Развитие поликультурного сознания личности через системы художественного воспитания учащихся
из опыта работы
Шубиной Елены Анатольевны

Представила: И.Л. Морозкина
Дата: 12 мая 2003г.

Для педагогов ИЗО общеобразовательных и дополнительных учреждений

I.                   Сведения об учителе

Шубина Елена Анатольевна – учитель изобразительного искусства первой категории Новосергиевской средней школы №1.

Уже несколько лет Елена Анатольевна работает над проблемой “Развитие поликультурного сознания личности через аспекты системы художественного воспитания учащихся”.

Девиз работы Е.А. Шубиной отражен в следующих строках:

Учитель!

Слово-то какое!

В нем даже звука некий свет.

И робость чувствуешь невольно

И радость будущих побед.

Растить детей, формировать умы,

Что может быть ответственней на свете?

Какими стали мы,

Такими станут завтра наши дети!

II.                 Теоретическое обоснование опыта

Концепция педагогического исследования – формирование художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.

Цели: определение роста интереса школьников к искусству и понимание роли художественного творчества в формировании личности человека в современном российском обществе; раскрытие возможностей и средств совершенствования учебно-воспитательного процесса для развития поликультурного сознания личности.

Достижение данных целей возможно через решение ряда задач:

·       Обоснование путей и средств совершенствования учебно-воспитательного процесса для развития поликультурности личности;

·       Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интереса и способностей каждого школьника, воспринимающего определенные духовные ценности через изобразительное искусство;

·       Создание оптимальных условий на уроках изобразительного искусства для самопознания, самоопределения личности, сообщение личности верного направления в выборе жизненных ориентиров;

·       Проведение в ходе эксперимента потребностей к саморазвитию и к научно-познавательной, творческой деятельности;

·       Выявление наиболее способных и одаренных детей, предоставление им возможности для развития творческих способностей;

·       Разработка рекомендаций по наиболее оптимальным методическим приемам в работе с одаренными детьми.

III.                Технологические процедуры в границах данного опыта

Развитие поликультурного личности – важное условие формирования высоконравственной личности, ориентированной на творческую деятельность. Данная проблема может быть решена с помощью углубленной интеграции с такими предметами как МХК, музыка, литература, история, география, а также путем активизации творческого потенциала детей в условиях внешкольных учреждений.

Дети, проявляющие повышенный интерес к изобразительному искусству и имеющие определенные способности, как правило, получают дополнительное образование в школах искусств или художественных школах. Цели и задачи перед учителями ИЗО общеобразовательных школ и перед педагогами учреждений дополнительного образования должны быть одинаковы; здесь важна совместная, хорошо спланированная работа над решением важной проблемы современности – развитием личности ребенка как высоконравственной образованной личности в современных условиях.

В идеале разработка хода эксперимента предусматривает три этапа деятельности:

I этап – подготовительный и организационный: ведется проработка всех источников по данной проблеме.

II этап – непосредственная подготовка: разработка проекта исследования.

III этап – теоретическая база исследования: внедрение проектов в практику, его апробация, внесение корректив и экспертиза результатов внедрения.

В каждом этапе эксперимента предусматривается следующее.

I этап:

.1                                Изучение литературы по данной теме.

.2                                Проработка учебных программ с целью выбора программы, решающей поставленные цели.

II этап:

.1                                Диагностика учебных, личностных и социальных достижений учащихся. Введение карт развития школьников.

.2                                Создание форм изучения и контроля результатов работы учеников.

.3                                Частичная апробация интегрированных уроков с использованием музыкальных произведений, образцов художественного слова, материалов истории, географии, иностранного языка, литературы. Подготовка методического материала.

.4                                Поиск новых оптимальных форм и методов обучения, организация внеклассной и внешкольной работы.

III этап:

.1                                Анализ результатов включения, внесения корректив и экспертиза результатов внедрения.

.2                                Выявление наиболее одаренных детей и создание условий в организации их работы по индивидуальным планам.

.3                                Разработка рекомендаций по наиболее оптимальным методическим приемам в работе с одаренными детьми.

.4                                Пути создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интереса и способностей каждого школьника.

IV.                Методический инструментарий учителя

В настоящее время наблюдается рост интереса к искусству и понимание роли художественного творчества в формировании личности человека. Поэтому проблема влияния искусства на общественную жизнь сейчас как никогда стоит чрезвычайно остро.

Учитель, работающий над данной проблемой, должен прежде всего развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка, используя средства художественной деятельности, ориентированные на интеллект и творчество. Кроме традиционных занятий рисованием, лепкой, работой с бумагой, с природными материалами и другими видами художественной деятельности, можно проводить специальные занятия, имеющие главной задачей развитие творческого потенциала личности ребенка. На уроках и во внерочной деятельности педагог устраняет психотравмирующие ситуации, вырабатывает с детьми навыки общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; оказывает медико-педагогическую помощь.

Механизмами развития и формирования поликультурного сознания личности служат различные методы и формы работы: интегрированные и нетрадиционные уроки, ролевые игры, исследовательская и краеведческая работа, различные беседы, экскурсии, встречи с художниками и т.д.

К формам и методам, развивающим и формирующим поликультурное сознание, относятся практические, наглядные, поисковые, словесные методы, а также индивидуальные и групповые формы работы.

Педагог организует мероприятия, связанные с социумом. И одно из направлений его работы – организация выставок, конкурсов рисунков. Выставки творчества учащихся проводятся с целью приобщения детей к искусству. В выставках также можно проследить качественные достижения детей.

V.                  Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны критерии, определяющие уровень сформированности поликультурного сознания у учащихся:

I.                                 Поликультурный кругозор:

1.      Знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;

2.      Знание специфики различных видов искусства, законов художественного творчества;

3.      Информированность о заметных явлениях современной художественной культуры.

II.                               Сформированность эстетического отношения:

1.      Проявление эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

2.      Наличие разносторонних эстетических интересов, потребностей в том числе индивидуальных предпочтений;

3.      Умение адекватно оценивать художественные произведения в единстве содержания и формы.

III.                            Вовлеченность учащихся в творческую деятельность:

.1      Установление активной позиции в отношении прекрасного и безобразного;

.2      Развитие тех или иных художественных способностей, участие в художественной творческой деятельности.

Методической основой разработки критериев стало пособие С.В. Масловской “Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся”.

В качестве предполагаемого результата исследования темы “Развитие поликультурного сознания личности через аспекты системы художественного воспитания учащихся” выделяется:

-                            Формирование личности, воспринимающей определенные духовные ценности через уроки ИЗО;

-                            Самоопределение личности в познании ценностей в качестве интереса, входящего в уклад жизни учащихся;

-                            Активизация личности в интеллектуально-творческой деятельности;

-                            Развитие психологических особенностей личности, эмоциональных сфер и чувств.

VI.                Культура освоения новой технологии обучения

Проделанная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать выводы, что с помощью решения выдвинутых задач:

-                            Развиваются интеллектуальные, нравственные и эстетические качества личности, эмоциональная отзывчивость у учащихся;

-                            Раскрываются возможность и средства совершенствования учебно-воспитательного процесса для развития поликультурного сознания личности;

-                            Улучшается материальное оснащение школьного кабинета изобразительного искусства;

-                            Определяются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

В то же время, чтобы исследовательская работа дала эффективный результаты, современный учитель должен сам “гореть” желанием к работе, быть авторитетом, положительным примером для учащихся.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации