих против традиционности на занятиях по изобразительному искусству и проявляющих большой интерес при использовании в обучении компьютерных технологий. Компьютеру сейчас отводится роль “кисточки”. Имеющей большие изобразительные возможности. Но научиться “управлять этой кисточкой” можно только имея достаточный практический багаж знаний и навыков в “традиционном” рисовании.педагоги ДТШ Северо-Восточного округа г. Москвы делятся своим опытом работы в области компьютерной графики.


В Министерстве образования

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период программы “Изобразительное искусство и художественный труд”. //Искусство в школе. - №1. – 2002. - с.94-96.

Предлагаемые рекомендации даются с учетом материалов учебно-методического комплекта (учебник, творческая тетрадь, методическое пособие) по программе “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-4 классов (научный руководитель Т.Я. Шпикалова).

Концепция художественного образования в Российской Федерации. //Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.84-86.

Читателям предлагается Концепция художественного образования в РФ как документ, определяющий стратегические направления государственной политики в сфере культуры и искусства и указывающий на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.


Информация

С.Шпачкова. Ученики железнодорожных школ - участники международной выставки. //Искусство в школе. - №3. – 2002. - с.88.

В центральном доме детей железнодорожников проходила международная выставка детского рисунка “Да будет свет!”, посвященная 2000-летию христианства.

М.Велтистов. Юные Антеи под Звенигородом. //Искусство в школе. - №3. – 2002. - с.93-94.

Центр непрерывного художественного образования г. Москвы знакомит читателей с работой художественной школы №548 “Царицыно”. Учащиеся и педагоги этой школы летом побывали в одном из красивейших уголков Подмосковья - в местечке Поречье, что рядом со Звенигородом. Необыкновенная панорама вдохновила юных художников на пленэрную живопись.

С.Ашикова. Рисуем с “Гаммой”. //Искусство в школе. - №4. – 2002. - с.73-76.

Фирма “Гамма” - производитель детских и художественных материалов для творчества - выпустил новую серию гуашевых красок “Времена года”. Автор идеи “Времена года” С.Ашикова знакомит читателей со своей продукцией.

Конференция по психологии искусства. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.75.

В начале сентября в Самаре прошла Всероссийская конференция “Психология искусства”, которую проводили Самарский педагогический университет и Самарский Центр Академии Наук.

Юбилей студии. //Искусство в школе. - №5. – 2002. - с.75.

В 2002г. юбилейной выставкой отметила свое пятилетие детская студия изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна “Трехозерье”. Студия была организована в 1997г. в школе №1048 Новокосино (Москва).


Письмо в редакцию

О.Максименкова, учитель изобразительного искусства школы №10 г. Инта Республики Коми стала лауреатом городского конкурса “Учитель года 2002”. Она делится с читателями своими впечатлениями и предлагает пример урока-импровизации, рассчитанного на 20 минут.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации