Представила: Морозкина И.Л., методист УМК ИЗО                          Дата: 29.11.01 г.


О минимуме содержания предметной области «Искусство»

Предмет «Изобразительное искусство» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ входит в образовательную область «Искусство», на изучение которой в инвариантной части выделяется 2 часа в неделю. На изучение образовательного компонента «Изобразительное искусство» в инвариантной части Базисного учебного плана рекомендуется выделять 1 час в неделю.

На изучение регионального компонента возможно выделение 10-15% времени инвариантной части Базисного учебного плана,. Отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из вариативной части Базисного учебного плана.

Цели и задачи предмета «Изобразительное искусство» («Пластические искусства»)

Целью преподавания ИЗО (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладные искусства) является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

Задачи преподавания ИЗО (пластических искусств):

· воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;

· формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

· воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

· обучение основам изобразительной  грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т. д.);

· систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

· приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

· воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

Содержание предмета

Целостное представление о комплексе пластических искусств, их связь с жизнью. Представления о связи социальных (духовных) функций пластических искусств с их образными языками. Происхождение изобразительного искусства и его начальные формы. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративно-прикладного искусства (одежда, бижутерия, ткани, обои, керамика, ковроткачество и т. д.), конструктивного искусства (архитектура и дизайн).

Отличительные особенности жанров изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр).

Целостное представление о национальной художественной культуре, ее месте в культуре народов мира.

Многовековое культурное наследие всех народов России, связь и целостность художественного развития, народного и декоративно-прикладного искусства. Вклад культуры народов России в мировую художественную культуру.

Искусство и памятники культуры родного края.

Содержание программы

Начальное образование

(1-4классы)

Основы художественной грамотности

Основы представления о месте пластических искусств в жизни людей.

Основы понятий о изобразительных, декоративных и конструктивных формах деятельности.

Первоначальные сведения о творчестве выдающихся русских (В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, А.Саврасов, И.Шишкин, И.Левитан, И.Репин, В.Суриков, К.Юон, Б.Кустодиев, А.Пластов, Б.Неменский и др.) и зарубежных (Рафаэль, Рембрандт, Моне, Ван-Гог и др.) художников.

Творчество известных отечественных и зарубежных иллюстраторов детской книги: Е.Чарушин, Ю.Васнецов и др.

Основы представлений о русской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов.

Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных).

Средства художественной выразительности (свет и тень, цвет, тон, объем, пропорции, пространство, ритм, силуэт, фактура, контур, пятно, линия, штрих, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, равновесие) как основы композиции в изобразительных, декоративных, конструктивных искусствах.

Начальные сведения о цветоведении (три основных цвета, их смешение, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст), светотени, способах передачи пространства (загораживание, уменьшение форм, объемов при удалении).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению (природа, предметный мир, человек, животные).

Инструменты, материалы и техника художественной деятельности, доступные начальной школе (акварель, гуашь, аппликация, мелки; тушь, бумагопластика, пластилин, глина и т.д.).

Российское и зарубежное классическое искусство (шедевры выдающихся художников).

Традиционные народные промыслы России (Хохлома, Гжель, Жостово, Павловский Посад и другие промыслы русских областей и национальных республик).

Ведущие художественные музеи России и других стран (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Лувр, Дрезденская галерея, Прадо и др.).

Взаимосвязь изобразительного искусства с другими видами искусств.

Требования к уровню подготовки

· различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна и знать о роли этих искусств в жизни людей;

· знать о некоторых особенностях русской (национальной) художественной культуры (традиционная архитектура, одежда, декоративные искусства, праздники и т.д.);

· иметь начальные представления о выразительных возможностях художественных материалов, инструментов, элементарных техниках и уметь пользоваться ими;

· иметь начальные представления о пропорциях предметов, об элементарных законах перспективы, конструкции предметов и строения человека и уметь пользоваться ими;

· уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительных, декоративно-прикладных искусств, архитектуры, дизайна и определять их принадлежность к этим видам, художественного творчества;

· при выполнении практических работ в живописи, рисунке, лепке, конструировании, декоративных композиций уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции, фактура);

· знать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, великие памятники архитектуры России;

· знать об основные художественные музеи страны и мира и их роли в нашей культуре.

Основное образование

(5-9 классы)

Основы художественной грамотности

Художественный образ в сюжетных, орнаментальных, сюжетно-декоративных и объемно-пластических композициях.

Художественный образ изделий мастеров народных традиционных промыслов России, в творчестве художников декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Основные виды орнамента разных стран и народов, его символы и принципы композиционного построения. Орнамент как стиль эпохи.

Основы цветоведения, конструктивного строения формы, композиции, светотени и перспективы.

Язык изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Средства художественной выразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, плановость, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция).

Закономерность линейной и воздушной перспективы (линя горизонта, точки схода и т.д.). Закономерность светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая тень). Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

Выполнение набросков, эскизов, а также длительных учебных и творческих работ (графических, живописных, лепки и конструирования, декоративных работ, изготовление изделий традиционных художественных промыслов в допустимых техниках).

Виды и жанры изобразительного искусства.

Основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства. Национальные традиции в изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве.

Русское классическое и современное искусство (шедевры и творчество выдающихся художников). Русская икона. Русская академическая живопись, передвижники, «Мир искусства» и другие художественные направления в русском изобразительном искусстве.

Творчество выдающихся русских художников, скульпторов,  архитекторов. А. Венецианов, А. Иванов, К. Брюллов, В. Перов, П. Федотов, А. Воронихин, А Захаров, В. Баженов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, В. Серов, И. Шишкин, И. Левитан, В. Поленов, М. Нестеров, К. Юон, Ю. Пименов, А. Дейнека, П. Корин, С. Коненков, Б. Мухина, М. Аникушин, Е. Кибрик, Б. Неменский и др.

Зарубежное классическое и современное изобразительное искусство: С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, С. Рафаэль, Б. Микеланджело, Рембрандт, Ф. Гойя, Э. Делакруа, Ж.-Б. Шарден, К. Моне, В. Ван-Гог, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, А. Матисс, Р. Кент, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, П. Пикассо и др.).

Изделия традиционных художественных промыслов разных стран и народов. Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Кубачи и т.д.). Виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна.

Взаимосвязь изобразительных и других видов искусства.

Ведущие художественные музеи России и других стран (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея, Метрополитен и др.).

Художественные техники - акварель, гуашь, мелки, тушь, пластилин, глина, аппликация, бумажная пластика, монотипия.

Материалы и инструменты художественной деятельности: бумага (белая и цветная), картон, карандаши (графитные и цветные), акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, тушь, пластилин, природные материалы (шишки, листья. соломка и др.). Художественные инструменты (кисти - мягкие беличьи, щетинные, ручка с пером, палочка).

Своеобразие творчества художников региона. Национальные традиции мастеров декоративно-прикладного края, региона.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать:

·      особенности образного языка изобразительных, декоративно-прикладных искусств, дизайна, архитектуры и их использование при создании пластических работ в живописи, рисунке, лепке, конструировании, декоративных работ;

·      основные этапы историй развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре; искусство и памятники культуры своего края. Традиционность и новаторство. Современные проблемы изобразительных (пластических) искусств;

·      выдающихся представителей изобразительных искусств своей страны и мира, их основных произведений, основные музеи изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры и их роли в развитии и сохранении культуры России и человечества;

·      роль и особенности отечественного (русского и национального) искусства в мировом художественном процессе;

·      роль изобразительных искусств в формировании образных языков синтетических искусств (театр, кино, телевидение);

·      взаимосвязь реальной действительности с ее изображением (выражением) в искусствах;

·      основные художественно- изобразительные средства графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладных искусств, архитектуры и дизайна;

·      основные закономерности конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, цветоведения, композиции.

Уметь:

·      видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры; передавать в своих рисунках эмоциональное отношение к изображаемому;

·      использовать язык изобразительного искусства и художественные материалы на доступном уровне при создании графических, живописных, декоративных и конструктивных работ; работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой; самостоятельно использовать основы цветоведения, светотени, перспективы и композиции;

·      владеть основными навыками изображения отдельных предметов, натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, животных; выполнять на доступном уровне творческую композицию в объеме или на плоскости по предложенной теме;

·      высказывать аргументированные суждения о произведениях изобразительного искусства “золотого фонда” отечественных и зарубежных художников;

·      при иллюстрировании литературных произведений в рисунках, живописи, в скульптуре передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т.п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

·      в тематической композиции применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла, основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

Минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

1.    Натурные объекты (кувшины, чайники, вазы, настольные лампы, книги, муляжи фруктов, овощей, булок, цветы, листья деревьев и т.п.).

2.    Модели геометрических тел (из гипса, дерева).

3.    Модели гипсовых голов, частей головы человека и т.д.

4.    Альбомы репродукций по творчеству художников, коллекциям произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях.

5.    Учебные наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета “Изобразительное искусство”.

6.    Комплект диафильмов и диапозитивов по предмету “Изобразительное искусство”.

7.    Раздаточные материалы для учащихся - наборы открыток с репродукций художников.

Обзор программ по изобразительному искусству.

Согласно базовому инвариантному уровню содержания образовательной области “Искусство” используются следующие федеральные программы:

1. “Изобразительное искусство”. 1-9кл. (В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова и др.). 1994. “Просвещение”.

Основные задачи курса - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание у детей интереса и любви к искусству. Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю.

2. “Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-9кл. (Под рук. Б.М. Неменского). 1994. “Просвещение”.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю.

Обе программы обеспечены методическими рекомендациями, учебно-наглядными пособиями, набором слайдов и другими материалами.

Вариативная часть базисного учебного плана позволяет увеличивать количество часов на предмет “Изобразительное искусство”. В этом случае наряду с указанными федеральными программами могут использоваться следующие программы:

1. “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. 1-4 и 5-8кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. (Под рук. Т.Я. Шпикаловой). 1996, 1997. “Просвещение”.

Программа интегрирована на основе изобразительного искусства и художественного труда. Ставиться задача формирования у школьников целостной эстетической культуры. Программа структурно состоит из четырех разделов: “Основы художественного изображения”, “Орнамент в искусстве народов мира” (построение и виды), “Народный орнамент в России” (творческое изучение в процессе изображения), “Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством” (основы художественного ремесла). Данный курс предназначен для изучения в 1-8кл. от 1 до 4 часов в неделю.

2. Сборник программ. 1995. “Просвещение”.

· “Рисунок”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, А.Е. Близнюк);

· “Живопись”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко);

· “Композиция”. 1-11кл. (Н.М. Сокольникова).

Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Программы предусматривают все основные виды работы по рисунку, живописи, композиции: наброски и зарисовки, длительные рисунки, работу по памяти и по представлению, творческие композиции и иллюстрирование. Большое внимание уделяется знакомству с работами выдающихся художников прошлого и настоящего. Каждая программа рассчитана на 1-4 часа в неделю.

При изучении искусства на полихудожественной основе можно использовать:

3. Сборник программ интегрированных курсов “Искусство”. (Под ред. Б.П. Юсова). 1995. “Просвещение”:

· “Изобразительное искусство и среда (природа, пространство, архитектура)”. 1-11кл. (Л.Г. Савенкова).

Задача программы - приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно организованного пространства. Художественная организация Среды рассматривается как процесс, объединяющий законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека, исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае - центр композиции. Изучается 1-2 часа в неделю.

· “Космос театра”. 1-11кл. (Т.Г. Пеня).

Программа раскрывает специфику театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек. Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию детей средствами театра. Организация процесса лежит на плечах педагога-режиссера, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ученика. Изучается 1-2 часа в неделю.

