Представила: Морозкина И. Л.Методист УМК ИЗО, черчения, МХК.
Дата: 29.11.01 г.

                                                                                                                                                   

Конференция. 1999 г. 23-24 июня.

Формирование содержания художественно-эстетического образования как условие его качества

Близится 21 век. Как и в предыдущие столетия, на рубеже веков человеку становится неспокойно в ожидании грядущего. В «преддверии  конца света» разум человека перестает мыслить целенаправленно, методично, рассудительно. Из поколения в поколение сталкиваемся мы с  деградацией человечества. Это касается  как обыденной жизни человека, так и культурной жизни в полном смысле этого слова. Не обходит это явление стороной и искусство, т. к. искусство является зеркалом души человека. 

                 И. В. Бестужев-Лада в статье «Деградация искусства 20 века глазами социолога» так описывает современную ситуацию: мир искусства в настоящее время «начал и продолжает переворачиваться». На протяжении последних 10-15 лет мы наблюдаем во всех видах западного искусства самое настоящее триумфальное шествие антикультуры.

                В чем проявляется сегодня антикультура?

                Во-первых, культ силы, насилия. Это уже не эгоизм, не индивидуализм, а сплошная каинизация подрастающих поколений. Результаты видны невооруженным глазом.

                Во-вторых, культ животной похоти, прикрываемой словом «секс». Это не любовь, не эротика, как нас пытаются уверить, а самое настоящее растление людей, прежде всего, молодежи.

                В-третьих, сатанинский культ Зла, его неодолимости, культ отрицания всех семи форм общественного сознания, начиная с устойчивого мировоззрения, элементарных научных знаний, Чувства Прекрасного, и кончая моралью, правом, справедливой политикой, верой. Никакие бесы не в состоянии замутить разум человека до такой степени, как это удается антикультуре в ее усилиях по обратному превращению человека в обезьяну.

Если человек попадает во власть культа насилия, культа похоти - спастись от угрызений совести, голоса разума можно только обращением к культу зла. И здесь человек обращается к искусству.

Искусство, подобно наркотику, позволяет человеку перенестись из ужасов окружающей его действительности в воображаемый мир прекрасного. «Психика человека не выдержала бы в сегодняшних условиях, если бы он не имел возможности время от времени «расслабиться», уходить в «мир иной», читая или слушая повествование, сопереживая с происходящим на сцене, любуясь чем-то прекрасным, погружаясь в пение, вышивание, танец, в чарующую прелесть музыки.» Однако в конце 20 века сфера культуры, и в том числе искусства, чрезвычайно сузилась за счет расширения сферы обслуживания. Наиболее распространенным  сейчас оказался жанр шоу -  развлекательный жанр, обслуживающий досуг человека.

Кто же предлагает обслуживание такого досуга? Конечно же, не столько художники, сколько ремесленники индустрии досуга. Причем, такое обслуживание проходит в условиях жесточайшей конкуренции среди толп ремесленников, занимающихся «искусством» только ради наживы.

Сравнивая между собой определенные этапы развития искусства, И. В. Бестужев-Лада замечает, что «в условиях «Золотого века» мастера искусства насчитывались единицами, даже подмастерья - десятками, самое большее - сотнями. Трудно поверить, но были времена, когда в принципе можно было прочитать все написанное, посмотреть все поставленное или изображенное, послушать все сочиненное. Конкуренция на рынке сводилась к минимуму.

«Серебряный век» на порядок увеличил численность деятелей культуры. Познакомиться со всей их продукцией стало невозможно. И здесь конкуренция уже обострилась.

«Бронзовый век» поднял численность деятелей культуры еще на порядок. Достаточно сказать, что в бывшем СССР насчитывалось 10.000 официально признанных писателей, в том числе 2.000 поэтов, плюс еще 100.000 непризнанных, но тоже сидевших на иждивении у государства литераторов. Такими же астрономическими цифрами измерялось число художников, артистов, композиторов и т. д. Конечно, это - социальная патология.

Сегодня для создания «произведения искусства» в рамках поточной индустрии досуга не нужно никакого художественного таланта. Повести и сценарии по установившимся шаблонам строчатся опытными ремесленниками со скоростью до печатного листа в сутки, до нескольких романов или сценариев каждый год. Рифмуется на заказ в любых количествах все, что попало. Поставить фильм или спектакль, где главное - порнография, можно за неделю; сочинить шлягер или «музыку» без мелодий - легче, чем «сшить рубашку». Намалевать абстракцию или примитив - тоже. Наконец, для сооружения современных зданий не требуется архитектора. Достаточно простого инженера-строителя.

И. В. Бестужев-Лада делает вывод, что при наблюдаемых тенденциях современная мировая цивилизация вряд ли переживет грядущее столетие, если не видоизменит тенденции переходом к альтернативной цивилизации, способной успешно  решить глобальные проблемы современности. В том числе преодолеть растущее засилье антикультуры и добиться, наконец, перехода от затянувшегося Декаданса (упадка) к новому Ренессансу.

Социологи, педагоги, деятели искусства занимаются сейчас проблемами всеобщего падения духовного потенциала человечества.

