Культура и быт оренбургских казаков
(аналитическая справка по апробации программы на базе МУДОД №2 г.Оренбурга)

Представила: Морозкина И.Л.

Дата: 27.05.2003

В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры в общеобразовательных учреждениях возрос интерес как к культурному наследию России, так и к культуре народов своего региона. Решением проблем возрождения и изучения народной культуры с целью включения их в программы по предметам художественного цикла занимаются многие ученые-педагоги России. А включение регионального компонента в систему художественного образование детей является на сегодняшний день одним из актуальных вопросов методики преподавания изобразительного искусства в школе.

Оренбургский край самобытен и богат традициями, которые нужно знать и помнить. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Именно поэтому система образования должна предусматривать формирование у детей чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.

Еще совсем недавно о казачестве никто и не вспоминал. А ведь именно оно распространило русскую культуру среди народов Урала. В настоящее время традиции казачества возрождаются, однако в большинстве случаев это сводится лишь к временным  атрибутам.

Исходя из этого, преподавателями изобразительного искусства МУДОД №2 (бывшей ДМШ №2) Е.В. Греховой и Н.А. Пестовой была разработана программа “Культура и быт оренбургских казаков”.

Цель программы - развитие личности школьника на традициях народной культуры, на культуре своего региона.

Данная цель определяет ряд задач:

1.      Создание для учащихся целостной среды общения с народной культурой.

2.      Формирование чувства национального достоинства культуры межнационального общения.

3.      Формирование культурно-исторической памяти, в процессе системного, комплексного освоения культуры с привлечением произведений народного творчества, не только принадлежавших народам России, но и делая особый акцент на культуру своего региона.

4.      Раскрытие взаимосвязи национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

5.      Развитие творческого воображения на основе индивидуального и коллективного созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций.

Принцип построения разделов курса.

В основе лежит комплексный подход, к объединению таких предметов, как ИЗО, художественный труд, музыкальный фольклор, устное народное творчество. Это связано с синкретичностью народного искусства. Тематика занятий строится по народным земельно-календарным праздникам. Каждая четверть имеет свою тему.

I четверть - “Осень, осень - в гости просим”

II четверть - “Коляда, коляда накануне Рождества”

III четверть - “Широкая масленица”

IV четверть - “Заплетаем березку”

Обозначенные направления работы обеспечивают целостное воздействие на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительности. И строятся на следующих принципах:

-                              Не ограничиваться только искусствоведческой подготовкой учащихся или овладением отдельными навыками работы.

-                              Развивать способности восприятия искусства как образного отражения действительности с целью формирования их мировоззрения

-                              Формировать целостные знания и умения.

-                              Расширять региональный компонент художественного образования.

Данная программа разработана для учащихся 10-13 лет для школ с углубленным изучением изобразительного и народного искусства или специализированных школ (детских художественных и музыкальных школ, школ искусств) и рассчитан на 68 часов.

 

Программа “Культура и быт оренбургских казаков” апробируется на занятиях изобразительного искусства МУДОД №2 г.Оренбурга с 2000 года.

Цель эксперимента –практически обосновать и определить условия включения данного курса в типовые программы по ИЗО; апробировать разработанную методику комплексного изучения культуры оренбургских казаков.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

-           сбор искусствоведческого и краеведческого материалов, систематизация полученных сведений о культуре и традициях оренбургского казачества;

-           психолого-педагогический и методический анализ проблемы комплексного включения регионального компонента в художественное обучение детей 10–13 лет;

-           оформление наглядного дидактического материала к блоку уроков ИЗО.

В процессе работы был собран богатый исторический и искусствоведческий материал, подобран иллюстративный материал, включающий в себя фотографии казачьей архитектуры, бытовых атрибутов, казачьих костюмов. Рассмотрен образовательный потенциал изучения данной темы на уроках ИЗО в школе. Разработано содержание и методика ведения уроков ИЗО по изучению культуры оренбургских казаков. Для разработанного блока уроков составлены планы-конспекты.

Апробация программы проходила в 3-4 классах. Результаты учащихся экспериментальных классов показали, что по сравнению с детьми обычных классов, у этих детей более глубокие знания по культуре родного края. Работы на темы пейзажа родного края, натюрморта из предметов казачьего быта, образа (портрета) оренбургских казаков по уровню значительно превышают работы детей обычных классов. С учащимися экспериментальных классов проводятся отчетные выставки: прошли тематические выставки “Святки на Урале”, “Масленица”.

Практическая значимость данного эксперимента заключается в том, что его материалы могут быть использованы в образовательном процессе в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, при изучении методики преподавания ИЗО в вузе, для проведения занятий на курсах повышения квалификации педагогов ИЗО и ДПИ.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации