Представила: Морозкина И. Л.  методист УМК ИЗО
Дата 29.11.01 г.

Влияние эстетического воспитания на духовный мир личности

Сегодня наиболее актуальной является задача воспитания гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину. Эта задача не может быть решена без глубокого познания духовной культуры своего народа. Обостренный интерес к личности, ее духовному миру и художественной культуре - главная отличительная черта нашего времени. Душа современного человека требует, чтобы духовная основа жизни вернула его к первоисточникам жизни, ее ощущениям, которые являются знаками совершенной мудрости для возрождения из явного и острого кризиса, которое переживает современное общество. Приобщение человека к художественной культуре, т.е. эстетическое воспитание, и есть такой процесс, который способствует нравственному воспитанию личности, направленному на поиски новых духовных устоев жизни.

Эстетическое воспитание - это процесс воздействия на духовный мир личности посредством формирования способности воспринимать прекрасное, переживать его и претворять в практической деятельности. Отсюда основная цель эстетического воспитания - культура творческой личности, проявляющей себя общественно и индивидуально, - личности, создающей в сложном процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира художественные ценности.

эстетическое воспитание направлено на формирование высшей человеческой чувственности, без которой нет и быть не может ни познания, ни понимания истины, красоты, добра, справедливости и утверждения их в жизни. Помогая человеку ориентироваться в художественных ценностях, эстетическое воспитание образует связь между личностью и обществом, выступает средством социализации личности. В свою очередь, объединяя личность и общество, эстетическое воспитание развивает творческие способности личности. Именно воспитание творческой активности способствует гармоническому развитию личности.

В связи с этим определяется и главная задача эстетического воспитания: изыскание и разработка таких педагогических методов, которые помогли бы не только сохранить в личности максимум творческой активности, но и превратили бы ее в основной рычаг всей жизнедеятельности взрослого человека. Для этого необходимо исходить из внутреннего мира, из внутренних потребностей личности.

Важнейшей функцией изобразительного искусства в системе эстетического воспитания является формирование художественного вкуса личности как способности ее к эстетическому восприятию, переживанию, оценке идеалов и норм окружающей действительности. Организация восприятия искусства - неизбежный процесс, сопровождающий акт творчества, мобилизующий ум, чувство, волю, воображение человека, т.е. всю совокупность его духовных способностей.

Наилучшим методом восприятия искусства является общение с произведением искусства. Организация художественного восприятия может быть намечена в двух главных направлениях: переживании и познании. Познавательные элементы неизбежно присутствуют в переживании, в то время как процесс изучения окрашивается той или иной эмоцией, а художественный образ определяется равнодействующей внутреннего творческого акта и физического его выражения. Акт творческого восприятия в этом случае соединяет личность с общим, сверхличным, художественный образ становится душою, а его материальная форма - символом этого общего духа, его творческого внутреннего действия. Здесь просматривается поставленная перед художником задача, которая сводится к тому, чтобы зритель, созерцая художественное произведение, почувствовал внутреннее творческое переживание, забыв и материал, и технику. Не пережитое до конца художественное произведение не может быть до конца понято, а значит, не может быть и подлинной, культурной ценностью. Истинный художник должен так переработать художественный материал в некую иллюзорную форму, пронизанную глубоким психологическим переживанием, чтобы его художественное произведение явилось символом-выразителем творческого действия у художника и символом-возбудителем сходного творческого действия у зрителя. Отсюда - глубочайшая социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания.

В методике восприятия следует отправляться от психологии зрителя, особенно если это ребенок. Обычно в раннем возрасте ребенок захватывается переживанием сюжета. Поэтому на первых этапах можно применить анализ сюжета как поверхностного, не специфического слоя художественного произведения. Анализ формы и техники здесь может только навредить маленькому зрителю, оборвав рождение глубокого внутреннего переживания. Насилие или будет скучно и отвратительно, или вызовет лживое, неискреннее отношение зрителя к своимe восприятию. Это же касается и создания ребенком художественного образа.

В периоде детства вообще следует предоставить полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле. «Исправление» детского художественного вкуса, художественных произведений детей - одна из величайших педагогических ошибок. Педагог должен помогать ребенку в другом. Прежде всего это - помощь при познании ребенком окружающего мира, предметов, их свойств, отношений, взаимодействий. Так, на уроках ИЗО следует помочь детям овладеть той или иной красочной палитрой по их вкусу, смешивать краски, накладывать их на бумагу или иной материал, обрабатывать в связи с их запросами поверхность, - добиваться, например, большей или меньшей густоты красочного слоя, густого или жидкого состава краски, умения накладывать ее ровным слоем. В пользовании материалом для выполнения объемных и пространственных работ педагог должен помочь детям выявить все свойства материалов, их конструктивные качества, их пригодность для осуществления определенного творческого замысла детей. Педагог не должен забывать, что основной метод работы с детьми - метод пробуждения предельной самостоятельности детей, развития до возможного напряжения активности их воображения, творчества и изобретательских способностей. Всякий педагог, работающий с детьми, знает то бесчисленное количество открытий, которые совершает в процессе своей работы ребенок, знает тот творческий восторг, каким загорается лицо ребенка при удачном завершении творческих и чисто технических поисков. Успех и приобретаемые навыки пробуждают в нем новый взрыв энергии, реализацию творческих ценностей. Основную педагогическую ценность здесь имеет самый процесс, самое творческое действие, а не результат.

Для подростков характерен уже рост познавательных стремлений над эмоциональными. Восприятие художественных произведений теперь приобретет неизбежно характер аналитический. Теперь педагогу важно закрепить в подростке моменты подлинного переживания, сделать их исходными в процессе творческого самовыражения.

Далеко не каждый ребенок станет и должен стать художником. Но он должен стать Творцом. Задача эстетического воспитания - помочь человеку чутко воспринимать и переживать совершенство художественной формы жизни, добиваться этого совершенства в области творимого им дела.