· “На пути к образу” (для старших школьников) (Т.Г. Пеня).

Основной целью программы является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащение его духовного опыта через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности на основе интеграции искусств. Ведущим принципом программы является педагогически организованный процесс общения, который рассматривается широком смысле как явление культуры. Изучается 1-2 часа в неделю.

· “Сказка игры” (для подготовительных классов) (Т.Г. Пеня).

Цель программы - активизация процесса художественно-творческого развития учащихся подготовительных классов посредством комплексного взаимодействия искусств. Программа предполагает игровую форму проведения занятий, которая носит обучающий и воспитывающий характер. Содержание предусматривает взаимосвязь с уроками изобразительного искусства, музыки и чтения. Отправной точкой каждого занятия является восприятие одного из видов искусства: изобразительного - 1 этап занятий, литературы - 2 этап, музыки - 3 этап. Таким образом, ведущим принципом взаимодействия искусств на занятиях является принцип перевода произведений из одного художественного ряда в другой. Изучается 1-2 часа в неделю.

· “Интегрированные уроки искусства”. 1-4кл. (В.В. Алеев, Т.И. Науменко).

Программа используется наряду с действующими по музыке и изобразительному искусству (а также в рамках одного из этих предметов). Принципы построения интегрированных уроков направлены на формирование у школьников целостного представления об искусстве как важнейшей области  художественной деятельности человечества. Это находит выражение в способах организации урока, основанных на комплексном использовании произведений музыки, живописи, литературы; в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы-образы, темы-ситуации, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческие способности. Изучается 1-2 часа в неделю.

Все учебные программы имеют:

·      пояснительную записку, в которой определены основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебной программы;

·      содержание программы: тематический план, содержание тем, возможные виды занятий;

методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков учащихся;

Нормативные документы и учебно-методическая литература к курсу “Изобразительное искусство”.

1. Каспржак А.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. - М.: МИРОС, 1994.

2. О преобразовании искусства в общеобразовательных учреждениях. Методическое письмо от 23.11. 93 № 908/11//Общее среднее образование России: Сб. Нормативных документов 1994-95г.г./Сост. М.Р. Леонтьева, Н.Н. Гара, А.М. Водянский. - М.: Новая школа, 1994.

3. Примерные программы основного общего образования/Сост.А.М. Водянский, Н.Н. Гара. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.

4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9кл./Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.

5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.

6. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993.

7. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990.

8. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

9. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

10. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

11. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

12. Живопись. Уроки изобразительного искусства/Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1995.

13. Зеленина Е.,Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996.

14. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1991.

15. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н. Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995.

16. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

17. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

18. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом. (1-Й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

19. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

20. Искусство вокруг нас: 2кл. (1-3) и 3кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М. Просвещение, 1997.

21. Коротеева Е.И. Искусство и ты: 1кл. (1-3) и 2кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997.

22. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998.

23. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998.

24. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998.

25. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998.

26. Рисунок. Уроки изобразительного искусства/Сост. В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1994.

27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1995.

28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул. Ч. 1: Основы рисунка. - 1996.Ч. 2: Основы живописи. - 1996.Ч. 3: Основы композиции. - 1996.Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. - 1996.

29. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 1кл.: Тетрадь творческих заданий: В 3 ч. - М.: АСТ, 1998.

30. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 2кл.: Тетрадь творческих заданий: В 3 ч. - М.: Просвещение, 1998.

31. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 1кл.: Метод. Пособие. - М.: АСТ, 1998.

32. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство; 2кл.: Метод. Пособие. - М.: АСТ, 1998.

33. Сокольникова Н.М. Художники, книги и дети: Кн. для учителя. - М.: Мегатрон, 1997.

34. Твоя мастерская; Тетрадь к учебнику “Искусство и ты”. 1кл. (1-3) и 2кл. (1-4)/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С., Питерских и др.: Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997.

35. Твоя мастерская: Тетрадь к учебнику “Искусство вокруг нас”. 2кл. (1-3) и 3кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997.