Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка
Из опыта работы Пиянзина Виталия Ивановича
(для учителей ИЗО общеобразовательных учреждений)

Представила: Морозкина И.Л., зав.УМК художественного образования
Дата: 23.01.03

I.         Сведения об учителе

Пиянзин Виталий Иванович – учитель ИЗО первой категории Северной СШ руководитель районного объединения учителей ИЗО, черчения и МХК. Стаж работы по специальности – 25 лет. Награжден Почетной грамотой Министерства образования РФ. Многократный участник районных и областных выставок изобразительного искусства.

II.  Теоретическое обоснование опыта

В каждой школе учатся не только будущие агрономы, токари, ученые, летчики, но и матери, отцы, учителя – будущие воспитатели новых поколений. Семья и школа в ответе за то, что дети будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать. Прочный фундамент всего этого закладывается в юные, школьные годы.

Обществу не безразличны эстетические вкусы и интересы его членов, прежде всего молодежи. Изобразительное, театральное, музыкальное искусство, литература, природа окружающей среды – все это приобщает к прекрасному.

Влияние эстетического воспитания на формирование личности огромно. Вот почему школа должна научить ребят разбираться в произведениях поэтов, писателей, художников, скульпторов, композиторов; сделать все, чтобы ребята обладали высоким вкусом.

Ко всему этому надо приучать уже в детстве, когда душа ребенка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов.

Практика работы показывает, насколько эффективно влияет эстетическое воспитание на духовное развитие ребенка, на создание в конечном итоге всесторонне развитой, гармонической личности.

Опыт включает вопросы развития восприятия цвета, развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках ИЗО в общеобразовательной школе через необходимость использования специальных упражнений и заданий в художественно-творческой деятельности школьников, направленных на восприятие цвета. В результате работы у учащихся развиваются умения различать цветовые отношения, понимать их сочетания и воспроизводить на бумаге, выбирать цвет, зная о его воздействии на чувства человека, понимая его значение для раскрытия содержания рисунка.

Цель: создать условия для развития цельной, гармонической личности.

Достижение этой цели возможно через решение ряда задач:

·       изучение литературы по теме исследования;

·       приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного;

·       развитие познавательных и творческих способностей у ребенка;

·       формирование умений понимать, ценить и создавать прекрасное;

·       разработка экспериментального материала (использование различных видов деятельности на уроках, дидактических игр).

III.  Технологические процедуры в границах данного опыта

Для того чтобы научить детей понимать язык искусства, видеть прекрасное, можно предложить различные виды деятельности учащихся на уроке:

·         Просматривая репродукции картин, дети учатся рассказывать их содержание; пытаются смотреть на них глазами самого художника; узнают много нового о стилях и направлениях в искусстве, о картинах и тех, кто их написал.

·         Рисуя с натуры, школьники учатся видеть красоту окружающих предметов и объектов, правильно передавать их форму, пропорции, цвет и отличительные особенности с помощью изобразительных средств.

·         Используя лесные материалы на уроках лепки, учащиеся учатся видеть их скрытую красоту. Чуть-чуть прикоснувшись к дереву, дополнив или убрав несколько линий, юный скульптор создаст бесхитростное произведение, которое поможет ему глубже понять и оценить искусство.

·         Работая на пленэре, ребенок учится видеть красоту окружающего мира; испытывает радость от общения с природой; ценить, оберегать и защищать окружающую природу.

·         Работая разными инструментами (карандашом, углем, кистью, палочкой, и т.д.), дети приобретают умения и навыки работы различными техниками, изучают разные технологии.

IV.    Методический инструментарий учителя

Эти задачи можно решать с помощью различных методов и форм работы:

1.   Беседы о произведениях изобразительного искусства.

2.   Коллективный анализ произведений искусства.

3.   Пленэрные этюды.

4.   Групповая работа учащихся.

5.   Организация выставок детских работ, в том числе персональных.

6.   Интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся и т.д.

V.   Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Критерии результативности должны удовлетворять хотя бы двум условиям:

·                          Изменение в успеваемости учащихся;

·                          Изменение в обучаемости учащихся.

Т.е. результаты должны быть выше прежних. В успеваемости – это повышение качества знаний. В обучаемости:

·                            Темп развития в знаниях – ускоренный;

·                            Объем действительных знаний: в рамках учебной программы до сверх программы высокий уровень умений и навыков;

·                            Перенос ЗУН широкий и свободный;

·                            Формирование образного мышления;

·                            Самостоятельное получение учащимися информации;

·                            Повышение мотивации учащихся;

·                            Повышение уровня эмоциональной отзывчивости;

·                            Совершенствование навыков работы различными материалами и инструментами.

О результате работы говорят многочисленные участия в различных районных и областных конкурсах; призовые места и грамоты, полученные ребятами; выпускники, которые пошли по стопам своего учителя и предпочли профессию художника или учителя изобразительного искусства.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации