О месте художественного образования в условиях модернизации российского образования:
состояние, проблемы, задачи, пути их решения
(для руководителей образовательных учреждений, заведующих РМК, РОО)

Исполнитель: И.Л. Морозкина
Дата: 10.04.03

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

·                     достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

·                     повышение социального статуса и профессионализма работников образования;

·                     развитие образования на основе повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

В формировании духовного климата современной школы важное значение имеют предметы искусства.

Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии и в других областях свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Специфика искусства как особого явления культуры обусловила появление в структуре школьного образования образовательной области «Искусство», которая представлена тремя дисциплинами: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. Данные предметы выделены в самостоятельную образовательную область, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании школьников. Художественно-творческое развитие обучающихся, на что направлены данные предметы искусства, способствует формированию их особого эстетического отношения к жизни, которое связано, в первую очередь, с чувственным восприятием, т.к. «…искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства» (Л.С. Выготский).

Занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования.

В соответствии с требованиями РФ “Об образовании”, а также с возникшими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию в общеобразовательных учреждениях. Министерством образования РФ проводится работа по созданию документов, необходимых для практического решения стоящих перед школой проблем. Одним из таких документов стал проект Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Профильное обучениесредство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

·                     обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

·                     создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

·                     способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

·                     расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Еще одним документом, необходимым для решения проблем в области художественного образования, является Концепция художественного образования в Российской Федерации.

Концепция художественного образования в РФ опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Целями художественного образования на современном этапе являются:

·                     обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

·                     повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

·                     сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

·                     формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

·                     создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

·                     подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

·                     сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

·                     приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

·                     реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

·                     широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

·                     формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

·                     использование возможностей искусства, художественно- творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

·                     привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

·                     вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых;

·                     выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

 

Осуществление вышеперечисленных целей и задач художественного образования связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом сущности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся:

·                     недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

·                     культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

·                     усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

·                     второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

·                     распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;

·                     чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.

Пути реализации концепции художественного образования.

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

·                     формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для  развития российского общества;

·                     взаимодействие органов управления культурой и образованном на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

·                     сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусствам;

·                     определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

·                     непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

·                     усиление роли образовательной области "Искусство" на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства;

·                     активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

·                     издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

·                     совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

·                     разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

·                     проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

·                     повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

·                     существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;

·                     создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;

·                     повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

 

Воспитывающие и развивающие функции искусства определили направление непрерывного образования школьника. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, - не завершаем. Он имеет отсроченный и всегда промежуточный результат. Поэтому важнейшую роль в процессе обучения и воспитания молодого поколения играет непрерывность художественного образования.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в ею собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими разветвлениями и вкусами, на основе которых складываются художественные приоритеты и в собственном художественном творчестве - независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Содержание художественного образования включает:

·                     формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

·                     формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

·                     формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях;

·                     формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

·                     формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

·                     формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:

·                     начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

·                     мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

·                     опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

·                     комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусов;

·                     распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

·                     внедрение личностно-ориентированных методик художественно- образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

 

Основой для конструирования региональных учебных планов является Базисный учебный план, который разрабатывается в соответствии с Законом РФ “Об образовании”.

В настоящее время используется Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный в 1998г. (приказ №322 от 9 февраля 1998 года). В соответствии с ним системный подход к эстетическому воспитанию и образованию школьников осуществляется за счет предметной области “Искусство”. Данная область охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин (“Изобразительное искусство”, “Музыка”, “Мировая художественная культура”), так и из различных интегрированных курсов, факультативов, кружков и других форм дополнительного художественного образования, получивших возможность преподавания благодаря школьному и региональному компонентам. Всего на образовательную область “Искусство” в инвариантной части Базисного учебного плана отведено 2 часа в неделю с 1 по 8 класс (по 1 часу в неделю - на изучение изобразительного искусства и музыки).

В условиях модернизации художественного образования требуется поиск новых подходов к преподаванию искусства. Одним из таких подходов является активное включение в учебные курсы программ региональных особенностей культуры и искусства.

В связи с этим в новом Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ (приказ №834 от 6 марта 2001г.) на изучение регионального компонента возможно выделение уже 20% учебного времени. Образовательная область “Искусство” представлена в данном плане предметами: “Изобразительное искусство”, “Музыка”, “Танец”, “Мировая художественная культура”.

В соответствии с вариантом 2 на изучение изобразительного искусства остался 1 час в неделю, но с 1 по 7 классы. В 8-9 классах 1 час в неделю отводится на мировую художественную культуру. Однако в 9-10 классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или может изучаться учащимися факультативно.

Часы школьного и ученического компонентов используются на углубленное изучение предметов искусства, на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение групповых и индивидуальных занятий.

При наличии профильного обучения по гуманитарному направлению в 11-12 классах на изучение мировой художественной культуры отводится 2 часа в неделю. В рамках избранного профиля часы школьного и ученического компонентов могут быть использованы и на дополнительные спецкурсы с учетом специализации.

В настоящее время в помощь педагогам художественно-эстетического цикла действуют программно-методические материалы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре, которые включают образовательные программы для традиционной начальной и основной школы, реализующие обязательный минимум содержания образовательного компонента “Искусство”, методические рекомендации по преподаванию курсов, тематическое планирование, перечни современных учебно-методических комплектов:

·                     Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001.

·                     Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9кл. / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998.

·                     Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11кл. Живопись. 1-11кл. Основы живописи. 5-9кл. Основы дизайна. 5-9кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8кл. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 1999.

·                     Мировая художественная культура: Мировая художественная культура. 9кл. Эстетика жизни. 9-11кл. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 1999.

Используя Базисный учебный план, который ориентирует педагога на место конкретного предмета в образовательном пространстве и учебное время, отводимое на освоение содержания предмета по классам, а также опираясь на программно-методические материалы, учитель может грамотно организовать качественное изучение искусства на всех ступенях обучения.

 

Типовые программы по предмету “Изобразительное искусство”:

1.                 “Изобразительное искусство”. 1-9кл. (авт. колл. под рук. В.С. Кузина).

Основные задачи курса – развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание у детей интереса и любви к искусству, формирование духовной культуры личности.

Учебники: 1-4кл. – Кузин В.С., Кубышкина Э.И.

5-8кл. – Сокольникова Н.М.

2.                 “Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-9кл. (авт. колл. под рук. Б.М. Неменского).

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

Учебники: 1кл. – Коротеева Е.И. Искусство и ты.

2кл. – Неменский Б.М. Искусство вокруг нас.

3кл. – Неменская Л.А. Каждый народ – художник.

5кл. – Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

3.             “Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-4кл. (авт. колл. под рук. Т.Я. Шпикаловой).

Программа ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.

Учебники: 1кл. - Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.

2 кл. – Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство.

 

Для сельских малокомплектных школ предназначены программы “Изобразительное искусство”. 1-4 кл. (авт. колл. под рук. В.С. Кузина).

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры 10-15% учебного времени выделяется на изучение регионального компонента содержания художественного образования. Это обязательно должно учитываться педагогами при составлении авторских программ, а также при разработке календарно-тематических планов.

 

В общеобразовательных учреждениях различного типа (школы, гимназии, лицеи и т.п.), а также в профильных классах возможно углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, которое может быть представлено отдельными предметами и интегрированными курсами.

В этом случае наряду с указанными федеральными программами могут использоваться следующие программы:

1.             “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. 1-4кл. 5-8кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. (авт. колл. под рук. Т.Я. Шпикаловой).

Программа интегрирована на основе изобразительного искусства и художественного труда. Ставиться задача формирования у школьников целостной эстетической культуры. Программа структурно состоит из четырех разделов: “Основы художественного изображения”, “Орнамент в искусстве народов мира” (построение и виды), “Народный орнамент в России” (творческое изучение в процессе изображения), “Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством” (основы художественного ремесла). Данный курс предназначен для изучения в 1-8кл. от 1 до 4 часов в неделю.

2.             Сборник программ.

·                     “Рисунок”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, А.Е. Близнюк);

·                     “Живопись”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко);

·                     “Композиция”. 1-11кл. (Н.М. Сокольникова).

Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Программы предусматривают все основные виды работ по рисунку, живописи, композиции: наброски и зарисовки, длительные рисунки, работу по памяти и по представлению, творческие композиции и иллюстрирование. Большое внимание уделяется знакомству с работами выдающихся художников прошлого и настоящего. Каждая программа рассчитана на 1-4 часа в неделю.

 

В свете модернизации Российского образования, а также введения профильного обучения, проводится экспериментальная проверка новой структуры и содержания образования в средней школе, которая направлена на выполнение основной миссии современного образования – создание необходимых условий для самореализации и самоопределения личности школьника.

Главная идея эксперимента по художественным дисциплинам – качественная реализация содержания их программ и учебно-методических комплектов как условие, необходимое для личностного самоопределения и самореализации школьников. Эксперимент проверяет возможности различных вариантов программ и учебников, реализующих основную цель и задачи.

Целью эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования в образовательной области «Искусство» является изменение качества художественного образования школьников.

Цель эксперимента определяет его задачи:

- осознание целительных сил искусства в жизни ребенка для регуляции его здоровья и создание оптимальных условий для развития положительных чувств, эмоций, переживаний;

- гармонизация абстрактно-логического и эмоционально-образного развития школьников;

- формирование в сознании школьников целостной картины мира, основанное на принципе интеграции с другими образовательными областями и на обновлении программного содержания художественного образования;

- приобретение школьниками опыта эмоционально-ценностных отношений на основе духовно-нравственной сущности искусства и развитие их творческого потенциала;

- понимание особой роли художественного творчества в становлении детского коллектива, в системе отношений «учитель-искусство-ученик».