Выдающийся деятель искусства, актер, режиссер, действительный член Российской Академии образования Р. А. Быков говорит о том, что все проблемы нашего времени концентрируются вокруг вопроса о духовности и культуре. Так называемый цивилизованный западный мир в течение нескольких веков разрабатывал проблему соотношения денег - и любви, денег - и совести, денег - и таланта. И если на Западе культура умирала 100 лет, у нас безумная и бездумная проповедь золотого тельца сразу смыла нравственный ландшафт. В этих новых условиях главная задача во всем мире состоит в одном - охранять и защищать вечные ценности, и в первую очередь национальную культуру. 

Согласно Методическому письму Министерства образования РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях» целью преподавания предметов, составляющих образовательную область «Искусство» является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления молодых людей к корням культуры. Как отмечается в решении коллегии Министерства образования РФ «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях», возрастание ценности эстетического образования в России, постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Первое из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта  человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своеобразного рода защитный пояс, охраняющий ребенка  от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источником формирования агрессивного поведения.

Второе обстоятельство связано с осознанием ограниченности рационального объяснения мира, необходимостью преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы «знаний, умений и навыков» и выявлением  мотивирующей функции искусства в становлении личности.

Третье педагогическое обстоятельство заключается в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.   

Становится очевидным, что прорыв методологии образования связывается с проникновением искусства во все его сферы. В современной отечественной литературе вводятся понятия: «культура», «человек культуры». Соответственно, в содержание образования включены такие понятия, как: политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная культура общения; экологическая, художественная, физическая культура. На этом уровне начинается отбор содержания как всех предметов, так в частности и предметов художественно-эстетического образования. То есть следует осознать, что в современной общеобразовательной школе особое место в развитии личности школьников занимают искусство, художественные дисциплины, способные развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение  понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Причем необходимо иметь в виду, что методологическая база художественных дисциплин (изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, хореографии и т. д.) как видов искусства и учебных предметов основана на таких ведущих принципах отечественной теории культуры, как единство материальной и духовной культуры, историческая преемственность в развитии материальной культуры, которая  составляет основу преемственности в развитии культуры в целом.

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовывать «связь времен»,связь и целостность изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры русского и другого народов России в мировую культуру. Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Это возможно только, если удастся закрепить в сознании ребенка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Реализация этих идей позволяет достичь главной цели преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях - воспитать человека- творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства.

Б. М. Неменский в объяснительной  записке к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» подчеркивает, что урок искусства - не обучение просто деланию даже красивых вещей. На нем необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Здесь ставится проблема качества, глубины впечатлений, представлений   школьников о системе взаимодействия искусства с жизнью. Неменский Б. М. выражает идею программы так: «Свою задачу преподавания изобразительного искусства я вижу не только в том, чтобы научить моих подопечных техническим навыкам и пониманию красоты пластических искусств, но и в том, чтобы открыть им широкое поле для реализации фантазии, детской непосредственности, способности интуитивно делать маленькие открытия. И на этом поле не должны вырастать жесткие, сухие ростки - безжизненные штампы и схемы.» 

Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет воспитателям, который актуален и для художника-педагога: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не учите их, что польза - главное. Главное - возрастание в человеке человеческого». 

Как указывается в Методическом письме, в настоящее время в общеобразовательных учреждениях художественно-эстетическое образование осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания. В базисном учебном плане предметная область «Искусство» охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов. Все большим успехом пользуются интегрированные курсы по искусству, изучение духовной музыки как  части культуры, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства. То есть современные общеобразовательные учебные заведения, в зависимости от конкретных условий методики преподавания различных видов искусств, должны ориентировать на четко определенные ведущие направления в обучении и воспитании. Ими являются:

· развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоение им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, изобразительного искусства, хореографии, освоение традиций русской художественной и музыкальной школы, народных художественных ремесел;

· воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных культурных ценностей, способность сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве, возрождать все ценное, что имеется в родном крае, в родном отечестве.

                К сожалению, не во всех школах общее эстетическое образование, преподавание изобразительного искусства, музыки обеспечивает целостное представление об искусстве, обо всем многообразии его видов на каждом возрастном этапе. Не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры, а также многих других пластов мировой культуры, что отрицательно сказывается на эстетическом образовании. Поэтому в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшими задачами являются и задачи всемерного расширения межпредметных связей в преподавании искусства, внедрения передового педагогического опыта, авторских нетрадиционных интегрированных программ (утвержденных в Министерстве образовании РФ, в институтах повышения квалификации и развития образования), активного включения в учебные курсы программы региональных особенностей культуры, искусства.

                Потребность поиска духовного смысла существования естественна. Однако это является и плюсом и минусом подросткового возраста. Поэтому высокая человеческая культура должна идти к подростку не как догма, но как вечный поиск сути жизни, вечная борьба высокого и низкого, человечного и бесчеловечного. Искусства во все времена развития человечества выполняли именно эту функцию.   

Список литературы.

1. Бестужев-Лада И. В. Деградация искусства 20 века глазами социолога. - Искусство и образование, 1998, № 4, стр. 81-89.

2. Быков Р. А. «Новаторство - в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». - Искусство в школе, 1998, № 3, стр. 49-54.

3. «Мой путь - от искусства к педагогике». - Искусство в школе, 1998, № 5, стр. 46-52; № 6, стр. 36-39.

4. Методическое письмо Управления общего  среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (№1398/14 - 12 от 14.11.97) «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях».

5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство/Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. 1,2 ч. - М. : Дрофа, 1998, 1999.

6. Решение коллегии Министерства образования РФ «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - Искусство в школе, 1995, № 3, стр. 5 - 9.