Культуросообразное развитие школьников в рамках эксперимента по предметам искусства зависит от соответствующих организационно-педагогических условий, под которыми имеются в виду:

- реализация принципов целостности, преемственности и образности в процессе занятий искусством;

- апробация новых программ и учебно-методических комплектов, обеспечивающих обновление содержания художественного образования в школе;

- использование методик и технологий, новых форм организации художественно-педагогиечского процесса, основанных на принципах искусства, адекватных возрасту, благотворно воздействующих на здоровье детей, способствующих сотрудничеству и сотворчеству учителя и учащихся;

- организация системы диагностики и оценивания личностных изменений, интеллектуальных и креативных достижений школьников с учетом специфики предметов образовательной области «Искусство»;

- обеспечение соответствующей кадровой и материально-технической базы эксперимента.

Нормативно-правовой и организационной основой проведения эксперимента по предметам искусства являются: Федеральная программа развития образования; план действий Правительства РФ в области социально-экономической политики; Концепция структуры и содержания общего образования; постановление Правительства РФ от 23 марта 2001г. №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; положение «О порядке организации и проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», утвержденное приказом Минобразования России от 21.05.2001 №2093; «Экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации», утвержденный приказом Минобразования России от 06.03.2001г.

Эксперимент осуществляется поэтапно (Решение МО РФ от 10.01.01) по трем художественным дисциплинам: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура.

Экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ («Вестник образования», №8, апрель 2001г.) включает в себя три варианта, каждый из которых содержит федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. Предметы образовательной области «Искусство» включены в федеральный компонент всех трех вариантов Базисного учебного плана и могут быть дополнительно реализованы во всех остальных его компонентах.

Эксперимент в начальной школе проводится в рамках трех образовательных систем: традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Традиционная система представлена тремя моделями: «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония». Содержание занятий по предметам образовательной области «Искусство» определяется авторскими программами, включенными в эксперимент:

Традиционная система

 

музыка

изо

Школа XXI века

Программа «Музыкальное искусство», авт. кол. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авт. кол. под рук. Б.М. Неменского

Школа 2100

Программа «Музыка», авт. кол. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авт. кол. под рук. Б.М. Неменского

Гармония

Программа «Музыка», авт. кол. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авт. кол. под рук. Б.М. Неменского

Система Л.В. Занкова

музыка

изо

Программа «Музыка», Г.С. Ригина

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авт. кол. под рук. Б.М. Неменского

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

музыка

изо

Программа «Музыкальное искусство», авт. кол. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», Ю.А. Полуянов

 

По МХК в настоящее время опубликованы и реализуются следующие образовательные программы:

- «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения», Ю.А. Солодовников;

- «Художественная культура Нового и новейшего времени», Л.М. Предтеченская (доработка Л.В. Пешиковой, М.Г. Качурина, А.Г. Бойко, Я.Б. Иоскевич и др.);

- «Мировая художественная культура», авт. кол. В.Г. Маранцман, Г.И. Данилова, С.Г. Денисов, М.А. Мирзоян, Т.В. Рыжкова и др.;

- «Мировая художественная культура», авт. кол. Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Е.Н. Шапинская;

- «Мировая художественная культура», Л.А. Рапацкая;

- «Мировая художественная культура», И.В. Кошмина;

- «Мир народной культуры», М.Ю. Новицкая;

- «Основы художественной культуры», И.А. Химик;

- «История русской культуры XI-XIX веков», Ю.С. Рябцев.

Однако в эксперименте конкретная программа не определена, предлагается учебник «Мировая художественная культура», автор Г.И. Данилова и др. Данный учебник может быть ориентирован на любую из представленных программ.

 

Успех проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования определяется рядом факторов. Один из них – качественная подготовка учителей к работе в условиях эксперимента. Такую подготовку могут осуществить учреждения дополнительного профессионального образования (ИПК, ИУУ, ИРРО и пр.) в тесном сотрудничестве с методическими службами муниципальных органов управления образованием.

Непрерывное совершенствование теоретико-методологической, методической и специальной подготовки, профессионального мастерства, расширение культурного кругозора учителя – основные функции учреждений дополнительного педагогического образования.

Роль ИПК, ИУУ существенно возрастает не только как учреждения, ведущего профессиональную подготовку учителей к проведению эксперимента, но и как организации, координирующей действия общеобразовательных школ по осуществлению мониторинга, его хода и результатов.

Для реализации в ИПК (ИУУ) курсовой подготовки учителей искусства к работе по эксперименту кафедрой художественного образования АПКиПРО разработана и предлагается к использованию образовательная программа «Организационно-педагогические условия проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, образовательная область «Искусство». По итогам курсовой подготовки слушателям выдаются удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.

 

Рекомендуемая литература

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение от 29 декабря 2001г. №1756-р).

Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ от 18.07.2002г. № 2783).

Концепция художественного образования в Российской Федерации (от 10.12.2001 №3051-918/16).

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный в 1998г. (приказ №322 от 9 февраля 1998 года).

Экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (приказ №834 от 6 марта 2001г.).

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации